Смазочная композиция



Смазочная композиция
Смазочная композиция
Смазочная композиция
Смазочная композиция
Смазочная композиция
Смазочная композиция

Владельцы патента RU 2596820:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова Российской академии наук (ИНЭОС РАН) (RU)

Настоящее изобретение относится к твердой смазочной композиции, включающей порошкообразный полимер, антифрикционный наполнитель и добавку, при этом ее получают путем смешения указанных компонентов в вибромельнице, причем порошкообразный полимер используют в качестве носителя, а полимер-носитель выбирают из порошкообразных термостойких полимеров, таких как полифениленсульфид и полиэфирэфиркетон, в качестве антифрикционного наполнителя используют дисульфид молибдена, графит или их смесь, а в качестве добавки - самосмазывающийся полимер, выбранный из группы, содержащей политетрафторэтилен и сверхвысокомолекулярный полиэтилен, при следующем соотношении компонентов, мас.ч.: порошкообразный полимер-носитель 70-25; антифрикционный наполнитель 29,9-70; самосмазывающийся полимер 0,1-5. Техническим результатом настоящего изобретения является создание твердой термостойкой смазочной композиции, обеспечивающей низкий коэффициент трения и повышенную износостойкость в широком интервале температур. 6 табл., 1 пр.

 

Изобретение относится к смазочным композициям на основе полимерных и минеральных порошкообразных соединений и может быть использовано в промышленности как смазочный элемент в узлах трения при нанесении на смазываемую поверхность непосредственно либо путем введения в состав опорных полимерных деталей узлов трения, что приводит к снижению коэффициента трения и уменьшению износа.

Изобретение относится к получению антифрикционных полимерных материалов (АПМ) и может быть использовано при изготовлении полимерных опорных поверхностей деталей машин и механизмов.

Основным критерием надежности и долговечности работы машин и механизмов является работоспособность трущихся пар. Износ движущихся элементов приводит к преждевременному выходу их из строя. Для создания надежной техники требуется наличие износостойких и, одновременно, антифрикционных материалов и покрытий, эксплуатируемых без смазки в широком диапазоне нагрузок, скоростей, температур и работоспособных в различных средах и климатических условиях.

Постоянный прогресс техники накладывает повышенные требования к надежности и эксплуатационным характеристикам узлов трения из полимерных композиционных материалов (ПКМ). Разработанные ранее полимерные композиционные материалы уже не отвечают возросшим потребностям промышленности по износостойкости и значению коэффициента трения.

Основной недостаток большинства термопластов и других полимерных материалов, относящихся к группе антифрикционных пластиков, заключается в недостаточной износостойкости, особенно при повышенных нагрузках и температуре 200-220°С. При сравнительно небольшом повышении нагрузки или скорости резко повышается коэффициент трения и износ становится аварийным. В этих условиях даже незначительное размягчение поверхностного слоя приводит к резкому возрастанию адгезионной и механической составляющей силы трения, неустойчивому показателю коэффициента трения, его повышению, вплоть до процесса «заедания».

Существующие жидкие и консистентные смазки лишь в незначительной степени могут решать эту проблему.

В результате исследования поверхности трущихся пластиков было установлено, что имеющиеся недостатки можно устранить созданием материала, поверхность которого обеспечивала бы более высокие показатели термо- и износостойкости и улучшала бы антифрикционные свойства и износостойкость трущихся поверхностей. В ряде случаев для улучшения антифрикционности узлов сухого трения вводят специальную сухую смазку.

Известна твердая смазка (а.с. СССР №1498787, С10М 143/02, 1987), используемая в узлах трения машин и механизмов, состоящая из дисульфида молибдена и полимерной добавки в виде низкомолекулярного полиэтилена при следующем соотношении компонентов, масс. %: низкомолекулярный полиэтилен 4,5-7,0, дисульфид молибдена 93,0-95,5.

Известна близкая по составу смазочная композиция для узлов трения (а.с. СССР №1810384, С10М 163/00, 1990), содержащая, масс. %: графит 3-30, полиэтилен низкомолекулярный 5-25, углеводородный конденсат стадии сепарации при производстве полиэтилена высокого давления до 100, которая способна работать при 600°С.

