Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых с созданием отвала большой емкости и высоты в сложных условиях



Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых с созданием отвала большой емкости и высоты в сложных условиях
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых с созданием отвала большой емкости и высоты в сложных условиях
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых с созданием отвала большой емкости и высоты в сложных условиях
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых с созданием отвала большой емкости и высоты в сложных условиях

 


Владельцы патента RU 2543765:

Еремин Георгий Михайлович (RU)

Изобретение относится к способу открытой разработки месторождений полезных ископаемых с созданием отвала. Техническим результатом является повышение эффективности разработки месторождения при строительстве высокого отвала большой емкости при снижении затрат на перемещение вскрыши и обеспечение безопасности отвалообразования. Способ включает разделение карьерного пространства по зонам, по высоте и периметру карьера, нарезку уступов и горизонтов, на которых ведутся вскрышные и добычные работы с вывозкой пород сначала автомобильным или железнодорожным транспортом в отвалы и через рудоспуски на перегрузочные пункты, причем отвалы отстраивают с применением средств цикличного действия. При этом создают выпуклую форму рабочего борта, постепенно вписываясь в дифференцированный по крутизне борт на конечном контуре, отстраиваемый с учетом минимального нарушения стенок откосов и борта по технологии с минимальным расходом взрывчатых веществ (ВВ) с вывозкой и отсыпкой породы в основной отвал, располагаемый вблизи зоны ведения вскрышных работ за контуром крутонаклонного борта карьера I-й очереди, используют первоначально временные отвалы с самотранспортированием пород за границы карьера и с частичной их переэкскавацйей, обеспечивают минимальное плечо откатки пород и руды с использованием дробильно-перегрузочных пунктов и конвейеров от наклонных на верхних горизонтах до крутонаклонных и вертикальных при доработке карьера. Причем с углублением горных работ вскрышную зону делят на два участка и перемещают породу комбинированным транспортом с двух сторон в строящийся отвал параллельно откосу борта с учетом деформации его отдельных участков, а отсыпку породы на отвале после дробления осуществляют средствами поточного транспорта применением передвижной консоли, обеспечивают минимальное плечо откатки породы и руды и затраты на разработку горной массы на первом и последующих этапах (очередей), и производят отсыпку первых двух ярусов отвала по циклично-поточной технологий ЦПТ с применением автотранспорта или погрузчиков (при переэкскавации пород), что обеспечивает стабильность и устойчивость отвального фронта по разработанной технологии отвалообразования, на заключительном этапе отсыпают третий, при необходимости и четвертый ярус отвала в соответствии с расчетной его емкостью и высотой и предельной глубиной карьера. 4 ил.

 

Известен способ разработки месторождения глубоким карьером с созданием отвалов большой емкости за пределом карьерного поля применением автомобильного и железнодорожного транспорта [1].

Недостатком способа являются значительные расстояния до мест размещения отвалов и, как следствие, большие затраты на разработку месторождения полезных ископаемых.

Известен способ отвалообразования большой емкости при разработке нагорного месторождения применением в основном автомобильного транспорта [2].

Преимуществом способа является то, что применяется автомобильный транспорт с высотой подъема 400-600 м до площадок отвалов, расположенных на расстоянии 2-4 км от границ карьера, что вызывает значительные затраты на транспорт породы на отвальные площадки.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ разработки месторождения глубоким карьером с применением циклично-поточной технологии (ЦПТ) [3].

Недостатком способа является то, что необходимо строительство предотвала в границах карьера I-й очереди при создании ЦПТ и последующего его переноса за контуры карьера на конец отработки.

