Смазочное устройство зубчатой передачи



Смазочное устройство зубчатой передачи
Смазочное устройство зубчатой передачи

 


Владельцы патента RU 2576105:

Мендрух Денис Николаевич (RU)
Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, находящуюся в зацеплении с вышерасположенным смазываемым его зубчатым колесом и погруженную в масляную ванну. Части тела каждого зуба вспомогательной смазочной шестерни, прилегающие к боковой рабочей поверхности и обоим торцам зуба, вырезаны симметрично относительно окружной плоскости симметрии вспомогательной смазочной шестерни, с сохранением части рабочей боковой поверхности по всей высоте зуба. Вырезы выполнены плоскостями, направленными от линии пересечения расчетной боковой рабочей поверхности с окружностью впадин зубьев перпендикулярно радиальной плоскости симметрии зуба, и плоскостями, направленными от окружности впадин зубьев к их вершинам, перпендикулярно торцам зуба, с образованием зазора вдоль всей высоты зуба между этими плоскостями и расчетной боковой рабочей поверхностью зуба. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружено нижнее зубчатое колесо передачи. (см., например, Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил., стр. 131, рис. 8.1).

Недостаток данной конструкции состоит в том, что она способна обеспечить требуемое качество смазывания для одноступенчатой зубчатой передачи, или многоступенчатой, если нижние зубчатые колеса всех ступеней передачи погружены в масляную ванну; в противном случае - для быстроходной ступени многоступенчатой передачи - требуемое качество смазывания всех зубчатых колес всех ступеней передачи обеспечено не будет, т.к. они в масляную ванну не погружены.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства многоступенчатой зубчатой передачи с нижними колесами разного диаметра, из которых нижнее колесо одной ступени (тихоходной), большего диаметра, погружено в масляную ванну, а нижнее колесо другой ступени (быстроходной), меньшего диаметра, смазывается посредством вспомогательной смазочной шестерни, погруженной в масляную ванну и находящейся в зацеплении с расположенным над ней этим колесом. (см. Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с. ил, стр. 214, рис. 12.33, а).

Недостаток прототипа состоит в том, что одни и те же боковые поверхности зубьев смазываемого вспомогательной шестерней зубчатого колеса, являясь рабочими поверхностями, контактируют как с боковыми (рабочими) поверхностями зубьев вспомогательной шестерни, так и с боковыми (рабочими) поверхностями зубьев парного с этим зубчатым колесом второго зубчатого колеса передачи, получая из ванны смазочный материал посредством шестерни, и подавая его в зону сопряжения со вторым зубчатым колесом. При этом рабочие боковые поверхности зубьев шестерни, сопрягаясь с рабочими боковыми поверхностями зубьев парного с ней колеса (их взаимное сопряжение сопровождается их взаимным нагружением и трением между сопряженными поверхностями), продавливают, истирают нанесенный на рабочие поверхности зубьев сопряженного колеса слой смазочного материала, полученный перед сопряжением от предыдущих (при вращении шестерни) боковых (нерабочих) поверхностей зубьев шестерни - вследствие срыва смазочного материала с зубьев шестерни и набрызга на зубья колеса. Удаление смазочного слоя с зубьев колеса зубьями шестерни уменьшает количество смазочного материала, полученного первым колесом (сопряженным с шестерней), тем самым, уменьшается количество смазочного материала, переносимого зубьями этого (парного) зубчатого колеса в зону зацепления со вторым (парным) зубчатым колесом. Это ухудшает режим трения обоих (первого и второго) зубчатых колес, интенсифицируя процессы трения их сопрягающихся зубьев и, соответственно - интенсифицируя процессы их изнашивания.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания.

Для этого смазочное устройство быстроходной ступени многоступенчатой зубчатой передачи с картерным смазыванием методом погружения содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи; причем части тела шестерни, прилегающие к их рабочим поверхностям и обоим торцам, вырезаны симметрично относительно окружной плоскости симметрии шестерни, с сохранением части рабочих поверхностей, прилегающих к этой плоскости по всей высоте зуба, вырезы выполнены плоскостями, направленными от линии пересечения расчетной боковой поверхности с окружностью впадин зубьев перпендикулярно радиальной плоскости симметрии зуба перпендикулярно ей, и плоскостями, направленными от окружности впадин зубьев к их вершинам, перпендикулярно торцам зуба с образованием зазора вдоль всей высоты зуба между этими плоскостями и расчетной боковой рабочей поверхностью зуба.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: кинематическая схема фрагмента зубчатой передачи со вспомогательной смазочной шестерней (вид с торца) - фиг. 1, фрагмент шестерни (вид с торца) - фиг. 2, тот же фрагмент (вид сбоку) - фиг. 3, тот же фрагмент (вид с вершины зуба) - фиг. 4.

