Способ развития эмоционального интеллекта ребенка

Изобретение относится к области психологии и психотерапии и может быть использовано для развития эмоционального интеллекта детей и для повышения уровня социализации детей. Определяют показатели развития эмоционального интеллекта ребенка. При определении критично низких показателей эмоционального интеллекта ребенка осуществляют развитие сенсорных систем ребенка путем воздействия на органы слуха, обоняния, вкуса, зрения и осязания, развитие мотивации к действию с использованием предоставляемых ребенку диалоговых игр, развитие общего логического и научного интеллекта ребенка с использованием развитой мотивации к действиям для решения логических и научных задач. Предоставляют ребенку квесты с использованием сказочных персонажей с мотивированием ребенка на успешное прохождение квестов в проблемной области. По достижении определенного уровня успешного прохождения квестов, проводят фиксацию успешно развитых навыков, требуемых для прохождения квестов. Способ позволяет повысить самооценку, развить у ребенка стрессоустойчивость, мелкую моторику, коммуникативные, вербальные и когнитивные навыки, а также развить познавательную способность и навык достижения целей, научить осознавать и называть свои эмоции и эмоции окружающих за счет выполнения игр и решения поставленных задач. 2 з.п. ф-лы, 1 ил., 2 пр.

 

Изобретение относится к области психологии и психотерапии и может быть использовано для развития эмоционального интеллекта детей и для повышения уровня социализации детей.

Из уровня техники известен способ развития эмоционального интеллекта по методике Д. Гоулмана (см. книгу: Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект» МИФ, 2016). По известному способу структура эмоционального интеллекта включает пять составляющих:

- идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;

- управление эмоциональными состояниями - контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными;

- способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;

- способность читать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других;

- способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их.

Однако известный способ развития эмоционального интеллекта по методике Д. Гоулмана может применяться только для взрослых тренинговых программ и не адаптирован для работы с детьми.

Известна модель эмоционального интеллекта Майера и Салоуэйя (см.: Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence. Intelligence Test (MSCEIT) User's Manual. Toronto, Canada: MHS Publishers, 2002). Майер и Сэловей выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта: точность оценки и выражения эмоций, использование эмоций в мыслительной деятельности, понимание эмоций, управление эмоциями. Человек благодаря этой модели учится управлять своими эмоциями, а также видеть мир под разными углами и более эффективно решать свои проблемы.

Однако указанная модель также разработана только для взрослых реципиентов и не может быть применена при работе с детьми.

В качестве прототипа выбрана методика развития эмоционального интеллекта у детей (см.: Brackett, М.A., Salovey, P. Emotional intelligence and social interaction/Personality and Social Psychology Bulletin, 2014). Указанная методика М. Брекетта основана на адаптации модели Майера и Сэловейя, при этом в рамках методики происходит работа только с базовыми эмоциями, такими как гнев, радость, грусть, отвращение. Однако указанная методика не позволяет работать с такими параметрами ребенка, как мотивация и самооценка, кроме того, дети при использовании данной методики не полностью вовлечены в игровой и образовательный процесс.

Задача настоящего изобретения заключается в улучшении восприятии ребенком информации и развитии его способности к осознанию эмоций как своих, так и окружающих, а также развить зрелость и эффективность эмоциональных реакций, сформировать состояние доверия к себе и к миру, повысить самооценку, улучшить социализацию.

Технический результат предлагаемого изобретения состоит в повышении самооценки, в развитии у ребенка стрессоустойчивости, мелкой моторики, коммуникативных, вербальных и когнитивных навыков, а также в развитии познавательной способности и навыка достижения целей, кроме того, ребенок учится осознавать и называть свои эмоции и эмоции окружающих.

Указанный технический результат достигается за счет того, что способ развития эмоционального интеллекта ребенка предусматривает заполнение родителем ребенка опросника для определения развития эмоционального интеллекта по таким параметрам, как осознанность, самооценка, мотивация, осознание собственного потенциала и интеллект, формирование на основе результатов опросника программы развития указанных параметров эмоционального интеллекта путем проведения развивающего обучения в игровой форме, при этом способ включает в себя этап развития осознанности, реализуемый путем проведения упражнений и игр, направленных на развитие органов чувств, а именно: слуха, обоняния, вкуса, зрения, осязания; этап развития мотивации к действию, реализуемый путем проведения игр и диалога с ребенком; этап развития интеллекта, реализуемый путем изучения научных фактов и решения логических задач; этап формирования самооценки, реализуемый путем проведения игр и упражнений с последующей фиксацией факта их успешного выполнения, и этап осознания собственного потенциала, реализуемый путем проведения игр, изготовления творческих поделок и прохождения квестов.

