Способ вентиляции метрополитена

Изобретение относится к вентиляции метрополитенов и может быть использовано в системе тоннельной вентиляции метрополитенов. Способ включает подачу наружного воздуха на станцию через вентиляционную камеру и удаление отработанного воздуха через тоннели, сбойки и другую вентиляционную камеру. При движении поездов по линии наружный воздух подают на станцию через вентиляционную камеру, установленную с одного торца станции, одновременно через каналы, которыми эта вентиляционная камера соединена со станцией и с тоннелем, по которому поезд уходит со станции, а удаляют отработанный воздух со станции через вентиляционную камеру, установленную с другого торца станции, одновременно через каналы, которыми эта вентиляционная камера соединена со станцией и с тоннелем, по которому поезд приходит на станцию. При отсутствии движения поездов на линии наружный воздух подают на станцию через любую из указанных вентиляционных камер станции, отключив другую, а отработанный воздух удаляют через вентиляционные камеры соседних станций, подключенные на удаление. В случае пожара поезда на станции перекрывают каналы, которыми обе вентиляционные камеры станции соединены с тоннелями, а вентиляционную камеру, через которую подают наружный воздух на станцию, переключают на режим вытяжки, удаляя задымленный воздух со станции одновременно через каналы, которыми соединены обе вентиляционные камеры со станцией, а наружный воздух подают на станцию через пешеходные пути. В случае пожара поезда в тоннеле между соседними станциями, на той из них, на которую двигаются эвакуирующиеся пассажиры, включают на приток вентиляционную камеру, ближайшую к аварийному поезду, и подают наружный воздух через нее и канал, которым эта вентиляционная камера соединена с тоннелем с аварийным поездом, а на другой из указанных соседних станций включают на вытяжку вентиляционную камеру, ближайшую к аварийному поезду, и удаляют задымленный воздух из тоннеля с аварийным поездом через канал, которым эта вентиляционная камера связана с тоннелем с аварийным поездом, при этом закрывают клапаны в сбойках участка линии с аварийным поездом и шиберы, установленные у порталов, которыми тоннель с аварийным поездом соединен с соседними станциями. Достигается равномерное удаление теплоизбытков из тоннелей при штатных режимах работы вентиляции и обеспечиваются нормативные скорости воздуха на путях эвакуации пассажиров при пожаре поезда на станции и в тоннеле. 4 ил.

 

Техническое решение относится к вентиляции транспортных тоннелей и может быть использовано в системах тоннельной вентиляции метрополитенов.

Известен способ вентиляции метрополитена (SU №1588874, кл. E21F 1/00, опубл. в БИ №32, 30.08.1990 г.), включающий направленное движение по тоннелям потоков воздуха, создаваемое за счет поршневого эффекта от движения поезда в тоннеле, при этом наружный воздух всасывается через вентиляционную шахту, а отработанный воздух удаляется из тоннеля при отходе поезда от станции. При этом обязательным условием является перекрытие сечения тоннеля устройством в виде затвора.

Недостатком указанного технического решения является то, что для реализации этого способа вентиляции необходим затвор, который не должен препятствовать движению поездов и безотказно, в автоматическом режиме, обеспечивать открытие и закрытие сечения тоннеля. При отказе механизма открывания затвора может наступить аварийная ситуация. Все это повышает стоимость эксплуатации метрополитена и снижает безопасность перевозок.

Наиболее близким по технической сущности и совокупности существенных признаков является способ вентиляции метрополитена (Поляков А.Х. «Проектирование вентиляции тоннелей», Москва, «Изд. литературы по строительству», 1971 г., стр. 25, рис. 10а), включающий подачу наружного воздуха и вытяжку отработанного воздуха через вентиляционную шахту, разделенную перегородкой вдоль оси на два канала, каждый из которых оборудован вентиляционной камерой. При этом обе вентиляционные камеры расположены с одной стороны станции, одна из них работает на приток, подавая воздух на станцию, а вторая - на вытяжку из того тоннеля, по которому поезд приходит на станцию. Канал в другой тоннель в это время перекрыт.

