Способ классификации смазочных материалов по параметрам термоокислительной стабильности

Изобретение относится к технологии классификации жидких смазочных материалов. При осуществлении способа испытывают пробу смазочного материала в присутствии воздуха с перемешиванием, постоянного объема, минимум, при трех температурах, выбранных в зависимости от базовой основы, назначения и группы эксплуатационных свойств, в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления. Через равные промежутки времени отбирают пробу окисленного смазочного материала и проводят оценку процесса окисления. Согласно изобретению пробу окисленного смазочного материала взвешивают, определяют массу испарившегося смазочного материала и коэффициент испаряемости, как отношение массы испарившегося смазочного материала к массе до испытания. Отбирают часть пробы для фотометрирования и определения оптической плотности окисленного смазочного материала. По полученным данным определяют показатель термоокислительной стабильности как сумму оптической плотности и коэффициента испаряемости. Строят графические зависимости показателя термоокислительной стабильности от времени, минимум, при трех температурах испытания, по которым определяют потенциальный ресурс, характеризующий время достижения установленного значения показателя термоокислительной стабильности при каждой температуре испытания. По этим данным строят графические зависимости потенциального ресурса от температуры испытания, по которым определяют скорость изменения потенциального ресурса от температуры испытания и критическую температуру, а классификацию смазочных материалов устанавливают по значениям критической температуры и скорости изменения потенциального ресурса при выбранных температурах испытания. Достигается совершенствование системы классификации смазочных материалов, а также осуществление обоснованного выбора смазочных материалов для двигателей различной степени нагруженности с максимальным ресурсом. 5 ил., 2 табл.

 

Изобретение относится к технологии классификации жидких смазочных материалов.

Известен способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов, включающий нагревание смазочного материала в присутствии воздуха, перемешивание, фотометрирование и определение параметров процесса окисления (Патент РФ №2219530 С1, дата приоритета 11.04.2002, дата публикации 20.12.2003, авторы Ковальский Б.И. и др., RU).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является принятый в качестве прототипа способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов, при котором испытывают пробу смазочного материала в присутствии воздуха с перемешиванием, постоянного объема при оптимальной температуре, выбранной в зависимости от базовой основы смазочного материала и группы эксплуатационных свойств, в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления, через равные промежутки времени отбирают пробу окисленного смазочного материала, определяют фотометрированием коэффициент поглощения светового потока, вязкость исходного и окисленного смазочного материала и проводят оценку процесса окисления, причем испытания смазочного материала проводят, как минимум, при трех температурах ниже критической, определяют относительную вязкость как отношение вязкости окисленного смазочного материала к вязкости исходного, а термоокислительную стабильность определяют по показателю отношения коэффициента поглощения светового потока к относительной вязкости, строят графическую зависимость показателя термоокислительной стабильности от коэффициента поглощения светового потока, по которой определяют однородность состава продуктов окисления и температурную область работоспособности исследуемого смазочного материала (Патент РФ №2334976 С1, дата приоритета 26.12.2006, дата публикации 27.09.2008, авторы Ковальский Б.И. и др., RU, прототип).

Общим недостатком аналога и прототипа является то, что известные способы не учитывают влияние температуры на ресурс смазочных материалов и не могут применяться для их классификации по группам эксплуатационных свойств.

Задачей изобретения является определение показателей термоокислительной стабильности смазочных материалов и обоснование их применения для классификации смазочных материалов по группам эксплуатационных свойств.