Предпочтительно опросник дополнительно содержит родительский блок, наличие которого позволяет охарактеризовать эмоциональную обстановку в семье и проконтролировать, по результатам прохождения программы, влияние развития параметров эмоционального интеллекта на эмоциональную обстановку в семье.

В предпочтительном варианте изобретения развивающее обучение в игровой форме проходит с участием сказочных персонажей, при этом программа развития параметров эмоционального интеллекта содержит дополнительный этап погружения, направленный на знакомство со сказочными персонажами. Участие сказочных персонажей в развивающем обучении, а также введение дополнительного этапа погружения позволяют способствовать развитию параметров эмоционального интеллекта ребенка за счет минимизации психоэмоциональных барьеров, препятствующих развитию эмоционального интеллекта.

Изобретение поясняется чертежом - на фиг. 1 показана модель развития эмоционального интеллекта.

Для полноценного и гармоничного развития ребенка очень важно уделять внимание формированию его эмоционального интеллекта. Именно благодаря эмоциональному интеллекту человек способен адекватно и в полной мере понимать чувства и настроения других людей, а также и свои собственные.

Предлагаемый способ развития эмоционального интеллекта ребенка представляет собой комплексную программу развития параметров эмоционального интеллекта (осознанность, самооценка, мотивация, осознание собственного потенциала и интеллект) путем проведения развивающего обучения в игровой форме. В предлагаемом способе развития эмоционального интеллекта ребенка основное внимание уделяется развитию сенсорных систем ребенка, осуществляемому за счет включения в программу элементов физической активности, творческих поделок и сценарных квестов.

Вышеуказанная программа развития параметров эмоционального интеллекта путем проведения развивающего обучения в игровой форме состоит из пяти этапов. При прохождении пяти этапов программы развития параметров эмоционального интеллекта ребенок учится понимать эмоции и управлять ими. Представленная на фиг. 1 модель развития эмоционального интеллекта демонстрирует пять этапов программы развития параметров эмоционального интеллекта путем проведения развивающего обучения в игровой форме, а именно:

- этап развития осознанности (условное обозначение «я чувствую»),

- этап развития мотивации (условное обозначение «я хочу»),

- этап развития интеллекта (условное обозначение «я знаю»),

- этап формирования самооценки (условное обозначение «я могу»),

- этап осознания собственного потенциала (условное обозначение «я делаю»).

Перед началом прохождения программа развития параметров эмоционального интеллекта осуществляется диагностика уровня развития эмоционального интеллекта ребенка. Для этого родителю ребенка предлагается заполнить опросник, характеризующий уровень развития эмоционального интеллекта ребенка по пяти параметрам: осознанность, самооценка, мотивация, осознание собственного потенциала и интеллект. Каждый из параметров оценивается родителем в отношении ребенка в соответствии со шкалой оценки (пятибалльная, семибалльная, девятибалльная и т.д.).

Для повышения точности оценка каждого параметра может быть представлена через декомпозицию общей оценки параметра на оценку в отдельности нескольких утверждений, характеризующих уровень развития эмоционального интеллекта ребенка по данному параметру. В таком случае, каждый параметр эмоционального интеллекта описывается несколькими различными утверждениями, степень соответствия ребенка которым оценивается родителем ребенка независимо для каждого из утверждений. Общая оценка по параметру вычисляется как простая арифметическая сумма оценок родителя для каждого из утверждений.

Опросник дополнительно также может содержать «Родительский блок». Оценки, выставляемые родителем для вопросов данного блока, характеризуют эмоциональную обстановку в семье и позволяют оценить взаимоотношения в семье (между ребенком и родителем). Оценки, например, могут относиться к тому, как часто происходит общение родителя с ребенком, как часто на него повышают голос, а также к тому, чем любит заниматься ребенок и как он проводит свободное время. Таким образом, можно получить более точный психологический портрет ребенка, а также охарактеризовать эмоциональную обстановку в семье.