Целью настоящего изобретения является повышение эффективности разработки месторождения при строительстве высокого отвала большой емкости при снижении затрат на перемещение вскрыши и обеспечение безопасности отвалообразования.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе открытой разработки месторождений полезных ископаемых с созданием отвала большой емкости и высоты, включающий разделение карьерного пространства по зонам, по высоте и периметру карьера, нарезку уступов и горизонтов, на которых ведутся вскрышные и добычные работы с вывозкой пород автомобильным, а иногда и железнодорожным транспортом в отвалы и через рудоспуски на перегрузочные пункты, причем отвалы отстраивают небольшой высоты в основном с применением средств цикличного действия, отличающийся тем, что параметры карьера устанавливают не только с учетом ценности руды и спроса, а с учетом комплексного использования сырья длительно во времени, добываемого в карьере, что увеличивает глубину карьера до предельной и работы ведут с минимальными текущими коэффициентами вскрыши, создают выпуклую форму рабочего борта, постепенно вписываясь в дифференцированный по крутизне борт на конечном контуре, отстраиваемый с учетом минимального нарушения стенок откосов и борта по специальной технологии с минимальным расходом взрывчатых веществ (ВВ) с вывозкой и отсыпкой породы в основной отвал, располагаемый вблизи зоны ведения вскрышных работ за контуром крутонаклонного борта карьера I-й очереди, используют первоначально временные отвалы с самотранспортированием пород за границы карьера и с частичной их переэкскавацией, обеспечивают минимальное плечо откатки пород и руды с использованием дробильно-перегрузочных пунктов и конвейеров от наклонных на верхних горизонтах до крутонаклонных и вертикальных при доработке карьера, причем с углублением горных работ вскрышную зону делят на два участка и перемещают породу комбинированным транспортом с двух сторон в строящийся отвал параллельно откосу борта с учетом деформации его отдельных участков, а отсыпку породы на отвале после дробления осуществляют средствами поточного транспорта, например, применением передвижной консоли, обеспечивают минимальное плечо откатки породы и руды, минимальные затраты на разработку горной массы на первом и последующих этапах (очередей), и производят отсыпку первых двух ярусов отвала по комбинированной технологии ЦПТ с применением автотранспорта или погрузчиков (при переэкскавации пород), что обеспечивает стабильность и устойчивость отвального фронта по разработанной технологии отвалообразования, на заключительном этапе отсыпают третий, при необходимости и четвертый ярус отвала в соответствии с расчетной его емкостью и высотой и предельной глубиной карьера.

Преимущество предлагаемого способа разработки месторождения с созданием отвала большой высоты и емкости заключается в том, что первоначально размещение пород вскрыши производится на площадках вблизи и внутри окончательного контура карьера с учетом смещения части отвалов за контуры конечных границ карьера (временные отвалы) с частичной переэкскавацией и созданием основного многоярусного отвала непосредственно у конечного контура, причем при его отсыпке используют насыпь в присклоновой зоне с отсыпкой предотвала для ЦПТ с использованием склонов. При применении ЦПТ на вскрыше и руде (рудоспуск) обеспечивается минимальное расстояние плеча перевозки горной массы из всех зон разработки месторождения, а предлагаемая технология отсыпки породы с учетом горно-геологических и климатических факторов обеспечивает безопасность производства работ.

На чертежах Фиг. 1-4 приведены основные фрагменты разработки месторождения при отсыпке высокого отвала большой емкости.

Фиг. 1. Схема разработки рудного тела карьером сверху-вниз (в разрезе):

1 - рудное тело; 2 - откос борта по проекту; 3 - предлагаемый откос борта; 4 - породы вторичной вскрыши; 5 - рабочий борт.

Фиг. 2. Схема расположения отвала вблизи карьера (в разрезе): 2 - откос борта по проекту; 3 - откос борта (предлагаемый); 6 - предотвал откос отвала по проекту, временный отвал; 7 - откос отвала (предлагаемый).

Фиг. 3. Схема расположения отвалов относительно контура карьера (план):

8 - контур карьера; 9, 10, 11 - дополнительные отвалы; 12 - конвейерный отвал, 13 - контуры строящегося отвала 7; 14, 15 - рудоспуски; 16 - дробильно-передвижной узел; 17 - конвейерная линия.

Фиг. 4. Схема расположения дробильного комплекса (ЦПТ) при разработке и транспортировании вторичной вскрыши скальных пород в отвал:

16 - дробильно-передвижной узел (передвижной); 17 - конвейерная линия; 18 - консоль при разгрузке пород под откос; 19 - откос отвала.