Для решения поставленной задачи предложен способ классификации смазочных материалов по параметрам термоокислительной стабильности, при котором испытывают пробу смазочного материала в присутствии воздуха с перемешиванием, постоянного объема, минимум при трех температурах, выбранных в зависимости от базовой основы, назначения и группы эксплуатационных свойств, в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления, через равные промежутки времени отбирают пробу окисленного смазочного материала и проводят оценку процесса окисления. Согласно изобретению пробу окисленного смазочного материала взвешивают, определяют массу испарившегося смазочного материала и коэффициент испаряемости как отношение массы испарившегося смазочного материала к массе до испытания, отбирают часть пробы для фотометрирования и определения оптической плотности окисленного смазочного материала, по полученным данным определяют показатель термоокислительной стабильности, как сумму оптической плотности и коэффициента испаряемости, строят графические зависимости показателя термоокислительной стабильности от времени, минимум, при трех температурах испытания, по которым определяют потенциальный ресурс, характеризующий время достижения установленного значения показателя термоокислительной стабильности при каждой температуре испытания, по этим данным строят графические зависимости потенциального ресурса от температуры испытания, по которым определяют скорость изменения потенциального ресурса от температуры испытания и критическую температуру, а классификацию смазочных материалов устанавливают по значениям критической температуры и скорости изменения потенциального ресурса при выбранных температурах испытания.

На фиг.1 представлены зависимости показателя термоокислительной стабильности от времени и температуры окисления (а) и потенциального ресурса (б) от температуры окисления (ПТОС=0,7) минерального моторного масла Tavota Gastle 10W-30 SL: 1-180°C; 2-170°C; 3-160°C; на фиг. 2 - зависимости показателя термоокислительной стабильности от времени и температуры окисления (а) и потенциального ресурса (б) от температуры окисления (ПТОС=0,7) минерального моторного масла Mobil 10W-40 SC/CC: 1-200°С; 2-190°С; 3-180°С; 4-170°С; на фиг. 3 - зависимости показателя термоокислительной стабильности от времени и температуры окисления (а) и потенциального ресурса (б) от температуры окисления (ПТОС=0,7) частично синтетического моторного масла Роснефть Maximum 10W-40 SLICF: 1-180°С; 2-170°С; 3-160°С; на фиг. 4 - зависимости показателя термоокислительной стабильности от времени и температуры окисления (а) и потенциального ресурса (б) от температуры окисления (ПТОС=0,7) частично синтетического моторного масла Zic 5000 10W-40 CG-4/SM: 1-200°С; 2-190°С; 3-180°С; на фиг. 5 - зависимости показателя термоокислительной стабильности от времени и температуры окисления (а) и потенциального ресурса (б) от температуры окисления (ПТОС=0,7) синтетического моторного масла ALPHAS Engine oil 5W-30 SN/CF: 1-180°C; 2-170°C; 3-160°C.

Способ классификации смазочных материалов по параметрам термоокислительной стабильности осуществляют следующим образом. Пробу смазочного материала постоянной массы, например 100±0,1 г, термостатируют при заданной температуре в зависимости от базовой основы (минеральное, частично синтетическое, синтетическое), назначения (моторное, трансмиссионное, индустриальное, гидравлическое) и группы эксплуатационных свойств (для бензиновых двигателей SD, SF, SG, SH, SJ, SK, SL, SM, SN) с перемешиванием механической мешалкой для смешивания с кислородом воздуха. Температура испытания и частота вращения мешалки поддерживаются автоматически. Через равные промежутки времени пробу окисленного смазочного материала взвешивают, определяют массу испарившегося масла G, определяют коэффициент испаряемости КG

где m - масса испарившегося смазочного материала за время окисления, г;

М - масса смазочного материала до испытания, г.

Затем отбирают часть окисленной пробы для фотометрирования и определения оптической плотности D

где F0 - световой поток, падающий на поверхность смазочного масла;

F - световой поток, прошедший через слой окисленного смазочного масла. По данным D и KG определяют показатель термоокислительной стабильности ПТОС

Испытания смазочного материала продолжают до достижения показателя термоокислительной стабильности значений, равных 0,75-0,8. Данный смазочный материал испытывают по той же технологии при других температурах. По полученным данным показателя термоокислительной стабильности строят графические зависимости его от времени и температуры испытания (фиг. 1а-5а), по которым определяют время достижения показателя термоокислительной стабильности значения, равного 0,7, характеризующего потенциальный ресурс Р испытуемого смазочного материала при разных температурах. По полученным данным потенциального ресурса Р строят графические зависимости его от температуры испытания (фиг. 1б-5б), которые описываются полиномом второго порядка

Регрессионные уравнения изменения потенциального ресурса от температуры испытания моторных масел сведены в табл. 1.

