Способ контроля электрического сопротивления изоляции шин питания относительно корпуса

Изобретение относится к электроизмерительной технике, в частности к автоматизированным системам контроля, и применяется при контроле сопротивления изоляции электрических цепей электро- и радиотехнических изделий, отключенных от источника питания. На первом этапе при закороченных шинах между корпусом и шинами устанавливают тестовый сигнал, существенно превосходящий уровень помех, что позволяет проводить измерения параллельно соединенных сопротивлений изоляции обеих шин с высокой точностью. На втором этапе подключают первый источник низкого уровня между шинами электропитания, который обеспечивает быстрый заряд емкости нагрузки и нейтрализацию влияния активного сопротивления нагрузки на результаты измерений. При этом малый уровень сигнала исключает повреждение потребителей энергии по цепям питания. А второй источник сигнала подключают между корпусом и одной из шин, что обеспечивает высокую точность измерений сопротивления утечки. Технический результат заключается в возможности проведения контроля с минимальными энергетическими затратами, с высоким быстродействием и с минимальным влиянием помех. 4 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к электроизмерительной технике, в частности к автоматизированным системам контроля, и применяется в процессах изготовления и эксплуатации систем, имеющих протяженную цепь системы электропитания, например, в самолето- и ракетостроении, кораблестроении и др. для улучшения контрольно-измерительных и защитных функций системы автоматики.

Сопротивление изоляции - это очень высокая величина, тем не менее изоляция зависит от многих эффектов, которые могут привести к его резкому снижению: механические повреждения, вибрация, чрезмерное тепло или холод, грязь, масло, и едкие пары влаги из воздуха или технологического процесса. Она может быть нарушена, например, в процессе монтажных работ на изделии либо из-за тряски в процессе транспортировки этого изделия.

Известен способ измерения сопротивления изоляции и защиты от замыканий на корпус силовых цепей тепловозов (патент РФ №2415445). Суть его в том, что изменяют конфигурацию измеряемой цепи путем шунтирования и производят ряд замеров измеряемой цепи, при котором в начале измерения производят замеры потенциалов разных участков цепей по отношению к корпусу, потом шунтируют участок цепи резистором известного номинала и измеряют значения потенциалов тех же участков цепей в установившемся режиме, а по этим параметрам рассчитывают сопротивления изоляции отдельно положительной и отрицательной цепей, одновременно постоянно контролируют распределение напряжений между полюсами цепи и корпусом, и при снижении одного из этих напряжений до значения, близкого к нулю, при условии, что другое напряжение находится в диапазоне выше ранее выбранного порога, считают, что произошел пробой изоляции соответствующей цепи и принимают решение об осуществлении защиты путем снятия возбуждения с генератора, питающего силовую цепь.

Недостатками известного способа являются невозможность контроля параметров изоляции при отсутствии напряжения питания, из-за существенного влияния параметров выключенного источника питания (емкостной и активной составляющих) и сложность реализации устройства.

Известен способ измерения сопротивления изоляции, описанный в патенте РФ №2180124, суть которого заключается в том, что на сеть накладывают короткие импульсы, синхронизированные с моментом перехода через ноль напряжения с частотой источника контрольного тока на электрических полюсах сети, короткие импульсы и контрольный переменный ток выделяют в токе контролируемого элемента. Активную составляющую тока контролируемого элемента определяют на основании измерения отрезка времени, между моментом перехода через ноль тестового сигнала переменного тока контролируемого элемента и моментом появлении короткого импульса. Наличие повреждения в контролируемом элементе определяется по факту увеличения активной составляющей тока.

Недостатком данного аналога являются существенное влияние параметров выключенного источника питания (емкостной и активной составляющих) и низкая помехозащищенность, так как для выделения короткого импульса в месте измерения требуется фильтр с широкой полосой пропускания частот.

Признаками аналога, совпадающими с существенными признаками заявленного изобретения, является наличие операции подключения между контролируемыми цепями тестового сигнала.