На чертеже изображены: вспомогательная смазочная шестерня, состоящая из тела 1 и зубчатого венца с зубьями 2, имеющими боковые нерабочие поверхности 3 и боковые рабочие поверхности 4; зубчатое колесо 5, смазываемое шестерней; зубья 6 колеса (5) с боковыми рабочими поверхностями 7; второе зубчатое колесо 8 с зубьями 9, имеющими рабочие поверхности 10; масляная ванна 11; корпус 12 зубчатой передачи; направления вращения: первого колеса (ω1), шестерни (ω2), второго колеса (ω3); вершина 13 зуба шестерни; торцы 14 зуба; окружность впадин 15 зубьев; окружная плоскость 16 шестерни, радиальная плоскость симметрии 17 зуба; поверхности 18, 19, 20, 21, 22, 23, образованные в теле зуба рассекающими плоскостями; ширина В зуба (2); ширина в1 оставшегося участка рабочей боковой поверхности 4 зуба; размеры в2 вырезов по ширине рабочих боковых поверхностей (4) зуба; зазор Δ между боковой рабочей поверхностью 4 и телом зуба (2).

Вспомогательная смазочная шестерня 1 своими зубьями 2 находится в зацеплении с вышерасположенным колесом 5, приводящим во вращение парное с ним зубчатое колесо 8, зубчатый венец (2) шестерни погружен в масляную ванну 11, находящуюся в корпусе 12 передачи.

