Способ удаления сераорганических соединений из жидкого углеводородного топлива

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа удаления сераорганических соединений из жидкого углеводородного топлива пропусканием через неподвижный адсорбент, в качестве которого используют γ-оксид алюминия, модифицированный оксидом цинка в количестве от 0,1 до 10,0 мас.%, или его комбинацию с другими адсорбционными материалами: γ-оксидом алюминия и/или алюмо-кобальт-молибденовым или алюмо-никель-молибденовым катализатором гидроочистки, и/или синтетическим цеолитом типа NaX или ZSM, и/или медно-цинковым адсорбентом. Топливо пропускают через адсорбент при температуре, выбранной в интервале от 0 до 100°C, атмосферном давлении, с относительной объемной скоростью подачи, лежащей в диапазоне значений 0,1-10 час-1. Технический результат - удаление сераорганических соединений из жидкого углеводородного топлива с помощью доступных адсорбентов в мягких условиях без применения молекулярного водорода. 2 з.п. ф-лы, 8 табл., 11 пр.

 

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способу удаления сераорганических соединений из жидкого углеводородного топлива.

Существующие в настоящее время промышленные способы удаления сернистых соединений из жидкого углеводородного топлива в основном ограничены применением различных вариаций гидрогенизационных методов, которые, несмотря на высокую эффективность и универсальность для различных видов топлива, имеют ряд существенных недостатков, связанных с высокой стоимостью процесса в целом, необходимостью использования дорогостоящего молекулярного водорода, сложностью аппаратурного оформления, небезопасностью производства. Ужесточение требований к качеству моторных топлив способствовало бурному исследованию различных альтернативных методов повышения качества топлива, которые в значительной бы степени решали как вопросы эффективной сероочистки, так и позволяли бы устранить существенные недостатки, характерные для процесса гидроочистки. Среди прочих альтернативных методов адсорбция рассматривается как весьма привлекательный способ, позволяющий проводить процесс сероочистки без применения молекулярного водорода (или с существенно сниженными затратами молекулярного водорода) в относительно мягких условиях, без потерь топлива, с применением простого аппаратурного оформления. Основным препятствием на пути к промышленной реализации процесса стоит вопрос поиска недорогого материала, обладающего высокой селективностью в отношении сернистых соединений и большой адсорбционной емкостью.

В качестве адсорбентов широко используют цеолиты различного строения и состава, активированные угли, комплексные пористые материалы, содержание различные пористые подложки с нанесенными на них различными смесями соединений переходных металлов.

В ряде патентов приводится состав многокомпонентного адсорбента, пригодного для сероочистки углеводородных топлив.

Патент EP 1696018 (2006) описывает процесс адсорбционной сероочистки, проводимой в температурном интервале от 150 до 450°C в присутствии молекулярного водорода с помощью материала, содержащего оксид цинка и еще один оксид металла кроме цинка, нанесенных на носитель, выбранный из оксида кремния и оксида алюминия. Недостатком способа является проведение процесса в жестких условиях в присутствии молекулярного водорода.

В заявке US 2006191821 (2006) описывается состав адсорбента и способ сероочистки углеводородных фракций с использованием адсорбента. В состав адсорбента входят более 1% оксида цинка и промоутера в виде оксида металла (титана, ванадия, хрома, марганца, железа, кобальта, никеля, меди или молибдена, наиболее предпочтительно, меди или железа) на пористой подложке из оксида алюминия или кремния, или их смеси. Процесс адсорбционной очистки проводят при температуре выше 200°C и давлении от 1 до 60 бар в присутствии молекулярного водорода. Высокая температура и давление, а также сложный химический состав адсорбента являются несомненными недостатками указанного способа сероочистки.

Известен способ (WO 2005007780, 2005) адсорбционного удаления сераорганических соединений из углеводородных топлив при температуре 300-600°C и давлении 0,79-3,5 МПа с использованием в качестве адсорбента оксида переходного металла, например, оксида молибдена. Недостатком способа является проведение процесса при высокой температуре и давлении.