Пример реализации конкретного способа

Способ может быть реализован на действующем Коашвинском карьере апатито-нефелиновых руд Восточного рудника и строящемся карьере рудника Центральный ОАО «Апатит», готовящегося к отработке бокового рудного тела «Восточный Расвумчорр».

На первом этапе параметры карьера устанавливают не только с учетом ценности руды и спроса, а с учетом комплексного использования сырья длительно во времени, добываемого в карьере, что увеличивает глубину карьера до предельной и работы ведут с минимальными текущими коэффициентами вскрыши, создают выпуклую форму рабочего борта 5, постепенно вписываясь в дифференцированный по крутизне борт 3 на конечном контуре, отстраиваемый с учетом минимального нарушения стенок откосов и борта по специальной технологии с минимальным расходом взрывчатых веществ (ВВ) с вывозкой и отсыпкой породы в основной отвал 7, располагаемый вблизи зоны ведения вскрышных работ за контуром крутонаклонного борта карьера I-й очереди 3.

Для этого в границах карьера 8 I-й очереди (этапа) со сторон лежачего бока залежи 1 проводят вскрывающие траншеи и осуществляют нарезку уступов по вскрыше и руде с увеличивающейся крутизной рабочего борта 5. Работы ведут в направлении конечного борта 3 карьера, отстраиваемого с увеличивающейся крутизной соответственно повышающейся прочности пород массивов (снижающейся трещиноватостью с глубиной). Породу вскрыши вывозят в предотвал 6 в границах I-II этапов разработки рудного тела 1, дополнительные отвалы 9, 10, 11 или насыпь для транспортирования породы циклично-поточной технологией (ЦПТ), используют первоначально временные отвалы с самотранспортированием пород за границы карьера и с частичной их переэкскавацией, обеспечивают минимальное плечо откатки пород и руды с использованием дробильно-перегрузочных пунктов и конвейеров от наклонных на верхних горизонтах до крутонаклонных и вертикальных при доработке карьера. При увеличении плеча откатки породы и руды до 4-5 км устраивают дробильно-перегрузочные пункты 16 и разделяют вскрышную зону на два участка и отстраивают I и II ярусы отвала 7 с контурами 12, 13 параллельно откосу борта 3 отсыпкой пород с двух сторон с учетом возможной деформации участков отвала с минимальным плечом откатки и применением консоли 18, а по руде это достигается строительством рудоспусков 14, 15, проходимых, в том числе, поперек рудного тела. Минимизацию затрат достигают тем, что применяют передвижные дробильные системы 16 с максимальной производительностью на основе конусных дробилок (по породе) или щековых при малой производительности по руде, а также погрузчиков при малом плече откатки породы или руды (например, 0,4-0,8 км с емкостью ковша Е=12-16 м3) особенно при переэкскавации пород (вторичной вскрыши) 4.

С углублением горных работ слабонаклонные конвейеры 17 (с углом α=15-16°) заменяют на наклонные (30-40°), а при отработке глубоких зон отстраивают участки борта 3 с крутизной 60-70° и используют крутонаклонные конвейеры (КНК), при доработке карьера применяют вертикальные конвейеры, для чего используют дробилки (конусные) среднего дробления таким образом, чтобы высота доставки оставшейся части руды составляла для сборочного автотранспорта около 200 м, по породе достраивают III-й ярус отвала 7, а при необходимости IV-й ярус с минимальным плечом откатки пород. Объемы отвалов могут составить 250-400 млн.м пород при добыче свыше 200 млн.т руды. Таким образом карьер может быть отработан до предельной глубины с минимальными затратами народно-хозяйственных средств.

Источник информации

1. Хохряков B.C. Проектирование карьеров. М.: Недра, 1980.

2. Рыжков А.Н., Окунович А.В. Вторая жизнь Плато Расвумчорр. М.: Горный журнал. - №7. - 2009. С.46-51.