Данная смазка имеет износостойкость 960-1770 мин при трении между стальными дисками. Указанная композиция выбрана в качестве прототипа как наиболее близкая к заявляемой композиции по составу и назначению.

Недостатком композиции-прототипа является то, что ее нельзя использовать в качестве твердой смазки двумя способами, а именно: (а) нанесением на смазываемую поверхность, либо (б) введением в состав конструкционных материалов в качестве наполнителя. Композицию-прототип невозможно вводить в конструкционные самосмазывающиеся детали, т.к. она имеет крайне низкую термостойкость в связи с наличием в ее составе низкомолекулярного полиэтилена и конденсата. По этой же причине композиция-прототип не может быть использована в термостойких узлах сухого трения. Хотя заявлено, что данная композиция способна работать при 600°С, однако на практике по меньшей мере половина композиции улетучивается с поверхности трения уже при 130°С из-за разложения и испарения углеводородного конденсата и по меньшей мере половина от оставшейся части, представляющая собой низкомолекулярный полиэтилен, разлагается и удаляется с поверхности трения при температуре выше 150-200°С в виде продуктов термоокислительной деструкции. Таким образом, подобные, разлагающиеся на 70-97% смазочные материалы не могут быть использованы в общеизвестной технике.

Еще одним недостатком композиции-прототипа является выбор в качестве полимерного компонента низкомолекулярного полиэтилена, который в ряде случаев использования не может создавать опорной поверхности в данной твердой смазке и не может повышать износостойкость пар трения полимер (например, термопласты)-сталь. Подобные узлы сухого трения не выдерживают высоких нагрузок из-за резко возрастающей площади фактического контакта.

Задачей настоящего изобретения является создание твердой полимерной термостойкой смазочной композиции, обеспечивающей низкий коэффициент трения и повышенную износостойкость в узлах трения до температур 250-270°С при нанесении на смазываемую поверхность или при введении ее в детали узлов трения.

Техническим результатом изобретения является создание твердой термостойкой смазочной композиции, обеспечивающей низкий коэффициент трения и повышенную износостойкость в широком интервале температур.

Поставленная задача решается твердой смазочной композицией, включающей порошкообразный полимер, антифрикционный наполнитель и добавку, которую получают путем смешения указанных компонентов в вибромельнице, причем порошкообразный полимер используют в качестве носителя, и полимер-носитель выбирают из порошкообразных термостойких полимеров, таких как полифениленсульфид (ПФС) и полиэфирэфиркетон (ПЭЭК), в качестве антифрикционного наполнителя используют дисульфид молибдена, графит или их смесь, а в качестве добавки вводят самосмазывающийся полимер, выбранный из группы, содержащей политетрафторэтилен (Ф-4) и сверхвысокомолекулярный полиэтилен (СВМПЭ), при следующем соотношении компонентов, мас.ч.:

Порошкообразный полимер-носитель 70-25
Антифрикционный наполнитель 29,9-70
Самосмазывающийся полимер 0,1-5

Композицию готовят в сухом виде путем смешения твердого порошкообразного полимера, наполнителя и самосмазывающего полимера в вибромельнице (частота колебаний 10-25 Гц) в металлическом размольном стакане, с использованием металлических размольных тел типа «шар», в течение 10 мин (от 3 до 15 мин) при комнатной температуре на воздухе.

Перед смешением проводят предварительную сушку компонентов смазочного материала в условиях технического вакуума (0,01 Торр, или ~1,3 Па) при температуре 70-90°С. Процесс деформационного воздействия может проходить при смешении в шаровых мельницах, при вибровоздействии или в подобных условиях.

В заявляемой композиции используемые в качестве антифрикционных наполнителей минеральные ламеллярные соединения, такие как дисульфид молибдена, графит, расположены в поверхностных слоях полимера-носителя, что достигается в процессе деформационного воздействия.

Исходя из данных о влиянии химического строения на трибологические свойства, можно утверждать, что полимеры, выбранные в качестве носителя для полимер-минеральных твердых смазок по изобретению, являются представителями трибохимически стабильных полимеров (табл. 1).

Полимеры этого типа по своим трибологическим свойствам отличаются в основном тем, что до температуры стеклования их трибохимические изменения симбатны изменению физико-механических показателей.