Недостатком данного способа является то, что вентиляция тоннелей весьма неравномерна, т.к. один из тоннелей, в который подают воздух, проветривается хуже, чем тот, из которого воздух вытягивают. Нагретый в окрестностях станции воздух, вследствие торможения поездов, не удаляется на станции. Нагретый воздух втягивается в тоннель и удаляется через канал на перегоне. Вследствие этого нагреваются подземные сооружения метрополитена и ухудшаются условия микроклимата. При отсутствии движения поездов в одном из тоннелей образуется застойная зона, т.к. из него воздух не удаляют. Следовательно, этот способ вентиляции метрополитена неэффективен. Для поддержания нормативных требований по микроклимату необходимо увеличивать количество подаваемого воздуха в тоннели и на станции, а это требует увеличения затрат на вентиляцию. Кроме того, для создания нормативных скоростей воздуха на путях эвакуации пассажиров при пожарах и аварийном задымлении станций и тоннелей требуются вентиляторы большой производительности. Например, при горении поезда на станции расход воздуха через вентиляционную камеру должен быть не менее 83÷108 м3/с. При пожаре поезда и остановке его в тоннеле потребуется создать в тоннеле нормативную скорости воздуха не менее 2,2 м/с, соответственно, в вентиляционной камере расход составит более 230 м3/с. Такие расходы воздуха невозможно создать тоннельными вентиляторами. Для таких расходов необходимы шахтные вентиляторы мощностью несколько сотен киловатт. Но для штатного проветривания метрополитенов требуются расходы менее 30 м3/с и вентиляторы мощностью 45÷75 кВт. Следовательно, мощные вентиляторы больших габаритов несколько десятков лет будут работать с малой производительностью и низким КПД. Кроме того, для них потребуется большой объем дорогостоящего подземного строительства для оборудования вентиляционной камеры, что экономически нецелесообразно. Таким образом, рассмотренный способ вентиляции метрополитенов не обеспечивает равномерное проветривание тоннелей и безопасную эвакуацию пассажиров при пожаре поезда, то есть неэффективен.

Технической задачей предлагаемого способа является повышение эффективности работы тоннельной вентиляции: в штатных режимах - за счет равномерного удаления теплоизбытков от поездов из тоннелей и из окрестностей станций; в аварийных режимах - за счет увеличения скорости воздушного потока на путях эвакуации пассажиров из зоны задымления.

Задача решается тем, что в способе вентиляции метрополитена, включающем подачу наружного воздуха на станцию через вентиляционную камеру и удаление отработанного воздуха через тоннели, сбойки и другую вентиляционную камеру, согласно техническому решению при движении поездов по линии наружный воздух подают на станцию через вентиляционную камеру, установленную с одного торца станции, одновременно через каналы, которыми эта вентиляционная камера соединена со станцией и с тоннелем, по которому поезд уходит со станции, а удаляют отработанный воздух со станции через вентиляционную камеру, установленную с другого торца станции, одновременно через каналы, которыми эта вентиляционная камера соединена со станцией и с тоннелем, по которому поезд приходит на станцию. При отсутствии движения поездов на линии наружный воздух подают на станцию через любую из указанных вентиляционных камер станции, отключив другую, а отработанный воздух удаляют через вентиляционные камеры соседних станций, подключенные на удаление. В случае пожара поезда на станции перекрывают каналы, которыми обе вентиляционные камеры станции соединены с тоннелями, а вентиляционную камеру, через которую подают наружный воздух на станцию, переключают на режим вытяжки, удаляя задымленный воздух со станции одновременно через каналы, которыми соединены обе вентиляционные камеры со станцией, а наружный воздух подают на станцию через пешеходные пути. В случае пожара поезда в тоннеле между соседними станциями, на той из них, на которую двигаются эвакуирующиеся пассажиры, включают на приток вентиляционную камеру, ближайшую к аварийному поезду, и подают наружный воздух через нее и канал, которым эта вентиляционная камера соединена с тоннелем с аварийным поездом, а на другой из указанных соседних станций включают на вытяжку вентиляционную камеру, ближайшую к аварийному поезду, и удаляют задымленный воздух из тоннеля с аварийным поездом через канал, которым эта вентиляционная камера связана с тоннелем с аварийным поездом, при этом закрывают клапаны в сбойках участка линии с аварийным поездом и шиберы, установленные у порталов, которыми тоннель с аварийным поездом соединен с соседними станциями.

