Способ контроля качества смазочного масла и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области технической диагностики технических систем, имеющих замкнутую систему смазки, и может быть использовано для контроля качества моторных масел в процессе эксплуатации. Оценивают степень загрязнения масла в процессе эксплуатации, при этом дополнительно одновременно оценивают антифрикционные свойства, антизадирные свойства, температуру и вязкость масла и по полученным характеристикам делают заключение о пригодности масла к дальнейшему использованию. Устройство для контроля смазочного масла, выполненное в виде щупа, содержащее датчик чистоты, привод вращения, блок обработки информации, при этом дополнительно в щупе установлены датчики вязкости, несущей способности и момента трения, температуры и уровня масла, причем все датчики выполнены в виде отдельных модулей, размещенных в гибкой трубке из материала, устойчивого к действию масла, а также имеется дополнительная панель для размещения в кабине оператора, информирующая о текущем состоянии масла. Технический результат - расширение функциональных возможностей и повышение объективности получаемых данных. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области технической диагностики технических систем, имеющих замкнутую систему смазки, и может быть использовано для контроля качества моторных масел в процессе эксплуатации.

Известен аналогичный способ, описанный в патенте [1], заключающийся в том, что в ходе эксплуатации деталей узлов трения отбирают пробы смазочного материала. Определяют в них методом спектрального анализа концентрации выделившихся в процессе износа таких элементов, как алюминий, железо, медь, свинец, титан, цинк. Для каждой детали узла трения с учетом процентного содержания элементов, являющихся преимущественными в составе материала каждой детали узла трения, судят о степени износа узлов трения. Дополнительно определяют концентрации серы, фосфора, азота, хлора и т.п., входящие в состав противоизносных присадок. Определяют скорость расходования противоизносных присадок. По изменению концентраций элементов, входящих в состав противоизносных присадок и в состав деталей узлов трения, скорости расходования противоизносных присадок судят об износе деталей узлов трения на ранней стадии, о смазывающей способности масла с протовоизносными присадками и годности его к эксплуатации.

Недостатком данного способа является ограниченность функциональных возможностей способа и недостаточная объективность получаемых данных.

В качестве прототипа выбран способ, описанный в патенте [2], в котором определяют изменение электрической емкости датчика в зависимости от степени и качества загрязнения работающего масла.

Изменение регистрируют частотным методом, вместе с тем степень и качество загрязнений работающего масла определяют по отклонению частоты импульсов перестраиваемого генератора от эталонного значения, полученного для неработавшего масла. Сравнение осуществляют по условному показателю импульсов, определяемому по формуле

где K1 - частотный коэффициент деления опорного частотного генератора; T1 - период колебаний опорного частотного генератора; К2 - частотный коэффициент деления перестраиваемого частотного генератора; Т2 - период колебаний перестраиваемого частотного генератора. Изобретение обеспечивает выявление конкретных примесей в исследуемом масле, повышает точность и достоверность оценки технического состояния машин.

Недостатком данного способа является ограниченность функциональных возможностей способа и недостаточная объективность получаемых данных.

Известно аналогичное устройство для встроенного контроля параметров рабочей жидкости гидросистем, используемое в системе «ФОТОН» [3], содержащее корпус, в котором размещены два идентичных емкостных преобразователя, образованных цилиндрическими электродами, причем часть электродов заземлена, а часть - закреплены с помощью изолированной втулки и через контактные винты подключаются к электронному блоку обработки информации. Датчик используется для оценки содержания загрязнений (эмульгированной воды) в масле.

Недостатком данного устройства является ограниченность функциональных возможностей и недостаточная объективность получаемых данных.

Прототипом устройства для контроля качества масла является датчик-щуп фотоэлектрического анализатора загрязнений жидкостей типа АЗЖ-955 [3] для определения содержания механических загрязнений в отобранных пробах или непосредственно в емкостях и баках при эксплуатации различных машин. Датчик содержит излучатель, создающий пучок света, и фотоприемник, размещенные друг напротив друга. Щуп в процессе эксплуатации вращается приводом вращения. В зависимости от степени прозрачности жидкости в чувствительной зоне датчика (между излучателем и фотоприемником) изменяется световой поток, падающий на фотоприемник. Сигналы с фотоприемника поступают в блок обработки информации, содержащий усилитель, детектор, интегратор, аналого-цифровой преобразователь (АЦП), цифровой индикатор.