Полифениленсульфид (ПФС, PPS, поли-n-фениленсульфид) - представитель класса теплостойких полиариленов - относится к высокотермостойким конструкционным термопластам, инертен по отношению к органическим растворителям, водным растворам неорганических и органических кислот и щелочей при температурах ниже 200°С. Полифениленсульфид выпускается в виде наполненных или ненаполненных материалов, которые используют главным образом для изготовления покрытий, характеризующихся высокой твердостью, стойкостью к коррозии и износу и нетоксичностью. Антифрикционные характеристики чистого ПФС находятся на неудовлетворительном уровне. Коэффициент трения по стали составляет 0,5-0,8 в зависимости от условий испытаний и шероховатости контртела. В композиции по настоящему изобретению используют ПФС компании Ticona марки Fortran 0205В4, предназначенный для порошковой технологии, мелкозернистый (размер частиц 20 мкм).

В заявляемой композиции используют полиэфирэфиркетон (РЕЕК) компании Victrex марки 450 G. Данный материал обладает высокими механическими, термическими, электрическими и трибологическими характеристиками. Плотность 1,30 г/см3, степень кристалличности ~30%, относительное удлинение при разрыве ~40%.

Графит и дисульфид молибдена являются традиционными минеральными веществами, используемыми в качестве порошкообразных антифрикционных наполнителей в составе твердых смазок. Эти соединения добавляют в полимерные композиционные материалы (ПКМ) для уменьшения коэффициента трения и износа в широком температурном интервале. В заявляемой композиции используют дисульфид молибдена марки ДМ-7 по ТУ 48-19-133-90 изм. 1, 2, с насыпной плотностью 0,4 г/см3, размером частиц <0,5-20 мкм, средним размером частиц 6 мкм, плотностью 4,8 г/см3.

В качестве наполнителя используют также графит в тонкоизмельченном виде (коллоидный графит) марки С-1, с основным размером частиц не более 4 мкм, массовой долей золы не более 1,0%.

В заявляемой композиции используют самосмазывающийся полимер - порошкообразный сверхвысокомолекулярный полиэтилен марки GUR 4120. Определенная визкозиметрическим методом усредненная молекулярная масса находится в пределах 3,9-4,5 млн г/моль. СВМПЭ марки GUR 4120 имеет плотность ~0,930 г/см3, предел текучести ~22 МПа.

В качестве самосмазывающегося полимера используют также порошкообразный политетрафторэтилен (Ф-4) марки Ф-4ДВ.

Изобретение иллюстрируется приведенными ниже примерами.

Пример 1

Для получения композиции в сухом виде смешивают 65,3 мас.ч. порошка ПФС, 29,9 мас.ч. дисульфида молибдена и 0,1 мас.ч. порошкообразного политетрафторэтилена марки (Ф-4ДВ) в вибромельнице (частота колебаний 10-25 Гц) в металлическом размольном стакане, с использованием металлических размольных тел типа «шар», в течение 10 мин при комнатной температуре на воздухе.

Аналогичным образом получают композиции с другими компонентами, указанными в табл. 2, которые могут входить в состав заявляемых композиций; в табл. 2 также указано допустимое содержание каждого из компонентов в заявляемых смазочных композициях.

Антифрикционные свойства разработанных композиций оценивали опытным путем на машине трения торцевого типа И-47 при скорости скольжения образца с нанесенным покрытием 0,2 м/с и удельном давлении 0,1 МПа при 100% перекрытии. Испытания проводили до момента потери работоспособности смазочного материала (до достижения коэффициента трения, равного или больше 0,4). Смазочный материал толщиной 20-40 мкм был нанесен на одну из металлических поверхностей перед испытанием.

Фиксируемые показатели включали коэффициент трения (f), амплитуду его колебаний (А=fмакс-fмин), износ заявляемых композиций и исходных твердых смазок (таблица 3).

Анализ таблицы 3 показывает, что введение в смесь с ПФС ламеллярных наполнителей - антифрикционных наполнителей способствует улучшению основных трибологических показателей смазочной композиции: износа покрытия, коэффициента трения и характера процесса трения, характеризующегося амплитудой колебания коэффициента трения. Снижается износ, и перенос на стальное контртело смесевых покрытий по сравнению с показателями тех же антифрикционных наполнителей: графита и дисульфида молибдена с добавкой СВМПЭ и Ф-4 (образцы 8 и 9), но без порошкообразных полимеров-носителей. Подобный характер процессов на трущейся поверхности определяет существенное понижение важного трибологического показателя - амплитуды колебаний коэффициента трения. Важность этого показателя объясняется тем, что в ряде отраслей народного хозяйства нестабильность коэффициента трения недопустима и проходит отбраковка техники по этому показателю.