Такое техническое решение позволит создать близкие по величине расходы в тоннелях при движении поездов, тем самым обеспечить равномерное удаление теплоизбытков из тоннелей. Основное количество тепла выделяется при торможении поездов в окрестностях станции, где вся кинетическая энергия движущегося поезда превращается в тепловую энергию. Поэтому свежий воздух подают на станцию, там он ассимилирует тепло и его удаляют со станции. Это позволяет эффективно поддерживать параметры микроклимата на станции и снизить расход воздуха на вентиляцию. В ночное время, когда в метрополитене не ходят поезда, воздух подают через любую вентиляционную камеру станции, отключив другую, а удаляют через вентиляционные камеры соседних станций, подключенные на удаление. Таким образом обеспечивают симметричное проветривание подземных сооружений метрополитена и равномерные параметры микроклимата в тоннелях и на станциях. При пожаре поезда на станции обе вентиляционные камеры удаляют задымленный воздух со станции. На станцию подают воздух по пешеходным путям и по тоннелям. Таким образом обеспечивают незадымление тоннелей и подачу наружного воздуха на пешеходные пути - пути эвакуации пассажиров. В случае пожара поезда в тоннеле между соседними станциями, наружный воздух подают через одну вентиляционную камеру только в тоннель с аварийным поездом. Через другую вентиляционную камеру удаляют воздух только из тоннеля с аварийным поездом. Это позволяет создать нормативную скорость воздуха на пути эвакуации пассажиров из тоннеля. Следовательно, предлагаемый способ вентиляции метрополитена, обеспечивающий удаление теплоизбытков со станций при движении поездов, равномерное проветривание тоннелей и станций при отсутствии поездов и создание необходимой скорости наружного воздуха на путях эвакуации пассажиров при пожаре поезда, является эффективным.

Сущность технического решения поясняется примером реализации способа вентиляции метрополитена и чертежами (фиг. 1-4). На фиг. 1 показана схема реализации способа, когда по линии двигаются поезда. На фиг. 2 показана реализация способа в ночные часы, когда отсутствует движение поездов на линии, на фиг. 3 - при пожаре поезда на станции, на фиг. 4 - при пожаре поезда в тоннеле.

Станция 1 (фиг. 1) имеет пешеходные пути 2 на поверхность. В торцах станции 1 установлены вентиляционные камеры 3 с вентиляторами 4 и вентиляционными киосками 5, связанные с атмосферой. Имеются каналы 6, которыми вентиляционная камера 3 соединена с двумя тоннелями 7 и станцией 1. В каналах 6 установлены клапаны 8. В сбойках 9 также установлены клапаны 8. У порталов, в месте примыкания тоннелей 7 к станции 1, установлены шиберы 10. Стрелками показано направление движения воздуха. На фиг. 1 показан поезд 11, на фиг. 3 и 4 показан аварийный поезд 12.

Способ реализуют следующим образом.

В дневное время, когда по тоннелям 7 двигаются поезда 11, создавая, вследствие их поршневого действия, значительные воздушные потоки, наружный воздух через вентиляционную камеру 3, установленную с одного торца станции 1, одновременно подают через канал 6, которым вентиляционная камера 3 соединена со станцией 1, и через канал 6, которым вентиляционная камера 3 соединена с тоннелем 7, по которому поезд 11 уходит со станции 1, а удаляют отработанный воздух со станции 1 через вентиляционную камеру 3, установленную с другого торца станции 1, также соединенную со станцией 1 каналом 6, и из тоннеля 7, по которому поезд 11 приходит на станцию 1, через канал 6, которым соединена вентиляционная камера 3 с этим тоннелем 7. Основное количества тепла выделяется в окрестности станции 1 при торможении поездов 11. Поэтому подача свежего воздуха на станцию 1 и удаление со станции 1 отработанного воздуха, ассимилировавшего тепло, позволяет удалить большую часть тепловыделений непосредственно со станции 1. Вследствие поршневого действия поезда 11, уходящего со станции 1, часть теплого воздуха будет втягиваться в тоннель 7, по которому уходит поезд 11. Подача свежего воздуха одновременно и в тоннель 7, и в зону разряжения, образующуюся за хвостовым вагоном уходящего поезда 11, позволяет эффективно проветривать и охлаждать тоннель 7. Удаление воздуха из тоннеля 7, по которому вследствие поршневого действия поездов 11 воздух подают на станцию 1, позволяет удалить часть нагретого при торможении поезда 11 воздуха до его попадания на станцию 1. Удаление этого воздуха производят через канал 6, которым вентиляционная камера 3 соединена с тоннелем 7, по которому поезд 11 приходит на станцию 1. А тот нагретый воздух, который вследствие поршневого действия поезда 11 попал на станцию 1, удаляют из нее через вентиляционную камеру 3 и канал 6, которым вентиляционная камера 3 соединена со станцией.