Используя данное уравнение (4) можно определить потенциальный ресурс исследуемых масел при более низких и высоких температурах. Данное уравнение (4) представляет параболу, вершина которой соответствует критической температуре, при которой ресурс минимальный, а процессы окисления протекают с большой скоростью, вызывая аномальные явления. Поэтому критическая температура является показателем, который необходимо применять для сравнения различных смазочных материалов и их классификации.

Продифференцировав уравнение (4), определяют среднюю скорость изменения потенциального ресурса Vp

Этот показатель предложено использовать при сравнении различных смазочных материалов и их классификации. Таким образом, при классификации смазочных материалов предлагается два показателя: критическая температура и скорость изменения потенциального ресурса при заданной температуре испытания. Данные этих показателей для исследованных моторных масел различной базовой основы представлены в таблице 2.

Согласно данных таблицы 2 установлено, что моторные масла Tavota Gastle и Роснефть Maximum относятся к одной группе SL, однако критическая температура во втором масле ниже, а скорость изменения потенциального ресурса выше, т.е. ресурс данного масла с понижением температуры испытания будет увеличиваться более интенсивно, чем у первого масла, поэтому данное масло должно работать в двигателе при более низких температурах и его классификация завышена.

Классификация синтетического масла ALPHAS завышена, т.к. критическая температура ниже, чем у масла Tavota Gastle, хотя средняя скорость изменения потенциального ресурса выше (-3,65).

Для масел Mobil и Zic 5000 классификация занижена, т.к. критические температуры у них самые высокие и средние скорости изменения потенциального ресурса тоже самые высокие.

Предлагаемое техническое решение позволяет совершенствовать систему классификации смазочных материалов, осуществлять их обоснованный выбор для двигателей различной степени нагруженности с максимальным ресурсом.

Способ классификации смазочных материалов по параметрам термоокислительной стабильности, при котором испытывают пробу смазочного материала в присутствии воздуха с перемешиванием постоянного объема, минимум, при трех температурах, выбранных в зависимости от базовой основы, назначения и группы эксплуатационных свойств в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления, причем через равные промежутки времени отбирают пробу окисленного смазочного материала и проводят оценку процесса окисления, отличающийся тем, что пробу окисленного смазочного материала взвешивают, определяют массу испарившегося смазочного материала и коэффициент испаряемости как отношение массы испарившегося смазочного материала к массе до испытания, отбирают часть пробы для фотометрирования и определения оптической плотности окисленного смазочного материала, по полученным данным определяют показатель термоокислительной стабильности как сумму оптической плотности и коэффициента испаряемости, строят графические зависимости показателя термоокислительной стабильности от времени, минимум, при трех температурах испытания, по которым определяют потенциальный ресурс, характеризующий время достижения установленного значения показателя термоокислительной стабильности при каждой температуре испытания, по этим данным строят графические зависимости потенциального ресурса от температуры испытания, по которым определяют скорость изменения потенциального ресурса от температуры испытания и критическую температуру, а классификацию смазочных материалов устанавливают по значениям критической температуры и скорости изменения потенциального ресурса при выбранных температурах испытания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов. Предложен способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов, при котором испытывают пробы смазочного материала постоянного объема в присутствии воздуха с перемешиванием при оптимальных, как минимум трех, температурах ниже критической, выбранных в зависимости от базовой основы, назначения смазочного материала и группы эксплуатационных свойств в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления.

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств моторных масел в условиях динамического тонкослойного окисления и может быть использовано в нефтехимической промышленности, в частности в лабораториях при производстве новых видов моторных масел.

Изобретение относится к оценке лакообразующих свойств моторных масел в условиях динамического тонкослойного окисления и может быть использовано в нефтехимической промышленности, в частности в лабораториях при производстве новых видов моторных масел.

