Способ монтажа зонального блока в отсеке судна


 


Владельцы патента RU 2527251:

Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли РФ (МИНПРОМТОРГ РОССИИ) (RU)

Изобретение относится к области судо- и машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа зональных блоков и крупных сборочно-монтажных единиц. Способ монтажа зонального блока в отсеке судна включает выбор монтажных баз, установку блока на фундамент, измерение монтажных зазоров между присоединительными поверхностями блока и фундамента, перемещение и закрепление зонального блока по результатам измерений. При этом предварительно выполняют с помощью автоматизированной системы проектирования виртуальную 3D модель отсека судна и устанавливаемого в нем зонального блока, в качестве монтажных баз зонального блока и его виртуальной модели принимают опорные точки, являющиеся общими для фундамента отсека судна и установленного в нем зонального блока. Затем на принятых монтажных базах реального фундамента и зонального блока закрепляют не менее чем по три репера с одинаковыми пространственными координатами относительно отсека судна, после чего собирают блок и фундамент относительно установленных реперов и измеряют координаты фактического расположения их присоединительных поверхностей относительно этих реперов. После этого на основе выполненных измерений производят виртуальную установку зонального блока на фундамент совмещением их монтажных баз (опорных точек) и измеряют по виртуальной сборке полученные монтажные зазоры, сравнивают реальные монтажные зазоры и зазоры, измеренные по виртуальной сборке, и по их разности производят расчетные перемещения зонального блока на фундаменте помещения корпуса судна для установки его в проектное положение. Технический результат заключается в значительном снижении длительности и трудоемкости монтажа зонального блока или иных крупногабаритных блоков. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области судо- и машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа зональных блоков и крупных сборочно-монтажных единиц.

Известен способ центрирования валов (патент РФ №2316725), по которому производят измерение смещения валов относительно друг друга при их синхронном повороте и осуществляют коррекцию их положения по измеренным значениям смещений.

Известен также способ монтажа турбозубчатого агрегата (Ф.С. Держилов, Б.Х. Бортштейн, В.Д. Харитонов. Технология судоремонта. Издательство «Транспорт», М., 1970 г., стр. 295). При реализации этого способа вначале производят центровку по изломам и смещениям редуктора к валопроводу, а затем после крепления редуктора производят центровку турбины к редуктору.

Недостатком приведенных способов монтажа является отсутствие контроля в процессе монтажа за значениями монтажных зазоров, что иногда приводит к их выходу за установленные значения и требует выполнения дополнительных работ по устранению дефектов сборки.

Известен способ монтажа деаэратора (B.C. Кравченко. Монтаж судовых энергетических установок. Издательство «Судостроение», Л., 1975 г.), являющийся наиболее близким по технической сущности к заявленному техническому решению и выбранный за прототип.

В этом способе вначале производят подготовку и выбор монтажных баз, после обработки фундамента установку деаэратора на фундамент, производят его базирование и измерение монтажных зазоров. Затем производят перемещение и крепление деаэратора. Однако в приведенном способе монтажа базирование деаэратора выполняется методом «проб и ошибок», поэтому он является достаточно длительным и трудоемким.

Задачей настоящего изобретения является разработка современной технологии монтажа зональных блоков и иных крупногабаритных блоков.

Технический результат, обеспечиваемый настоящим изобретением, выражается в снижении длительности технологического процесса монтажа зональных блоков.