Недостатком данного устройства является ограниченность функциональных возможностей и недостаточная объективность получаемых данных.

Технический результат настоящего изобретения заключается в расширении функциональных возможностей и повышении объективности получаемых данных.

Технический результат достигается тем, что оценивают степень загрязнения масла в процессе эксплуатации, при этом дополнительно одновременно оценивают антифрикционные свойства, антизадирные свойства, температуру и вязкость масла и по полученным характеристикам делают заключение о пригодности масла к дальнейшему использованию. Устройство для контроля смазочного масла, выполненное в виде щупа, содержащее датчик чистоты, привод вращения, блок обработки информации, при этом дополнительно в щупе установлены датчики вязкости, несущей способности и момента трения, температуры и уровня масла, причем все датчики выполнены в виде отдельных модулей, размещенных в гибкой трубке из материала, устойчивого к действию масла, а также имеется дополнительная панель для размещения в кабине оператора, информирующая о текущем состоянии масла.

Сущность изобретения заключается в том, что традиционно определяемые параметры качества масла по содержанию механических загрязнений и воды не указывают на главные параметры состояния масла, каковыми являются антифрикционные свойства (коэффициент трения, момент трения), антизадирные свойства (несущая способность) и вязкость, которые указывают на способность масла защищать поверхности трения деталей двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Так, например, если в моторном масле будут отсутствовать антифрикционные и антизадирные присадки, то оно, даже будучи прозрачным, может привести к заклиниванию трущихся поверхностей и повышенному расходу энергии на трение. Учитывая, что данные присадки в процессе эксплуатации масла постепенно вырабатываются, то контроль масла по антифрикционным и антизадирным свойствам не только обеспечивает расширение функциональных возможностей способа и устройства для оперативного контроля качества масла, но и делает этот контроль полностью объективным. Дополнительная объективность и полнота оценки качества смазочных масел обеспечивается дополнительным определением температуры и вязкости масла.

Способ реализуется по следующим этапам.

- Щуп вводят в среду контролируемого масла таким образом, чтобы все датчики были погружены в масло, а блок обработки информации и привод вращения находились снаружи. Например, щуп можно установить в двигатель внутреннего сгорания на место традиционного маслоуказательного щупа.

- Подключают щуп к источнику питания, например аккумулятору. Включают требуемый режим контроля (непрерывный, периодический). При выборе периодического контроля выбирают длительность интервала между процедурами контроля.

- Подключают к блоку обработки информации дополнительную информационную панель и выводят ее на приборную панель оператора двигателя (например, на приборную панель в салон автомобиля).

- Щуп в соответствии с выбранным режимом контроля будет одновременно собирать данные о температуре, чистоте, вязкости, несущей способности, моменте трения и уровне масла и в зависимости от результатов контроля выдавать на информационную панель данные о годности масла к эксплуатации дифференцированно по каждому критерию. Это позволит оператору не только получить информацию о пригодности масла к эксплуатации, но и принимать решение о целесообразности замены масла (в случае срабатывания датчика чистоты масла), или добавки антифрикционных (антизадирных) присадок (в случае срабатывания датчиков антифрикционных и антизадирных свойств соответственно), или доливки масла (при срабатывании датчика уровня масла), или дополнительного прогрева двигателя (при срабатывании датчика вязкости).

Устройство для контроля качества смазочного масла (фиг. 1) выполнено в виде щупа и содержит датчики уровня масла - 1, чистоты - 2, вязкости - 3, несущей способности и момента трения - 4, температуры - 5, причем все датчики выполнены в виде отдельных модулей, размещенных в гибкой трубке - 6 из материала, устойчивого к действию масла (например, силиконовой трубке), соединенной с корпусом 7, в котором размещены: привод вращения - 8 (электрический двигатель постоянного тока или шаговый двигатель), связанный с датчиками вязкости, несущей способности и момента трения; блок обработки информации - 9, связанный со всеми датчиками и передающим данные о качестве масла на информационную панель - 10. Кроме того, блок обработки информации обеспечивает возможность выбора режима контроля качества масла (непрерывный и периодический). Для удобства эксплуатации щупа имеется дополнительная информационная панель - 11, информирующая о текущем состоянии масла и размещаемая в любом месте, удобном для контроля (например, в кабине оператора), которая дублирует показания информационной панели 10 и связана с ней посредством проводной или беспроводной связи. Конструкция щупа обеспечивает возможность его установки в двигателе внутреннего сгорания вместо стандартного маслоуказательного щупа.