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел. При осуществлении способа отбирают пробу масла, делят ее на равные части, каждую из которых нагревают при атмосферном давлении с конденсацией паров и отводом конденсата, при этом для каждой последующей части пробы масла температуру испытания повышают на постоянную величину, после чего определяют коэффициент поглощения светового потока, также дополнительно определяют кинематическую вязкость термостатированной пробы масла при температурах 40 и 100°C, индекс вязкости, строят графические зависимости индекса вязкости от температуры испытания и от коэффициента поглощения светового потока, по величине изменения индекса вязкости от коэффициента поглощения светового потока определяют влияние концентрации продуктов температурной деструкции на индекс вязкости, а температурную стойкость определяют по величине изменения индекса вязкости в зависимости от температуры испытания и концентрации продуктов температурной деструкции, при этом чем меньше изменение индекса вязкости, тем выше температурная стойкость испытуемого масла.

Изобретение относится к области контроля качества нефтепродуктов. Способ включает отбор проб в различных местах в процессе приготовления пластичных смазочных материалов, их гомогенизацию и анализ, причем гомогенизацию объединенных проб пластичных смазочных материалов производят при их перемешивании плунжером со скоростью 60±10 двойных тактов в минуту, а анализ содержания воды в пластичных смазочных материалах осуществляют с помощью ИК Фурье-спектроскопии, для этого сначала приготавливают различные образцы пластичных смазочных материалов с известным содержанием воды, затем для образцов пластичных смазочных материалов с известным содержанием воды строят тарировочный график зависимости содержания воды от оптической плотности на частоте наибольшего поглощения 3388 см-1 и по результатам тарировочного графика на этой частоте определяют содержание воды в исследуемых пластичных смазочных материалах.

Изобретение относится к области исследования смазочных масел. Способ включает в себя непрерывное пропускание воздуха через испытуемое смазочное масло при температуре, на 20°С превышающей максимальную рабочую температуру испытуемого смазочного масла, отбор через равные промежутки времени окисленного смазочного масла и определение таких показателей степени деградации смазочного масла, как содержание осадка, нерастворимого в изооктане, а также фактор нестабильности эксплуатационных свойств смазочного масла, после чего строят график зависимости изменения определяемых показателей от времени окисления, проводят касательные на начальном участке полученной кривой и на участке, где произошел значительный рост определяемого показателя, координату точки пересечения двух касательных на оси времени окисления принимают за значение условного эксплуатационного ресурса.

Изобретение относится к области исследования материалов и может быть использовано для исследования вязкостно-температурных свойств жидкости и количественной оценки интенсивности и динамики структурных превращений в процессе подбора состава смазочных композиций моторных масел на стадии их разработки.

Изобретение относится к области технической диагностики технических систем, имеющих замкнутую систему смазки, и может быть использовано для контроля качества моторных масел в процессе эксплуатации.