Другой способ адсорбционного удаления сераорганических соединений из керосина (US 6992041, 2006) предлагает использовать в качестве сорбентов материал, содержащий никель, оксиды никеля, цинка и алюминия. Способ реализуется при температуре от 200 до 400°C и давлении до 2 МПа. Основными недостатками способа являются агрессивные условия процесса (повышенная температура), а также необходимость в использовании молекулярного водорода для активационной обработки адсорбента.

Наиболее близким к заявляемому является способ адсорбционного удаления сераорганических соединений (US 2003106841, 2003), который основан на пропускании жидких углеводородов (бензина, дизельного топлива или смеси ароматических веществ) со скоростью 5-20 час-1, при температуре от комнатной до 120°C и при давлении от атмосферного до 1,0 МПа через псевдоожиженный слой адсорбента. Перемешивание в системе осуществляется с помощью магнитного устройства. В качестве адсорбента используют мелкозернистый аморфный сплав, содержащий никель в качестве основного активного компонента (50-95%), алюминий (1-30%), железо (0-35%) и металл, выбранный из группы: медь, цинк, молибден, хром или кобальт (0-10%). Недостатком данного способа является потребность в дополнительных стадиях отделения продукта от мелкозернистого компонента и в дополнительном оборудовании для магнитного перемешивания, а также многокомпонентность адсорбента, высокий расход ценных металлов из-за использования их в металлической, а не оксидной, форме в адсорбенте.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка эффективного способа удаления сераорганических соединений из жидкого углеводородного топлива с помощью доступных адсорбентов в мягких условиях: при температуре в интервале от 0 до 100°C и атмосферном давлении без применения молекулярного водорода.

Поставленная задача решается способом удаления сераорганических соединений из жидкого углеводородного топлива пропусканием через неподвижный адсорбент, который отличается тем, что в качестве адсорбента используют γ-оксид алюминия, модифицированный оксидом цинка в количестве от 0,1 до 10,0 мас.%, или его комбинацию с другими адсорбционными материалами: γ-оксидом алюминия и/или алюмо-кобальт-молибденовым или алюмо-никель-молибденовым катализатором гидроочистки, и/или синтетическим цеолитом типа NaX или ZSM, и/или медно-цинковым адсорбентом, топливо пропускают через адсорбент при температуре, выбранной в интервале от 0 до 100°C, атмосферном давлении, с относительной объемной скоростью подачи, лежащей в диапазоне значений 0,1-10 час-1.

Комбинация адсорбентов представляет собой сочетание отдельных слоев или смесь адсорбентов.

В качестве жидкого углеводородного топлива используют бензиновую, керосиновую и дизельную фракции углеводородов.

Все адсорбенты перед использованием прокаливают при температуре 500-550°C в токе воздуха.

Предложенный способ отличается мягкими условиями проведения процесса удаления сераорганических соединений с помощью высокоэффективного адсорбента без использования молекулярного водорода.

Предлагаемое техническое решение подтверждено следующими примерами.

Пример 1.

Экспериментальную серию процесса адсорбционной сероочистки дизельного малосернистого топлива проводили с использованием адсорбента, в качестве которого выбрали γ-оксид алюминия, модифицированный оксидом цинка (0,1 мас.%). Содержание серы в исходном топливе [S]° 67 ppm. Процесс проводили при различных относительных объемных скоростях подачи топлива в реактор через неподвижный слой адсорбента (0,1; 0,5; 1; 3; 7 и 10 час-1). Экспериментальную серию проводили в нескольких температурных режимах: при 0, 20, 45, 60, 75 и 100°C.

Объем адсорбента - 100 см3. Адсорбент предварительно был подвергнут процедуре прокаливания при 500°C в токе воздуха.

Результаты экспериментальной серии представлены в таблице 1.