Причинами, препятствующими получению технического результата, являются наличие влияния на измеряемую цепь путем подключения измерительных резисторов и большой цикл измерения.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному объекту является способ измерения сопротивления изоляции в цепях постоянного тока (патент РФ №2384855). Суть его состоит в том, что к полюсам цепи постоянного тока подключают два резистора. Другие два резистора подключают параллельно нагрузке. В место соединения резисторов между собой подключают измерительную цепь, состоящую из последовательно включенных источника измерительного напряжения и измерителя тока. Источник напряжения подключают к поочередно изменяемой полярности полюсов. Определяют эквивалентный измерительный ток как половину суммы двух абсолютных по величине значений токов, измеренных последовательно по времени при разной полярности источника напряжения и определяют сопротивление изоляции по соответствующей формуле.

Недостатками прототипа являются большая погрешность контроля параметров изоляции, которая появляется из-за существенного влияния параметров выключенного источника питания (емкостной и активной составляющих), большие энергозатраты, так как между шинами питания при выключенном источнике питания может оставаться низкоомная нагрузка, и большое время измерения, так как между шинами питания может быть эквивалентная емкость до 0,1-1,0 Ф.

Задачей заявляемого изобретения является создание способа контроля электрического сопротивления изоляции шин электропитания объекта относительно корпуса, обеспечивающего контроль с минимальными энергозатратами, с высоким быстродействием и высокой разрешающей способностью.

Технический результат достигается за счет того, что основная операция контроля - измерение эквивалентного сопротивления включенных параллельно сопротивлений изоляции шин, выполняется с минимальными энергозатратами при тестовом сигнале, обеспечивающем минимальную погрешность от влияния помех и без участия больших емкостей между шинами питания. А измерение сопротивления изоляции между корпусом и шиной контролируется при наличии компенсирующего сигнала низкого уровня.

Это достигается путем того, что процесс контроля сопротивления изоляции дополнен операциями измерения различных конфигураций схемы, а подключение компенсирующего сигнала низкого уровня между шинами питания повышает точность измерения и сокращает время выполнения процедуры контроля в целом.

При исследовании патентной и другой научно-технической информации заявителем не были обнаружены источники, в которых были бы приведены сведения о технических решениях, содержащих совокупность отличительных признаков предлагаемого способа. При этом известны технические решения, содержащие отдельные признаки заявляемого объекта, однако свойства и эффект, которые указанные признаки сообщают этим объектам, иные, чем в предлагаемом решении, поэтому указанные отличия являются существенными.

Суть изобретения заключается в том, что при проверке изоляции шин питания на корпус в обесточенном состоянии используются процедуры, позволяющие существенно снизить влияние на процесс контроля наличия между шинами больших фильтрующих емкостей и малого активного сопротивления, изменяющихся в широком диапазоне, что существенно искажает результаты, увеличивает энергозатраты и удлиняет время измерения.

Эквивалентная схема контролируемого объекта (КО) приведена на фиг. 1а),

где +F и -F - положительная и отрицательная шины электропитания, соответственно, к которым подключены потребители энергии и источник энергии,

R0 - эквивалентное сопротивление суммарного сопротивления всех потребителей, подключенных между положительной и отрицательной шинами питания и внутреннего сопротивления источника питания (в отключенном состоянии),

С0 - эквивалентная суммарная емкость всех потребителей, подключенных между положительной и отрицательной шинами питания и фильтрующих емкостей источника питания (в отключенном состоянии),

R1 и R2 - эквивалентное сопротивление изоляции относительно корпуса шины +F и шины -F, соответственно, всех потребителей энергии, подключенных к источнику электропитания,

С1 и С2 - эквивалентная емкость, между корпусом и шинами +F и -F, соответственно, от всех потребителей энергии, подключенных к источнику электропитания,

К - корпус изделия.

Между шинами электропитания подключены все потребители, (сопротивление которых может колебаться в диапазоне от 1 до 100000 и более Ом), которые шунтированы фильтрующими емкостями (до 0,5-1,0 Ф) R0 и C0.