Поставленная задача достигается в способе монтажа зонального блока, включающем выбор монтажных баз, установку блока на фундамент, измерение монтажных зазоров между присоединительными поверхностями блока и фундамента, перемещение и закрепление зонального блока по результатам измерений. При этом в заявленном способе предварительно выполняют с помощью автоматизированной системы проектирования виртуальную 3D модель отсека судна и устанавливаемого в нем зонального блока, причем в качестве монтажных баз зонального блока и его виртуальной модели принимают опорные точки, являющиеся общими для фундамента отсека судна и установленного в нем зонального блока. Затем на принятых монтажных базах реального фундамента и зонального блока закрепляют не менее чем по три репера с одинаковыми пространственными координатами относительно отсека судна, после чего собирают блок и фундамент относительно установленных реперов и измеряют координаты фактического расположения их присоединительных поверхностей относительно этих реперов. После этого на основе выполненных измерений производят виртуальную установку зонального блока на фундамент совмещением их монтажных баз (опорных точек) и измеряют по виртуальной сборке полученные монтажные зазоры, сравнивают реальные монтажные зазоры и зазоры, измеренные по виртуальной сборке, и по их разности производят расчетные перемещения зонального блока на фундаменте помещения корпуса судна для установки его в проектное положение.

В частном случае заявленного изобретения измерения пространственных координат реального зонального блока и фундамента выполняют с помощью известных средств 3D измерений, например лазерного трекера.

Заявленный способ, реализованный в соответствующей технологии, позволит значительно снизить длительность и трудоемкость монтажа зонального блока или иных крупногабаритных блоков.

Для пояснения изобретения приводится конкретный пример выполнения изобретения со ссылкой на позиции рисунка (фиг.1).

На позиции 1 показано взаимное расположение фундамента и зонального блока для трех состояний: на 3D модели помещения судна, при виртуальной сборке и при фактической установке зонального блока.

На позициях 2 и 3 показано выполнение операций изготовления и измерения координат фактического расположения их присоединительных поверхностей относительно реперов соответственно фундамента и зонального блока.

Способ реализуют в следующем порядке.

При проектировании установки зонального блока с помощью автоматизированной системы проектирования, например Pro-E5 или AutoCAD, наносят на 3D модель помещения корпуса судна монтажные базы. В качестве монтажных баз могут быть приняты опорные точки «а», размещенные непосредственно на присоединительных поверхностях зонального блока и являющиеся общими как для фундамента 1, так и для зонального блока 2 (позиция А фиг.1).

При изготовлении (сборке) фундамента 1 (позиция Б) и блока 2 (позиция В) закрепляют на их поверхностях не менее чем по три репера 3 и 5 по координатам, заданным 3D моделью помещения. Реперы не являются силовыми элементами, а служат лишь для позиционирования элементов системы измерения и выполнены, например, в виде уголковых отражателей.

Затем производят сборку фундамента и блока 1 (позиция Б) и блока 2 (позиция В) по результатам измерений относительно реперов 3 и 5 с помощью средств 3D измерений, например лазерного трекера 4. После сборки измеряют координаты фактического расположения присоединительных поверхностей фундамента 1 и блока 2 относительно реперов 3 и 5 с помощью средств 3D измерений 4.

С помощью автоматизированной системы проектирования или программного обеспечения системы измерений производят виртуальную сборку полученных в результате измерений фундамента 1 и блока 2 путем совмещения реперов (позиция А).

Измеряют по виртуальной сборке (позиция А) полученные монтажные зазоры. По результатам измерений определяют места нарушений собираемости и коллизии зонального блока и корпусных конструкций помещения корпуса судна. При необходимости устраняют выявленные нарушения.

После установки зонального блока (позиция А) измеряют фактические значения монтажных зазоров.

Сравнивают фактические монтажные зазоры и монтажные зазоры, измеренные при виртуальной сборке, и по их разности производят расчетные перемещения зонального блока для установки его в проектное положение.

1. Способ монтажа зонального блока в отсеке судна, включающий выбор монтажных баз, установку блока на фундамент, измерение монтажных зазоров между присоединительными поверхностями блока и фундамента, перемещение и закрепление зонального блока по результатам измерений, отличающийся тем, что с помощью автоматизированной системы проектирования выполняют виртуальную 3D модель отсека судна и устанавливаемого в нем зонального блока, в качестве монтажных баз зонального блока и его виртуальной модели принимают опорные точки, являющиеся общими для фундамента отсека судна и установленного на него зонального блока, закрепляют на монтажных базах реального фундамента и блока не менее чем по три репера с одинаковыми пространственными координатами относительно отсека судна, после чего собирают блок и фундамент относительно реперов, измеряют координаты фактического расположения их присоединительных поверхностей относительно реперов, затем на основе выполненных измерений производят виртуальную установку зонального блока на фундамент совмещением монтажных баз (опорных точек) и измеряют по виртуальной сборке полученные монтажные зазоры, сравнивают реальные монтажные зазоры и зазоры, измеренные по виртуальной сборке, и по их разности производят расчетные перемещения зонального блока для установки его в проектное положение.