Табл.1.
Температура, °C Wотн, час-1 W, см3/час [S]адс, ppm а, %
0 0,5 50 61 91,0
20 0,1 10 63 94,0
0,5 50 63 94,0
1,0 100 62 92,5
3,0 300 59 88,1
7,0 700 54 80,6
10,0 1000 51 76,1
45 0,5 50 55 82,1
1 100 41 61,2
3 300 37 55,2
7 700 36 53,7
60 0,5 50 44 65,7
1 100 37 55,2
3 300 32 47,8
7 700 28 41,8
75 0,5 50 31 46,3
100 0,5 50 25 37,3
Где:
Wотн - относительная объемная скорость подачи топлива в реактор, равная отношению объемной скорости к объему адсорбента, час-1;
W - объемная скорость подачи топлива в реактор, см3/час;
[S]адс - количество адсорбированной серы, выделенное из топлива, объемом 50 см3, и найденное из разности между исходной концентрацией серы в топливе и конечным содержанием серы в очищенном топливе, ppm;
а - массовая доля адсорбированной серы (%), вычисленная по формуле а=[S]адс·100/[S]°

Пример 2

Экспериментальную серию процесса адсорбционной сероочистки дизельного топлива проводили аналогично примеру 1 за исключением того, что в качестве адсорбента использовали γ-оксид алюминия, модифицированный оксидом цинка (10,0 мас.%).

Результаты экспериментальной серии представлены в таблице 2.

Табл.2.
Температура,°C Wотн, час-1 W, см3/час [S]адс ppm а, %
0 0,5 50 62 92,5
20 0,1 10 63 94,0
0,5 50 63 94,0
1,0 100 62 92,5
3,0 300 60 89,6
7,0 700 56 83,6
10,0 1000 53 79,1
45 0,5 50 58 86,6
1 100 46 68,7
3 300 41 61,2
7 700 39 58,2
60 0,5 50 45 67,2
1 100 39 58,2
3 300 34 50,7
7 700 29 43,3
75 0,5 50 32 47,8
100 0,5 50 25 37,3
* Обозначения показателей табл.2 соответствуют обозначениям табл.1

Пример 3

Адсорбент, представляющий собой γ-оксид алюминия, модифицированный оксидом цинка (0,5 мас.%), был использован в процессе адсорбционной сероочистки дизельного топлива. Экспериментальная серия была проведена аналогично примеру 1, за исключением, что процесс проводили при различных относительных объемных скоростях подачи топлива в реактор (0,5; 1; 3; 7 час-1) при 20°C.

Результаты экспериментальной серии представлены в таблице 3.

Пример 4

Адсорбент, представляющий собой γ-оксид алюминия, модифицированный оксидом цинка (1,0 мас.%), был использован в процессе адсорбционной сероочистки дизельного топлива. Экспериментальная серия была проведена аналогично примеру 1, за исключением, что процесс проводили при различных относительных объемных скоростях подачи топлива в реактор (0,5; 1; 3; 7 час-1) при 20°C.

Результаты экспериментальной серии представлены в таблице 3.

Пример 5

Адсорбент, представляющий собой γ-оксид алюминия, модифицированный оксидом цинка (3,0%), был использован в процессе адсорбционной сероочистки дизельного топлива. Экспериментальная серия была проведена аналогично примеру 1, за исключением, что процесс проводили при различных относительных объемных скоростях подачи топлива в реактор (0,5; 1; 3 и 7 час-1) при 20°C.

Результаты экспериментальной серии представлены в таблице 3.

Табл. 3.
№ примера ω(ZnO), мас.% Wотн, час-1 W, см3/час [S]адс, ppm а, %
3 0,5 0,5 50 66 98,5
1,0 10 66 98,5
3,0 50 62 92,5
7,0 100 59 88,1
4 1,0 0,5 50 65 97,0
1,0 10 65 97,0
3,0 50 61 91,0
7,0 100 57 85,1
5 3,0 0,5 50 64 95,5
1,0 10 64 95,5
3,0 50 60 89,6
7,0 100 54 80,6
ω(ZnO) - массовая доля оксида цинка ( мас.%).
* Обозначения показателей табл.3 соответствуют обозначениям табл.1

Пример 6

Процесс адсорбционной сероочистки дизельного топлива был проведен аналогично примеру 1 за исключением того, что экспериментальная серия проведена при различных относительных объемных скоростях подачи топлива в реактор (0,5; 1; 3 и 7 час-1) при 20 и 45°C. Причем в качестве адсорбента использовали комбинацию в виде двухслойного неподвижного адсорбента, состоящего из модифицированного оксидом цинка (0,1 мас.%) γ-оксид алюминия (первый слой) и γ-оксид алюминия (второй слой).

