Демферная обмотка электрической машины переменного тока

 

ОП И САНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ 262244

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 17.Ч11.1968 (№ 1258125/24-7) Кл. 21dm, 9 с присоединением заявки №

Приоритет

Комитет оо волам изобретений и открытий при Совете Мииистрое

СССР

МПК Н 02k 3/16

УДК 621.313.045.7 (088.8) Опубликовано 26,1.1970. Бюллетень № 6

Дата опубликования описания 2Х1.1970

Автор изобретения

А. И. Дулькин

Московский ордена Ленина энергетический институт

Заявитель

ДЕМФЕРНАЯ ОБМОТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Настоящее изобретение относится к области электрических машин переменного тока.

В таких машинах по ряду причин возникает необходимость демпфирования одной или нескольких гармонических составляющих поля якоря.

Известны демпферные обмотки машин переменного тока, расположенные на статоре, у которых секции выполнены с шагом, соответствующим полюсному делению демпфируемой гаомоники поля.

Известные демпферные системы на якоре, выполненные в виде замкнутых накоротко обмоток типа обмоток якорей машин постоянного тока, например в виде волновых обмоток, могут взаимодействовать лишь с очень ограниченным числом гармонических поля, и в этом заключается один из главных их недостатков. Кроме того, отдельные виды упомянутых демпферных систем могут иметь обмоточный коэффициент для основной гармонической поля, отличный от нуля, что указывает на наличие демпфирующего эффекта по отношению к основной волне поля.

Цель изобретения — повышение эффективности воздействия демпферной системы статора (якоря) на вь сшие и низшие гармонические поля якоря оез оказания демпфируюшего действия на главную гармоническую поля при одновременном упрощении конструкции системы.

Эта цель достигается тем, что демпферная обмотка выполнена из ряда одинаковых короткозамкнутых контуров, каждый из которых образован двумя согласно включенными секциями, взаимно смещенными на полюсное деление основной гармонической поля и включены- встречно по отношению к ней; причем этими же секциями образованы короткозамкнутые контуры, имеющие наилучшее взаимодействие с демпфируемой гармонической поля.

На фиг. 1 изображена схема демпферной обмотки, состоящей из одной обмотки, выполненной согласно предлагаемому изобретению; на фиг. 2 — схема демпферной системы, состоящей из двух обмоток, электрически не связанных друг с другом.

Один короткозамкнутый контур (на фиг. 1 показан сплошной толстой линией) демпферной обмотки образован двумя одинаковыми согласно включенными секциями 1 и 2, взаимно смещенными на полюсное деление w основной гармонической поля. Одна секция контура имеет стержни 3 и 4, другая — б и б. В один контур входят четыре стержня. Шаг а каждой секции вь1бирается таким, чтобы он был близок к полюсному делению гаомонической поля. с которой поеим шественно должна взаимодействовать обмотка.

30 Соседние контуры демпфеочой системы могут быть электрически не связаны друг с дру262244

Составитель В. Ратайко

Редактор Э. Рубан

Техред 3. Н. Тараненко

Корректор В. В. Комарова

9 иг. Г

Типография, пр. Сапунова. 2 гом, но могут и иметь общий стержень, как показано на фиг. 1 и 2, образуя единую электрическую цепь. Демпферная обмотка может состоять из нескольких таких электрических цепей, изолированных друг от друга.

Так, на фиг. 2 показана демпферная система, состоящая из короткозамкнутых контуров, объединенных в две электрические цепи 7 и 8, изолированные друг от друга (контуры цепи

7 указаны сплошными линиями, контуры цепи

8 — пунктирными линиями) . Стержни демпферной системы размещены в пазах сердечника 9. В зависимости от конструкции обмотки якоря (от числа пазов на полюс и фазу и от порядкового номера гармонической поля, которую преимущественно должна ослаблять демпферная система, стержни последней могут располагаться либо в тех же пазах, что и обмотка якоря, либо в дополнительных пазах; либо и в тех и в других пазах, При работе электрической машины на каждый короткозамкнутый контур демпферной системы воздействуют гармонические поля якоря. В каждой из двух секций контура наводятся одинаковые по величине э. д. с. (при

«гладком» сердечнике якоря). Суммарная э. д. с. контура равна геометрической сумме э. д. с. двух секций, входящих в контур. Э. д. с. контура, обусловленные основной гармонической поля якоря и высшими гармоническими, порядок которых в нечетное число раз превышает порядок основной гармонической, равны нулю. Со всеми остальными гармоническими, которые наводят э.д. с. в одной секции, демпферная система взаимодействует. Следовательно, в электрической машине с описанной демпферной системой на статоре (якоре) практически все гармонические, за исключением основной, оказывающие существенное

10 влияние на ее свойства, в той или иной мере ослабляются демпферной системой якоря. При зубчатом сердечнике якоря демпферная система демпфируег также зубцовые пульсации основной гармонической поля, обусловленные

15 неравномерностью воздушного зазора.

Предмет изобретения

Демпферная обмотка электрической маши20 ны переменного тока, расположенная на статоре, секции которой выполнены с шагом, соответствующим полюсному делению демпфируемой гармоники поля, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности демпфирования, секции обмотки попарно сдвинуты на полюсное деление основной гармоники поля и включены встречно по отношению к ней, образуя при этом короткозамкнутые контуры, взаимодействующие с демпфируемой гармони30 КОИ ПОЛЯ.

Заказ 1301/1 Тираж 500 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете

Министров СССР

Москва, К-35, Раушская наб., д. 4(5

Демферная обмотка электрической машины переменного тока Демферная обмотка электрической машины переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в коллекторных электрических машинах, якорь которых имеет четное число пазов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в якорях коллекторных машин с числом ламелей коллектора, равным удвоенному числу пазов

Изобретение относится к области электротехники, касается особенностей конструктивного выполнения электрических машин, в частности синхронных электродвигателей с резервированными статорными обмотками, и может быть использовано в двигателях, требующихся для различных приводов, например для приводов нагнетателей или компрессоров

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к роторам крупньк электрических машин, например турбогенераторов
Наверх