Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в открытых зубчатых передачах, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела (1) и зубчатого венца. Каждая боковая сторона зубчатого венца снабжена плоским кольцом (3) с геометрическим центром, совпадающим с центром вращения колеса, ориентированным перпендикулярно боковой стороне тела (1) и расположенным на некотором удалении от венца. Изобретение направлено на оптимизацию процесса смазывания зубчатого колеса. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в открытых зубчатых передачах, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, состоящее из тела и зубчатого венца с зубьями (см., например, «Прикладная механика: для студентов ВТУЗов» / Г.Б. Иосилевич, П.А. Лебедев, В.С. Стреляев. - М.: Машиностроение. 1985. - 576 с., ил., стр.315).

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что пластичный смазочный материал, наносимый на зубья, при работе колеса в зубчатой передаче выдавливается из зоны зацепления, рабочих поверхностей зубьев, и поступает на его торцевые поверхности, а также на части тела зубчатого колеса, прилегающие к зубчатому венцу. Эти части тела должны являться впоследствии смазочными карманами, из которых смазочный материал мигрирует в зоны трения - на рабочие поверхности зубьев (см., например, Гаркунов Д.П. Триботехника /пособие для конструктора/: Учебник для студентов ВТУЗов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение. 1999. - 336 с., стр.237). Однако при работе колеса в зацеплении вытеснение смазочного материала на теле колеса происходит неупорядоченно, и смазочный материал может быть вытеснен достаточно далеко от зубчатого венца. Кроме того, при нанесении смазочного материала на зубчатый венец (оно, как правило, производится вручную при помощи лопатки), смазочный материал может быть нанесен в процессе смазывания на тело зубчатого колеса достаточно далеко от зубчатого венца (что и происходит на практике, особенно если зубчатое колесо находится в труднодоступном месте). Поэтому возврат смазочного материала вследствие его миграции в зону трения затруднителен.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по АС СССР №1567839 от 02.03.1988 г., БИ №20, кл. F16H 57/04. Сущность его состоит в том, что зубчатое колесо имеет специально выполненные смазочные карманы, в которые поступает смазочный материал при зацеплении колес, и оттуда затем он мигрирует в зону трения.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что смазочный материал, попавший (см. выше) на участки тела зубчатого колеса достаточно далеко от зубчатого венца, не сможет мигрировать в зону трения - зацепления зубьев - и из процесса смазывания исключается.

Цель изобретения - оптимизация процесса смазывания зубчатого колеса.

Для этого зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец, снабжено парой плоских колец, установленных по одному с каждой боковой стороны тела колец, геометрический центр колес совпадает с центром вращения колеса, кольца ориентированы перпендикулярно боковым сторонам тела и расположены на некотором удалении от зубчатого венца.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен фрагмент зубчатого колеса (внешнего зацепления): на фиг.1 - вид сбоку, на фиг.2 - колесо в разрезе.

Зубчатое колесо состоит из тела 1 и зубчатого венца с зубьями 2. На боковых сторонах тела 1 расположены плоские кольца 3, ориентированные перпендикулярно боковым поверхностям, с геометрическим центром, совпадающим с центром вращения колеса. Кольца расположены на некотором расстоянии (l) от зубчатого венца.

Работает данное колесо следующим образом. Пластичный смазочный материал наносится, как правило, вручную в процессе периодического смазывания на зубчатый венец 2. При работе колеса в зацеплении часть смазочного материала (5) выдавливается из зоны зацепления зубьев 2 на тело 1 колеса (участок 4), откуда он затем мигрирует в зону трения; участок 4 выполняет роль смазочного кармана. При этом кольца 3 выполняют две функции: первая - ограничивают попадание смазочного материала при ручном смазывании на участки тела колеса, удаленные от зубчатого венца (не дают смазочной лопатке попадать на эти участки); вторая - совместно с участками тела колеса, прилегающими к зубчатому венцу, образуют смазочные карманы, из которых происходит подпитка смазочным материалом в зону трения (зацепления зубьев). Расстояние l и высота колец 3 подбирается с учетом количества вытесняемого на тело 1 смазочного материала 5.

По сравнению с прототипом данная конструкция зубчатого колеса оптимизирует процессы смазывания как при нанесении смазочного материала, так и в процессе работы зубчатого колеса, тем самым снижается изнашивание поверхностей трения зубчатого колеса и повышается его долговечность.

Зубчатое колесо, состоящее из тела и зубчатого венца, отличающееся тем, что каждая боковая сторона тела снабжена плоским кольцом с геометрическим центром, совпадающим с центром вращения колеса, ориентированным перпендикулярно боковой стороне тела и расположенным на некотором удалении от зубчатого венца.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела (1), зубчатого венца с зубьями (2), вдоль боковых поверхностей (3) которых на торцах (4) зубьев расположены смазкоудерживающие карманы в виде полок (5).

