Способ определения допускаемого внутреннего давления для участка линейной части магистрального трубопровода со стресс-коррозионной трещиной

Изобретение предназначено для определения степени опасности дефектов, выявленных при диагностическом обследовании, а также для определения внутреннего рабочего давления, при котором возможна дальнейшая эксплуатация дефектных участков линейной части. Технический результат - повышение точности определения уровня допускаемого внутреннего давления для участков линейной части магистрального трубопровода со стресс-коррозионной трещиной.

Способ определения допускаемого внутреннего давления для участка линейной части магистрального трубопровода со стресс-коррозионной трещиной, заключающийся в том, что проводят сравнение текущего рабочего давления в данном участке магистрального трубопровода с допускаемым внутренним давлением, которое рассчитывают по математической зависимости:

8 ил., 2 табл.

 

Изобретение относится к области эксплуатации систем трубопроводного транспорта и предназначено для определения степени опасности дефектов, выявленных при диагностическом обследовании, а также для определения внутреннего рабочего давления, при котором возможна дальнейшая эксплуатация дефектных участков линейной части. Способ может быть использован в нефтяной и газовой отраслях.

Известен способ (Modified B31G), [ASME B31G-2009. Manual for Determining the Remaining Strength of Corroded Pipelines. New York.: ASME, 2009], в соответствии с которым допускаемое давление вычисляется по формуле:

где δ - толщина стенки трубы, мм;

D - наружный диаметр трубы, мм;

- напряжение пластического течения материала трубы, МПа;

σ0.2 - предел текучести, МПа;

σв - предел прочности при растяжении, МПа;

SF - коэффициент надежности;

h - максимальная глубина трещины, мм;

М - коэффициент Фолиаса.

Если z≤50, то коэффициент Фолиаса определяется по формуле:

где ; L - длина трещины, мм.

Если z>50, то коэффициент Фолиаса определяется выражением:

Данный способ не обладает достаточной точностью и не учитывает переход материала в зоне с поверхностным дефектом из зоны упругих деформаций в зону пластического деформирования.

Известен способ, принятый авторами в качестве прототипа (СТО Газпром 2-2.3-173-2007. Инструкция по комплексному обследованию и диагностике магистральных газопроводов, подверженных коррозионному растрескиванию под напряжением. - М.: ВНИИГАЗ, 2008 - 29 с.), в соответствии с которым допускаемое внутреннее давление определяется по формуле:

где Рр - рабочее давление, МПа;

- фактический коэффициент запаса прочности по критическому напряжению;

nн - нормативный коэффициент запаса прочности по наибольшему давлению.

где Ркр - критическое давление, МПа;

σкр - критическое напряжение, МПа;

D - наружный диаметр трубы, мм;

δ - толщина стенки трубы, мм.

где - эмпирическая зависимость, дающая консервативную оценку значения ударной вязкости, ; - полный эллиптический интеграл второго рода;

h - максимальная глубина трещины, мм;

L - длина трещины, мм;

- поправочная функция, зависящая от параметров трещины: ; ; ;

σв - предел прочности материала, МПа;

- поправочный коэффициент;

- площадь трещины в плоскости осевого сечения стенки трубы, мм2;

A0=Lδ - первоначальная площадь осевого сечения стенки трубы в плоскости трещины, мм2;

- коэффициент, учитывающий геометрические параметры трещины и трубы.

где Р0.2 - давление, соответствующее возникновению в стенке трубы кольцевых напряжений, равных нормативному пределу текучести σ0.2 материала трубы, МПа.

Рассмотренный способ обладает недостаточной точностью определения допускаемого давления и не способен учесть недопустимые микропластические деформации в зоне с поверхностным дефектом, которые способствуют дальнейшему росту трещины и накоплению микроповреждений, приводящих к разрушению конструкции.

Техническим результатом заявляемого способа является повышение точности значения допускаемого внутреннего давления за счет предотвращения появления микропластической деформации в стенке поврежденных участков магистральных трубопроводов, недопущения дальнейшего роста стресс-коррозионной трещины и, как следствие, постепенного разрушения трубопровода.