Датчик уровня масла (фиг. 2) состоит из: корпуса 12, вставленного в трубку 6; изолирующей пробки 13, вставленной в корпус с внутренней стороны; регулируемого электрода 14, имеющего возможность перемещаться по резьбе в центре изолирующей пробки 13; сильфона 15 с внешней стороны закрытого металлической крышкой 16, а с внутренней герметично соединенного с пробкой 13 и электрически соединенного с электродом 17, вставленным в пробку 13. Работа датчика заключается в следующем. В зависимости от высоты уровня масла над датчиком на сильфон действует давление масляного столба, и сильфон упруго сжимается пропорционально высоте уровня масла. Регулировкой электрода 14 добиваются такого зазора между крышкой сильфона и острием электрода 14, чтобы при должном уровне масла сжатие сильфона обеспечивало электрический контакт между электродами 14 и 17. При снижении уровня масла давление на сильфон уменьшается, он вытягивается, электрический контакт между электродами 14 и 17 разрывается, а на информационных панелях 10 и 11 загорается светодиод, информирующий о недостаточном уровне масла.

Датчик чистоты масла состоит из: корпуса 18, вставленного в трубку 6; пробок 19 и 20, вставленных в корпус 18 с обеих сторон; излучателя 21 (светодиод), вставленного в пробку 20; фотоприемника 22 (фоторезистор, фототранзистор, фотодиод и т.п.), вставленного в пробку 19. Излучатель 21 и фотоприемник 22 расположены встречно друг к другу, а в зоне чувствительности между ними на корпусе и трубке расположены сквозные отверстия для свободного доступа смазочного масла. Датчик работает аналогично выбранному прототипу за счет изменения степени прозрачности масла, которая в свою очередь зависит от степени его загрязнения. Чем больше загрязнений, тем больше они рассеивают световой поток и тем меньше его поступает на фотоприемник. При снижении светового потока на фотоприемнике ниже допустимого уровня на информационных панелях 10 и 11 загорается светодиод, указывающий на то, что превышен уровень загрязнения смазочного масла.

Датчик вязкости масла состоит из: корпуса 23, вставленного в трубку 6; ведущего диска 24, установленного с внутренней стороны корпуса 23 через подшипник 25 и связанного с тросом 26, связанным с приводом вращения; ведомого диска 27, установленного с внешней стороны корпуса 23 через подшипник 28 и связанного с отрезком упругого металлического торсиона 29 (в качестве такового можно использовать отрезок металлического троса), закрепленного в пробке 30; металлического флажка 31, электрически соединенного (например, пайкой) с торсионом 29; электрода 32, пропущенного через пробку 30. Ведущий и ведомый диски разделены тарированным зазором, в который поступает смазочное масло через отверстия на корпусе 23 и трубке 6. В нерабочем состоянии электрод 32 и флажок 31 также разделены тарированным зазором. Датчик работает следующим образом, при запуске вращения ведущий диск передает крутящий момент ведомому диску, который удерживается от вращения торсионом 29. Чем выше вязкость масла, тем больше величина передаваемого крутящего момента, тем больше угол закручивания торсиона и, соответственно, тем ближе флажок 31 приближается к электроду 32. При превышении вязкости масла допустимого значения (если масло недостаточно прогрелось или вязкость повысилась из-за окисления масла) величина скручивания торсиона обеспечит электрический контакт между торсионом и электродом, при этом на информационной панели загорится светодиод, информирующий о повышенном значении вязкости масла.