Объем каждого адсорбента - 50 см3. Адсорбенты предварительно были подвергнуты процедуре прокаливания при 500°C в токе воздуха. Результаты экспериментальной серии представлены в таблице 4.

Табл.4.
Температура, °C Wотн, час-1 W, см3/час [S]адс, ppm а, %
20 0,5 50 63 94,0
1,0 100 62 92,5
3,0 300 59 88,1
7,0 700 54 80,6
45 0,5 50 57 85,1
1 100 43 64,2
3 300 40 59,7
7 700 38 56,7
* Обозначения показателей табл.4 соответствуют обозначениям табл.1

Пример 7

Процесс адсорбционной сероочистки дизельного топлива был проведен аналогично примеру 1 за исключением того, что экспериментальная серия проведена при различных относительных объемных скоростях подачи топлива в реактор (0,5; 1; 3 и 7 час-1) при 20 и 45°C. Причем в качестве адсорбента использовали комбинацию в виде механической смеси модифицированного оксидом цинка (0,5 мас.%) γ-оксида алюминия и алюмо-никель-молибденовый катализатора ГО-70 производства ЗАО «Промкатализ».

Объем каждого адсорбента - 50 см3. Адсорбенты предварительно были подвергнуты процедуре прокаливания при 500°C в токе воздуха. Результаты экспериментальной серии представлены в таблице 5.

Табл.5.
Температура, °C Wотн, час-1 W, см3/час [S]адс, ppm а, %
20 0,5 50 63 94,0
1,0 100 62 92,5
3,0 300 58 86,6
7,0 700 53 79,1
45 0,5 50 59 88,1
1 100 58 86,6
3 300 51 76,1
7 700 44 65,7
* Обозначения показателей табл.5 соответствуют обозначениям табл.1

Пример 8

Процесс адсорбционной сероочистки дизельного топлива был проведен аналогично примеру 1 за исключением того, что экспериментальная серия проведена при различных относительных объемных скоростях подачи топлива в реактор (0,5; 1; 3 и 7 час-1) при 20 и 45°C. Причем в качестве адсорбента использовали комбинацию в виде трехслойного неподвижного адсорбента, состоящего из модифицированного оксидом цинка (1,0 мас.%) γ-оксида алюминия (первый слой), алюмо-кобальт-молибденовый катализатор ИК-ГО-1 производства ЗАО «Промкатализ» (второй слой) и цеолит NaX производства ООО «Нижегородские сорбенты» (третий слой).

Объем каждого адсорбента - 50 см3. Адсорбенты предварительно были подвергнуты процедуре прокаливания при 500°C в токе воздуха. Результаты экспериментальной серии представлены в таблице 6.

Табл.6.
Температура, °C Wотн, час-1 W, см3/час [S]адс, ppm а, %
20 0,5 75 61 91,0
1,0 150 60 89,6
3,0 450 54 80,6
7,0 1050 47 70,1
45 0,5 75 60 89,6
1 150 59 88,1
3 450 53 79,1
7 1050 45 67,2
* Обозначения показателей табл.6 соответствуют обозначениям табл.1

Пример 9.

Процесс адсорбционной сероочистки дизельного топлива был проведен аналогично примеру 1 за исключением того, что экспериментальная серия проведена при различных относительных объемных скоростях подачи топлива в реактор (0,5; 1; 3 и 7 час-1) при 20 и 45°C. Причем в качестве адсорбента использовали комбинацию в виде трехслойного неподвижного адсорбента, состоящего из модифицированного оксидом цинка (3,0 мас.%) γ-оксида алюминия (первый слой), медно-цинковый адсорбент марки АПС-Ф производства ООО «АЗКиОС» (второй слой) и цеолит ZSM-5 производства ООО «Нижегородские сорбенты» (третий слой).

Объем каждого адсорбента - 50 см3. Адсорбенты предварительно были подвергнуты процедуре прокаливания при 500°C в токе воздуха. Результаты экспериментальной серии представлены в таблице 7.

Табл.7.
Температура, °C Wотн, час-1 W, см3/час [S]адс, ppm а, %
20 0,5 75 58 86,6
1,0 150 56 83,6
3,0 450 48 71,6
7,0 1050 43 64,2
45 0,5 75 53 79,1
1 150 51 76,1
3 450 42 62,7
7 1050 37 55,2
* Обозначения показателей табл.7 соответствуют обозначениям табл.1

Пример 10.