3. Патент РФ №2310077. Способ формирования высокого ярусного отвала. Опубл. 10.11.2007. Бюл. №31 (прототип).

Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых с созданием отвала, включающий разделение карьерного пространства по зонам, по высоте и периметру карьера, нарезку уступов и горизонтов, на которых ведутся вскрышные и добычные работы с вывозкой пород сначала автомобильным или железнодорожным транспортом в отвалы и через рудоспуски на перегрузочные пункты, причем отвалы отстраивают с применением средств цикличного действия, отличающийся тем, что параметры карьера устанавливают не только с учетом ценности руды и спроса, а с учетом комплексного использования сырья длительно во времени, добываемого в карьере, что увеличивает глубину карьера до предельной, и работы ведут с минимальными текущими коэффициентами вскрыши, создают выпуклую форму рабочего борта, постепенно вписываясь в дифференцированный по крутизне борт на конечном контуре, отстраиваемый с учетом минимального нарушения стенок откосов и борта по технологии с минимальным расходом взрывчатых веществ (ВВ) с вывозкой и отсыпкой породы в основной отвал, располагаемый вблизи зоны ведения вскрышных работ за контуром крутонаклонного борта карьера I-й очереди, используют первоначально временные отвалы с самотранспортированием пород за границы карьера и с частичной их переэкскавацйей, обеспечивают минимальное плечо откатки пород и руды с использованием дробильно-перегрузочных пунктов и конвейеров от наклонных на верхних горизонтах до крутонаклонных и вертикальных при доработке карьера, причем с углублением горных работ вскрышную зону делят на два участка и перемещают породу комбинированным транспортом с двух сторон в строящийся отвал параллельно откосу борта с учетом деформации его отдельных участков, а отсыпку породы на отвале после дробления осуществляют средствами поточного транспорта применением передвижной консоли, обеспечивают минимальное плечо откатки породы и руды и затраты на разработку горной массы на первом и последующих этапах (очередей), и производят отсыпку первых двух ярусов отвала по циклично-поточной технологий ЦПТ с применением автотранспорта или погрузчиков (при переэкскавации пород), что обеспечивает стабильность и устойчивость отвального фронта по разработанной технологии отвалообразования, на заключительном этапе отсыпают третий, при необходимости и четвертый ярус отвала в соответствии с расчетной его емкостью и высотой и предельной глубиной карьера.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при открытой разработке пластовых месторождений криолитозоны на базе бестранспортной системы разработки вскрышных пород.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке крутопадающих месторождений твердых полезных ископаемых, в частности скального и полускального типов.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке мощных месторождений полезных ископаемых пологого и слабонаклонного залегания с применением техники непрерывного действия открытым способом.
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при освоении рудных месторождений и месторождений других твердых полезных ископаемых. Техническим результатом является повышение эффективности освоения небольших рудных и нерудных месторождений золота, свинца, олова и других полезных ископаемых.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для доработки открытым способом месторождений полезных ископаемых. Техническим результатом является повышение эффективности и полноты выемки полезного ископаемого открытым способом.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при добыче и переработке молибденсодержащих руд. Способ добычи и переработки молибденсодержащих руд включает районирование карьерного поля, оконтуривание различных по технологическим свойствам участков рудного массива, селективную выемку на оконтуренных участках с выделением в самостоятельный поток руд из зон с повышенным окислением молибденита и направлением его на люминесцентную сепарацию.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при селективной разработке сложноструктурных месторождений с помощью карьерных комбайнов.

Предлагаемый способ относится к горной промышленности, в частности к разработке месторождений открытым способом, и может быть использован в глубоких карьерах и угольных разрезах, где добыча полезных ископаемых становится невозможной без усиления естественного воздухообмена на нижних горизонтах или без средств искусственной вентиляции.

Изобретение относится к области горной промышленности, в частности к открытой разработке угольных пластов со скальными вскрышными породами. Способ включает удаление покрывающих скальных вскрышных пород взрывным рыхлением зарядами с воздушной подушкой в нижнем торце заряда, механическое рыхление и бульдозирование пород пласта, их штабелирование, погрузку в транспортные средства экскаватором.