Изобретение относится к области испытания моторных масел. Способ включает взятие пробы масла из двигателя, нанесение капли масла на тестовую подложку из фильтровального материала, анализ рисунка масляного пятна, выделение характерных признаков рисунка масляного пятна с разделением рисунка масляного пятна по окраске по меньшей мере на три контрольные зоны.
Изобретение относится к экспресс-методам определения наличия и качества диспергирующе-стабилизирующих свойств у смазочных масел. Способ осуществляют путем введения в масло и диспергирования в нем жидкого загрязнителя и после его диспергирования эмульсии придают состояние покоя, при этом масло предварительно загрязняют 0,05-0,1% загрязнителя, перемешивают и оставляют на 20-24 часа в состоянии покоя, после чего в него дополнительно вводят жидкий загрязнитель 60-70% от объема пробы и оставляют еще на 12-15 часов, после чего осуществляют оценку уровня работоспособности масла по изменению высоты столба расслоившейся эмульсии за определенный период времени или ее отсутствию и дополнительно по высоте столба расслоившейся верхней эмульсии, и/или высоте столба расслоившейся основной эмульсии, и/или высоте столба выпавшего загрязнителя, а также объема вводимого в масло загрязнителя, при котором начинается выпадение загрязнителя в осадок или расслоение эмульсии, а также возможных их сочетаний осуществляют количественное определение с оценкой уровня работоспособности диспергирующе-стабилизирующей присадки смазочного масла.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности для определения качества нефтепродуктов, и может быть применено для контроля температурной стойкости и термоокислительной стабильности смазочных материалов. Заявлен способ определения термоокислительной стойкости смазочных материалов, включающий нагревание пробы испытуемого смазочного материала постоянной массы в присутствии воздуха, перемешивание, фотометрирование, определение массы испарившейся пробы при испытании, построение графических зависимостей, по которым определяют параметры процесса окисления. Согласно изобретению испытания проводят в двух циклах изменения температуры. Одну пробу испытывают при ступенчатом увеличении температуры на 10°C от минимального до максимального значения, зависимого от назначения смазочного материала, а другую пробу испытывают при ступенчатом уменьшении температуры на 10°C от принятой максимальной величины до минимальной. Причем через равные промежутки времени испытания для каждой температуры окисленную пробу взвешивают, определяют массу испарившегося смазочного материала и коэффициент испаряемости как отношение массы испарившегося смазочного материала к массе пробы до испытания. Отбирают часть окисленной пробы для определения оптической плотности и по полученным данным определяют показатель термоокислительной стойкости как сумму оптической плотности и коэффициента испаряемости. Строят графические зависимости показателя термоокислительной стойкости, оптической плотности и испаряемости от циклов повышения и понижения температуры испытания, определяют регрессионные уравнения данных зависимостей, которые используют для определения параметров термоокислительной стойкости. По уравнениям зависимостей показателя термоокислительной стойкости определяют температуру начала процессов преобразования в испытуемом смазочном материале в цикле повышения температуры испытания и критическую температуру в цикле понижения температуры испытания, а по координате абсциссы пересечения данных зависимостей определяют предельную температуру работоспособности. При этом значения этих параметров используют в качестве параметров термоокислительной стойкости. Технический результат - повышение информативности контроля качества смазочных материалов за счет определения предельно допустимой температуры работоспособности. 1 з.п. ф-лы, 2 табл., 3 ил.

Изобретение относится к области анализа материалов, преимущественно смазочных масел, в частности для оценки влияния масел на поверхности деталей цилиндропоршневой группы и коленчатого вала двигателей внутреннего сгорания в зонах высоких температур. Способ включает прокачку масла со скоростью 0,001-0,0015 л/ч по днищу прямоугольной выемки обогреваемого и теплоизолированного наклонного элемента заданной длины в течение 4 ч при температуре, значения которой в диапазоне от 200 до 400°C распределены по участкам на длине наклонного элемента, измерение текущих значений температуры в определенных точках этих участков и определение температуры начала лакообразования по градуировочному графику температурного поля по длине наклонного элемента, причем перед прокачкой моторного масла на днище прямоугольной выемки наклонного элемента размещают доведенную до постоянного веса пластину из материала, используемого для изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания, с обработанной наружной поверхностью до шероховатости класса не ниже 9а (Ra 0,25), перед включением нагрева осуществляют прокачку анализируемого масла по днищу наклонного элемента с уложенной пластиной, фиксируют коэффициент цвета свежего анализируемого масла на пластине, а по окончании 4 ч прокачки масла вдоль нагретой пластины определяют коэффициент цвета лаковых отложений на каждом участке пластины заданной длины, массу лака на пластине по разности ее весов до и после испытания, рассчитывают обобщенный показатель склонности масла к образованию высокотемпературных отложений из заданного соотношения. Достигается повышение точности и достоверности результатов оценки склонности масел к образованию ВТО при создании условий испытаний, близких к условиям эксплуатации ДВС. 1 пр., 1 табл., 2 ил.