В ночное время, когда поездов в тоннелях нет (фиг. 2), все клапаны 8 в каналах 6 и сбойках 9 открывают. Любую из указанных вентиляционных камер 3 на станции 1 выключают, а другую - включают на приток и подают наружный воздух через каналы 6 на станцию 1 и в тоннели 7. Отработанный воздух удаляют в атмосферу через вентиляционные камеры 3 соседних станций 1, которые подключают на вытяжку. Таким образом обеспечивают равномерный воздухообмен во всех тоннелях 7 и на станциях 1.

В случае пожара поезда 12 на станции 1 (фиг. 3) закрывают клапаны 8, связывающие вентиляционные камеры 3 задымленной станции 1 с тоннелями 7, открывают клапаны 8, связывающие обе вентиляционные камеры 3 со станцией 1, и включают обе вентиляционные камеры 3 на вытяжку, т.е. удаляют задымленный воздух в атмосферу. Наружный воздух подают через пешеходные пути 2, таким образом на путях эвакуации создают поток наружного воздуха с нормативной скоростью. Одновременно часть воздуха из тоннелей 7 также удаляют через вентиляционные камеры 3, тем самым обеспечивают незадымление тоннелей 7.

Техническое решение является одной из реализаций закономерностей, установленных в ходе исследований поршневого действия поездов в тоннелях метрополитенов и теплообменов в подземных выработках метрополитена. В результате поршневого действия поездов возникает эффект циркуляционного контура на перегоне между станциями 1. С увеличением частоты движения поездов увеличивается объем воздуха, вовлеченный в циркуляцию. Разорвать такой циркуляционный контур возможно использованием клапанов 8, установленных в сбойках 9, тем самым управлять расходом воздуха через станции 1 и эффективно удалять теплоизбытки из метрополитена.

При пожаре поезда 12 в тоннеле 7 (фиг. 4) между двумя соседними станциями 1 на той из них, на которую эвакуируются пассажиры, включают на приток вентиляционную камеру 3, ближайшую к аварийному поезду 12, на другой, ближайшей к аварийному поезду 12, вентиляционную камеру 3 включают на вытяжку, при этом закрывают клапаны 8, которыми эти вентиляционные камеры 3 соединены со станциями 1 и с тоннелем 7, в котором нет аварийного поезда 12. Закрывают также клапаны 8 в сбойках 9 и шиберы 10 на порталах задымленного тоннеля 7.

Таким образом, наружный воздух подают только в тоннель 7 с аварийным поездом 12 и удаляют задымленный воздух только из этого тоннеля 7, что позволяет обеспечить нормативную скорость воздуха на путях эвакуации пассажиров и незадымление соседних станций 1 и других тоннелей 7.

Способ вентиляции метрополитена, включающий подачу наружного воздуха на станцию через вентиляционную камеру и удаление отработанного воздуха через тоннели, сбойки и другую вентиляционную камеру, отличающийся тем, что при движении поездов по линии наружный воздух подают на станцию через вентиляционную камеру, установленную с одного торца станции, одновременно через каналы, которыми эта вентиляционная камера соединена со станцией и с тоннелем, по которому поезд уходит со станции, а удаляют отработанный воздух со станции через вентиляционную камеру, установленную с другого торца станции, одновременно через каналы, которыми эта вентиляционная камера соединена со станцией и с тоннелем, по которому поезд приходит на станцию, причем при отсутствии движения поездов на линии наружный воздух подают на станцию через любую из указанных вентиляционных камер станции, отключив другую, а отработанный воздух удаляют через вентиляционные камеры соседних станций, подключенные на удаление, при этом, в случае пожара поезда на станции, перекрывают каналы, которыми обе вентиляционные камеры станции соединены с тоннелями, а вентиляционную камеру, через которую подают наружный воздух на станцию, переключают на режим вытяжки, удаляя задымленный воздух со станции одновременно через каналы, которыми соединены обе вентиляционные камеры со станцией, а наружный воздух подают на станцию через пешеходные пути, а в случае пожара поезда в тоннеле между соседними станциями, на той из них, на которую двигаются эвакуирующиеся пассажиры, включают на приток вентиляционную камеру, ближайшую к аварийному поезду, и подают наружный воздух через нее и канал, которым эта вентиляционная камера соединена с тоннелем с аварийным поездом, а на другой из указанных соседних станций включают на вытяжку вентиляционную камеру, ближайшую к аварийному поезду, и удаляют задымленный воздух из тоннеля с аварийным поездом через канал, которым эта вентиляционная камера связана с тоннелем с аварийным поездом, при этом закрывают клапаны в сбойках участка линии с аварийным поездом и шиберы, установленные у порталов, которыми тоннель с аварийным поездом соединен с соседними станциями.