Экспериментальную серию процесса адсорбционной сероочистки бензиновой фракции проводили с использованием адсорбента, в качестве которого выбрали γ-оксид алюминия, модифицированный оксидом цинка (10,0 мас.%). Содержание серы в исходном топливе ([S]°) 514 ppm. Процесс проводили при относительной объемной скорости подачи топлива в реактор 1 час-1 при 20°C.

Объем адсорбента - 100 см3. Адсорбент предварительно был подвергнут процедуре прокаливания при 500°C в токе воздуха.

Результаты экспериментальной серии представлены в таблице 8.

Пример 11.

Экспериментальную серию процесса адсорбционной сероочистки керосиновой фракции проводили с использованием адсорбента, в качестве которого выбрали γ-оксид алюминия, модифицированный оксидом цинка (10,0 мас.%). Содержание общей серы в исходном топливе ([S]°) 2230 ppm. Процесс проводили при относительной объемной скорости подачи топлива в реактор 1 час-1 при 20°C.

Объем адсорбента - 100 см3. Адсорбент предварительно был подвергнут процедуре прокаливания при 500°C в токе воздуха.

Результаты экспериментальной серии представлены в таблице 8.

Табл. 8.
№ примера Тип топливной фракции Wотн, час-1 W, см3/час [S]адс, ppm а, %
10 Бензиновая 1,0 514 399 77,6
11 Керосиновая 1,0 2230 1590 71,3
* Обозначения показателей табл.8 соответствуют обозначениям табл.1.

Проведенные экспериментальные серии позволяют заключить, что предложенный способ адсорбционного удаления сераорганических соединений из жидкого углеводородного топлива (бензиновой, керосиновой и дизельной фракций) с помощью модифицированного адсорбента или комбинации модифицированного адсорбента с другими адсорбционными материалами эффективно реализуется при атмосферном давлении и температуре, выбранной в диапазоне от 0 до 100°C, и при относительных объемных скоростях подачи топлива в реактор от 0,1 до 10 час-1. В качестве адсорбента использовали γ-оксид алюминия, модифицированный оксидом цинка в количестве от 0,1 до 10,0 мас.%, или его комбинацию с другими адсорбционными материалами: γ-оксидом алюминия и/или алюмо-кобальт-молибденовым (представляющим собой по составу смесь оксидов молибдена, кобальта и алюминия) или алюмо-никель-молибденовым (представляющим собой по составу смесь оксидов молибдена, никеля и алюминия) катализатором гидроочистки, и/или синтетическим цеолитом типа NaX или ZSM в активированном виде, и/или медно-цинковым адсорбентом. Причем комбинация адсорбентов представляет собой сочетание отдельных слоев или смесь адсорбентов.

1. Способ удаления сераорганических соединений из жидкого углеводородного топлива пропусканием через неподвижный адсорбент, отличающийся тем, что в качестве адсорбента используют γ-оксид алюминия, модифицированный оксидом цинка в количестве от 0,1 до 10,0 мас.%, или его комбинацию с другими адсорбционными материалами: γ-оксидом алюминия и/или алюмо-кобальт-молибденовым или алюмо-никель-молибденовым катализатором гидроочистки, и/или синтетическим цеолитом типа NaX или ZSM, и/или медно-цинковым адсорбентом, топливо пропускают через адсорбент при температуре, выбранной в интервале от 0 до 100°C, атмосферном давлении, с относительной объемной скоростью подачи, лежащей в диапазоне значений 0,1-10 час-1.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что комбинация адсорбентов представляет собой сочетание отдельных слоев или смесь адсорбентов.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве жидкого углеводородного топлива используют бензиновую, керосиновую и дизельную фракции углеводородов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к агентам десульфуризации и их использованию. .

Изобретение относится к удалению бром-реакционноспособных углеводородных загрязняющих примесей из ароматических материалов посредством контактирования этих продуктов с кислотным активным катализатором.

Изобретение относится к нефтепереработке , в частности к демеркаптанизации (ДМ) светлых нефтепродуктов , и может быть использовано в нефтехимической промышленности.