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов. При осуществлении способа испытывают пробы смазочного материала постоянной массы в присутствии воздуха, при оптимальных температурах ниже критической, выбранных в зависимости от базовой основы смазочного материала и группы эксплуатационных свойств, в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления, причем через равные промежутки времени отбирают пробу окисленного смазочного материала, фотометрируют ее, определяют параметры термоокислительной стабильности и проводят оценку процесса окисления. При этом пробы смазочного материала постоянной массы испытывают как с перемешиванием, так и без перемешивания, при фотометрировании определяют оптическую плотность, часть термостатированной пробы используют для измерения кинематической вязкости при температурах 40 и 100°C, определяют индекс вязкости, часть пробы используют для определения противоизносных свойств, а термоокислительную стабильность исследуемого смазочного материала определяют по показателю отношения произведения оптической плотности и десятичного логарифма индекса вязкости к показателю противоизносных свойств, строят графические зависимости показателя термоокислительной стабильности от оптической плотности термостатированного смазочного материала при его испытании с перемешиванием и без перемешивания, по которым определяют влияние продуктов окисления и температурной деструкции на величину показателя термоокислительной стабильности. Достигается повышение информативности способа определения термоокислительной стабильности смазочных материалов за счет учета температуры испытания, изменения оптической плотности, индекса вязкости и триботехнической характеристики.1 табл., 4 ил.

Изобретение относится к области испытания материалов с помощью нагрева, в частности к технологии определения температуры вспышки смазочных масел без применения поджога паров, и может быть использовано при оценке эксплуатационных характеристик товарных и работающих смазочных масел. Согласно заявленному решению пробы смазочного масла постоянной массы термостатируют при атмосферном давлении без перемешивания, минимум при двух температурах ниже температуры вспышки в течение времени, обеспечивающего испарение установленной минимальной массы смазочного масла. При этом через равные промежутки времени испытания термостатированную пробу взвешивают и определяют массу испарившегося смазочного масла. Термостатирование продолжают до установленной массы испарившегося смазочного масла при каждой температуре. Строят графические зависимости массы испарившегося смазочного масла от времени и температуры термостатирования, по которым определяют время достижения установленного значения массы испарившегося смазочного масла при двух температурах. Расчетным методом определяют время достижения установленного значения массы испарившегося смазочного масла при температурах выше принятых. Определяют десятичные логарифмы времени достижения принятых значений массы испарившегося смазочного масла, строят графическую зависимость десятичных логарифмов времени достижения установленной массы испарившегося смазочного масла от температурного диапазона термостатирования, а температуры вспышки определяют по пересечению вышеуказанной зависимости с осью абсцисс. Технический результат - повышение точности определения температуры вспышки. 3 ил., 2 табл.

Изобретение относится к области автоматического измерения физико-химических параметров жидкостей. Устройство содержит блок регистрации и управления, состоящий из вычислителя с программным обеспечением, включающего в себя алгоритм вычисления численных значений степени засоленности ДЭГ, который соединен передающими кабелями с терминалом ввода и отображения информации, дискретного модуля для управления установкой абсорбционной осушки газа и аналогового модуля для преобразования сигнала, полученного от кондуктометрического датчика, соединенных с вычислителем и блоком питания, измерительный модуль, состоящий из преобразователя сигналов и кондуктометрического датчика, соединенный с преобразователем сигналов специальным кабелем. Достигаемый технический результат изобретения выражается в обеспечении безопасности процесса измерения, увеличении сроков службы, снижении затрат на ремонт и обслуживание технологического оборудования, сокращении времени принятия решения в случае возникновения нештатных ситуаций, а также возможности прогнозирования процессов накопления неорганических примесей. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к исследованию трибологических свойств смазочных материалов, используемых в узлах трения. Способ основан на использовании верхнего и нижнего слоя поверхностей трения в присутствии исследуемого слоя смазки между ними, при этом формируют молекулярную модель пары трения с рандомизированным расположением молекул в смазочном слое с использованием ЭВМ и программы молекулярного моделирования, реализующей методы молекулярной механики, молекулярной динамики и квантовой химии, при этом после размещения двух параллельных слоев поверхностей трения с исследуемым слоем смазки между ними, проводят, используя процедуры минимизации энергии системы, оптимизацию положения молекул в смазочном слое, после чего находят межфазную поверхностную энергию, путем определения разницы энергий системы до взаимодействия смазочного слоя с поверхностью трения и после взаимодействия; затем осуществляют циклический сдвиг верхней поверхности трения относительно нижней, сохраняя параллельность заданное количество раз, повторяя процесс оптимизации положения молекул на каждом шаге сдвига, вследствие чего молекулы в смазочном слое принимают определенное геометрическое расположение в пространстве; после чего с учетом расположения молекул относительно поверхностей трения по известным зависимостям рассчитывают ориентационный коэффициент, а коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое рассчитывают из заданного соотношения, затем с помощью программы молекулярного моделирования рассчитывают потенциальную энергию системы, при этом ориентационный коэффициент, коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое и максимальное значение потенциальной энергии системы коррелируют с напряжением сдвига и, соответственно, силой трения; после чего по полученным данным определяют наиболее эффективное смазочное средство, которое обладает наименьшим напряжением сдвига при наименьшем значении потенциальной энергии системы и наибольших ориентационном коэффициенте и коэффициенте упорядоченности. Достигается упрощение и повышение эффективности оценки. 1 табл., 1 ил.