 

Похожие патенты:

Технический результат заключается в создании высокоэффективного способа управления работой главной вентиляторной установки (ГВУ), работающей на подземных горнодобывающих предприятиях, с использованием результатов статистических оценок значимости влияния параметров воздуха в вентиляторном и диффузорном каналах ГВУ на процесс проветривания шахт.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для проветривания глубоких карьеров и эффективной очистки выдаваемого из рабочей зоны воздуха.

Изобретение относится к горной промышленности, к разработке сближенных пологих пластов. Способ включает проходку выемочных штреков по двум пластам, сбиваемых уклонами, проветривание тупиковых забоев вентиляционными установками местного проветривания и подачу отбитой руды от проходки выемочных штреков по верхнему пласту через рудоспускные скважины на конвейерную линию, смонтированную на нижнем пласте.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для проветривания выемочных участков панелей, в частности, калийных рудников. Технический результат заключается в повышении эффективности проветривания, что достигается за счет предотвращения утечек воздуха путем своевременного монтажа-демонтажа вентиляционной перемычки за рабочими камерами в зависимости от величин тепловых депрессий.

В способе решение задачи достигается за счет того, что создается комплексная защита открытого двухпутного проема путем создания двух завес шиберирующего типа (1 - холодная и 2 - теплая степени защиты) и одной завесы, формирующей настилающуюся струю теплого воздуха (3-я степень защиты), а также подогрев части проникшего холодного воздуха путем смешения с теплым воздухом за счет перетекания воздуха через отверстия в стене, разделяющей двухпутный тоннель на «теплый тоннель» и «холодный тоннель».

Изобретение относится к шахтной и рудничной вентиляции и может быть использовано для повышения достоверности определения параметров проветривания подготовительных выработок угольных шахт и рудников, в частности аэродинамических и механических параметров гибкого деформируемого воздухопровода.

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к шахтной вентиляции транспортных тоннелей. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей установки, повышение ее надежности и возможности быстрого монтажа и перестановки на новое место эксплуатации.

Изобретение относится к шахтной, рудничной вентиляции и вентиляторостроению, а именно к осевым вентиляторам для местного проветривания горных выработок шахт. Задачей изобретения является создание вентилятора местного проветривания шахт, имеющего повышенные аэродинамические характеристики (давление, производительность и КПД) и обеспечивающего возможность реверсивного режима работы при изменении направления вращения рабочих колес, понижение массогабаритной характеристики вентилятора.

Изобретение относится к области горного дела и может быть использовано при проходке горных выработок. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и удобства обслуживания трубопровода.

Изобретение относится к области горного дела и может быть использовано при проветривании ортов или штреков на погрузочно-доставочных горизонтах рудных шахт. .

