Щуп для определения уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а также к техническому диагностированию и обслуживанию двигателей внутреннего сгорания. Предложен щуп для определения уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания. Измерительное устройство на маслоизмерительном щупе выполнено в виде последовательно размещенных, наименьшими основаниями вверх, усеченных конусов со штрихами на их боковой поверхности, образованными концентрично их основаниям и посередине относительно верхнего и нижнего оснований каждого конуса. При этом штрихи на всех конусах обозначены цифрами. В совокупности это позволило создать щуп для определения уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания с возможностью качественного исполнения на нем шкалы для получения информации об объеме масла, который необходимо долить в картер до установленного верхнего уровня. Это создает удобство при использовании щупа и улучшает качество технического обслуживания двигателей. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к двигателестроению, а также к техническому диагностированию и обслуживанию двигателей внутреннего сгорания, в частности, к конструкции средств контроля уровня масла в картере двигателя.

Известен маслоизмерительный щуп (масломер), который предназначен для контроля уровня масла в картере двигателя. Он устанавливается в картер двигателя с возможностью контакта свободного конца щупа с маслом в поддоне картера. При этом уровень масла в картере двигателя определяют по меткам, выполненным в виде рисок на свободном конце щупа [1].

Недостатки известного устройства заключаются в следующем. Необходимость доливки масла контролируют по положению его уровня в поддоне картера относительно нижней метки на щупе. Работа двигателя с уровнем масла ниже нижней метки не допускается. Однако в практике почти не представляется возможным обнаружить тот момент, когда уровень масла в поддоне картера точно совпадает с нижней меткой на щупе. Поэтому доливку масла обычно производят раньше, чем его уровень достигнет нижней метки, но при этом не имеют информации о том, какой объем масла следует долить, чтобы его уровень соответствовал верхней метке.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является «Сборочная шкала для отображения уровня заполнения», раскрытая в описании к заявке ЕР 2330392 A1, опубликованной 08.06.11 г. [2]. Техническое решение содержит сборочную шкалу в виде линейки, которая содержит штрихи и шкалу, причем начало ее отсчета совпадает с верхней меткой, а окончание отсчета - с нижней меткой. Указанная совокупность признаков позволяет определить количественный показатель, который будет соответствовать недостающему объему жидкости в резервуаре, то есть тот объем, который требуется долить в резервуар.

Недостатком указанного устройства является то, что оно мало приспособлено для использования в качестве средства контроля уровня масла в картере двигателя. В частности, не представляется возможным качественно выполнить шкалу с соответствующими штрихами и цифрами к ним на маслоизмерительном щупе между его верней и нижней метками, поскольку расстояние между этими метками может не превышать и 10 мм, а диаметр стержня щупа - 3 мм. Если при проектировании шкалы отрезок длиной 10 мм разделить на 5 интервалов, то высота каждого интервала составит 2 мм. При таких ограничениях весьма сложно создать хорошо читаемую шкалу.

Задачей изобретения является создание щупа для определения уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания с возможностью получения информации об объеме масла, который необходимо долить в картер до установленного верхнего уровня.

Сущность изобретения заключается в следующем. Измерительное устройство на маслоизмерительном щупе выполнено в виде последовательно размещенных, наименьшими основаниями вверх, усеченных конусов со штрихами на их боковой поверхности, образованными концентрично их основаниям и посередине относительно верхнего и нижнего оснований каждого конуса. При этом штрихи на всех конусах обозначены цифрами, которые также нанесены на боковые поверхности конусов, а штрихи на первом и последнем конусах совпадают соответственно с началом и окончанием отсчета измерительного устройства, высота каждого конуса соответствует цене деления шкалы названного устройства. В совокупности это позволило создать щуп для определения уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания с возможностью качественного исполнения на нем шкалы для получения информации об объеме масла, который необходимо долить в картер до установленного верхнего уровня. Данный технический результат обусловлен тем, что при одной и той же цене деления (высоте цилиндра и усеченного конуса, наименьшее основание которого равно основанию этого цилиндра) площадь боковой поверхности конуса всегда больше площади боковой поверхности цилиндра, а на большей площади появляется возможность качественного нанесения элементов шкалы. В конечном итоге это создает удобство при использовании щупа по назначению и улучшает качество технического обслуживания двигателей. Кроме того, щуп дополнительно снабжен направляющим усеченным конусом, верхнее основание которого равно нижнему основанию конусов измерительного устройства и совмещено с нижним основанием последнего конуса данного устройства, а нижнее основание направляющего конуса совмещено со стержнем щупа. Это также облегчает процесс установки щупа в картер двигателя.