Изобретение относится к исследованию трибологических свойств смазочных материалов, используемых в машиностроении. Способ заключается в эксплуатации пары трения в присутствии смазки, пропускании через нее электрического тока при неподвижной паре трения и при установившемся режиме трения, при этом определяют электрическую емкость между верхней и нижней поверхностями пары трения палец-диск в присутствии слоя смазки и по полученным показаниям судят о диэлектрической проницаемости исследуемого материала и ориентации молекул в слое, при этом чем больше коэффициент упорядоченности молекул в ориентированном слое (ближе к единице), а вектор преимущественной ориентации молекул совпадает с вектором электрического поля, создаваемого вследствие измерения емкости, тем диэлектрическая проницаемость смазочного материала выше и выше смазочные свойства испытуемого образца; совместно с измерениями емкости производят измерение толщины пленки с помощью лазерного измерителя; результаты получают при неподвижной паре трения и при установившемся режиме трения, после чего судят об эффективности смазочного материала и о роли трибоактивных компонентов в составе смазочного материала путем сопоставления данных испытания с требуемыми параметрами. Достигается возможность расширения диапазона оцениваемых свойств смазочных материалов.

Изобретение относится к технологии классификации жидких смазочных материалов. При осуществлении способа испытывают пробу смазочного материала в присутствии воздуха с перемешиванием, постоянного объема, минимум, при трех температурах, выбранных в зависимости от базовой основы, назначения и группы эксплуатационных свойств, в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления. Через равные промежутки времени отбирают пробу окисленного смазочного материала и проводят оценку процесса окисления. Согласно изобретению пробу окисленного смазочного материала взвешивают, определяют массу испарившегося смазочного материала и коэффициент испаряемости, как отношение массы испарившегося смазочного материала к массе до испытания. Отбирают часть пробы для фотометрирования и определения оптической плотности окисленного смазочного материала. По полученным данным определяют показатель термоокислительной стабильности как сумму оптической плотности и коэффициента испаряемости. Строят графические зависимости показателя термоокислительной стабильности от времени, минимум, при трех температурах испытания, по которым определяют потенциальный ресурс, характеризующий время достижения установленного значения показателя термоокислительной стабильности при каждой температуре испытания. По этим данным строят графические зависимости потенциального ресурса от температуры испытания, по которым определяют скорость изменения потенциального ресурса от температуры испытания и критическую температуру, а классификацию смазочных материалов устанавливают по значениям критической температуры и скорости изменения потенциального ресурса при выбранных температурах испытания. Достигается совершенствование системы классификации смазочных материалов, а также осуществление обоснованного выбора смазочных материалов для двигателей различной степени нагруженности с максимальным ресурсом. 5 ил., 2 табл.

Наверх