Изобретение относится к системам обогрева различных объектов и предназначено преимущественно для использования при подогреве воздуха, подаваемого в шахту. Установка для подогрева воздуха, подаваемого в шахту, содержит камеру сгорания, воздухоподогреватель, вентилятор, дымосос и трубопроводы. Установка снабжена воздухораспределительным устройством горячего воздуха и камерой смешения холодного и горячего воздуха, размещенными в воздухоподающем стволе перед шахтным вентилятором, при этом дымосос размещен на выходе газов и установлен с вентилятором с возможностью создания разрежения в потоке газа и давления в потоке воздуха, причем воздухораспределительное устройство горячего воздуха выполнено в виде кольца из трубы, имеющей щель, направленную поперек потока холодного воздуха, и присоединенной к трубопроводу горячего воздуха. Установка позволяет снизить расходы на подогрев воздуха и исключить попадание топочных газов в воздух, подаваемый в шахту. 3 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при проветривании глубоких карьеров трубопроводным способом. Техническим результатом является повышение эффективности проветривания крупных застойных зон глубоких карьеров за счет расширения зоны активного действия вентиляционного трубопровода. Способ включает удаление загрязненного воздуха из застойных зон с помощью воздуходувной машины через осевой эластичный канал надувного трубопровода, удерживаемого в выработанном пространстве карьера системой тросов и силой избыточного статического давления внутри надувной стенки трубопровода, и перемещение трубопровода в застойных зонах, процесс удаления загрязненного воздуха из застойных зон сопровождают его наддувом с периферии пылегазовых скоплений к всасывающему отверстию посредством струй свежего воздуха, подаваемого из выпускных отверстий на внешней поверхности надувной стенки трубопровода, необходимые для формирования струй избыточное статическое давление и расход свежего воздуха внутри надувной стенки обеспечивают с помощью дополнительной воздуходувной машины, а перемещением трубопровода в застойных зонах управляют путем регулирования суммарного импульса истекающих из выпускных отверстий струй. 1 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для проветривания подземных горнодобывающих предприятий. Техническим результатом является повышение энергоэффективности проветривания за счет действия тепловых депрессий, действующих между стволами, и общерудничной естественной тяги на всех типах подземных горнодобывающих предприятий, работающих по различным способам проветривания (всасывающему, нагнетательному или комбинированному) с различным количеством стволов; расширение периода использования способа (круглогодично). Согласно способу подают наружный воздух по воздухоподающим стволам за счет работы главной вентиляторной установки (ГВУ), нагревают его в шахтной калориферной установке, расположенной в поверхностном комплексе воздухоподающего ствола, при нагреве определяют величины тепловых депрессий, действующих между стволами, и общерудничной естественной тяги в микроконтроллерном блоке. Теплопроизводительность шахтной калориферной установки и режим работы главной вентиляторной установки регулируются устройствами управления, на которые поступает информация с микроконтроллерного блока в зависимости от величины тепловых депрессий, действующих между стволами, и общерудничной естественной тяги. Наружный воздух подают по воздухоподающим стволам, используя различные способы проветривания и любое количество воздухоподающих стволов. Воздух, проходящий по подземной части горнодобывающего предприятия, нагревают при помощи электронагревательных пластинчатых элементов, расположенных в главных вентиляционных выработках, подходящих к вентиляционному стволу. В холодное время года нагревают воздух в главных вентиляционных выработках до значения температуры, при которой между стволами возникают положительные тепловые депрессии и общерудничная естественная тяга. В теплое время года, в период отключения шахтной калориферной установки, нагрев воздуха в главных вентиляционных выработках осуществляют в зависимости от соотношения затрачиваемой на работу электронагревательных пластинчатых элементов и сэкономленной на главной вентиляторной установке электроэнергии, которое вычисляется в микроконтроллерном блоке. При нагреве воздуха определяют величины тепловых депрессий, действующих между стволами, и общерудничной естественной тяги в микроконтроллерном блоке, при этом теплопроизводительность электронагревательных пластинчатых элементов регулируется устройствами управления, на которые поступает информация с микроконтроллерного блока в зависимости от требуемых величин тепловых депрессий, действующих между стволами, и общерудничной естественной тяги. Отводят нагретый воздух на поверхность, используя любое количество вентиляционных стволов, при этом в главных вентиляционных выработках каждого вентиляционного ствола располагают электронагревательные пластинчатые элементы. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к системе регулирования воздухоподготовки на поземном горном предприятии. Технический результат заключается в создании высокоэффективной автоматизированной системы регулирования воздухоподготовки на подземном горнодобывающем предприятии, работающей в холодное и теплое время года за счет обеспечения надежной работы системы воздухоподготовки с использованием резервной шахтной калориферной установки. Система включает главную вентиляторную установку (ГВУ), воздухоподающий ствол, надшахтное здание, по периметру которого расположены теплообменники калориферной установки (КУ). Воздухоподающий ствол через калориферный канал связан с резервной шахтной калориферной установкой (ШКУ), которая снабжена перекрывающей ладой и нагнетательными вентиляторами. Воздухозаборные окна КУ и резервной ШКУ снабжены управляемыми шторками. Надшахтное здание выполнено со скиповыми окнами. При этом за каждым теплообменником КУ размещены датчики температуры. В калориферном канале и в околоствольном дворе воздухоподающего ствола установлены датчики температуры, давления, либо плотномеры и датчики расхода, которые связаны с микроконтроллерным блоком, выполненным с возможностью подачи управляющих сигналов на механизмы изменения теплопроизводительности КУ и резервной ШКУ. 6 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для проветривания выемочных участков (панелей и блоков). Технический результат заключается в разработке энергоэффективного способа проветривания выемочного участка при обратном порядке отработки полезного ископаемого, расположенного по падению пласта, обеспечивающего регулирование работы вентиляторов местного проветривания в зависимости от величин тепловых депрессий, возникающих между выработками выемочного участка, а также угла γ наклона камер относительно оси выемочного штрека. Способ включает подачу свежего воздуха в выемочный штрек, удаление отработанного воздуха по вентиляционным сбойкам в конвейерно-вентиляционный штрек, предварительный расчет минимальной и максимальной тепловых депрессий he min и he max, возникающих между выемочным штреком и вентиляционными сбойками he2 и he3 и между выемочным и заглубленным конвейерно-вентиляционным штреками he1 соответственно. Расчеты каждой из величин he2 и he3 проводят с учетом угла γ наклона камер относительно оси выемочного штрека, по результатам расчетов выбирают участки отработки выемочного штрека, для которых требуется проветривание, и осуществляют проходку конвейерно-вентиляционного штрека параллельно либо под углом к оси выемочного штрека, при этом нагнетание свежего воздуха в рабочие камеры осуществляют с помощью вентиляторов местного проветривания, выполненных с возможностью изменения производительности по мере отработки камер в зависимости от максимального he max и минимального he min значений величин he2 и he3 соответственно, а также при тупиковой проходке камеры и при сквозном ее проветривании в зависимости от угла γ. Кроме того, для предотвращения утечек воздуха из выемочного штрека напрямую в конвейерно-вентиляционный штрек рудоспуски оборудованы механизмами защиты от утечек. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области вентиляции и кондиционирования, а именно к устройствам с естественной вентиляцией с утилизацией тепла. Технический результат направлен на создание устройства с естественной энергонезависимой вентиляцией с возможностью утилизации тепла, распределенного в толще грунта, позволяющего поддерживать положительную температуру внутри подземного сооружения, обеспечивая естественную вентиляцию, предотвращающую опасный уровень загазованности помещения. Подземное сооружение с естественной теплообменной вентиляцией состоит из корпуса подземного сооружения, канала приточного воздуха, канала удаления воздуха. Устройство дополнительно содержит теплообменные пластины, расположенные по периметру канала приточного воздуха, которые осуществляют обмен тепла, распределенного в толще грунта с циркулирующим за счет силы тяги воздухом, производящим вентиляцию и обогрев помещения подземного сооружения. 1 ил.