Датчик несущей способности и момента трения состоит из: корпуса 33, вставленного в трубку 6; подвижного диска 34, установленного с внутренней стороны корпуса 33 через подшипник 35 и связанного с тросом 26, связанным с приводом вращения; стальных шариков 36, составляющих пару трения с поверхностью подвижного диска 34 и прижимаемых к его поверхности пружинами 37, связанных посредством втулок 38 с плоскими пружинами 39, закрепленными в пробке 40, вставленной в корпус с внешней стороны; электрода 41, вставленного в пробку 40, конец которого в нерабочем состоянии имеет тарированный зазор относительно одной из втулок 38. Сила прижатия шариков 36 к поверхности диска 34 обеспечивается такой, чтобы при допустимых антизадирных свойствах масла не происходил разрыв масляной пленки между вышеуказанными шариками и диском. Жесткость плоских пружин 39 и величина зазора между электродом 41 и втулкой 38 выбираются такими, чтобы при допустимых антифрикционных свойствах контролируемого масла не происходило касания втулкой электрода. Датчик работает следующим образом. При запуске вращения подвижного диска 34 плоские пружины 39 деформируются в направлении трения за счет силы трения между шариками и диском. Если момент трения превышает допустимое значение произойдет электрическое замыкание между электродом и одной из плоских пружин, при этом на информационных панелях 10 и 11 загорится светодиод, указывающий на снижение антифрикционных свойств (и, соответственно, повышение потерь на трение) ниже допустимого уровня. Если несущая способность смазочной пленки, характеризующая антизадирные свойства масла, снизится ниже допустимого уровня, в местах контакта шариков с диском произойдет разрыв смазочной пленки, и возникнет электрический контакт между плоскими пружинами, при этом на информационных панелях 10 и 11 загорится светодиод, указывающий на снижение антизадирных свойств масла ниже допустимого уровня.

Датчик температуры представляет собой термопару 42, закрепленную во втулке 43, вставленной в трубку 6 и имеющей центральное отверстие для пропускания троса 26. Вблизи спая термопары на трубке имеется отверстие для свободного доступа масла. Сигнал с термопары поступает в блок обработки информации, где усиливается усилителем. При превышении (или снижении) температуры масла допустимых пределов на информационных панелях 10 и 11 загорится светодиод, указывающий на необходимость прогрева (или охлаждения) контролируемого масла.

Трубка 6 надета на патрубок корпуса 44 блока обработки информации. Внутри трубки трос соединен с двигателем 8 посредством муфты 45 (фиг. 3).

Внутри корпуса размещен блок обработки информации, состоящий из платы 46 и блока переключателей 47, которые позволяют устанавливать режим работы щупа. На плате 46 осуществляется преобразование сигналов датчиков в электрические сигналы для светодиодов 48 информационной панели. На корпусе имеется разъем 49 для возможности подключения выносной информационной панели для размещения по усмотрению оператора. На трубке 6 в месте крепления с корпусом 44 имеется резиновая втулка 50, обеспечивающая плотное сопряжение с отверстием для маслоуказательного щупа соответствующего ДВС.

Пример. Изготовили щуп для контроля качества моторного масла легкового автомобиля Hyundai Solaris. Датчики размещали в силиконовой трубке внутренним диаметром 10 мм и наружным диаметром 12 мм. Выбрали периодический режим контроля масла с интервалом 1 час. После смены масла в двигателе (Castrol) показания всех датчиков находились в норме (отсутствовало свечение светодиодов на информационной панели). После пробега автомобиля 16800 км сработал датчик чистоты масла, после чего была произведена его замена.

На фиг. 1. показана структурная схема щупа для контроля качества смазочного масла.

На фиг. 2. представлена конструкция части устройства (щупа) для реализации способа, погружаемой в масло.

На фиг. 3. представлена конструкция наружной части устройства (щупа) для реализации заявленного способа.

Используемая литература

1. Патент РФ №2319946. Способ оценки технического состояния и интенсивности изнашивания узлов трения, работающих в присутствии смазочного материала / Степанов В.А., Антонов А.Н., Денисов Е.А., Жулин В.Г. Опубл. 20.03.2008. Бюл. №8.

2. Патент РФ №2473884. Способ диагностики агрегатов машин по параметрам работающего масла / Власов Ю.А., Тищенко Н.Т., Будько Ю.А., Ляпина О.В., Гильц В.О., Ляпин А.Н., Исмаилов Г.М. Опубл. 27.01.2013. Бюл. №3.

3. Логвинов Л.М. Техническая диагностика жидкостных систем технологического оборудования по параметрам рабочей жидкости: Учеб. пособие. - М.: ЦНТИ «Поиск», 1992. - 90 с.

1. Способ контроля качества смазочного масла, заключающийся в том, что оценивают степень загрязнения масла в процессе эксплуатации, отличающийся тем, что дополнительно одновременно оценивают антифрикционные свойства, антизадирные свойства, температуру и вязкость масла и по полученным характеристикам делают заключение о пригодности масла к дальнейшему использованию.