Изобретение относится к области строительства и горного дела и может быть использовано при креплении уступов карьеров, строительстве дорог, тоннелей, подверженных воздействию грунтовых вод.
Изобретение относится к горнодобывающей промышленности, а конкретно к добыче угля открытым способом. Техническим результатом является полное исключение вредных воздействий на окружающую среду и обслуживающий персонал при буровзрывном способе рыхления горных пород. Способ включает предварительное рыхление блока скальных и полускальных пород путем одновременного массированного бурения в нем скважин с максимальной плотностью по всей площади блока, подготовленного к выемке, с помощью многоштангового бурильного агрегата, после чего осуществляют выемку горных пород машинными способами, разрушая целики горной породы между скважинами. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой и комбинированной разработке месторождений твердых полезных ископаемых Севера. Техническим результатом является предотвращение растепления мерзлых пород нерабочих бортов уступов карьеров. Способ включает возведение трех искусственных элементов: противофильтрационного экрана, защитной бермы, защитного покрытия. Причем противофильтрационный экран создают путем бурения наклонных скважин большого диаметра в зимний период с верхней площадки наиболее подверженной растеплению стороны нерабочего борта уступа, параллельно поверхности склона на всю его высоту с последующим заполнением их ледовым щебнем, охлажденной пресной водой и проморозкой естественным холодом, а защитную берму возводят поверх устьевых частей скважин, начиная от верхней бровки уступа трапецеидального сечения расчетной высоты, с применением послойного намораживания вскрышных пород, которую в летний период, включая поверхность откоса уступа, для предотвращения растепления укрывают защитным покрытием, которое выполнено в виде съемного гибкого влаго-тепло- и светоотражающего мата, убираемого с наступлением зимы, толщину которого определяют из математического соотношения. 1 ил.

Изобретение относится к открытой разработке месторождений полезных ископаемых, более конкретно к открытой разработке крутопадающих месторождений большой протяженности с внутренним отвалообразованием. Техническим результатом является уменьшение дополнительного разноса бортов для размещения вскрывающих выработок и сокращение расстояний перевозок вскрышных пород из рабочей зоны карьера во внутренний отвал. Для этого способ, при котором карьер по длине делят на очереди, из которых первую отрабатывают до проектной глубины с внешним отвалообразованием, а отработку второй ведут с применением внутреннего отвалообразования, размещая вскрышные породы в выработанное пространство первой очереди с общим формированием отвальных ярусов по мере развития горных работ в направлении торца по всей глубине. Причем рабочую зону по высоте делят на две части, вскрытие и отработку нижней части производят продольными наклонными слоями с подъемом 20-25% в сторону торца с помощью колесных погрузчиков и автотранспорта, способного преодолевать эти крутые уклоны, высота нижней части определяется по математическому выражению. Отработку верхней части рабочей зоны производят с применением поперечной системы разработки и скользящих съездов, ширину которых принимают исходя из условия размещения на них развала взрываемой горной массы при их расширении и одновременно обеспечения двухстороннего проезда транспортных средств, обеспечивающих грузотранспортную связь между ниже- и вышележащими уступами, отработку продольных наклонных слоев нижней части рабочей зоны ведут отдельными последовательно формируемыми сверху вниз крутонаклонно-горизонтальными слоями с максимальной высотой, определяемой с учетом траектории движения ковша погрузчика, при отработке каждого очередного крутонаклонно-горизонтального слоя горную массу предварительно разрыхляют, погрузчик производит ее выемку и погрузку в автомобильный транспорт, устанавливаемый на максимально приближенных к забою горизонтальных площадках. 2 ил.