После заполнения родителем опросника ребенок переходит непосредственно к прохождению программы развития параметров эмоционального интеллекта. Программа, как указывалось выше, состоит из пяти этапов:

- этап развития осознанности (условное обозначения «я чувствую») содержит комплекс упражнений и игр, которые направлены на активизацию сенсорных систем ребенка, создание необходимого эмоционального фона ребенка, осознание своих эмоций, а именно таких эмоций, как радость, гнев, страх, удивление, грусть, скука. Указанный этап направлен на развитие эмоциональной сферы и расширение чувственного опыта, ребенок учится осознавать взаимосвязь между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешним проявлением, выражать свои эмоции, у него также развиваются тактильные ощущения, эмоционально-выразительные движения и словарный запас, обозначающий эмоции;

- этап развития мотивации (условное обозначения «я хочу») состоит из игр и диалога с ребенком и направлен на осознание ребенком мотивации к действию, а также понимание эмоций окружающих. Мотивация позволяет ребенку понять свои желания, а желания помогают сформировать цель. Ребенок учится подражательно «воспроизводить» или произвольно демонстрировать эмоции по заданному образцу. За счет активного ведения диалогов с ребенком в рамках данного этапа у ребенка развивается доверие, снимается психоэмоциональное напряжение, а также совершенствуются коммуникативные навыки;

- этап развития интеллекта (условное обозначения «я знаю») заключается в изучении научных фактов и решении логических задач и направлен на получение ребенком необходимых знаний, развитие внимания, памяти, и логики ребенка. В результате изучения научных фактов и решения логических задач у ребенка расширяется словарный запас, активизируется развитие мышления. Следует отметить, что умственная активность в рамках данного этапа неразрывно связана с активностью физической по аналогии с тем, как мышление связано с физическим состоянием. Передвигаясь, ползая, бегая, топоча по лужам или играя с песком, ребенок познает окружающую его действительность, развивая мозг;

- этап формирования самооценки (условное обозначения «я могу») содержит комплекс упражнений и игр с обязательной фиксацией успешного выполнения и достижения результатов. За счет такой фиксации развивается самооценка ребенка, стимулируется осознание ребенком собственных сил, развивается навык управления своими эмоциями. Также, стимулируется развитие у ребенка умений определять цель своих действий и предвидеть их конечный результат. В рамках данного этапа ребенок обучается определению целей своих поступков, учится брать на себя ответственность за их достижение, учится искать и находить, выбирая из множества вариантов средства достижения этих целей, а также развивает умение проверять эффективность выбранных средств действиями, предполагающими совершение и исправление ошибок, накопление чувственного и ситуативного опыта принятия решений в однотипных ситуациях;

- этап осознания собственного потенциала (условное обозначения «я делаю») заключается в установлении обратной связи с ребенком, осуществлении совместной выработки идей для применения полученных навыков в жизни. Определяются те параметры эмоционального интеллекта, над развитием которых ребенку необходимо продолжать работать, а также и те области, где ребенок показал наилучшие результаты. Цель этапа заключается в обучении применению полученных в рамках программы опыта, знаний, умений и навыков в реальной жизни. На этом этапе также осуществляется ритуал прощания.

По результатам прохождения этапов программы развития параметров эмоционального интеллекта осуществляется повторная диагностика уровня развития эмоционального интеллекта ребенка. Финальная диагностика осуществляется с применением того же опросника, что и входная, что позволяет получить сравнимые результаты, значимые для оценки степени развития эмоционального интеллекта ребенка.

Программа развития параметров эмоционального интеллекта также может осуществляться с участием сказочных персонажей, например сказочных героев-«Монсиков» (см.: «Приключения Монсиков: важная книга о том, как общаться, дружить, понять себя и этот мир». Феникс-Премьер, 2014 г.). В таком случае программа содержит дополнительный этап - погружение, направленный на знакомство со сказочными персонажами. Участие сказочных персонажей в развивающем обучении, а также введение дополнительного этапа погружения влияют на эффективность развитии параметров эмоционального интеллекта ребенка за счет того, что происходит минимизация психоэмоциональных барьеров, препятствующих развитию эмоционального интеллекта, у ребенка формируется ощущение перехода в сказочный мир. Участие сказочных персонажей также позволяет применить сказочные метафоры для лучшего постижения ребенка самого себя, а также выявить его психологические проблемы.

Предлагаемый способ представляет собой комплексную программу системного развития эмоционального интеллекта, направленную на повышение уровня социализации детей. По результатам прохождения пяти предусмотренных способом развития эмоционального интеллекта этапов, за счет комплексного подхода, объединяющего совокупность различных игр, множества упражнений, в том числе развивающих, релаксационных, психогимнастических, телесно-ориентированных, графических и т.д., ведения диалога с ребенком, изучения научных фактов, решения логических задач, изготовления творческих поделок и прохождения квестов у ребенка развивается стрессоустойчивость, познавательная способность, навык достижения целей, мелкая моторика, коммуникативные, вербальные и когнитивные навыки; также ребенок учится осознавать и называть свои эмоции и эмоции окружающих.

Предлагаемый способ развития эмоционального интеллекта прошли уже более 1560 детей, по результатам которого все дети показали значительные улучшения.