Изобретение относится к технологии переработки нефтешламов и вязкой нефти, которые образуются при длительном хранении в амбарах, озерах испарителях, на предприятиях нефтепродуктообеспечения.

Изобретение относится к способу удаления примесей из потока углеводородов, содержащего по меньшей мере одно винилароматическое соединение. Один из вариантов способа включает: приведение в контакт углеводородного потока по меньшей мере с одним сорбентом, который адсорбирует по меньшей мере часть примесей из углеводородного потока с получением очищенного углеводородного потока; затем отделение очищенного углеводородного потока по меньшей мере от одного сорбента; далее предварительную обработку по меньшей мере одного сорбента до стадии контактирования, где стадия предварительной обработки представляет собой изготовление по меньшей мере одного сорбента, способного адсорбировать примеси; где стадия предварительной подготовки включает: a) промывку по меньшей мере одного сорбента растворителем, b) регулирование рН по меньшей мере одного сорбента, находящегося в растворителе до рН выше чем 10, c) деаэрирование по меньшей мере одного сорбента, находящегося в растворителе, d) удаление растворителя по меньшей мере из одного сорбента и e) сушку по меньшей мере одного сорбента, причем по меньшей мере один сорбент представляет собой глину.

Изобретение относится к способу скоростной деструкции остаточных нефтяных продуктов. Способ включает адсорбцию остаточных нефтяных продуктов в порах углеродного сорбента и обработку сверхвысокочастотным излучением при индуцированной температуре до 600°C в потоке аргона или диоксида углерода.
Изобретение относится к способу очистки отработанного синтетического моторного масла путем его смешивания с водным раствором щелочи, при этом в смесь добавляют 10 % по массе экстракта продуктов из опилок хвойных деревьев в изопропиловом спирте и 5 % по массе древесных опилок хвойных деревьев, полученную смесь нагревают до выпаривания изопропилового спирта и воды, отстаивают и центрифугируют.

Изобретение относится к установке для получения пара-ксилола, которая предполагает ряд возможных путей энергосбережения за счет осуществления обмена теплотой в пределах установки.
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа деасфальтизации мазута путем контактирования пропитанного мазутом широкопористого адсорбента с катализатором крекинга.

Изобретение относится к способу производства отдельного изомера ксилола из исходных сырьевых потоков, содержащих ароматические соединения С8, ароматические соединения С9 и более тяжелые ароматические соединения.

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к процессу глубокой десульфуризации дизельных углеводородных топлив. .
Изобретение относится к области экологии, в частности к сорбционным препаратам. .

Изобретение относится к способу получения каталитически активного абсорбера для десульфуризации углеводородных потоков, в котором а) готовится смесь из термически разложимых источников меди и молибдена, оксида цинка и воды; б) смесь нагревается до температуры, при которой разлагаются источники меди и молибдена, с получением оксида цинка, насыщенного соединениями меди и молибдена; в) кальцинирование оксида цинка, насыщенного соединениями меди и молибдена, с получением каталитически активного адсорбента; при этом оксид цинка должен иметь удельную площадь поверхности более 20 м2/г и средний размер частиц D50 в диапазоне 7-60 мкм.

Изобретение относится к синтезу цеолитов. Предложен BaKX цеолитный адсорбент без связующего.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа удаления сераорганических соединений из жидкого углеводородного топлива пропусканием через неподвижный адсорбент, в качестве которого используют γ-оксид алюминия, модифицированный оксидом цинка в количестве от 0,1 до 10,0 мас., или его комбинацию с другими адсорбционными материалами: γ-оксидом алюминия иили алюмо-кобальт-молибденовым или алюмо-никель-молибденовым катализатором гидроочистки, иили синтетическим цеолитом типа NaX или ZSM, иили медно-цинковым адсорбентом. Топливо пропускают через адсорбент при температуре, выбранной в интервале от 0 до 100°C, атмосферном давлении, с относительной объемной скоростью подачи, лежащей в диапазоне значений 0,1-10 час-1. Технический результат - удаление сераорганических соединений из жидкого углеводородного топлива с помощью доступных адсорбентов в мягких условиях без применения молекулярного водорода. 2 з.п. ф-лы, 8 табл., 11 пр.

Наверх