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к системам автоматизации вентиляторных установок, и может быть использовано для обеспечения безопасного, энерго- и ресурсосберегающего проветривания подземных горнодобывающих предприятий. Технический результат - расширение функциональных возможностей за счет высокоэффективной работы системы в теплое время года с учетом параметров наружного воздуха. Система автоматизации главной вентиляторной установки (ГВУ) включает микроконтроллерный блок (МКБ), связанный с датчиками контроля параметров воздуха, участвующего в процессе проветривания, задающее устройство электропривода ГВУ, а также датчики расхода воздуха, установленные в околоствольных дворах воздухоподающих стволов рудника. Воздухоподающий ствол, расположенный дальше от вентиляционного ствола, снабжен поверхностным устройством кондиционирования воздуха (УКВ). Воздухоподающий ствол, ближний к вентиляционному стволу, снабжен подземным УКВ. Оба УКВ связаны с устройством задания их хладопроизводительности. Испаритель подземной УКВ расположен в околоствольном дворе воздухоподающего ствола, ближнего к вентиляционному стволу, а конденсатор - в одной из главных вентиляционных выработок, подходящих к вентиляционному стволу. МКБ выполнен с возможностью подачи управляющих команд на устройство задания хладопроизводительности поверхностной и подземной УКВ в зависимости от параметров наружного воздуха. 5 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при искусственном проветривании застойных зон глубоких карьеров. Техническим результатом предлагаемого решения является повышение эффективности регулирования вентиляционных потоков и их распределения между застойными зонами, что позволяет уменьшить материальные и энергетические затраты на проветривание карьера. Способ включает возведение магистрального вентиляционного канала, связывающего выработанное пространство карьера с окружающей атмосферой, прокладку к застойным зонам карьера дополнительных вентиляционных каналов, соединенных с магистральным каналом, создание воздушного потока в магистральном канале за счет источника принудительной или естественной тяги. Управление аэродинамическими параметрами вентиляционных потоков осуществляют путем регулирования величин тепловой депрессии дополнительных каналов, создаваемой нагревательными элементами, за счет изменения мощности теплоотдачи нагревательных элементов и высоты их установки в дополнительных каналах в соответствии с относительной загрязненностью проветриваемых застойных зон. 1 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для проветривания уклонных блоков на месторождениях высоковязкой нефти и природного битума, подземная добыча которых производится шахтным способом. Технический результат заключается в создании системы эффективного проветривания всех рабочих зон нефтешахты и создания безопасных и комфортных условий труда горнорабочих в любое время года путем распределения воздуха по подземным горным выработкам нефтешахты. Система проветривания нефтешахты включает главную вентиляторную установку, установленную на вентиляционном стволе нефтешахты, микроконтроллерный блок, связанный с датчиками температуры и давления воздуха либо с плотномерами, а также с датчиками расхода воздуха. В каждой воздухоподающей выработке уклонного блока расположен вентилятор местного проветривания, а в каждой воздуховыдающей выработке уклонного блока размещен воздушный тамбур, состоящий из перемычек с дверями. Устья вентиляционных скважин уклонных блоков снабжены дефлекторами и поверхностными вентиляторами. Датчики расхода воздуха и датчики температуры и давления воздуха или плотномеры расположены в воздухоподающих выработках уклонных блоков, в главных исходящих вентиляционных выработках, в устьях и околоствольных дворах воздухоподающих стволов и в канале главной вентиляционной установки. Дополнительные датчики расхода воздуха установлены в воздуховыдающих выработках уклонного блока за соединительной выработкой по ходу потока исходящего воздуха, при этом дополнительные датчики температуры, давления или плотномеры расположены в буровых галереях уклонных блоков и на поверхности нефтешахты. Микроконтроллерный блок выполнен с возможностью регулирования расхода воздуха, поступающего в уклонные блоки в зависимости от показаний указанных датчиков за счет изменения режима работы вентиляторов, а также с возможностью изменения производительности главной вентиляторной установки. 4 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при искусственном проветривании застойных зон глубоких карьеров. Техническим результатом предлагаемого решения является повышение эффективности энергетического воздействия средств вентиляции на воздушный бассейн карьера при дефиците энергии неустойчивости внутрикарьерной атмосферы. Способ вентиляции карьера включает размещение в карьере и за его пределами воздухопроводных каналов и затопление теплообменных участков этих каналов в прилегающем к карьеру естественном источнике воды, тепловую подготовку воздуха внутри затопленных каналов с изменением его температуры до температуры воды, организацию воздухообмена атмосферы карьера с внешней средой по воздухопроводным каналам с помощью источников тяги и регулирование аэродинамических параметров воздушного потока в каналах. Воздухообмен атмосферы карьера с внешней средой в холодное время года организуют путем нагнетания в нижнюю зону карьера нагреваемого внутри затопленных каналов свежего воздуха, а регулирование аэродинамических параметров воздушного потока в каналах осуществляют путем выпуска части нагнетаемого воздуха через воздушные клапаны, устанавливаемые на воздухопроводах в верхней части карьера. 1 ил.