Предлагаемый способ иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1

Ребенок Дмитрий П. 7 лет. Перед началом прохождения программы Дмитрий обладал яркими проявлениями агрессивного поведения в случае неудачи, ему тяжело давалось вхождение в контакт с другими людьми, часто возникали конфликты с родителями. По результатам заполнения опросника (респондент - мать Дмитрия) была сформирована общая оценка параметров эмоционального интеллекта, был определен критически низкий показатель развития эмоционального интеллекта. Дмитрий последовательно прошел все этапы программы развития эмоционального интеллекта, по результатам прохождения программы был зафиксирован рост результатов опросника по всем параметрам. Дмитрий справился с ключевыми проблемами, повысил уровень самостоятельности, стал более коммуникабельным, стал намного лучше понимать свои эмоции, хорошо выражать и объяснять свою точку зрения, научился ставить цели. У него также появился интерес к обучению, он стал больше читать, занялся спортом на регулярной основе. Дмитрию было рекомендовано продолжать выполнение упражнений, направленных на развитие речи, развивать навыки, связанные с приобретенными за время обучения хобби, в особенности спортивными.

Пример 2

Ребенок Елена С. 5 лет. Перед началом прохождения программы Елена проявляла чрезмерную застенчивость, очень мало говорила, тяжело вступала в контакт с другими детьми. По результатам заполнения опросника (респондент - мать Елены) была сформирована общая оценка параметров эмоционального интеллекта, был определен критически низкий показатель развития эмоционального интеллекта. По результатам прохождения программы удалось достигнуть улучшения оценки для каждого из пяти параметров эмоционального интеллекта. Елена справилась с ключевыми проблемами, стала более коммуникабельной, проявила скрытые ранее склонности к прикладному творчеству и театральному мастерству. У Елены появились постоянные подруги, стал развиваться устойчивый интерес к познавательной деятельности, улучшился контакт с родителями, с мамой выстроились доверительные отношения. Ей также было рекомендовано продолжать выполнение упражнений, направленных на развитие речи, развивать навыки, связанные с приобретенными за время обучения хобби, в особенности творческими. В качестве дополнительной меры ей также был рекомендован для прохождения курс упражнений и игр, развивающих право-левополушарные взаимосвязи.

1. Способ развития эмоционального интеллекта ребенка, содержащий выполняемые операции:

определение показателей развития эмоционального интеллекта ребенка;

при определении критично низких показателей эмоционального интеллекта ребенка:

развитие сенсорных систем ребенка путем воздействия на органы слуха, обоняния, вкуса, зрения и осязания;

развитие мотивации к действию с использованием предоставляемых ребенку диалоговых игр,

развитие общего логического и научного интеллекта ребенка с использованием развитой мотивации к действиям для решения логических и научных задач;

предоставление ребенку квестов с использованием сказочных персонажей с мотивированием ребенка на успешное прохождение квестов в проблемной области;

и по достижении определенного уровня успешного прохождения квестов фиксацию успешно развитых навыков, требуемых для прохождения квестов.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что определение развития эмоционального интеллекта ребенка осуществляют по результатам заполнения опросника родителями ребенка.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что перед предоставлением ребенку квестов с использованием сказочных персонажей обеспечивают знакомство ребенка со сказочными персонажами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может быть использовано для лечения лиц, страдающих бытовым пьянством и сохранными формами алкоголизма. Предварительно проводят внутривенную лазерную терапию и инфузионно-капельную медикаментозную терапию для выведения токсинов, улучшения мозгового кровообращения.

Изобретение относится к области медицины, в частности к анестезиологии-реаниматологии, психиатрии и психотерапии, и может быть использовано у пациентов с когнитивными расстройствами в раннем послеоперационном периоде трансплантации сердца.

Изобретение относится к области медицины, конкретно к психотерапии, и касается способов лечения психосоматических расстройств, в частности снижения избыточного веса и обучения навыкам самоконтроля, особенно навыкам рационального питания.

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для коррекции веса в случае экзогенно-конституционального ожирения взрослых и детей. Проводят анализ пищевого поведения.
Изобретение относится к области психологии и применяется при психокоррекции психических состояний и зависимостей, коррекции социального поведения в способах, направленных на изменение установки.

Изобретение относится к медицине, в частности к психотерапии, наркологии и психиатрии, и может использоваться для лечения алкоголизма. Проводят рациональную психотерапию, нейролингвистическое программирование "Смещение якорей" с формированием отвращения к алкоголю, а также медикаментозное лечение.
Изобретение относится к медицине, в частности к психотерапии, наркологии и психиатрии, и может использоваться для лечения алкоголизма. Проводят рациональную психотерапию, психотерапию с использованием техники нейролингвистического программирования «Смещение якорей» с формированием отвращения к алкоголю, перед которой проводят период воздержания от алкоголя 5-7 дней.

Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии и сердечно-сосудистой хирургии. Проводят искусственную вентиляцию легких на протяжении всего периода искусственного кровообращения с дыхательным объемом 4 мл/кг, частотой дыханий 6 в 1 мин, РЕЕР5 см вод.
Изобретение относится к области медицины, именно к медицинской реабилитации и коррекционной педагогике и конкретно к способу активизации психических возможностей ребенка в сниженном состоянии сознания после тяжелой черепно-мозговой травмы (ТЧМТ).

Изобретение относится к области медицины, в частности к психологии, и может быть использовано для индивидуальных и массовых исследований в сфере социологии и менеджмента.

Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине, онкологии, физиотерапии. Предварительно регистрируют электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Осуществляют воздействие через наушники тестовыми сигналами, промодулированными в рамках диапазонов ЭЭГ. Модуляцию осуществляют с использованием несимметричной кривой с максимумом, восходящая и нисходящая ветви которой определяются экспоненциальными зависимостями, отличающимися показателями степени. Проводят контрольную запись и анализ ЭЭГ после воздействия. Резонансно эффективным считают тот диапазон, в рамках которого сформировано внешнее звуковое воздействие, изменившее параметры исходной ЭЭГ. Определяют электрофизиологический диапазон или сочетание диапазонов, воздействие которыми способствует нормализации паттерна ЭЭГ. Затем создают звуковой файл, частотно промодулированный в рамках определенных у данного пациента резонансно эффективных диапазонов. Звуковой файл пациент прослушивает многократно до устойчивой нормализации показателей ЭЭГ. Способ позволяет снизить лекарственную нагрузку и улучшить функциональное состояние онкологического больного, что достигается за счет подбора звукового резонансно-эффективного диапазона частот, способного нормализовать функциональное состояние ЦНС. 3 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 пр.

Изобретение относится к педагогике и медицине, дефектологии, нейропсихологии. В способе драмсет-коррекции - развивающей коррекции познавательной и двигательной активности детей с детским церебральным параличом - используют сенсорную мотивацию с помощью барабанной установки – драмсет. Способ реализуют в три этапа. 1 этап, адаптационно-диагностический, из 5 сеансов, включает диагностику уровней актуального и потенциального развития ребенка; накопление им сенсомоторного опыта путем ознакомления с основами игры на барабанной установке: удерживание палочек, игровой замок, посадка, звукоизвлечение. 2 этап, основной, из 18 коррекционно-развивающих сеансов, на которых производят звукоизвлечение последовательно из тарелок и том-томов руками ребенка, из бас-барабана и хай-хета ногами ребенка при помощи специалиста. Затем последовательно производят перекрестные единичные и парные звукоизвлечения в соответствии с формулой изобретения. Затем искусственно исключают зрительный анализатор ребенка из процесса мотивации собственной двигательной активности: специалист завязывает глаза ребенку при отсутствии негативных реакций, и выполняют звукоизвлечение: с помощью, самостоятельно и по образцу, выполняют звукоизвлечения с использованием метронома. Причем каждый коррекционно-развивающий сеанс включает постепенное усложнение выполняемых приемов - от приемов, соответствующих уровню развития ребенка и подготавливающих его к дальнейшей работе на драмсет, формирующих интерес к занятиям, до выполнения ребенком приемов перечисленных усложняющихся упражнений по звукоизвлечению, направленных на расширение диапазона движений конечностей. 3 этап, заключительный, 1 сеанс, для оценки достижений ребенка. Сеансы проводят в течение 3 мес, 2 раза в неделю, продолжительность от 45 мин. Способ обеспечивает расширение диапазона физиологичных двигательных стереотипов конечностей у детей с ДЦП через игру на ударной установке и закрепление в игровых рутинах, а также развитие познавательной деятельности, накопление сенсомоторного опыта, развитие слухового восприятия, речи, зрительно-двигательной координации (глаз-рука, глаз-нога), слухо-двигательной координации, билатеральных навыков, поддержания равновесия и позы в пространстве, ориентировочной деятельности, аналитического восприятия, мышления, памяти, концентрации и устойчивости внимания, фонематического слуха. 1 табл., 5 пр.
Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может быть использовано для реабилитации людей с химическими и нехимическими зависимостями. Проводят мероприятия, направленные на восстановление физиологических функций пациента, и реабилитацию пациента, вовлекая членов семьи пациента с проведением семейной психотерапии. При этом на первом этапе реабилитации применяют методы когнитивно-поведенческой, гештальт-терапии, проективные методы, психообразовательный подход с формированием начальной мотивации, появления у пациента критики собственного поведения, обнаружения причин формирования и поддержания зависимости. На втором этапе реабилитации приемы первого этапа дополняют методами психодинамического подхода, психодрамы по Я. Морено и расстановок по Б. Хеллингеру, формируя осознания пациентом деструктивных паттернов поведения, внутреннюю мотивацию на поддержание здорового образа жизни, четкого разделения «здорового Я» и «Я больного». На третьем этапе реабилитации приемы предыдущих этапов дополняют методами экзистенциальной психотерапии и еженедельными лечебными отпусками, направленными на реализацию полученных навыков и выявление трудностей в социальной адаптации, с постепенным увеличением длительности отпусков и сеансами обсуждения результатов отпусков со специалистом индивидуально и/или в психотерапевтической группе. Способ позволяет достичь длительной и устойчивой ремиссии, сформировать мотивацию на поддержание трезвости за счет гармонизации семейных взаимоотношений, составления многоосевого диагноза пациента, а также за счет вовлечения в процедуры реабилитации членов семьи. 5 з.п. ф-лы, 4 пр.