2. Способ монтажа зонального блока по п.1, отличающийся тем, что измерения пространственных координат выполняют с помощью средств 3D измерений, например лазерного трекера.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к устройству и способу измерения и корректировки отклонения от параллельности в стержне для ядерного топлива, в частности, отклонения от параллельности на конце, снабженном верхней заглушкой.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении. Сущность способа заключается в том, что измеритель, например штангенциркуль, измерительными ножками устанавливают на одни поверхности валов (или вала-отверстия), затем переставляют штангенциркуль измерительными ножками на противоположные поверхности (стороны) валов (или вала-отверстия) и алгебраически суммируют известным методом первые показания измерителя со вторыми показаниями, после чего получают удвоенную величину несоосности.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа центруемых механизмов.

Изобретение относится к станкостроительной области, в частности к робототехнике, и может быть использовано для настройки механического нулевого положения осей кисти манипулятора.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа центруемых механизмов.

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и предназначено для контроля положения ходовых колес мостовых и козловых кранов при изготовлении и находящихся в эксплуатации.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью. .

Изобретение относится к области измерительной техники и используется для измерения рассогласования оси ствола и оси прицела. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью. .

Изобретение относится к области машиностроения. При монтаже двигателя на фундамент, перед базированием, устанавливают под блок гидродинамометры (1) и не менее 3 домкратов (2), соединяют гидродинамометры (1) в три группы (I, II, III) исходя из условия обеспечения равных опорных нагрузок.

Изобретение относится к компрессорной технике и может быть использовано при проектировании компрессорных агрегатов в блочно-контейнерном исполнении. .

Изобретение относится к компрессорной технике и может быть использовано при проектировании блочных компрессорных агрегатов, смонтированных на опорной раме. .

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано при проектировании опорных устройств, преимущественно для компрессорного оборудования.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа центруемых механизмов.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, имеющих тяжелые рабочие органы, например в лебедках с канатными барабанами или в смесителях с тяжелой вращающейся емкостью.

Изобретение относится к способу монтажа, например, газотурбинного агрегата, в частности его турбогруппы, на фундаментной плите. .

Изобретение относится к строительству, а именно к стыковым соединениям сборных железобетонных конструкций, преимущественно работающих в условиях повышенного нагрева, интенсивных динамических и циклических нагрузок, и может быть использовано, например, для соединения элементов рамных каркасов зданий, рамных железобетонных фундаментов турбоагрегатов и другого энергетического оборудования, а также для их ремонта и усиления.

Изобретение относится к способу замены отдельной машины в установке, состоящей из машин, в которой основные, связанные с друг другом отдельные машины расположены на общей плите стола, которая прикреплена к полу либо через отдельные опоры, либо через фундаментную плиту, которая имеет гнезда для установки отдельных машин.

Изобретение относится к конструкциям опор сейсмостойких зданий, сооружений и может быть использовано в качестве амортизаторов в объектах, работающих при больших вибрационных и ударных ускорениях: на автомобильном и железнодорожном транспорте, в энергетических установках и ядерных реакторах, для установки прецизионного оборудования, в качестве демпфирующих устройств в растяжках высотных сооружений.
Изобретение относится к технологии судостроения и может быть использовано для изготовления судовых несущих крупногабаритных конструкций малых судов. Для формования крупногабаритных несущих конструкций малых судов из композиционного материала используют послойную укладку стеклоармирующего элемента и связующего состава на поверхность оснастки, прикатку, выдержку до отверждения материала и съем с оснастки.
Наверх