Технический результат достигается тем, что измеряют геометрические параметры участка магистрального трубопровода и стресс-коррозионной трещины, выявленной в результате диагностики, учитывают коэффициент Пуассона, предел текучести, предел прочности, критические напряжения, дополнительно определяют коэффициенты концентрации кольцевых и продольных напряжений в стенке трубопровода, термические напряжения, а затем проводят сравнение текущего рабочего давления в данном участке трубопровода со стресс-коррозионной трещиной с допускаемым внутренним давлением, которое рассчитывают по математической зависимости:

где δ - толщина стенки трубы, мм;

D - наружный диаметр трубы, мм;

σt - термические напряжения, МПа;

µ - коэффициент поперечной деформации (коэффициент Пуассона);

n - коэффициент надежности по нагрузке - внутреннему рабочему давлению;

γкц - коэффициент концентрации кольцевых напряжений в стенке трубопровода;

γпр - коэффициент концентрации продольных напряжений в стенке трубопровода;

[σ] - допускаемое напряжение, МПа, определяемое из условия: ;

R2 - расчетные допускаемые напряжения при одноосном растяжении, МПа;

σкр - критические напряжения, МПа;

.

Преимущества заявленного способа достигаются тем, что, во-первых, учитывают концентрации напряжений для кольцевой и продольной составляющих; во-вторых, дополнительно вводят условие при выборе допускаемых напряжений, что обеспечивает корректность прочностного расчета, особенно в тех случаях, когда в стенке магистрального трубопровода имеются стресс-коррозионные трещины с относительно большой глубиной; в-третьих, учитывают термические напряжения, возникающие в стенке магистрального трубопровода, в-четвертых, результаты, полученные при использовании данного способа хорошо согласуются с результатами численного моделирования методом конечных элементов, выполненным в CAE-системе Ansys, что позволяет применять его на практике.

Предлагаемый способ реализуется следующим образом. Проводят неразрушающий контроль. Измеряют геометрические параметры участка магистрального трубопровода: наружный диаметр D, толщину стенки δ и характерные размеры стресс-коррозионной трещины: длину профиля стресс-коррозионной трещины (расстояние между наиболее удаленными точками стресс-коррозионной трещины вдоль оси участка магистрального трубопровода), ширину профиля стресс-коррозионной трещины w, максимальную глубину стресс-коррозионной трещины h. Как измеряют эти параметры показано на Фиг. 1.

В соответствии с нормативно-технической документацией (ГОСТ, ТУ) или сертификатами качества на данный участок магистрального трубопровода выбирают значения предела прочности σв, предела текучести σ0.2, ударной вязкости KCU, модуля упругости (модуля Юнга) Е, коэффициента поперечной деформации (коэффициента Пуассона) µ, коэффициента линейного расширения металла трубы α.

После предварительного вычисления промежуточных параметров

рассчитывают концентраторы кольцевых γкц и продольных γпр механических напряжений:

Согласно рекомендациям СНиП 2.05.06-85∗. Строительные нормы. Магистральные трубопроводы. - М.: Миннефтегазстрой, 1986 - 96 с. определяют расчетные допускаемые напряжения при одноосном растяжении R2 и выбирают значения коэффициента надежности по нагрузке - внутреннему рабочему давлению n, указанные в таблице 13.

Используя справочную информацию, например Сергеев М.А. Расчет сезонного промерзания грунтов на основе данных скважинной термометрии. - М.: Недра, 1973., находят температуру грунта на глубине залегания трубопровода t1, за температуру транспортируемого продукта в трубопроводе t2 принимают: для нефтепродуктов - температуру на выходе с нефтеперекачивающей станции, для природного газа - температуру после аппарата воздушного охлаждения на выходе с компрессорной станции. После чего производят расчет термических напряжений:

σt=αE(t2-t1).

В соответствии с СТО Газпром 2-2.3-173-2007 «Инструкция по комплексному обследованию и диагностике магистральных газопроводов, подверженных коррозионному растрескиванию под напряжением» вычисляют критические напряжения σкр.