Группа изобретений относится к горному делу и может быть использована при разработке крутозалегающих пластов полезных ископаемых, главным образом на угольных месторождениях, находящихся на завершающей стадии открытой разработки и на уже отработанных карьерных полях. Техническим результатом является повышение эффективности отработки крутопадающих угольных пластов и экологической безопасность ведения горных работ. Это достигается путем зачистки угольного пласта или пластов по простиранию открытыми горными работами и установкой на пласт бурового агрегата, для выбуривания угля под углом от 60 до 90°, относительно оси простирания пласта, и на глубину 100 и более метров. Для повышения производительности выемки угля, а также снижения нагрузки на режущий рабочий орган при возникновении аварийных ситуаций, ковшебур выполнен из двух частей, а именно режущего рабочего органа и лифтового цилиндрического ковша, соединенных между собой сцепным устройством. Причем внутри ковшебура установлен шнековый элемент для загрузки полезного ископаемого в лифтовый цилиндрический ковш. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Группа изобретений относится к горному делу и может быть использована при разработке угольных месторождений на пластах крутого залегания открытым способом, главным образом на угольных месторождениях, находящихся на завершающей стадии открытой разработки и на уже отработанных карьерных полях. Техническим результатом является повышение эффективности и безопасности отработки крутопадающих угольных пластов. Способ включает открытую разработку и выемку угля выемочными камерами, создание барьерных целиков, закладку выемочных камер. В качестве бурового устройства используют фрезерную буровую машину, размещенную на дневной поверхности, с углом наклона фрезерного бурового инструмента от 45 до 90° от вертикали, при этом выемку угля из выемочных блоков ведут с использованием устройства гидровыдачи угля при соотношении твердой и жидкой фазы равном 1:3, после чего угольную пульпу направляют на обезвоживание угля до 7-8%, а сточные воды на обесшламливание и в оборот. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при выполнении вскрышных и добычных работ на месторождениях, сложенных из плотных и полускальных пород, с применением землеройно-фрезерных машин и скреперов. Способ повышает эксплуатационную надежность и производительность при выполнении вскрышных и добычных работ на месторождениях, сложенных из плотных и полускальных пород, с применением землеройно-фрезерных машин и скреперов. Способ разработки месторождений твердых полезных ископаемых с применением землеройно-фрезерной машины и скреперов включает использование землеройно-фрезерной машины для разрыхления породы с размещением отфрезерованной горной массы в отрытой траншее, из которой осуществляют ее выемку скрепером, следующим вслед за землеройно-фрезерной машиной без ее остановки. Скрепер зачерпывает горную массу в ковш с помощью загрузочного лотка, который осуществляет заполнение передней части ковша горной массой и последующее перемещение ее с использованием гребковой стенки, при этом освободившаяся передняя часть ковша вновь заполняется горной массой. Гидроцилиндры механизма управления лотком поднимают загрузочный лоток с горной массой для окончательного заполнения передней части ковша. Разгрузка ковша осуществляется через образовавшуюся щель между днищем ковша и поднятым в направляющих загрузочным лотком посредством задней стенки, которая перемещается в переднюю часть ковша с гребковой стенкой. 2 н.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при выполнении вскрышных и добычных работ на месторождениях, сложенных из плотных и полускальных пород, с применением стреловых карьерных комбайнов, отвалообразователей и других горных машин. Техническим результатом является повышение производительности горных работ при разработке глубоких месторождений полезных ископаемых, сложенных плотными и полускальными породами Способ включает непрерывную выемку и бестранспортное отвалообразование вскрышных пород, непрерывную выемку, перемещение, сортировку полезного ископаемого. Фронт ведения горных работ располагается вдоль короткой оси карьерного поля, непрерывная отработка вскрышного уступа большой высоты ведется одновременно на двух подуступах с использованием стреловых карьерных комбайнов. Вскрышная порода по конвейерам стреловых карьерных комбайнов подается через приемные устройства на конвейеры загрузочных консолей отвалообразователя. Процесс совмещения конвейеров стреловых карьерных комбайнов с приемными устройствами загрузочных консолей и позиционирование отвалообразователя относительно стреловых карьерных комбайнов обеспечивается автоматической системой управления. Добычные работы ведутся с применением землеройно-фрезерной машины, полезное ископаемое подается погрузчиком в бункер мобильного перегрузочного агрегата с конвейером, а затем к мобильно-сортировочному агрегату. 2 ил.