На чертеже изображен щуп для определения уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания, в частности показан его вид спереди.

Щуп состоит из цилиндрического стержня 3, выполненного с измерительным устройством и с возможностью установки щупа в картер двигателя. Стержень 3 жестко присоединен к установочному стакану 2, к которому таким же образом присоединено кольцо 1. Измерительное устройство выполнено в виде последовательно размещенных, наименьшими основаниями вверх, усеченных конусов 5 со штрихами 6 на их боковой поверхности, образованными концентрично их основаниям и посередине относительно верхнего и нижнего оснований каждого конуса 5. При этом штрихи 6 на всех конусах 5 обозначены цифрами, которые также нанесены на боковые поверхности конусов 5 - в разрыв штрихов 6. Штрихи 9 и 8 соответственно на первом и последнем конусах 5 совпадают соответственно с началом и окончанием отсчета измерительного устройства. Высота каждого конуса 5 соответствует цене деления шкалы этого устройства. Для удобства выполнения операции по доливке масла над конусами 5 вдоль стержня 3 произведена надпись 4 «Долить, л», где буквой «л» обозначена измеряемая величина в литрах. Кроме того, щуп дополнительно снабжен направляющим усеченным конусом 7, верхнее основание которого равно нижнему основанию конусов 5 измерительного устройства и совмещено с нижним основанием последнего конуса 5 названного устройства, а нижнее основание направляющего конуса 7 совмещено со стержнем 3 щупа. Это также облегчает процесс установки щупа в картер двигателя.

При проверке уровня масла извлекают щуп за кольцо 1 из картера двигателя (не показан). Вытирают его насухо и снова устанавливают на место. Вторично извлекают щуп и на измерительном устройстве щупа находят конус 5, на боковой поверхности которого имеется граница масла. По цифрам, указанным на этом конусе 5, определяют уровень масла в картере двигателя и соответственно объем масла, который нужно долить в картер. Если граница масла окажется на линии перехода от одного конуса 5 к другому, то принимают во внимание ту цифру, которая имеет наибольшее значение, либо находят среднее значение этих двух цифр, указанных на смежных конусах 5, и принимают его во внимание. Например, если граница масла находится на боковой поверхности предпоследнего конуса 5, то в картер доливают 2 л масла. Если в соответствии с принятой стратегией технического обслуживания в данном случае доливка масла не производится, то при следующем обслуживании оператор по информации на щупе должен будет долить в картер двигателя 2,5 л масла. Получение информации об объеме доливаемого масла позволяет более качественно и с наименьшими затратами труда выполнить соответствующую операцию, так как оператор точно знает: сколько масла нужно долить.

На основе предложенных технических решений представляется возможным создать щуп с измерительным устройством, обеспечивающим качественное определение уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания с одновременным получением информации об объеме масла, который необходимо долить в картер до установленного верхнего уровня.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ

1. Тракторы «Беларусь» МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80А, МТЗ-82А: техническое описание и инструкция по эксплуатации / Э.А. Бомберов [и др.]. - Мн.: Ураджай, 1987. - С. 34, 273.

2. Заявка EP 2330392 A1, опубл. 08.06.11 г., 14 с. - прототип.

1. Щуп для определения уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания, состоящий из цилиндрического стержня, выполненного с возможностью его установки в картер двигателя, а также с возможностью контроля уровня масла в его поддоне и для этого оснащенного измерительным устройством, содержащим штрихи со шкалой, при этом начало и окончание отсчета устройства совпадает соответственно с верхней и нижней метками, отличающийся тем, что измерительное устройство выполнено в виде последовательно размещенных, наименьшими основаниями вверх, усеченных конусов со штрихами на их боковой поверхности, образованными концентрично их основаниям и посередине относительно верхнего и нижнего оснований каждого конуса, при этом штрихи на всех конусах обозначены цифрами, которые также нанесены на боковые поверхности конусов, а штрихи на первом и последнем конусах совпадают соответственно с началом и окончанием отсчета измерительного устройства, высота каждого конуса соответствует цене деления шкалы названного устройства.