Из полученных значений R2 и σкр выбирают меньшее и подставляют в формулу для расчета допускаемого внутреннего давления:

Пример практической реализации предлагаемого способа рассмотрен для участка магистрального газопровода диаметром D=1420 мм из стали 10Г2Ф с характеристиками: предел прочности σв=600 МПа, предел текучести σ0.2=450 МПа, ударная вязкость KCU=88 Дж/см2, модуль упругости Е=20,6·104 МПа, коэффициента Пуассона µ=0,3, коэффициент линейного расширения металла трубы .

В табл. 1 приведены результаты расчета, а также результаты численного моделирования методом конечных элементов, выполненных в программном комплексе Ansys Mechanical. Расчетные значения, практически, совпадают с результатами моделирования, наибольшее расхождение не превышает 5%.

На Фиг. 2 представлена эпюра механических напряжений, возникающих при воздействии допускаемого внутреннего давления, вычисленного по заявленному способу, для поврежденного участка трубопровода, в стенке которого имеется стресс-коррозионная трещина с параметрами: длина 430 мм, ширина 190 мм, максимальная глубина 6,5 мм.

Был проведен статистический анализ точности полученных значений допускаемого внутреннего давления по методу СТО Газпром 2-2.3-173-2007, B31G Modified и заявленному способу.

В табл. 2 представлена информация по относительным и абсолютным погрешностям рассматриваемых методов.

Представлены гистограммы и графики плотности распределения вероятностей относительных погрешностей результатов расчета по методу, изложенному в СТО Газпром 2-2.3-173-2007 (Фиг. 3), по методу B31G Modified (Фиг. 4) и по заявленному способу (Фиг. 5).

Приведены результаты проверки на нормальность распределения выборок с использованием критерия согласия Колмогорова-Смирнова для метода, изложенного в СТО Газпром 2-2.3-173-2007 (Фиг. 6), метода B31G Modified (Фиг. 7) и для заявленного способа (Фиг. 8).

Из анализа полученных результатов следует:

1) Расчет допускаемого внутреннего давления по данной методике позволяет предотвратить появление микропластической деформации в стенке поврежденных участков магистральных трубопроводов и не допустить дальнейший рост стресс-коррозионной трещины, разрушающей трубопровод.

2) относительные погрешности определения допустимого внутреннего давления для каждого из методов подчиняются нормальному закону распределения;

3) из анализа числовых характеристик следует, что:

- выборочное среднее относительной погрешности по заявленному способу составляет - 2,53; для СТО Газпром 2-2.3-173-2007 - 19,16; для В31G Modified - 21,67;

- выборочный размах относительной погрешности по заявленному способу меньше выборочных размахов, вычисленных для СТО Газпром 2-2.3-173-2007 и B31G Modified, соответственно, в 10,48 и 9,58 раза;

- выборочное среднее квадратическое отклонение относительной погрешности по заявленному способу меньше средних квадратических отклонений, вычисленных для СТО Газпром 2-2.3-173-2007 и B31G Modified, соответственно, в 7,70 и 7,07 раза.

Результаты статистического анализа указывают на неоспоримые преимущества заявленного метода по сравнению с используемыми в настоящее время известными методиками. Применение заявленного способа позволит с достаточной точностью определять уровень допускаемого внутреннего давления для участков линейной части магистрального трубопровода со стресс-коррозионной трещиной, что окажет положительное влияние на надежность трубопроводной системы и способствует оптимизации ремонтно-восстановительных работ.

Источники информации

1. ASME B31G-2009. Manual for Determining the Remaining Strength of Corroded Pipelines. New York.: ASME, 2009.

2. СТО Газпром 2-2.3-173-2007. Инструкция по комплексному обследованию и диагностике магистральных газопроводов, подверженных коррозионному растрескиванию под напряжением. - М.: ВНИИГАЗ, 2008 - 29 с. (прототип).

3. СНиП 2.05.06-85∗. Строительные нормы. Магистральные трубопроводы. - М.: Миннефтегазстрой, 1986 - 96 с.