Были проведены сравнительные испытания материалов, полученных при введении в промышленный полимер - полиарилат ДВ - твердых смазок, а именно графита и заявляемой смазочной композиции. Фиксируемые показатели (табл. 4) включали коэффициенты трения и износа. Испытания с композицией-прототипом не проводили из-за низкой термостойкости прототипа. Показано, что заявляемая композиция, введенная в полиарилат ДВ, более эффективно снижает коэффициент трения и уменьшает износ, чем графит.

В литературе не описаны смазочные композиции, используемые как твердые смазки, в которых использовались бы твердые порошкообразные полимеры, такие как ПЭЭК и ПФС. Коэффициенты трения таких полимеров в различных условиях испытаний достигают значения 0,5-0,4. При испытании в порошкообразном состоянии в условиях трения между двумя стальными контртелами при трении этих полимеров достигаются и более высокие коэффициенты трения (0,6-0,75). Поэтому совершенно неожиданно оказалось, что введение этих полимеров в твердые смазки, такие как графит +Ф-4 и MoS2+Ф-4, приводит к снижению коэффициента трения и резкому уменьшению износа, что обусловлено, вероятно, синергетическим эффектом.

Заявляемая твердая смазочная композиция позволяет решить две задачи: за счет введения твердого порошкообразного полимера и антифрикционного наполнителя создать на поверхности полимерной компоненты пары трения полимер-сталь новую опорную поверхность из компонентов, имеющих более высокую износостойкость. В то же время за счет введения самосмазывающихся полимеров композиция имеет лучшие смазывающие свойства и способна их сохранять при повышенных температурах.

В отличие от вышеуказанных сухих смазочных материалов, заявляемая композиция устойчиво работает при испытании на горизонтальной машине трения типа И-47-К-54 после нанесения на металлический диск при 150-200°С, т.е. при предельной температуре, которая может быть достигнута на данной машине трения.

При достижении 120°С сразу же началось активное газоотделение, при 110-130°С с поверхности трения начала оттесняться пленка темного цвета, вероятно, полиэтилен + графит. Эти процессы сопровождались повышением коэффициента трения с переходом к резкому повышению амплитуды колебания.

В таблице 6 приведены данные по износу заявляемых композиций при высоких температурах (200-270°С).

Испытания проводили при давлении 0,1 МПа, скорости 0,25 м/с, при этом коэффициент взаимного перекрытия равен 1.

Порошкообразную массу помещают между двумя стальными образцами (дисками) ⌀ 22 мм. Узел трения нагревают электропечью до 200°С, затем начинают 3 этапа испытаний, на каждом этапе ~ по 1 ч трения. Износ измеряют в начале и в конце каждого этапа по 1 ч. Низкий коэффициент трения композиции при температуре выше 200°С объясняется, вероятно, тем, что испытания проводились выше температуры стеклования полимера-носителя.

Твердая смазочная композиция, включающая порошкообразный полимер, антифрикционный наполнитель и добавку, отличающаяся тем, что ее получают путем смешения указанных компонентов в вибромельнице, причем порошкообразный полимер используют в качестве носителя, а полимер-носитель выбирают из порошкообразных термостойких полимеров, таких, как полифениленсульфид и полиэфирэфиркетон, в качестве антифрикционного наполнителя используют дисульфид молибдена, графит или их смесь, а в качестве добавки - самосмазывающийся полимер, выбранный из группы, содержащей политетрафторэтилен и сверхвысокомолекулярный полиэтилен, при следующем соотношении компонентов, мас.ч.:

Порошкообразный полимер-носитель 70-25
Антифрикционный наполнитель 29,9-70
Самосмазывающийся полимер 0,1-5



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к способу пеноудаления в смазочном масле, при этом он включает операцию нанесения композиции пеногасителя в гелеобразной форме, относящегося к классу 1 Национального института смазочных материалов (NLGI) или тверже, на внутреннюю стенку контейнера для смазочного масла, причем указанную композицию пеногасителя наносят на поверхность внутренней стенки контейнера на уровне или выше уровня смазочного масла.