Изобретение относится к гидравлическому машиностроению Масляная система для охлаждения главного редуктора вертолета при испытании включает в себя главный редуктор (22) с поддоном, содержащим полости холодного и горячего масла.

Изобретение относится к корпусам механического оборудования, в частности коробок передач с охлаждаемой внутренней аппаратной камерой. Корпус имеет отверстие, а в нем умещена крышка (3) с аппаратной камерой (11), ограниченной внутренней стенкой и внешней стенкой, которые образуют водяную рубашку охлаждения, соединенную с двумя заглушками.

Изобретение относится к способу охлаждения электронных систем в механических устройствах, особенно в коробках передач. Способ основан на охлаждении электронного блока (20), помещенного в аппаратной камере (11), находящейся внутри корпуса коробки (1), посредством протекающей через водяную рубашку охлаждения охлаждающей жидкости.

Изобретение относится к области редукторостроения. Зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением содержит корпус (1) с масляным картером (2), фрикционную муфту (8) с гидравлическим управлением, установленные на корпусе (1) насос (17) смазки редуктора и насос (18) управления фрикционной муфтой с редукционным клапаном (22), запорный клапан (20) с приводом.

Изобретение относится к смазке и охлаждению редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей, в частности, в турбомашине авиационного двигателя. Редуктор содержит центральное зубчатое колесо (14), внешние коронные колеса (16, 20) и сателлитные шестерни (28), установленные на водиле (30).

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых колесах. Зубчатое колесо содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2) и пару торцевых кольцевых накладок, укрепленных на теле колеса и торцах зубьев.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Поверхности элементов зубчатого колеса, а именно зубчатого венца, после упрочняющей обработки очищают, промывают растворителем и помещают в ванну с материалом, способным образовывать после высыхания эластичное покрытие с высокими адгезионными свойствами по отношению к материалу зубчатого венца и низкими по отношению к смазочным материалам.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, преимущественно реверсивных, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к системе смазки колесного редуктора. Смазочное устройство содержит емкость масла, сцепленные ведущую шестерню и ведомое зубчатое колесо колесного редуктора, ультразвуковые масляные насосы.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных передачах с цилиндрическими колесами. Зубчатая передача содержит пару сопряженных зубчатых колес, состоящих из тела (1, 2) и зубчатого венца с зубьями.

Изобретение относится к зубчатым передачам открытого и закрытого типов с прямозубыми и косозубыми чугунными колесами. Способ повышения износостойкости чугунных зубчатых колес заключается в нанесении на поверхность колес равномерного покрытия из износостойкого материала и выполнении на рабочей поверхности зубьев поперечных канавок с наполнителем.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых колесах. Зубчатое колесо содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2) и пару торцевых кольцевых накладок, укрепленных на теле колеса и торцах зубьев.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к изготовлению шестерней для приводных поездных систем, используемых для передачи высокого крутящего момента.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции зубчатых колес привода, в том числе кресла-коляски. Зубчатое колесо привода содержит зубчатые венцы, полую ступицу (3), выполненную за одно целое с зубчатыми венцами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах с непостоянным пятном контакта вдоль ширины зубьев.

Изобретение относится к поршневым двигателям, в частности к балансировочному валу поршневого двигателя. Уравновешивающий вал (1) включает опорную шейку (2), на которой уравновешивающий вал (1) установлен в подшипнике, участок (10), на котором зубчатое колесо (5) соединено с уравновешивающим валом без возможности проворота или на котором уравновешивающий вал (1) и зубчатое колесо (5) выполнены монолитно, и участок (8) дисбаланса, на котором расположен дисбаланс, причем зубчатое колесо выполнено из чугуна с шаровидным графитом с незакаленными зубьями (11).

Изобретение относится к зубчатым колесам и может быть использовано в коробках передач. Зубчатое колесо (10) содержит ступицу (15), круглый зубчатый обод (11) с зубчатым венцом (12) и, по меньшей мере, одну промежуточную стенку (14), которая связывает зубчатый обод (11) и ступицу (15) таким образом, чтобы ступица (15) фиксировалась, по существу, около центра зубчатого обода (11).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к открытым зубчатым передачам, содержащим шевронные зубчатые колеса с разнесенными венцами. Шевронное зубчатое колесо с разнесенными венцами состоит из пары цилиндрических косозубых колес (1, 2), установленных на общем валу (3).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных малонагруженных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело (2) и зубчатый венец с зубьями (3), имеющими боковую рабочую (5) и боковую нерабочую (9) поверхности.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в открытых зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело (1) и зубчатый венец с зубьями (2). Смазкоудерживающие полки (7) расположены со стороны одного торца (4) зубчатого венца. На втором торце (3) зубчатого венца и прилегающем к нему теле (1) колеса укреплена торцевая накладка (8). Изобретение обеспечивает износостойкость рабочих боковых поверхностей и изгибную прочность зубьев. 2 ил.
Наверх