4. Аладинский В.В., Гаспарянц Р.С. Прочность и долговечность труб с механическими повреждениями типа риска // Нефтегазовое дело, 2007 - 14 с.

5. Патент №2240469 Российская Федерация, RU 2240469 С1. Способ аналитической диагностики разрушающего давления трубопроводов с поверхностными дефектами / Кисилев В.К., Столов В.П. (РФ) - №2003105538/06; заявлено 25.02.2003; опубл. 20.11.2004 - 8 с.

6. Сергеев М.А. Расчет сезонного промерзания грунтов на основе данных скважинной термометрии. - М.: Недра, 1973.

Способ определения допускаемого внутреннего давления для участка линейной части магистрального трубопровода со стресс-коррозионной трещиной, заключающийся в том, что измеряют геометрические параметры участка магистрального трубопровода и стресс-коррозионной трещины, выявленной в результате диагностики, учитывают коэффициент Пуассона, предел текучести, предел прочности, критические напряжения, отличающийся тем, что дополнительно определяют коэффициенты концентрации кольцевых и продольных напряжений в стенке участка магистрального трубопровода со стресс-коррозионной трещиной, термические напряжения, а затем проводят сравнение текущего рабочего давления в данном участке магистрального трубопровода с допускаемым внутренним давлением, которое рассчитывают по математической зависимости:
,
где δ - толщина стенки трубы, мм;
D - наружный диаметр трубы, мм;
σt - термические напряжения, МПа;
µ - коэффициент поперечной деформации (коэффициент Пуассона);
n - коэффициент надежности по нагрузке - внутреннему рабочему давлению;
γкц - коэффициент концентрации кольцевых напряжений в стенке трубопровода;
γпр - коэффициент концентрации продольных напряжений в стенке трубопровода;
[σ] - допускаемое напряжение, МПа, определяемое из условия: [σ]=min{R2; σкр};
R2 - расчетные допускаемые напряжения при одноосном растяжении, МПа;
σкр - критические напряжения, МПа;
ξ=(μγпр)2+(γкц)2-μγкцγпр.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубам с внутренним защитным покрытием и предназначено для строительства из них трубопроводов для транспортирования агрессивных сред. В трубе с внутренним защитным покрытием и втулками из коррозионно-стойкой стали последние перекрывают часть внутреннего защитного покрытия трубы и закреплены внутри концов трубы путем их раздачи или обжима концов трубы.

Изобретение относится к канализационной системе и может быть использовано для диагностики технического состояния бетонного трубопровода. Мобильный комплекс включает транспортное средство, в котором размещены портативный компьютер, связанный с ним блок обработки и управления, датчики технического состояния, в качестве которых применены газоанализаторы.

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту. Длинномерный трубопровод содержит внешнюю трубу, эластичную внутреннюю трубу и межтрубное пространство между внешней трубой и внутренней трубой.
Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к способам защиты от заохривания горизонтального дренажа. Способ заключается в том, что одновременно с подачей выхлопных газов в полость дрены подают мелкодисперсный порошок торфяной золы сухого удаления.

Изобретение относится к способу защиты от коррозии сварного соединения труб с внутренним покрытием при строительстве трубопровода. В способе защиты от коррозии сварного соединения труб с внутренним покрытием включает удаление внутреннего покрытия внутри концов труб, нанесение герметика и установку втулки подкладной между концами труб и соединение труб сваркой.
Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и может быть использовано для снижения температуры застывания парафинистых нефтей при их транспортировке и хранении.

Изобретение относится к ремонту магистральных трубопроводов без остановки транспорта газа, в частности к ремонту участков трубопроводов, расположенных в вогнутых складках рельефа местности (овраги, балки), где выявлено несоответствие профиля сваренной нитки трубопровода продольному профилю дна траншеи и наличие поперечно ориентированных дефектов.
Изобретение относится к материалам защиты от подземной и атмосферной коррозии наружной поверхности магистральных трубопроводов, труб и трубных систем, в частности к полимерсодержащим композициям, предназначенным для использования в качестве грунтовочных покрытий в конструкции с изоляционным ленточным и другим материалом.