Изобретение относится к вентиляции метрополитенов и может быть использовано в системе тоннельной вентиляции метрополитенов. Способ включает подачу наружного воздуха на станцию через вентиляционную камеру и удаление отработанного воздуха через тоннели, сбойки и другую вентиляционную камеру. При движении поездов по линии наружный воздух подают на станцию через вентиляционную камеру, установленную с одного торца станции, одновременно через каналы, которыми эта вентиляционная камера соединена со станцией и с тоннелем, по которому поезд уходит со станции, а удаляют отработанный воздух со станции через вентиляционную камеру, установленную с другого торца станции, одновременно через каналы, которыми эта вентиляционная камера соединена со станцией и с тоннелем, по которому поезд приходит на станцию. При отсутствии движения поездов на линии наружный воздух подают на станцию через любую из указанных вентиляционных камер станции, отключив другую, а отработанный воздух удаляют через вентиляционные камеры соседних станций, подключенные на удаление. В случае пожара поезда на станции перекрывают каналы, которыми обе вентиляционные камеры станции соединены с тоннелями, а вентиляционную камеру, через которую подают наружный воздух на станцию, переключают на режим вытяжки, удаляя задымленный воздух со станции одновременно через каналы, которыми соединены обе вентиляционные камеры со станцией, а наружный воздух подают на станцию через пешеходные пути. В случае пожара поезда в тоннеле между соседними станциями, на той из них, на которую двигаются эвакуирующиеся пассажиры, включают на приток вентиляционную камеру, ближайшую к аварийному поезду, и подают наружный воздух через нее и канал, которым эта вентиляционная камера соединена с тоннелем с аварийным поездом, а на другой из указанных соседних станций включают на вытяжку вентиляционную камеру, ближайшую к аварийному поезду, и удаляют задымленный воздух из тоннеля с аварийным поездом через канал, которым эта вентиляционная камера связана с тоннелем с аварийным поездом, при этом закрывают клапаны в сбойках участка линии с аварийным поездом и шиберы, установленные у порталов, которыми тоннель с аварийным поездом соединен с соседними станциями. Достигается равномерное удаление теплоизбытков из тоннелей при штатных режимах работы вентиляции и обеспечиваются нормативные скорости воздуха на путях эвакуации пассажиров при пожаре поезда на станции и в тоннеле. 4 ил.

Наверх