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке, содержащей минеральное или синтетическое масло, загуститель - полимочевину и противоизносный наполнитель - отход производства минеральных удобрений - обезвоженный фосфогипс при следующем соотношении компонентов, % мас.: полимочевина 1-15, обезвоженный фосфогипс - 2-70 и минеральное или синтетическое масло - остальное.

Настоящее изобретение относится к составу композиционного смазочного материала на базе масла МС-20, являющегося смазочной основой, и дисперсной присадки, при этом в качестве данной присадки используют продукт, представляющий собой нанодисперсные частицы диселенида вольфрама пластинчатой формы размером 60×5 нм, полученные методом газофазного синтеза, формула которых WSe2, где W - вольфрам, Se - селен; в данном масле концентрация нанодисперсных частиц составляет 0,5-4% по массе.

Настоящее изобретение относится к присадке к приработочному маслу для обкатки двигателя внутреннего сгорания, содержащей минеральное масло, порошкообразный наполнитель и поверхностно-активные вещества, при этом в качестве порошкообразного наполнителя использован серпентин с размером частиц 10 мкм, при этом указанные компоненты взяты в следующих соотношениях, мас.

Настоящее изобретение относится к смазочному покрытию (5) для медицинского устройства для инъекций (1), включающему последовательно: нижний слой (50), находящийся в контакте с поверхностью (21) контейнера медицинского устройства, которую необходимо обеспечить смазкой, включающий смесь поперечно-сшитого и не поперечно-сшитого полидиметилсилоксана, промежуточный слой (51), состоящий в основном из окисленного полидиметилсилоксана и имеющий толщину, составляющую от 10 до 30 нм, где указанную толщину измеряют с помощью времяпролетной вторичной ионной масс-спектрометрии, и верхний слой (52), включающий по существу не поперечно-сшитый полидиметилсилоксан и имеющий толщину не более 2 нм, указанную толщину измеряют с помощью рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии.

Настоящее изобретение относится к добавке к смазочным маслам и пластичным смазкам, включающей диоксид кремния, углерод, при этом в качестве углерода она содержит углерод синтетический с «луковицеобразной» структурой наночастиц и средним размером частиц 30 нм, диоксид кремния со средним размером частиц 10 нм при следующем соотношении компонентов, % мас: диоксид кремния 99,0-99,9; углерод синтетический 0,1-1,0.

Настоящее изобретение относится к композитной смазке, состоящей из базового масла, в качестве которого использован перфторполиэфир, с включением мелкодисперсной присадки-загустителя, при этом применен перфторполиэфир с вязкостью, заключенной в промежутке от 200 мм2/с до 350 мм2/с, измеренной при температуре 20°С, а в качестве мелкодисперсной присадки-загустителя применена модифицированная пирогенная двуокись кремния в форме микронизированного порошка в виде метилкремнезема с размером частиц в промежутке от 0,5 мкм до 40 мкм, причем составляющие композитной смазки взяты в следующем соотношении, мас.
Настоящее изобретение относится к смазывающей композиции, содержащей: a) смесь базового масла, которая содержит: дистиллятное нафтеновое базовое масло, имеющее содержание насыщенных углеводородов, измеренное по стандарту IP368, больше чем 92% и содержащее меньше чем 10 м.д.

Настоящее изобретение относится к способу получения присадки к смазочным маслам путем конденсации алкилфенола с 37%-ным раствором формальдегида в присутствии катализатора, последующей обработки полученного продукта гидроксидом щелочноземельного металла в среде масла-разбавителя, при этом в качестве алкилфенола используют C8, С9, С12, C18 алкилфенолы при мольном соотношении алкилфенола к формальдегиду 1:0,6-1,3, процесс проводят в присутствии растворителя, в качестве катализатора используют кислотный или щелочной катализатор, в качестве гидроксида щелочноземельного металла используют гидроксид кальция, а также дополнительно осуществляют карбонатацию путем пропускания через полученный продукт диоксида углерода в присутствии промотора.