Изобретение относится к строительству подземных магистральных трубопроводов из стальных труб с антикоррозионным покрытием заводского нанесения и может быть использовано для предупреждения сдвига и отслаивания покрытия при проведении сварочно-монтажных работ.
Изобретение относится к сельскому хозяйству. .

Изобретение относится к изготовлению труб с внутренним защитным покрытием и использованию при строительстве из них трубопроводов для транспортирования агрессивных сред. Изобретение повышает надежность защиты от коррозии околошовной зоны соединений труб в трубопроводе. В трубе с внутренним защитным покрытием, включающей трубу, внутреннее защитное покрытие, обечайки из коррозионностойкой стали, которыми герметично перекрыты концы внутреннего защитного покрытия и фаски под сварку, между концами трубы и обечаек из коррозионностойкой стали установлены кольца из коррозионностойкой стали. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области сельского хозяйства и может быть применено для искусственного орошения полей. Дождевальная машина содержит подвижный водопроводящий трубопровод с подключенными к нему разбрызгивателями. По меньшей мере часть трубопровода выполнена из базальтопласта. В другом варианте дождевальной машины водопроводящий трубопровод с разбрызгивателями установлен на опорных тележках с колесами. По меньшей мере часть секций трубопровода выполнена из базальтопласта. В другом варианте дождевальная машина содержит водопроводящий трубопровод с разбрызгивателями. Трубопровод установлен на опорных тележках с колесами и снабжен системой поддержки. Система поддержки выполнена в виде ферм. По меньшей мере часть секций трубопровода и элементов ферм выполнены из базальтопласта. В другом варианте выполнения дождевальная машина содержит водопроводящий трубопровод с разбрызгивателями. Трубопровод установлен на опорных тележках с колесами и снабжен системой тросовой поддержки. Система поддержки включает тросовые опоры и поперечины. По меньшей мере часть секций трубопровода, поперечин, тросовых опор и тросов выполнены из базальтопласта. В другом варианте выполнения дождевальная машина содержит водопроводящий трубопровод с разбрызгивателями. Трубопровод установлен на опорных тележках. Тележки выполнены в виде рамы из профильных элементов с колесами. По меньшей мере часть секций трубопровода и профильных элементов рамы выполнены из базальтопласта. В другом варианте выполнения дождевальная машина содержит водопроводящий трубопровод с разбрызгивателями. Трубопровод установлен на опорных тележках. Тележки выполнены в виде рамы из профильных элементов с колесами. Трубопровод снабжен системой тросовой поддержки. Система поддержки включает тросовые опоры и поперечины. Секции трубопровода с поперечинами, профильные элементы рамы, тросовые опоры и тросы выполнены из базальтопласта. 6 н. и 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для определения технического состояния изоляционного покрытия подземного трубопровода. На контролируемом участке трубопровода, ограниченном точками дренажа двух соседних действующих станций катодной защиты (СКЗ), определяют естественную разность потенциалов «труба - земля», измеряют смещение потенциала трубопровода, определяют силы тока СКЗ, требуемые для такого смещения потенциала. Затем рассчитывают переходное сопротивление покрытия, по которому судят о техническом состоянии изоляционного покрытия. Значение силы тока на контролируемом участке, требуемое для смещения потенциала, определяют как сумму значений сил токов в соответствующем плече СКЗ, действующих на данный участок. Силы тока в соответствующем плече СКЗ определяют исходя из измеренных в двух или более точках участка трубопровода на каждом плече защиты значений плотности поляризующего тока на текущих режимах работы СКЗ, при отключенных на период измерения смежных СКЗ. Технический результат: расширение арсенала дистанционных способов определения технического состояния изоляционного покрытия подземного трубопровода при сохранении необходимой точности и достоверности. 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к сополимерам на основе изопренола. Сополимеры на основе изопренола включают: (a) от 5 до 40 мас.% изопренола, (b) от 5 до 93 мас.% по меньшей мере одной моноэтиленненасыщенной монокарбоновой кислоты с 3-8 атомами углерода, выбранной из акриловой кислоты и метакриловой кислоты, ее ангидрида или ее соли, и (c) от 2 до 90 мас.% одного или нескольких содержащих сульфокислотные группы мономеров, выбранных из 2-акриламидо-2-метил-пропансульфокислоты и аллилсульфокислоты, сополимеры получены путем полимеризации мономеров (а), (b) и (с) в присутствии редоксхимического инициатора и регулятора при температуре от 10 до 80°С, причем редоксхимический инициатор содержит пероксид водорода, соль железа и в качестве восстановителя гидроксиметансульфинат натрия или натрий-2-гидрокси-2-сульфинатоуксусную кислоту. Заявлен также способ получения и разные применения сополимеров. Технический результат – достижение высокого процента ингибирования образования отложений в водопроводящих системах. 4 н. и 5 з.п. ф-лы, 1 табл., 11 пр.