Изобретение относится к горному делу, в частности к разработке полезных ископаемых открытым способом с применением комбинированного транспорта, и может быть использовано при разработке месторождений с пологим или горизонтальным залеганием полезного ископаемого с вытянутой формой карьера в плане. Техническим результатом является вынос транспортных коммуникаций и загрузочного бункера за пределы рабочей зоны верхней группы уступов карьера в зоне действия экскаватора-драглайна и на рабочей площадке нижней группы уступов карьера в зоне действия экскаватора-драглайна или их размещение только за пределами рабочей зоны верхней группы уступов карьера, а также разделение процессов разгрузки автосамосвалов и погрузки горной массы в загрузочный бункер конвейерного или железнодорожного транспорта при отработке месторождений с пологим или горизонтальным залеганием полезного ископаемого с вытянутой формой в плане. Способ включает отработку верхних и нижних уступов карьера с созданием перегрузочного пункта, состоящего из разгрузочной площадки для автосамосвалов, экскаваторной площадки, загрузочного бункера, железнодорожного пути, согласно изобретению отрабатывают уступы выемочно-погрузочными машинами, породу транспортируют автосамосвалами, на перегрузочно-накопительную площадку, где с помощью экскаватора-драглайна перегружают в загрузочный бункер конвейерного или железнодорожного транспорта, которые располагают за пределами рабочей зоны верхней группы уступов карьера в зоне действия экскаватора-драглайна и на рабочей площадке нижней группы уступов карьера в зоне действия экскаватора-драглайна или только за пределами рабочей зоны верхней группы уступов карьера в зависимости от мощности вскрышной породы. Определяют количество экскаваторов-драглайнов, величину перегрузочно-накопительной площадки и объем вскрыши, размещаемый на перегрузочно-накопительной площадке. 5 ил.
Изобретение относится к категории горной промышленности и может быть использовано при освоении месторождений твердых полезных ископаемых, включая строительные горные породы. Техническим результатом является повышение уровня эффективности комплексного освоения месторождений твердых полезных ископаемых и смежных с ними природных и техногенных ресурсов. Способ включает рациональное освоение базовой и смежных зон природных и техногенных ресурсов месторождения, заключающееся в их глубокой дифференциации на основе системного комплекса горно-геологических, технологических, экономических и социально-экологических показателей, целиковое снятие почвенно-растительного слоя с сохранением микробиоты, кратковременное размещение почвенно-растительного слоя на спецплатформе мобильного универсального агрегата. Предусматривается селективная автоматизированная выемка, минеральная подготовка и первичная переработка минерального сырья, раздельная автоматизированная выемка и складирование временно некондиционной и некондиционной минеральной массы, а также выемка и размещение вскрышных пород в отвалах, используя при этом универсальные роботизированные агрегаты, оборудованные манипуляторами и автоматизированной системой управления.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке сульфидных руд из тонких крутонаклонных жил. Способ обеспечивает повышение производительности процесса разработки сульфидных руд из тонких крутонаклонных жил и увеличение качества добываемого минерального сырья. Способ включает бурение через определенные интервалы по простиранию жилы опережающих технологических скважин, ограничивающих контур жилы, разработку жилы при одной поверхности обнажения посредством рабочих стоек, измельчение породы жилы с помощью режущего инструмента, связанного с приводными станциями, вынос измельченной породы из рабочего пространства и последующее ее удаление всасывающим устройством из опережающей технологической скважины. Вскрышу жилы осуществляют посредством самоходных фрезерного и бульдозерного агрегатов после определения контура жилы по простиранию и по глубине оруденения, при этом управление процессом измельчения породы жилы, осуществляемого с помощью регулируемого по ширине посредством сменных насадок режущих элементов перед процессом разработки жилы, производят с помощью автоматической системы, причем вынос измельченной породы из рабочего пространства осуществляют в процессе измельчения посредством подпружиненных скребков, а погрузку измельченной породы осуществляют посредством всасывающего устройства в автосамосвал. 4 ил.
Наверх