На фиг.1б) приведена эквивалентная схема первого цикла измерения КО,

где Е0 - источник тестового сигнала,

ДТ - датчик тока, который измеряет ток, формируемый источником Е0 и эквивалентной нагрузкой параллельно включенных R1 и R2, С1 и С2,

L - перемычка, подключенная между шинами +F и -F и шунтирующая R0 и С0.

На фиг. 1в) приведена эквивалентная схема второго цикла измерения КО,

где Е - первый источник, подключение которого исключает влияние («нейтрализует») на процесс измерения R0 и С0,

Uk - второй источник тестового сигнала для измерения R1 или R2.

На фиг. 2 приведена в качестве примера схема устройства, поясняющая принцип действия предлагаемого способа, на фиг. 3 приведена блок-схема алгоритма реализации способа измерения сопротивления изоляции шин электропитания от корпуса, а на фиг. 4 приведена зависимость значений эквивалентного сопротивления Rэ от R1 и R2.

На фигуре 2 приняты следующие обозначения.

1 - контролируемый объект,

1.1 - эквивалентное сопротивление изоляции первой шины,

1.2 - эквивалентное сопротивление изоляции второй шины,

2 - первая шина электропитания,

3 - шина корпуса,

4 - вторая шина электропитания,

5, 12, 13, 14 и 15 - ключи, обеспечивающие подключение соответствующих сигналов к шинам,

6 - аналого-цифровой преобразователь АЦП,

7 - блок управления и вычисления,

8 - регистратор,

9 - цифроаналоговый преобразователь ЦАП,

10 - регистр управления ключами,

11 - датчик тока,

16 - источник компенсирующего напряжения,

17 - шина «Пуск».

На фигуре 3 приняты следующие обозначения.

1 - начать процесс контроля;

2 - определить исходные условия для проведения контроля: допустимое значение сопротивления изоляции по каждой шине Rд1 и Rд2 (например, Rд1>Rд2), и время контроля Тк;

3 - объединить шины перемычкой L;

4 - подать тестовый сигнал (напряжение) Ео>Е между корпусом и шинами F1 и F2;

5 - измерить реакцию Iо на тестовое воздействие;

6 - вычислить Rэ по формуле: Rэ=Ro/Iо;

7 - сравнить Rэ с допустимым Rд1 и

если Rэ>Rд1, то перейти к п. 15, а

если Rэ≤Rд1, то перейти к п. 8;

8 - сравнить Rэ с Rд2 и,

если Rэ≤Rд2, то перейти к п. 15, а

если Rэ>Rд2, то перейти к п. 9;

9 - установить между шинами F1 и F2 вместо перемычки L напряжение Е;

10 - установить между корпусом и первой шиной фидера тестовый сигнал (напряжение) Uк;

11 - измерить реакцию Iк на тестовый сигнал Uк;

12 - вычислить R1 по формуле: R1=Е/((Iк+(Е-Uк/Rэ)) (При условии, что Е=Uк, то формула упрощается до R1=Uк/Iк);

13 - сравнить R1 с Rд1 и,

если R1<Rд1, то перейти к п. 15, а

если R1≥Rд1, то перейти к п. 14;

14 - сравнить R1 с величиной, вычисленной по формуле

Rд2*Rэ/(Rд2-Rэ) и,

если R1≤Rд2*Rэ/(Rд2-Rэ), то перейти к п. 16, а

если R1>Rд2*Rэ/(Rд2-Rэ), то перейти к п. 15;

15 - установить признак выхода за поле допуска;

16 - сравнить текущее время контроля Т с заданным временем завершения контроля Тк и,

если Т<Тк, по перейти к п. 5, а,

если Т≥Тк, по перейти к п. 17;

17 - завершить процесс контроля изоляции шин электропитания.