Настоящее изобретение относится к пластичной смазке, содержащей сульфонат кальция, уксусную кислоту, оксид кальция, остаточное нефтяное масло с вязкостью 17-44 сСт при 100 °C при следующем соотношении компонентов, % масс.: сульфонат кальция 59,2-69,9, уксусная кислота 7,0-12,2, оксид кальция 1,2-5,3, вода дистиллированная 2,0-4,8, остаточное нефтяное масло с вязкостью 17-44 сСт при 100°C - остальное до 100.
Изобретение относится к противотурбулентной присадке, содержащей высокомолекулярный полиизобутилен, при этом он представляет собой раствор высокомолекулярного полиизобутилена в смеси органических растворителей, с добавкой индустриального масла и 1,2-эпоксипропана, при следующем соотношении компонентов, масс.%: высокомолекулярный полиизобутилен 2,0-7,0; нефрас 15-30; уайт-спирит 45-62,5; индустриальное масло 15-20; 1,2-эпоксипропан 0,25-0,75.
Изобретение относится к комплексной бактерицидной добавке, содержащей четвертичные аммониевые соли, полигексаметиленгуанидин и растворитель, при этом в качестве растворителя она содержит водный раствор этилового спирта и глицерина.

Настоящее изобретение относится к технологической смазке для обработки металлов давлением на основе хлорированного парафина (варианты), отличающейся тем, что содержит, масс.%: сульфидированный пропиленгликолевый эфир касторового масла с содержанием серы 2-5% 20-25; неионогенное поверхностно-активное вещество из класса оксиэтилированных алкилфенолов 2-5 и хлорированный парафин - остальное.
Изобретение относится к области механической обработки материалов, а именно к упрочнению поверхностей методом поверхностного пластического деформирования. .

Настоящее изобретение относится к составу композиционного смазочного материала на базе масла МС-20, являющегося смазочной основой, и дисперсной присадки, при этом в качестве данной присадки используют продукт, представляющий собой нанодисперсные частицы диселенида вольфрама пластинчатой формы размером 60×5 нм, полученные методом газофазного синтеза, формула которых WSe2, где W - вольфрам, Se - селен; в данном масле концентрация нанодисперсных частиц составляет 0,5-4% по массе.

Настоящее изобретение относится к противоизносной присадке, содержащей молекулы твердой пластичной смазки и молекулы поверхностно-активного вещества - олеиновой кислоты C18H34O2, при этом ядро мицеллы содержит молекулы твердой пластичной смазки диселенида молибдена MoSe2 с окружающими их молекулами стеариновой кислоты C18H36O2 дополнительно при следующем соотношении компонентов, масс.

Настоящее изобретение относится к высокотемпературной универсальной смазке для узлов трения, подшипников качения и скольжения, содержащей основу, загущенную комплексными кальциевыми мылами, наполнители, содержащие графит, молибденосодержащие вещества и многофункциональную присадку, в качестве основы используется кремнийорганическая жидкость, а в качестве наполнителей введены жидкий каучук, графитоколлоидный препарат и диселенид молибдена при следующем соотношении компонентов, мас.%: загуститель - комплексные и кальциевые мыла 10-15; графитоколлоидный препарат 5-9; диселенид молибдена 4,5-9; жидкий каучук 3-6; многофункциональная присадка 0,5-3; кремнийорганическая жидкость - остальное.

Настоящее изобретение относится к экологически чистому смазочному материалу для лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» рельсового транспорта, содержащему в качестве базового масла биоразлагаемое масло или смесь по меньшей мере одного базового масла, выбранного из смазочного базового масла типа минерального масла, синтетического смазочного базового масла и биоразлагаемого смазочного базового масла, при этом смазка в качестве загустителя содержит литий-кальциевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, в качестве присадок, улучшающих триботехнические свойства, - натрия тетраборат и осерненное масло, кроме того, смазка содержит глицерин, при следующих соотношениях компонентов, % масс.: 12-оксистеариновая кислота - 7,3-10,3; кальция гидроокись - 0,3-0,5; лития гидроокись - 0,2-0,7; натрия тетраборат - 2,0-4,3; глицерин - 0,9-2,1; осерненное масло - 6,8-9,0; масло базовое ВМГ3 - 0-9,1; масло синтетическое БЗВ - 0-6,5; масло растительное (например, подсолнечное нерафинированное) - до 100.
Наверх