Изобретение относится к области защиты подземных металлических сооружений, например трубопроводов, от коррозии, а именно к устройству элементов станции катодной защиты. Устройство для установки электрода сравнения длительного действия с датчиком потенциала содержит вертикально ориентированную полую трубу со скошенным нижним краем, крышку, расположенную на верхнем конце трубы, и прикрепленный к крышке и размещенный внутри трубы держатель, выполненный с возможностью размещения на его конце электрода сравнения с датчиком потенциала. Держатель может быть выполнен в виде шнура, или стержня, или штанги из полимерных материалов, устойчивых к воздействию разрушающих факторов. Труба выполнена из полимерных диэлектрических материалов, устойчивых к воздействию разрушающих факторов. Крышка может быть закреплена на верхнем конце трубы подвижным соединением. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при диагностике действующих магистральных газопроводов, прогнозировании местоположения и уровня опасности участков магистральных газопроводов, подверженных коррозионному растрескиванию под напряжением (КРН). Способ выявления участков газопровода, предрасположенных к КРН, включает измерение его характеристических параметров на дискретных участках и определение параметра уровня риска КРН. В качестве характеристических параметров используют величину механических напряжений металла труб, рН грунта, величину защитного потенциала, срок эксплуатации, периодическое увлажнение и качество изоляции. Определяют параметр уровень риска КРН для каждой точки анализируемого участка и определяют координаты опасных точек, значения уровня риска в которых выше порогового. Рассчитывается интегральный показатель уровня риска для участка и ранг опасности КРН рассматриваемого участка, связывающий интегральный показатель риска с временем эксплуатации газопровода. Технический результат заключается в обеспечении возможности прогнозирующего мониторинга технического состояния газопровода, приводящего к снижению аварийности магистральных газопроводов, а также в оптимизации его эксплуатации и ремонтных работ.

Группа изобретений относится к строительству подводных трубопроводов. Трубопровод собран из одной или более труб известным способом. Вокруг трубы размещают одно или более предварительно отформованных термоусаживающихся металлических колец (12). После усадки колец одно или более электрических соединений (14) прикрепляют к упомянутому одному или каждому металлическому кольцу для обеспечения протекания электрического тока между трубопроводом и одним или более расходуемыми анодами. Вокруг трубопровода наносят покрытие и наматывают трубопровод на барабан. Доставленный к морской монтажной площадке на трубоукладочном судне трубопровод разматывают, к электрическим соединителям подсоединяют по меньшей мере один расходуемый анод и укладывают трубопровод под водой. Таким образом обеспечивается катодная защита трубопровода без необходимости сварки металлического кольца на трубопроводе. Упомянутое кольцо является более податливым к любому воздействию на трубу, в частности сгибанию, по сравнению с муфтами или другими типами длинных секций. 4 н. и 13 з.п. ф-лы, 3 ил.