Способ измерения изоляции шин питания реализуется на примере устройства, приведенного на фиг.2, в котором между корпусом 3 и шинами питания 2 и 4 контролируемого объекта подключены сопротивления изоляции 1.1 и 1.2, значения которых равны эквивалентному сопротивлению реальных сопротивлений изоляции нагрузок, подключенных к шинам электропитания КО 1. Шина 2 соединена с входами первого 5, второго 12 и третьего 13 ключей, и первым входом АЦП 6, второй вход которого подключен к информационному выходу датчика тока 11. Выход датчика тока 11 соединен с выходом первого ключа 5, а вход - с первым выходом ЦАП 9, второй выход которого подключен к шине корпуса 3. Вход блока 7 соединен с выходом АЦП 6, второй вход - с шиной Пуск 17, а первый выход блока 7 подключен со входом ЦАП 9. Второй выход блока 7 соединен с входом регистратора 8 и с входом регистра управления ключами 10, первый выход которого подключен к входу управления первого ключа 5, второй подключен к управляющим входам второго 12 и пятого 15 ключей, а третий - к управляющим входам третьего 13 и четвертого 14 ключей. Выходы третьего 13 и четвертого 14 ключей соединены между собой, выходы второго 12 и пятого 15 ключей подключены к выходам блока 16, а входы ключей 14 и 15 соединены со второй шиной 4 КО 1.

Работает устройство по алгоритму, приведенному на фигуре 3, реализующему предложенный способ. В исходном состоянии входы устройства подключены к шинам питания и корпуса контролируемого объекта, эквивалентная схема которого приведена на фиг. 1а). (Величины R0 и С0 могут изменяться в широких диапазонах и существенно влиять на результаты контроля при измерениях по известным способам.) По команде «Пуск» замыкаются ключи 5, 13 и 14, тем самым объединяются шины фидера между собой, и между корпусом 3 и шинами 2, 4 подключается через датчик тока 11 формирователь тестового сигнала ЦАП 9, задающего уровень тестового сигнала. Эквивалентная схема приведена на фиг 1б). Блок 7 заносит в ЦАП 9 величину тестового сигнала, а АЦП 6 преобразует в цифровую форму значения физических величин тестового сигнала Е0 и сигнала датчика Iк0, которые передает в блок 7. Блок 7 вычисляет значение эквивалентного сопротивления Rэ по формуле Rэ=Eо/Iко и сравнивает Rэ с допустимыми значениями изоляции по каждой из шин (см. фиг. 3) Rд1 и Rд2. По результатам сравнения блок 7 либо завершает цикл измерения, записав в регистратор 8 результат контроля, либо меняет конфигурацию схемы путем подачи через регистр 10 команды размыкания ключей 13 и 14 и замыкания ключей 12 и 15 (см. фиг. 1в)). Между шинами электропитания 2 и 4 оказывается приложен тестовый сигнал Е (это, например, напряжение существенно меньше напряжения питания, до 1В, и поэтому потребление от него будет минимальным). В ЦАП 9 блок 7 заносит значение тестового сигнала Uк, которое подается через датчик тока 11 между корпусом 3 и первой шиной 2 (в нашем случае между корпусом 3 и шиной 2, а можно подать тестовый сигнал между корпусом 3 и шиной 4).

АЦП 6 преобразует в цифровую форму значения физических величин тестового сигнала Uк и сигнала датчика Iк, которые передает в блок 7. Блок 7 вычисляет значение эквивалентного сопротивления R1 по формуле:

R1=Е/((Iк+(Е-Uк/Rэ)). Причем, если выбрать Uк таким, чтобы он был равен Е, то формула упрощается до R1=Uк/Iк);

Блок 7 проверяет выполнение условий

Rд1<R1<Rд2*Rэ/(Rд2-Rэ)

(или Rд2<R2<Rд1*Rэ/(Rд1-Rэ), если будет подан тестовый сигнал между корпусом 3 и шиной 4, и измерено сопротивление изоляции R2).

По результатам сравнения блок 7 завершает очередной цикл процедуры контроля, записав в регистратор 8 результат контроля, и переходит к следующему циклу, если текущее время контроля Т меньше заданного времени выполнения контроля Тк.