2. Щуп по п. 1, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен направляющим усеченным конусом, верхнее основание которого равно нижнему основанию конусов и совмещено с нижним основанием последнего конуса на стержне щупа, а нижнее основание направляющего конуса совмещено со стержнем щупа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контролю расхода масла в автомобильных двигателях. Устройство контроля расхода масла содержит измерительный стержень, рукоятку, на которой выполнено крепление к картеру двигателя в виде резьбового соединения, при этом измерительный стержень представляет собой полый цилиндр с отверстиями на боковой поверхности, во внутреннем объеме которого установлены датчик уровня масла и измеритель температуры, сообщающиеся с закрепленным на рукоятке электронным блоком, подсоединенным к системе зажигания автомобиля и индикатору расхода масла, находящемуся в кабине автомобиля.

Изобретение относится к устройству для замера толщины слоя нефти над водой и может быть использовано для оценки количества нефти в скважинной продукции с большой долей воды, а также для определения объема нефти на поверхности природного водоема при аварийных изливах нефти из трубопровода или резервуара.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, а именно к устройствам измерения параметров жидких сред, таких как уровень и границы раздела фаз в двухфазных средах, определения уровня подтоварной воды, и может быть использовано в различных отраслях промышленности, в частности, в резервуарных парках нефтеперерабатывающих заводов, нефтебазах, складах горюче-смазочных материалов, автозаправочных станциях, пунктах подготовки и налива нефти.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, а именно к устройствам измерения уровня и границы фаз в двухфазных средах, в частности определения уровня подтоварной воды.

Изобретение относится к области измерительных средств, а точнее к способам и приборам, позволяющим определить толщину углеводородной фазы над водой в накопителе нефтесодержащих отходов.

Изобретение относится к направляющим устройствам для указателей уровня масла, в частности оно касается направляющих устройств для указателей уровня масла, установленных в двигателе внутреннего сгорания.

Изобретение относится к измерительной технике, конкретно к технологии определения количества топлива в баке транспортного средства, для измерения израсходованного топлива за конкретную поездку, а также для проверки уровня заправки топливом бака на бензоколонках.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля остатков топлива в баках транспортных средств, для измерения израсходованного топлива за конкретную поездку, а также для проверки уровня заправки топливом бака на бензоколонках.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при проектировании, производстве и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания мобильных машин.

Изобретение относится к технологии обнаружения неисправности датчика уровня масла, используемого для определения уровня масла в поддоне картера двигателя внутреннего сгорания, 2.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при проектировании, производстве и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания мобильных машин.

Группа изобретений относится к машиностроению, а именно к способам и устройствам по выявлению нарушения целостности картера и ухудшения характеристик системы вентиляции картера. Способ для двигателя включает этап, на котором указывают, посредством электронного контроллера (48), как ухудшение характеристик системы (16) вентиляции картера, так и уровень масла в поддоне (32) картера на основании единственного общего датчика картера (63). Уровень масла в поддоне (32) картера определяют электронным контроллером (48) в зависимости от выравнивания давления в картере (28) с атмосферным давлением. При этом единственный общий датчик (63) картера представляет собой датчик давления, считывающий давление ниже уровня масла в поддоне (32) картера. Также раскрыта система двигателя. Технический результат заключается в сокращении аппаратных средств двигателя, а также снижении шумов в сигнале давления и повышение точности определения давления. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для регулирования уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания. Регулятор уровня моторного масла для двигателя внутреннего сгорания содержит бачок для хранения резервного масла, подсоединенный к бачку гибкий маслопровод, датчик уровня масла в картере двигателя, электромагнитный клапан, размещенный в месте присоединения маслопровода к бачку, также регулятор дополнительно содержит индикатор уровня масла в бачке для хранения резервного масла и электропровода, соединяющие датчик, клапан и индикатор с аккумулятором автомобиля и бортовой системой автомобиля. Изобретение обеспечивает снижение вероятности аварийных повреждений подшипников коленчатого вала и цилиндропоршневой группы двигателя. 1 ил.
Наверх