Способ предотвращения коррозионного растрескивания под напряжением (КРН) в подземных трубопроводах относится к трубопроводному транспорту и может быть использован при строительстве новых и реконструкции действующих подземных трубопроводов. Способ заключается в том, что трубопровод размещают на 0,2 м выше или ниже горизонта грунтовых вод, считая соответственно от нижней или верхней образующей трубопровода, производят маркировку положения продольных сварных швов (ПСШ) на наружной поверхности применяемых для строительства или ремонта трубопровода прямошовных труб, указанную маркировку учитывают в процессе монтажа труб, ПСШ ориентируют таким образом, чтобы на уложенном в проектное положение трубопроводе ПСШ имели угловую ориентацию в диапазонах от 1,5 до 2,5 часов либо от 9,5 до 10,5 часов, при этом диапазоны, в которых лежит угловая ориентация ПСШ смежных труб, не должны совпадать. Технический результат заключается в снижении предрасположенности трубопровода к развитию КРН. 2 ил.

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту, используемому в нефтегазовой промышленности, и может быть применена при обследовании и ремонте протяженных участков труб подземных трубопроводов со сроками эксплуатации более 25 лет, на которых обнаружены трещины, образованные в результате коррозионного растрескивания под напряжением (стресс-коррозии). Технический результат предлагаемых способов отбраковки труб направлен на расширение функциональных возможностей, заключающихся в отбраковке труб, подверженных КРН. Технический результат способа проведения ремонта труб заключается в повышении надежности и устойчивости против КРН отремонтированных участков подземных трубопроводов, а также повышении технологичности процедуры отбраковки и ремонта трубопроводов. Согласно предлагаемому решению выявляют трещины, глубина которых превышает 0,1t, где t - толщина стенки трубы. Области труб с выявленными после неразрушающего контроля трещинами, предварительно очищают от изоляции, а трещины идентифицируют на соответствие признакам КРН и подвергают дополнительному контролю, определяя их глубину. При глубине трещин КРН, не превышающей 0,1t, повреждения трубы признают незначительными, а трубу с незначительными повреждениями - подлежащей ремонту, путем финишной очистки поверхности и последующей переизоляцией в трассовых условиях с применением битумно-полимерных материалов, содержащих ингибирующую КРН композицию. 3 н.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.

Группа изобретений относится к способу наложения защитной листовой обшивки из полимерного материала на трубопровод, предпочтительно на установке для J-образной укладки трубопровода, а также к устройству для наложения защитной листовой обшивки из полимерного материала на трубопровод, рабочей станции наложения защитной листовой обшивки из полимерного материала на трубопровод. Способ включает этапы приведения каретки в движение вдоль кольцевой траектории вокруг трубопровода; экструзии и одновременной намотки защитной листовой обшивки вокруг трубопровода посредством концевой экструзионной матрицы, смонтированной на каретке. Затем сдавливают защитную листовую обшивку на трубопроводе непосредственно за концевой экструзионной матрицей по ходу движения так, что защитная листовая обшивка прилипает к трубопроводу. При этом осуществляют управление этапами приведения в движение, экструзии и сдавливания так, чтобы промежуток времени между выталкиванием поперечного профиля защитной листовой обшивки из концевой экструзионной матрицы и сдавливанием того же самого поперечного профиля защитной листовой обшивки составлял менее одной секунды. Технический результат, достигаемый при использовании группы изобретений, заключается в том, что обеспечить предотвращение деформирования мягкой защитной листовой обшивки между концевой экструзионной матрицей и зоной сдавливания. 4 н. и 28 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение предназначено для определения степени опасности дефектов, выявленных при диагностическом обследовании, а также для определения внутреннего рабочего давления, при котором возможна дальнейшая эксплуатация дефектных участков линейной части. Технический результат - повышение точности определения уровня допускаемого внутреннего давления для участков линейной части магистрального трубопровода со стресс-коррозионной трещиной.Способ определения допускаемого внутреннего давления для участка линейной части магистрального трубопровода со стресс-коррозионной трещиной, заключающийся в том, что проводят сравнение текущего рабочего давления в данном участке магистрального трубопровода с допускаемым внутренним давлением, которое рассчитывают по математической зависимости:8 ил., 2 табл.

Наверх