Фиг. 4 иллюстрирует, где находится зона значений Rэ, при которых значения сопротивлений изоляции обеих шин будет выше допустимых значений Rд1 и Rд2

Возможность осуществления изобретения подтверждается тем, что авторами было проведено моделирование процессов контроля и уже разработан и опробован макет устройства, реализующего этот способ.

Таким образом, предлагаемый способ контроля электрического сопротивления изоляции шин питания относительно корпуса обеспечивает контроль с минимальными энергозатратами, с высоким быстродействием и высокой точностью.

Способ контроля электрического сопротивления изоляции шин электропитания относительно корпуса путем подключения между корпусом и контролируемой шиной тестового сигнала, измерения сигнала реакции на это воздействие и сравнения результата с допустимым, отличающийся тем, что на первом этапе замыкают шины фидера перемычкой, подают между корпусом и шинами тестовый сигнал высокого уровня, достаточный для исключения влияния помех, измеряют реакцию на тестовое воздействие и вычисляют значение параллельного соединения сопротивлений изоляции шин относительно корпуса, которое сравнивают с допустимым, а на втором этапе между шинами фидера подключают первый источник низкого уровня сигнала, обеспечивающий ускоренный заряд емкостей при малом сопротивлении нагрузки и установление небольшой разности потенциалов между шинами, безопасной для блоков, представляющих нагрузку фидера, а между одной из шин и корпусом подключают другой источник, выходной сигнал которого может быть равен первому или отличаться от него; по величине реакции на воздействие второго источника вычисляют значение сопротивления изоляции одной шины относительно корпуса и проверяют выполнение условий
Rд1<R1<Rд2*Rэ/(Rд2-Rэ) или
Rд2<R2<Rд1*Rэ/(Rд1-Rэ),
где R1 и R2 - сопротивление изоляции шин электропитания относительно корпуса, соответственно;
Rд1 и Rд2 - минимально-допустимое сопротивление изоляции шин электропитания относительно корпуса, соответственно;
Rэ - эквивалентное сопротивление параллельно соединенных R1 и R2,
и на основании результатов проверки которых делают вывод о качестве изоляции шин.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроизмерительной технике и предназначено для измерения сопротивления изоляции электрических сетей переменного тока, находящихся под напряжением и изолированных от земли.

Изобретение относится к области электротехники. Устройство содержит резистор, соединенный с нейтралью одним выводом, резистивный датчик тока, источник стабилизированного напряжения постоянного тока, шунтирующий конденсатор C1, RC-фильтр на 50 Гц, блок гальванической развязки, электронный делитель напряжения, дифференциальный усилитель, блок питания и блоки индикации и сигнализации.

Изобретение относится к области электротехники. Устройство состоит из источника измерительного стабилизированного напряжения постоянного тока, фильтра RC, состоящего из последовательно соединенных резистора и конденсатора, одного диод, шунтирующего конденсатор С1, блока гальванической развязки, усилителя напряжения сигнала с регулируемым коэффициентом усиления, блока питания, электронного делителя напряжения, блока индикации и блока сигнализации.

Изобретение относится к технике электрических измерений. Устройство содержит источник испытательного напряжения (ИИН), эталонный резистор (ЭР), зарядный ключ (ЗК), испытуемый объект (ИО), разрядный ключ (РК), разрядный резистор (РР), выходные выводы, к которым подключают ИО, двухканальный цифровой измеритель с запоминающим устройством с двумя информационными (ЦИ) и двумя управляющими входами, устройство отображения информации (УОИ), генератор тактовых импульсов (ГТИ) и блок управления (БУ) с выходами «Пуск» и «Установка нуля».

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для измерения емкости между фазами и корпусом (или землей) в любых трехфазных электросетях, например в судовых.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к релейной защите синхронных генераторов, и может быть использовано на электрических станциях для защиты синхронных генераторов от замыкания обмотки возбуждения на землю в одной точке, а также для контроля сопротивления изоляции.