2. Устройство для контроля смазочного масла, выполненное в виде щупа, содержащее датчик чистоты, привод вращения, блок обработки информации, отличающееся тем, что дополнительно в щупе установлены датчики вязкости, несущей способности и момента трения, температуры и уровня масла, причем все датчики выполнены в виде отдельных модулей, размещенных в гибкой трубке из материала, устойчивого к действию масла, а также имеется дополнительная панель для размещения в кабине оператора, информирующая о текущем состоянии масла.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области испытания моторных масел. Способ включает взятие пробы масла из двигателя, нанесение капли масла на тестовую подложку из фильтровального материала, анализ рисунка масляного пятна, выделение характерных признаков рисунка масляного пятна с разделением рисунка масляного пятна по окраске по меньшей мере на три контрольные зоны.
Изобретение относится к экспресс-методам определения наличия и качества диспергирующе-стабилизирующих свойств у смазочных масел. Способ осуществляют путем введения в масло и диспергирования в нем жидкого загрязнителя и после его диспергирования эмульсии придают состояние покоя, при этом масло предварительно загрязняют 0,05-0,1% загрязнителя, перемешивают и оставляют на 20-24 часа в состоянии покоя, после чего в него дополнительно вводят жидкий загрязнитель 60-70% от объема пробы и оставляют еще на 12-15 часов, после чего осуществляют оценку уровня работоспособности масла по изменению высоты столба расслоившейся эмульсии за определенный период времени или ее отсутствию и дополнительно по высоте столба расслоившейся верхней эмульсии, и/или высоте столба расслоившейся основной эмульсии, и/или высоте столба выпавшего загрязнителя, а также объема вводимого в масло загрязнителя, при котором начинается выпадение загрязнителя в осадок или расслоение эмульсии, а также возможных их сочетаний осуществляют количественное определение с оценкой уровня работоспособности диспергирующе-стабилизирующей присадки смазочного масла.

Группа изобретений относится к испытанию моторных масел и используется для исследования процессов их старения. В процессе испытания масло нагревают, охлаждают, перемешивают, осуществляют его циркуляцию под давлением, центрифугируют, проводят аэрацию атмосферным влажным воздухом и отработавшими газами, сжимают и разбрызгивают под давлением с целью осуществления гидромеханической, термохимической и термодинамической деструкции, обеспечивая имитацию работы масла как в системе смазки двигателя, а также в его цилиндропоршневой группе, подшипниках скольжения коленчатого вала и в газораспределительном механизме.

Изобретение относится к технологии контроля качества смазочных масел при их применении и совместимости с материалами деталей машин. Способ заключается в том, что пробу масла постоянной массы нагревают при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла, в каждой из которых определяют фотометрированием коэффициент поглощения светового потока окисленного масла и испытывают его на противоизносные свойства, при этом определяют диаметр пятна износа и коэффициент противоизносных свойств П, равный Kп/U, где Кп - коэффициент поглощения светового потока, a U - диаметр пятна износа, мм, строят линейную графическую зависимость коэффициента противоизносных свойств П от коэффициента поглощения светового потока Кп, которую используют для определения противоизносных свойств смазочных масел.

Изобретение относится к области контроля качества материалов, в частности пластичных смазок на минеральной основе с мыльными загустителями, и может быть использовано при прогнозировании сроков хранения в герметичной таре.

Изобретение касается способа выявления примесей в работающем масле и определения степени его загрязненности. Пробы диагностируемого и эталонного масла идентичной марки, а также масла с предельно допустимым значением загрязнителя внедряют в носитель из капиллярно-пористого материала, который помещают в область поверхностного тлеющего высоковольтного разряда от пластинчатого электрода.

Изобретение относится к триботехнике, а именно к экспериментальным устройствам и способам исследования свойств масел для целей смазки. .

Изобретение относится к области контроля качества авиационных масел с помощью оптических средств и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения.

Изобретение относится к области испытания противозадирных свойств масел и смазочных материалов, а именно к области определения критерия задиростойкости этих материалов, и может быть использовано в качестве оценки надежности и эффективности эксплуатации масел и смазочных материалов.

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности. .