Изобретение относится к педагогике, конкретно к коррекционной педагогике, к способу психолого-педагогической диагностики, может быть использовано для выявления раннего отклонения в познавательном развитии ребенка и оценке интеллектуального способа решения ребенком познавательной задачи в соответствии с возрастным нормативом. Специалист последовательно предлагает ребенку выполнить самостоятельно диагностические задания из набора, соответствующего его паспортному возрасту. Если ребенок не выполняет задание, специалист оказывает ему дополнительную помощь однократно, после этого фиксирует возможность перехода ребенка на самостоятельный способ выполнения задания. При этом диагностические задания соответствуют каждому из 11 оцениваемых возрастных периодов: 6 месяцев, 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет, 10 лет. Результат выполнения ребенком диагностического задания оценивается в баллах. Определяют итоговую оценку. В зависимости от полученного итогового значения познавательное развитие определяют, как «соответствующее возрастному нормативу» или как «познавательное развитие, незначительно отстающее от возрастного норматива». При итоговой оценке, соответствующей его паспортному возрасту менее допустимого значения, познавательное развитие не оценивают и ему предлагается пройти дополнительное обследование. Во время этого обследования ребенку последовательно предлагаются задания диагностических наборов предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста до тех пор, пока при выполнении одного из них он наберет балльную оценку допустимого значения. При итоговой оценке результатов выполнения ребенком заданий диагностического набора одного из предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста от допустимого значения и более, вариант познавательного развития характеризуют как «познавательное развитие, отстающее от возрастного норматива», а при итоговой оценке менее допустимого значения говорят о том, что ни один из интеллектуальных способов решения ребенком познавательной задачи не сформирован, и вариант познавательного развития характеризуется как «познавательное развитие не оценивается». Способ позволяет провести оценку познавательного развития детей в возрасте от 6 мес до 10 лет жизни за счет выполнения набора диагностических методик, каждая из которых включает по семь заданий в соответствии с конкретным возрастным этапом. 1 табл., 4 пр.