Способ измерения сопротивления изоляции цепей постоянного тока, находящихся под рабочим напряжением, и устройство для его осуществления относятся к электроизмерительной технике и предназначены для использования преимущественно в автоматизированных системах контроля, диагностики и управления технологическими процессами.

Изобретение относится к электроизмерительной технике, в частности к автоматизированным системам контроля, и применяется при контроле сопротивления изоляции электрических цепей постоянного тока относительно корпуса.

Группа изобретений относится к электроизмерительной технике и предназначена для использования в автоматизированных системах контроля, диагностики и управления технологическими процессами.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике транспортных средств с электрической тягой, а именно к микропроцессорным системам управления и диагностики тепловозов.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании устройств контроля изоляции сетей постоянного оперативного тока. В сети постоянного тока периодически осуществляют тестовое воздействие путем подключения к полюсам высокоточного резистора, при этом измеряют величины напряжений на полюсах и дифференциальные токи присоединений сети до и после каждого тестового воздействия. Величина сопротивления резистора регулируется исходя из условия, чтобы после его подключения напряжения полюсов относительно земли входили в диапазон допустимых значений, а ток утечки на землю через резистор не превышал установленного допустимого значения. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей и повышении точности измерения сопротивления изоляции, а также в повышении универсальности. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании и применении устройств и систем измерения сопротивлений изоляции в сетях постоянного тока с изолированной нейтралью, находящихся под напряжением. Технический результат: повышение точности измерений сопротивления изоляции сети постоянного тока. Сущность: измеряют напряжение между «землей» и полюсами источника постоянного тока. Для чего сначала подключают резистивный элемент к одному из полюсов, а затем к другому, выравнивают напряжения на полюсах параллельным подключением к источнику постоянного тока двух последовательно соединенных одинаковых резисторов, общая точка которых через третий резистор соединена с «землей». При этом резистивные элементы подключают поочередно параллельно первому и второму резисторам, измеряют напряжение на третьем резисторе после подключения одного и другого резистивных элементов. Далее определяют сопротивление изоляции всей сети, а затем для каждого из полюсов. 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании устройств контроля и измерения сопротивления изоляции сетей переменного тока с изолированной нейтралью. Технический результат: расширение функциональных возможностей за счет измерения сопротивлений изоляции присоединений, уменьшение величины перекоса напряжений между фазами и «землей», возникающих при определении сопротивления изоляции сети и сопротивления изоляции присоединений. Сущность: измеряют средние значения напряжения между положительным и отрицательным полюсами трехфазного выпрямительного моста, собранного на полупроводниковых диодах по схеме Ларионова и подключенного к фазам сети переменного тока, а также между положительным и отрицательным полюсами трехфазного выпрямительного моста и «землей». При этом производят выравнивание напряжений на фазах сети путем включения параллельно полюсам трехфазного выпрямительного моста двух последовательно соединенных первого и второго резисторов, общая точка которых соединена с «землей». Измеряют среднее значение тока через провод, соединяющий общую точку первого и второго резисторов с «землей», измеряют средние значения дифференциальных токов, протекающих по присоединениям сети, с помощью датчиков дифференциальных токов для измерений средних значений токов, после подключения сначала к одному из полюсов трехфазного выпрямительного моста третьего резистора, один из выводов которого подсоединен к общей точке первого и второго резисторов, а потом к другому полюсу трехфазного выпрямительного моста четвертого резистора, один из выводов которого подсоединен к общей точке первого и второго резисторов. Значения сопротивлений изоляции всей сети в целом и сопротивления изоляции присоединений определяют из соответствующих выражений. 11 ил.