Изобретение относится к области исследования материалов и может быть использовано для исследования вязкостно-температурных свойств жидкости и количественной оценки интенсивности и динамики структурных превращений в процессе подбора состава смазочных композиций моторных масел на стадии их разработки. Способ включает регистрацию процессов термодинамического структуропреобразования путем определения термоэнергетической функции каждой пробы, при этом приготавливают несколько проб масла с различным, точно известным количеством депрессорной присадки в них, для определения степени интенсивности структуропреобразования каждой пробы исследуемого масла пробу непрерывно с заданной скоростью охлаждают от комнатной температуры до температуры застывания, определяют температурные области структуропреобразования исследуемого масла по безразмерному динамическому критерию подобия температуровязкостных свойств ηδ, а степень интенсивности структуропреобразования исследуемого масла в указанных температурных областях количественно выражают через изменение термоэнергетической функции исследуемого масла Е(Т), определяемой по формуле: Е(Т)=(1/2-ηδ(T))·RT, где R - универсальная газовая постоянная; Т - текущая абсолютная температура масла; Θ - скорость изменения температуры; η - динамическая вязкость; ηδ=δη(Т, Θ)/δТ; затем определяют среднюю интенсивность микроструктурных процессов в каждой пробе через среднеквадратическое отклонение термоэнергетической функции. Оптимальное содержание депрессорной присадки определяют как соответствующее пробе с максимальной средней интенсивностью микроструктурных процессов. Достигается повышение точности и достоверности определения. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к области исследования смазочных масел. Способ включает в себя непрерывное пропускание воздуха через испытуемое смазочное масло при температуре, на 20°С превышающей максимальную рабочую температуру испытуемого смазочного масла, отбор через равные промежутки времени окисленного смазочного масла и определение таких показателей степени деградации смазочного масла, как содержание осадка, нерастворимого в изооктане, а также фактор нестабильности эксплуатационных свойств смазочного масла, после чего строят график зависимости изменения определяемых показателей от времени окисления, проводят касательные на начальном участке полученной кривой и на участке, где произошел значительный рост определяемого показателя, координату точки пересечения двух касательных на оси времени окисления принимают за значение условного эксплуатационного ресурса. За результат определения принимают наименьшее значение условного эксплуатационного ресурса, полученное по всем определяемым показателям. Достигается повышение достоверности оценки смазочных масел по степени их влияния на эксплуатационную надежность двигателей. 1 табл., 3 ил.

Изобретение относится к области контроля качества нефтепродуктов. Способ включает отбор проб в различных местах в процессе приготовления пластичных смазочных материалов, их гомогенизацию и анализ, причем гомогенизацию объединенных проб пластичных смазочных материалов производят при их перемешивании плунжером со скоростью 60±10 двойных тактов в минуту, а анализ содержания воды в пластичных смазочных материалах осуществляют с помощью ИК Фурье-спектроскопии, для этого сначала приготавливают различные образцы пластичных смазочных материалов с известным содержанием воды, затем для образцов пластичных смазочных материалов с известным содержанием воды строят тарировочный график зависимости содержания воды от оптической плотности на частоте наибольшего поглощения 3388 см-1 и по результатам тарировочного графика на этой частоте определяют содержание воды в исследуемых пластичных смазочных материалах. Достигается упрощение, ускорение и повышение надежности анализа. 2 ил.

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел. При осуществлении способа отбирают пробу масла, делят ее на равные части, каждую из которых нагревают при атмосферном давлении с конденсацией паров и отводом конденсата, при этом для каждой последующей части пробы масла температуру испытания повышают на постоянную величину, после чего определяют коэффициент поглощения светового потока, также дополнительно определяют кинематическую вязкость термостатированной пробы масла при температурах 40 и 100°C, индекс вязкости, строят графические зависимости индекса вязкости от температуры испытания и от коэффициента поглощения светового потока, по величине изменения индекса вязкости от коэффициента поглощения светового потока определяют влияние концентрации продуктов температурной деструкции на индекс вязкости, а температурную стойкость определяют по величине изменения индекса вязкости в зависимости от температуры испытания и концентрации продуктов температурной деструкции, при этом чем меньше изменение индекса вязкости, тем выше температурная стойкость испытуемого масла. Достигается повышение информативности определения. 2 ил., 1 пр., 1 табл.

Изобретение относится к оценке лакообразующих свойств моторных масел в условиях динамического тонкослойного окисления и может быть использовано в нефтехимической промышленности, в частности в лабораториях при производстве новых видов моторных масел. Устройство содержит сменный поршень с наружной цилиндрической оценочной поверхностью, вдоль которой выполняет возвратно-поступательные движения скользящее кольцо. На днище масляной ванны установлена платформа с закрепленными в ней вертикальными стержнями. Скользящее кольцо имеет по наружной образующей дугообразные выемки, соосные с диаметром вертикальных стержней, что создает условия равномерного распределения испытываемого масла на поверхности поршня и исключает возможность возникновения перекоса скользящего кольца по отношению к цилиндрической оценочной поверхности поршня. Достигается повышение точности и достоверности оценки лакообразующих свойств моторных масел. 3 ил.