Группа изобретений относится к медицине, а именно к терапии, эндокринологии и фармакологии, и может быть использована для лечения избыточного веса или ожирения. Для этого предложены способы и фармацевтическая комбинация. Они основаны на использовании фармацевтической композиции с пищей. При этом используют фармацевтическую композицию, содержащую дневную дозировку от примерно 8 мг до примерно 32 мг налтрексона с замедленным высвобождением или его фармацевтически приемлемой соли и дневную дозировку от примерно 90 мг до примерно 360 мг бупропиона с замедленным высвобождением или его фармацевтически приемлемой соли. Выбирают пищу, которая должна обеспечивать следующие фармакокинетические параметры: менее чем 3,7-кратное повышение Cmax и 2,1-кратное повышение ППК вводимого налтрексона после введения единичной дозы указанной фармацевтической композиции по сравнению с Cmax и ППК, когда указанную композицию вводят без пищи. Пища также должна обеспечивать менее чем 1,8-кратное повышение Cmax и 1,4-кратное повышение ППК вводимого бупропиона после введения единичной дозы указанной фармацевтической композиции по сравнению с Cmax и ППК, когда указанную композицию вводят без пищи. Изобретения обеспечивают эффективное лечение за счёт повышения стабильности фармакокинетики и повышения биодоступности вводимых лекарственных препаратов, их более эффективного дозирования, снижения частоты и тяжести их побочных эффектов при использовании определённого состава пищи. 3 н. и 20 з.п. ф-лы, 4 табл., 1 ил., 4 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к нефрологии и медицинской психологии, и может использоваться для коррекции психологического состояния больных с хронической болезнью почек, получающих лечение гемодиализом, и повышения толерантности к сеансу гемодиализа. Определяют психологическое состояние больного путем исследования его тревожности, депрессии, локус контроля и копинг-стратегий. На основании полученных результатов относят больного к адаптивной или неадаптивной подгруппе. Обеспечивают прослушивание больным плейлистов четырех типов, первый из которых направлен на рефлексию и саморегуляцию; второй тип направлен на снятие тревожности; третий тип направлен на структурирование времени гемодиализа; и четвертый тип направлен на достижение катарсиса. При этом каждый плейлист включает файлы пяти музыкальных произведений, из которых первое, третье и пятое - это произведения классической музыки, а второе и четвертое - записанные звуки природы. Причем порядок прослушивания плейлистов определяют с учетом отнесения больного к адаптивной или неадаптивной подгруппе, где пациента относят к адаптивной подгруппе в случае умеренного уровня тревожности, низких показателей депрессии, использования конструктивных коцинг-стратегий и интернального локуса контроля. Пациента относят к неадаптивной подгруппе в случае высоких показателей тревожности и депрессии, использования преимущественного неконструктивных копинг-стратегий, экстернального локуса контроля. Контролируют психологическое состояние больного путем сравнения психологического состояния больного до и после сеанса прослушивания плейлистов. Способ позволяет перевести негативное состояние больного, находящегося на гемодиализе, в нейтральное или позитивное, а также в повышении комплаенса и толерантности к сеансам гемодиализа за счет определения психологического состояния больного и прослушивания больным плейлистов в определенном порядке. 5 з.п. ф-лы, 6 табл., 4 пр.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии, и может быть использовано при восстановлении когнитивных функций у больных, перенесших черепно-мозговую травму (ЧМТ). Предоставляют больному изображения предмета на экране монитора для распознавания больным предоставленного изображения. При этом одновременно дополнительно предоставляют ряд изображений предметов. Больной осуществляет путем узнавания выбор предмета из предоставленных вариантов, а занятия по коррекции проводят в течение не менее 10 дней, 1 раз в день. При этом применяют комплексную программу нейрореабилитации, состоящую из блоков заданий, каждый из которых способствует преимущественному восстановлению одного из видов афазий: моторной, при которой выделяют два основных ее вида - афферентная и эфферентная; амнестической; акустико-гностической и семантической. При этом каждое задание не имеет временных ограничений. Способ позволяет повысить эффективность реабилитации когнитивных нарушений у больных за счет использования комплекса компьютерных программ, повышающих мотивацию больного к занятиям. 5 ил., 3 табл., 1 пр.

Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии, и может быть использовано при необходимости улучшения психологического состояния человека. Для этого формулируют факт и предполагаемую причину психологического нарушения и записывают её, формулируют намерение изменить психологическое состояние и решить проблему, формулируют и записывают чувства, эмоции и желания, которые вызывает факт нарушения. Выполняют концентрацию лёжа на ровной жесткой поверхности, положив руку на живот, ладонью вниз, так, чтобы середина большого пальца лежала на пупке, закрыв глаза и сосредоточив внимание в области живота под центром ладони, продолжая лежать на спине, сгибают ноги в коленях так, чтобы почувствовать упор копчика в пол. Сосредотачивают внимание на точке упора и начинают осторожно раскачиваться мелкими толчками по направлению от копчика к макушке и обратно, переключая внимание на телесные ощущения. Выявляют ключевые решения, принятые пациентом ранее в стрессовых травмирующих ситуациях, с одновременным выявлением негативных телесных ощущений, записывают их, нейтрализуют упомянутые ключевые решения и негативные телесные ощущения путем осуществления физических упражнений. В ходе упражнений перечитывают записанные травмы и решения, после чего делают несколько глубоких вдохов и выдохов и концентрируют внимание в точке внизу живота, думая о списке упомянутых ключевых решений и негативных телесных ощущений, максимально напрягают все тело так, чтобы основная точка напряжения приходилась на точку внизу живота, задерживают напряжение на 1-2 секунды, затем делают мощный короткий толчок бедрами вперед, из точки максимального напряжения – параллельно полу, после 2-5 секунд отдыха повторяют физические упражнения. После 2-3 циклов нейтрализации берут список ключевых решений и негативных телесных ощущений и вычеркивают из него пункты, которые потеряли эмоциональную окраску, перестали казаться важными, утратили значение и смысл. Продолжают физические упражнения до тех пор, пока в списке не останется не вычеркнутых пунктов. Затем выполняют вертикальную и горизонтальную поддержки. Далее выполняют нейтрализацию путем выполнения определенных упражнений. Затем осуществляют анализ желаний, эмоций и чувств, для этого читают записи, которые были сделаны на этапе определения желаний, эмоций и чувств, вычеркивают пункты, которые утратили значение, важность и эмоциональную окраску, повторяют все этапы до исключения всех негативных желаний, эмоций и чувств. Способ обеспечивает возможность выявления ключевого решения, принятого пациентом в стрессовых травмирующих ситуациях и его нейтрализацию с остановкой негативного сценария поведения. 10 ил., 5 пр.
Группа изобретений относится к области медицины, а именно к наркологии, и может быть использована при лечении табачной зависимости. Для лечения табачной зависимости у курильщика и оказания ему помощи в отказе от табакосодержащих продуктов без появления симптомов синдрома отмены проводят беседы для просвещения курильщика относительно недостатков курения и его вредного воздействия, при этом беседу проводят в присутствии ассистента. Выполняют программу интенсивной детоксикации на дому (ИДД), которая длится не более 24 часов для удаления токсинов из организма курильщика. Причем программа ИДД включает соблюдение предписанных диетических мер, включающих прием антиоксидантных натуральных пищевых продуктов. При этом часть программы ИДД включает этап введения питьевого раствора на основе алоэ вера, который содержит природное алоэ вера, суспендированное в питьевом растворе, при этом ассистент контролирует программу ИДД. Поддерживают установленную диету, включающую список антиоксидантных натуральных пищевых продуктов к употреблению с каждым приемом пищи, и гигиену полости рта, включающую применение зубной пасты на основе алоэ вера, в течение заданного периода времени после завершения программы ИДД. При этом введение питьевого раствора на основе алоэ вера продолжают в течение заданного периода времени и исключают использование лекарственных средств для контроля симптомов синдрома отмены. Группа изобретений позволяет отказаться от табачной зависимости и табакосодержащих продуктов без появления симптомов синдрома за счет проведения интенсивной детоксикации, диеты и гигиены. 2 н. и 18 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области психологии и видеоиграм и может быть использовано в качестве функциональной нагрузки для тренировки распределенного внимания, зрительно-моторной координации, развития речи, а также для исследования сопряженных моторных реакций при оценке степени психоэмоциональной вовлеченности испытуемого к подаваемой информации и при проведении психологических тренингов по формированию корректирующих установок. Проводят тренировку зрительно-моторной координации при распределенном внимании с помощью экрана. На экране, в произвольно выделенных зонах объектов с составными частями фигур или с различными фигурами и/или текстом, формируют цельные фигуры, картины, слова, словосочетания и предложения, варьируя уровнем сжатия 2-х и более кистевых или пальцевых эргометров, электрически связанных с блоком управления перемещением демонстрируемых объектов при одновременном озвучивании и/или проговаривании вербального обозначения объектов. При этом для исключения негативных эмоций предварительно оценивают по речевой и двигательной реакции провокативную значимость диагностической информации в виде объектов, которые удерживают в разных заданных диапазонах экрана варьированием одновременного уровня сжатия 2-х и более эргометров. Способ позволяет повысить уровень внимательности, снизить импульсивность за счет тренировки зрительно-моторной координации при распределенном внимании. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области психологии и психотерапии и может быть использовано для развития эмоционального интеллекта детей и для повышения уровня социализации детей. Определяют показатели развития эмоционального интеллекта ребенка. При определении критично низких показателей эмоционального интеллекта ребенка осуществляют развитие сенсорных систем ребенка путем воздействия на органы слуха, обоняния, вкуса, зрения и осязания, развитие мотивации к действию с использованием предоставляемых ребенку диалоговых игр, развитие общего логического и научного интеллекта ребенка с использованием развитой мотивации к действиям для решения логических и научных задач. Предоставляют ребенку квесты с использованием сказочных персонажей с мотивированием ребенка на успешное прохождение квестов в проблемной области. По достижении определенного уровня успешного прохождения квестов, проводят фиксацию успешно развитых навыков, требуемых для прохождения квестов. Способ позволяет повысить самооценку, развить у ребенка стрессоустойчивость, мелкую моторику, коммуникативные, вербальные и когнитивные навыки, а также развить познавательную способность и навык достижения целей, научить осознавать и называть свои эмоции и эмоции окружающих за счет выполнения игр и решения поставленных задач. 2 з.п. ф-лы, 1 ил., 2 пр.

Наверх