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля сопротивления изоляции многофазных разветвленных сетей переменного тока с изолированной нейтралью, находящихся под напряжением. Техническим результатом является осуществление избирательного контроля утечки или замыкания фазы на землю в разветвленной системе электроснабжения с изолированной нейтралью, выявление элемента с поврежденной изоляцией до появления аварийного режима. Устройство контроля изоляции сети электроснабжения с изолированной нейтралью содержит высоковольтные провода подключения, контактор измерительной цепи, контактор заземления. Параллельно контактам контактора заземления подключен диодный мост с модулятором поискового тока. При этом обеспечивается возможность подключения фазы сети электроснабжения через коммутационный переключатель, токоограничивающий конденсатор, контакт контактора измерительной цепи и контакт контактора заземления к контуру заземления. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к электроизмерительной технике, в частности к автоматизированным системам контроля, и применяется для контроля сопротивления изоляции шин питания гальванически развязанных источников постоянного тока относительно корпуса и между собой. Техническим результатом изобретения является повышение достоверности определения значений сопротивления изоляции относительно корпуса, а также возможность контроля изоляции шин нескольких гальванически развязанных источников постоянного тока как относительно корпуса, так и между собой как в выключенном, так и во включенном состоянии. Способ измерения сопротивления изоляции в цепях постоянного тока основан на подключении к полюсам цепи постоянного тока цепи резисторов, состоящей из двух последовательно соединенных резисторов с одинаковой величиной сопротивления. В место соединения резисторов включается измерительная цепь из последовательно включенных источника измерительного напряжения и измерителя тока. Далее определяется эквивалентное сопротивление цепи резисторов. В измерительную цепь включают источник измерительного напряжения с одним значением напряжения, величина которого может быть равна нулю, затем с другим, отличным от нуля. Определяют значения измерительных токов для двух значений измерительных напряжений, вычисляют алгебраическую разность измерительных напряжений, делят ее на алгебраическую разность измеренных токов и из результата деления, взятого по модулю, вычитают значение эквивалентного сопротивления. Для измерения сопротивления изоляции между двумя гальванически развязанными источниками постоянного тока подключают между местами соединения двух цепочек резисторов с одинаковыми величинами сопротивлений, включенных между полюсами соответствующих источников постоянного тока, при этом вычитаемое эквивалентное сопротивление равно номинальному значению сопротивлений резисторов цепочек. Способ измерения сопротивления изоляции реализуется в устройстве, которое содержит цепочку из одинаковых резисторов, включенных последовательно, подключаемую к полюсам источника постоянного тока для измерения его сопротивления изоляции относительно корпуса, измерительную цепь, состоящую из последовательно включенных источника измерительного напряжения и датчика тока, а также коммутатора измерительного напряжения, имеющего вход управления, контроллера с аналоговым входом, подключенным к датчику тока, и выходом контроллера, имеющим электрическую связь с входом управления коммутатора измерительного напряжения. Дополнительно введены два коммутатора, каждый из которых имеет n+1 вход, один выход и вход управления, резистор, подключенный между n+1 входом первого коммутатора и n+1 входом второго коммутатора, устройство последовательного интерфейса. Кроме этого, введены n-1 дополнительных цепочек последовательно соединенных резисторов, измерительная цепь подключена между выходами введенных коммутаторов, а коммутатор измерительного напряжения своим выходом подключен параллельно источнику измерительного напряжения. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к электроизмерительной технике, в частности к автоматизированным системам контроля, и применяется при контроле сопротивления изоляции электрических цепей электро- и радиотехнических изделий, отключенных от источника питания. На первом этапе при закороченных шинах между корпусом и шинами устанавливают тестовый сигнал, существенно превосходящий уровень помех, что позволяет проводить измерения параллельно соединенных сопротивлений изоляции обеих шин с высокой точностью. На втором этапе подключают первый источник низкого уровня между шинами электропитания, который обеспечивает быстрый заряд емкости нагрузки и нейтрализацию влияния активного сопротивления нагрузки на результаты измерений. При этом малый уровень сигнала исключает повреждение потребителей энергии по цепям питания. А второй источник сигнала подключают между корпусом и одной из шин, что обеспечивает высокую точность измерений сопротивления утечки. Технический результат заключается в возможности проведения контроля с минимальными энергетическими затратами, с высоким быстродействием и с минимальным влиянием помех. 4 ил.

Наверх