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств моторных масел в условиях динамического тонкослойного окисления и может быть использовано в нефтехимической промышленности, в частности в лабораториях при производстве новых видов моторных масел. Устройство содержит сменный поршень, изготовленный из алюминиевого сплава или серого чугуна, с наружной цилиндрической оценочной поверхностью. Вдоль поверхности поршня с радиальным зазором, зависящим от коэффициента линейного расширения материала поршня, выполняет возвратно-поступательные движения скользящее кольцо. На скользящем кольце выполнена прямоугольная кольцевая выемка, позволяющая в нижней мертвой точке захватывать минимально достаточный объем масла, необходимый для равномерного покрытия всей оценочной поверхности поршня испытываемым маслом. Достигается повышение точности и достоверности оценки. 1 ил.

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов. Предложен способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов, при котором испытывают пробы смазочного материала постоянного объема в присутствии воздуха с перемешиванием при оптимальных, как минимум трех, температурах ниже критической, выбранных в зависимости от базовой основы, назначения смазочного материала и группы эксплуатационных свойств в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления. Через равные промежутки времени отбирают пробу окисленного смазочного материала, фотометрируют, определяют кинематическую вязкость исходного и окисленного смазочного материала, определяют показатель термоокислительной стабильности, строят графические зависимости указанного показателя от параметров фотометрирования для выбранных температур и проводят оценку процесса окисления. Новым является то, что при фотометрировании определяют оптическую плотность, кинематическую вязкость определяют при температурах 40°С и 100°С. При этом дополнительно определяют индекс вязкости и показатель относительного индекса вязкости как отношение индексов вязкости окисленного смазочного материала к товарному, а показатель термоокислительной стабильности определяют как отношение оптической плотности к показателю относительного индекса вязкости. Причем по графическим зависимостям показателя термоокислительной стабильности от оптической плотности, построенным по результатам, полученным при выбранных температурах испытания, определяют влияние температуры и продуктов окисления на вязкостно-температурную характеристику испытуемого смазочного материала и выявляют наименьшую скорость изменения показателя термоокислительной стабильности при увеличении температуры окисления. Технический результат - повышение информативности способа определения термоокислительной стабильности смазочных материалов путем учета влияния температуры и продуктов окисления на вязкостно-температурные характеристики смазочных материалов. 3 ил., 2 табл.