Части тела каждого зуба 2 шестерни, прилегающие к боковой рабочей поверхности 4 и обоим торцам 14 зуба, вырезаны симметрично относительно окружной плоскости симметрии 16 шестерни, с сохранением части боковой рабочей поверхности 4 по всей высоте зуба; вырезы выполнены плоскостями, направленными от линии пересечения боковой рабочей поверхности 4 с окружностью впадин 15 зубьев, перпендикулярно радиальной плоскости симметрии зуба 17, и плоскостями, направленными от окружности впадин 15 зубьев к их вершинам 13, перпендикулярно торцам 14 зуба, с образованием зазора Δ вдоль всей высоты зуба между этими плоскостями (19, 20) и боковой рабочей поверхностью 4 зуба.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. Зубчатое колесо 5, вращаясь (ω1) посредством рабочих боковых поверхностей 7 своих зубьев 6, сопрягается с рабочими боковыми поверхностями 4 зубьев 2 вспомогательной смазочной шестерни и вращает ее (ω2). При вращении шестерни ее зубья 2, погружаясь в масляную ванну 11, захватывают из нее смазочный материал (боковыми нерабочими поверхностями 3 своих зубьев) и набрасывают его на рабочие поверхности 7 зубьев колеса 5 (движущиеся навстречу боковым нерабочим поверхностям 3 зубьев шестерни). При этом контактируют их рабочие боковые поверхности (шестерни - 4 и колеса - 7). Наличие зазора Δ между элементами 4 и 20 (21) шестерни позволяет устранить смятие и износ слоя смазочного материала, нанесенного боковыми нерабочими поверхностями 4 шестерни (зона контакта боковых рабочих поверхностей 4 шестерни с поверхностями 7 колеса сведена до минимума, в то время, как ширина боковых нерабочих поверхностей 3 шестерни, наносящих смазочный материал на зубья колеса 5, остается прежней - шириной В). Ширина в1 рабочих боковых поверхностей ограничена лишь обеспечением прочности зубьев шестерни.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочного устройства, а именно - конструкция зубьев вспомогательной смазочной шестерни, в частности - их боковых рабочих поверхностей - позволяет не разрушать наносимый шестерней на смазываемое колесо слой смазочного материала. Это позволяет повысить качество смазывания элементов передачи и повысить их износостойкость.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно многоступенчатой с картерным смазыванием методом погружения, содержащее вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней зубчатым колесом быстроходной ступени зубчатой передачи, отличающееся тем, что части тела каждого зуба вспомогательной смазочной шестерни, прилегающие к боковой рабочей поверхности и обоим торцам зуба, вырезаны симметрично относительно окружной плоскости симметрии вспомогательной смазочной шестерни, с сохранением части рабочей боковой поверхности по всей высоте зуба, вырезы выполнены плоскостями, направленными от линии пересечения боковой рабочей поверхности с окружностью впадин зубьев, перпендикулярно радиальной плоскости симметрии зуба, и плоскостями, направленными от окружности впадин зубьев к их вершинам, перпендикулярно торцам зуба, с образованием зазора вдоль всей высоты зуба между этими плоскостями и расчетной боковой рабочей поверхностью зуба.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с ротапринтным смазыванием. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня 1 жестко установлена на оси 3 и находится в пассивном зацеплении со смазываемым колесом 4.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, находящейся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом зубчатой передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, находящейся в зацеплении с одним из зубчатых колес передачи, с поднятием к нему.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде смазочной шестерни и дополнительную шестерню, зубья которой изготовлены из материала с низким коэффициентом трения, установленную на оси смазочной шестерни и находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, погруженную в масляную ванну, расположенную в корпусе передачи и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней смазываемым зубчатым колесом быстроходной ступени зубчатой передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня установлена на оси и находится в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес зубчатой передачи и тангенциально поджата к боковым поверхностям его зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, выполненную составной, состоящей из нескольких отдельных идентичных друг другу шестерен, установленных на общей оси, разнесенных вдоль ширины зубчатого венца смазываемого колеса. Суммарная величина ширины всех отдельных шестерен не превышает расчетную ширину одной цельной смазочной шестерни. Между шестернями, соосно им, расположены вставки, выполненные в виде цилиндров с диаметром, большим, чем диаметр шестерни. По осям вставок выполнены сквозные отверстия для свободного вращения оси, а сами вставки жестко укреплены на корпусе передачи. Вставки установлены с зазорами относительно торцов шестерен, а их верхние части срезаны с образованием зазоров между ними и смазываемым зубчатой колесом. С наружных торцов крайних шестерен расположены экраны в виде дисков с диаметром, равным диаметру вставок, диски установлены с зазорами относительно торцов шестерен и торцов смазываемого зубчатой колеса, в них выполнены центральные отверстия для оси, а сами экраны жестко укреплены на корпусе зубчатой передачи. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и зубьями своего зубчатого венца находящуюся в зацеплении с расположенным над ней зубчатым колесом быстроходной ступени зубчатой передачи. Зубья венца вдоль его ширины по всей окружности венца выполнены разной высоты. На минимуме ширины венца высота зубьев соответствует расчетной для данной шестерни, а на остальной ширине венца зубья выполнены усеченными по высоте со стороны вершин и это усечение выполнено на одинаковую величину по всей этой ширине венца по всей его окружности. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня 1 находится в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес 4 зубчатой передачи и тангенциально поджатой к боковым поверхностям его зубьев 5. Смазочная шестерня 1 укреплена на барабане 11, установленном на оси 3, к внешнему периметру барабана 11 примыкает тормозной башмак 12, укрепленный на консоли 13, ориентированной в плоскости вращения шестерни 1 и посредством шарнира 14 укрепленной на корпусе 15 зубчатой передачи. Консоль 13 снабжена пружиной 16, прижимающей консоль 13 с башмаком 12 к барабану 11. Обеспечивается повышение качества смазки. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня жестко укреплена на оси, расположенной в корпусе передачи, и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом. Ось установлена в подшипниках-направляющих, установленных на корпусе передачи, с возможностью свободного перемещения в них в обе стороны вдоль своей оси. На одном торце оси расположен толкатель, взаимодействующий с конусообразным кулачком, жестко закрепленном на приводном валу, ось вращения которого перпендикулярна оси. Вал установлен в подшипниках-направляющих с возможностью возвратно-поступательного перемещения в них и снабжен механизмом принудительного его перемещения, кинематически связанным с механизмом передачи. На одном конце оси жестко укреплен толкатель, взаимодействующий с подпружиненным механизмом поджатия оси к кулачку. Обеспечивается повышение качества смазки. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала и порошкообразный магнитоактивный смазочный материал, активируемый магнитным полем. Торцевые поверхности зубчатых колес покрыты слоем магнитопассивного материала, например - пластмассой. Обеспечивается повышение качества смазывания.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания косозубых колес. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно косозубого колеса быстроходной ступени многоступенчатой зубчатой передачи с картерным смазыванием, содержит вспомогательную косозубую смазочную шестерню, находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом. Смазочная шестерня расположена у торца смазываемого зубчатого колеса с отстающим выходом его зубьев из зацепления с парным косозубым колесом зубчатой передачи на торце смазочной шестерни, обращенном к противоположному торцу смазываемого зубчатого колеса, соосно оси смазочной шестерни. Вдоль ширины зубчатого венца смазываемого зубчатого колеса укреплен цилиндрический стакан, дно которого укреплено на оси смазочной шестерни около этого торца зубчатого колеса. По окружности стакана, вдоль образующих его цилиндра, расположены лопасти, имеющие длину, равную длине образующих цилиндра стакана. Радиус окружности, описываемой лопастями меньше, чем расстояние от оси смазочной шестерни до окружности вершин зубьев смазываемого зубчатого колеса. Нижняя часть стакана с лопастями погружена в масляную ванну. Достигается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, находящуюся в зацеплении со смазываемым зубчатым колесом и погруженную в масляную ванну. Часть тела каждого зуба вспомогательной смазочной шестерни, прилегающая к его боковой нерабочей поверхности, вырезана двумя плоскостями: одна плоскость рассекает зуб по всей его ширине и высоте параллельно радиальной плоскости симметрии зуба и перпендикулярно его торцам. Вторая плоскость направлена от линии пересечения боковой нерабочей поверхности с окружностью впадин зубьев перпендикулярно радиальной плоскости симметрии зуба. Часть тела зуба смазочной шестерни, прилегающая к его боковой рабочей поверхности и обоим торцам зуба, вырезана симметрично относительно окружной плоскости симметрии зуба, с сохранением части рабочей боковой поверхности зуба по всей высоте зуба, шестью плоскостями: две плоскости направлены от вершины зуба от линии пересечения вершины с радиальной плоскостью симметрии до окружности впадин шестерни, не доходя до линии пересечения боковой рабочей поверхности зуба с этой окружностью. Две плоскости направлены от линии пересечения рабочей боковой поверхности с окружностью впадин зубьев. Две плоскости параллельны торцам зуба и рассекают его по всей высоте на одинаковом расстоянии от радиальной плоскости симметрии зуба. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени зубчатой передачи. На обоих торцах тела шестерни, соосно ей, жестко укреплена пара цилиндрических колец с наружным диаметром, равным диаметру окружности впадин венца смазочной шестерни. На торцах зубьев шестерни и кольцах жестко закреплены пластины-лопасти, ориентированные радиально относительно шестерни и расположенные вдоль высоты зубьев. Ширина пластин-лопастей равна ширине колец. Сами кольца со сторон, обратных торцам шестерни, снабжены дисковыми заглушками, жестко укрепленными на кольцах и снабженными отверстиями для оси шестерни. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах смазываемым ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня жестко укреплена на оси, установленной в корпусе передачи, и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом передачи, с поджатием к нему. Ось установлена в подшипниках-направляющих. На оси жестко укреплен кулачок в виде усеченного цилиндра, усеченная часть кулачка примыкает к ролику-толкателю, жестко установленному на корпусе передачи. К неусеченной части кулачка примыкает тормозной диск, установленный шарнирно на рамке, шарнирно установленной на корпусе передачи и снабженной пружиной, прижимающей рамку с тормозным диском к кулачку. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач с картерным смазыванием посредством смазкоподающего элемента. Смазочное устройство содержит смазкоподающий элемент в виде цилиндра с торцевыми заглушками, укрепленного на приводном валу. Цилиндр расположен вдоль ширины смазываемого зубчатого колеса. Снаружи смазкоподающий элемент охвачен секторообразным кожухом, открытым с набегающей стороны цилиндра. Боковые стенки кожуха перекрывают нижние части торцов колеса, днище кожуха охватывает снизу цилиндр и сверху примыкает с зазором к колесу, передняя стенка кожуха перекрывает зазор между цилиндром и колесом, а на внутренней стороне стенки укреплен вдоль кожуха скребок, примыкающий к цилиндру и имеющий зазор относительно колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.
Наверх