Изобретение относится к технологии классификации жидких смазочных материалов. При осуществлении способа испытывают пробу смазочного материала в присутствии воздуха с перемешиванием, постоянного объема, минимум, при трех температурах, выбранных в зависимости от базовой основы, назначения и группы эксплуатационных свойств, в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления. Через равные промежутки времени отбирают пробу окисленного смазочного материала и проводят оценку процесса окисления. Согласно изобретению пробу окисленного смазочного материала взвешивают, определяют массу испарившегося смазочного материала и коэффициент испаряемости, как отношение массы испарившегося смазочного материала к массе до испытания. Отбирают часть пробы для фотометрирования и определения оптической плотности окисленного смазочного материала. По полученным данным определяют показатель термоокислительной стабильности как сумму оптической плотности и коэффициента испаряемости. Строят графические зависимости показателя термоокислительной стабильности от времени, минимум, при трех температурах испытания, по которым определяют потенциальный ресурс, характеризующий время достижения установленного значения показателя термоокислительной стабильности при каждой температуре испытания. По этим данным строят графические зависимости потенциального ресурса от температуры испытания, по которым определяют скорость изменения потенциального ресурса от температуры испытания и критическую температуру, а классификацию смазочных материалов устанавливают по значениям критической температуры и скорости изменения потенциального ресурса при выбранных температурах испытания. Достигается совершенствование системы классификации смазочных материалов, а также осуществление обоснованного выбора смазочных материалов для двигателей различной степени нагруженности с максимальным ресурсом. 5 ил., 2 табл.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности для определения качества нефтепродуктов, и может быть применено для контроля температурной стойкости и термоокислительной стабильности смазочных материалов. Заявлен способ определения термоокислительной стойкости смазочных материалов, включающий нагревание пробы испытуемого смазочного материала постоянной массы в присутствии воздуха, перемешивание, фотометрирование, определение массы испарившейся пробы при испытании, построение графических зависимостей, по которым определяют параметры процесса окисления. Согласно изобретению испытания проводят в двух циклах изменения температуры. Одну пробу испытывают при ступенчатом увеличении температуры на 10°C от минимального до максимального значения, зависимого от назначения смазочного материала, а другую пробу испытывают при ступенчатом уменьшении температуры на 10°C от принятой максимальной величины до минимальной. Причем через равные промежутки времени испытания для каждой температуры окисленную пробу взвешивают, определяют массу испарившегося смазочного материала и коэффициент испаряемости как отношение массы испарившегося смазочного материала к массе пробы до испытания. Отбирают часть окисленной пробы для определения оптической плотности и по полученным данным определяют показатель термоокислительной стойкости как сумму оптической плотности и коэффициента испаряемости. Строят графические зависимости показателя термоокислительной стойкости, оптической плотности и испаряемости от циклов повышения и понижения температуры испытания, определяют регрессионные уравнения данных зависимостей, которые используют для определения параметров термоокислительной стойкости. По уравнениям зависимостей показателя термоокислительной стойкости определяют температуру начала процессов преобразования в испытуемом смазочном материале в цикле повышения температуры испытания и критическую температуру в цикле понижения температуры испытания, а по координате абсциссы пересечения данных зависимостей определяют предельную температуру работоспособности. При этом значения этих параметров используют в качестве параметров термоокислительной стойкости. Технический результат - повышение информативности контроля качества смазочных материалов за счет определения предельно допустимой температуры работоспособности. 1 з.п. ф-лы, 2 табл., 3 ил.

Изобретение относится к области анализа материалов, преимущественно смазочных масел, в частности для оценки влияния масел на поверхности деталей цилиндропоршневой группы и коленчатого вала двигателей внутреннего сгорания в зонах высоких температур. Способ включает прокачку масла со скоростью 0,001-0,0015 л/ч по днищу прямоугольной выемки обогреваемого и теплоизолированного наклонного элемента заданной длины в течение 4 ч при температуре, значения которой в диапазоне от 200 до 400°C распределены по участкам на длине наклонного элемента, измерение текущих значений температуры в определенных точках этих участков и определение температуры начала лакообразования по градуировочному графику температурного поля по длине наклонного элемента, причем перед прокачкой моторного масла на днище прямоугольной выемки наклонного элемента размещают доведенную до постоянного веса пластину из материала, используемого для изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания, с обработанной наружной поверхностью до шероховатости класса не ниже 9а (Ra 0,25), перед включением нагрева осуществляют прокачку анализируемого масла по днищу наклонного элемента с уложенной пластиной, фиксируют коэффициент цвета свежего анализируемого масла на пластине, а по окончании 4 ч прокачки масла вдоль нагретой пластины определяют коэффициент цвета лаковых отложений на каждом участке пластины заданной длины, массу лака на пластине по разности ее весов до и после испытания, рассчитывают обобщенный показатель склонности масла к образованию высокотемпературных отложений из заданного соотношения. Достигается повышение точности и достоверности результатов оценки склонности масел к образованию ВТО при создании условий испытаний, близких к условиям эксплуатации ДВС. 1 пр., 1 табл., 2 ил.

Изобретение относится к области технической диагностики технических систем, имеющих замкнутую систему смазки, и может быть использовано для контроля качества моторных масел в процессе эксплуатации. Оценивают степень загрязнения масла в процессе эксплуатации, при этом дополнительно одновременно оценивают антифрикционные свойства, антизадирные свойства, температуру и вязкость масла и по полученным характеристикам делают заключение о пригодности масла к дальнейшему использованию. Устройство для контроля смазочного масла, выполненное в виде щупа, содержащее датчик чистоты, привод вращения, блок обработки информации, при этом дополнительно в щупе установлены датчики вязкости, несущей способности и момента трения, температуры и уровня масла, причем все датчики выполнены в виде отдельных модулей, размещенных в гибкой трубке из материала, устойчивого к действию масла, а также имеется дополнительная панель для размещения в кабине оператора, информирующая о текущем состоянии масла. Технический результат - расширение функциональных возможностей и повышение объективности получаемых данных. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Наверх