Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни



Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни
A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2640097:

Закрепина Алла Васильевна (RU)
Стребелева Елена Антоновна (RU)
Лазуренко Светлана Борисовна (RU)

Изобретение относится к педагогике, конкретно к коррекционной педагогике, к способу психолого-педагогической диагностики, может быть использовано для выявления раннего отклонения в познавательном развитии ребенка и оценке интеллектуального способа решения ребенком познавательной задачи в соответствии с возрастным нормативом. Специалист последовательно предлагает ребенку выполнить самостоятельно диагностические задания из набора, соответствующего его паспортному возрасту. Если ребенок не выполняет задание, специалист оказывает ему дополнительную помощь однократно, после этого фиксирует возможность перехода ребенка на самостоятельный способ выполнения задания. При этом диагностические задания соответствуют каждому из 11 оцениваемых возрастных периодов: 6 месяцев, 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет, 10 лет. Результат выполнения ребенком диагностического задания оценивается в баллах. Определяют итоговую оценку. В зависимости от полученного итогового значения познавательное развитие определяют, как «соответствующее возрастному нормативу» или как «познавательное развитие, незначительно отстающее от возрастного норматива». При итоговой оценке, соответствующей его паспортному возрасту менее допустимого значения, познавательное развитие не оценивают и ему предлагается пройти дополнительное обследование. Во время этого обследования ребенку последовательно предлагаются задания диагностических наборов предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста до тех пор, пока при выполнении одного из них он наберет балльную оценку допустимого значения. При итоговой оценке результатов выполнения ребенком заданий диагностического набора одного из предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста от допустимого значения и более, вариант познавательного развития характеризуют как «познавательное развитие, отстающее от возрастного норматива», а при итоговой оценке менее допустимого значения говорят о том, что ни один из интеллектуальных способов решения ребенком познавательной задачи не сформирован, и вариант познавательного развития характеризуется как «познавательное развитие не оценивается». Способ позволяет провести оценку познавательного развития детей в возрасте от 6 мес до 10 лет жизни за счет выполнения набора диагностических методик, каждая из которых включает по семь заданий в соответствии с конкретным возрастным этапом. 1 табл., 4 пр.

 

Изобретение относится к педагогике, конкретно к коррекционной педагогике, к способу психолого-педагогической диагностики, может быть использовано для выявления раннего отклонения в познавательном развитии ребенка и оценке интеллектуального способа решения ребенком познавательной задачи в соответствии с возрастным нормативом.

Познавательное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений в психическом и физическом развитии, которые происходят у ребенка под влиянием среды в процессе накопления собственного опыта продуктивного взаимодействия с ней, благодаря чему последовательно появляются интеллектуальные решения познавательной задачи, и конкретно, определенные действия (или мыслительные процессы) определенной сложности.

Познавательные возможности и способности ребенка определяются успешностью овладения и осуществления определенным родом деятельности в конкретный возрастной период, они не равнозначны понятиям «знания», «умения» и «навыки». Познавательные возможности и способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности и являются внутренними регуляторами приобретения опыта познания.

Известен способ комплексной диагностики познавательных способностей школьников, описанная в рамках лонгитюдного исследования (Соловьева, О.В. Теоретико-экспериментальное изучение развития познавательных способностей школьников // Докторская диссертация. 2003), который позволяет представить возрастную динамику интегрального показателя познавательных способностей, составить представления о средней норме возрастной динамики познавательных способностей школьников 3-11 классов и на основе этого получить возможность оценивать индивидуальное развитие способностей; определить закономерности возрастного развития познавательных способностей учащихся 9-17 лет для здоровых и нормально развивающихся детей школьного возраста.

Недостаток способа состоит в направленности на определенную возрастную группу, не предполагает изучение вариантов познавательного развития ребенка с нарушениями здоровья.

Известен способ диагностики и развития познавательных способностей первоклассников (Диагностика и развитие познавательных способностей первоклассников с использованием Лего и спектра-оборудования / Герасимова С.В., Захарова Н.В. - М.: Инновации и эксперимент в образовании, 2013, том 6, с . 71-73), включающий два блока по пять игровых занятий, 10 занятий-тестов, позволяющих диагностировать познавательные способности первоклассников, такие как восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Способ представляет собой серию занятий с детьми по развитию познавательных способностей и ограничен конкретной возрастной группой, его недостаток состоит в отсутствии инструментов оценки познавательного развития ребенка до и после обучения.

Известен способ оценки степени развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления детей раннего возраста (Патент РФ №2320265), согласно которому дети выполняют соответствующие возрасту задания: тест на поиск игрушки, спрятанной под колпачок; тест с кубиками; тест на собирание пирамидки; тест на складывание предметов в коробочку; тест с матрешкой; тест на складывание разрезной картинки/пазла; тест на понятия "большой, маленький"; тест на обобщение; тест на классификацию; тест на нахождение парных предметов; при этом, за каждое выполненное задание присваивают 1 балл, за невыполненное - 0 баллов; набранные баллы суммируют; и при сумме баллов: 1 балл в 9 месяцев; 2 балла в 10 месяцев; 3 балла в 11 месяцев; 4-6 баллов в 1 год; 7-10 баллов в 1 год 3 месяца; 11-13 баллов в 1 год 6 месяцев; 14 баллов в 1 год 9 месяцев; 15-17 баллов в 2 года; 18 баллов в 2 года 3 месяца; 19-20 баллов в 2 года 6 месяцев; 21 балл в 3 года, определяют выявление уровня нормального развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления ребенка: при оценке меньшего количества набранных баллов выявляют отставание в развитии мышления, а при оценке большего количества баллов - опережение его формирования.

Недостаток способа состоит в его ограничении по возрасту, в отсутствии данных его апробации для выявления способа решения ребенком познавательной задачи определенной сложности.

Проблема познавательной активности рассматривалась в аспекте профессионального развития личности. В статье И.Н. Носс. Особенности диагностики познавательной активности как фактора профессионального развития личности / И.Н. Носс // Психология и психотехника. - 2014. - №5. - С. 546-552, раскрывается взаимозависимость продуктивности профессиональной деятельности человека от его интеллекта, представленного как динамическая система личности для изучения способности здоровых взрослых людей к определенным видам деятельности. Недостатком данной диагностики является ее ограниченность взрослой возрастной группой, невозможностью использования для выявления отклонений в познавательном развитии детей.

Известен способ оценки развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста (Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возможности оценки развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста / Клопотова Е.Е., Самкова И.А. // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации: сборник материалов научно-практической конференции 10-11 декабря 2015 г. - Санкт-Петербург). На первой ступени педагог оценивает мотивационный и содержательный компонент познавательной активности у детей, обучает их выполнению переделенной деятельности, разъясняет каждую операцию и знакомит со способами действия для достижения положительного результата. На второй ступени создаются условия для овладения детьми определенной детальности. На этом этапе дети сами находят способ действия в определенной экспериментально созданной ситуации. Третья ступень предполагает анализ результатов обучения по истечении 3-4 месяцев, обсуждение и обобщение накопленных знаний, умений и навыков. Четвертая ступень направлена на обучение поиску новых способов действия в ситуации и развитие творческих способностей. Способ направлен на диагностику мотивационного и содержательного компонента познавательной активности у здоровых детей младшего дошкольного возраста с нормативным познавательным развитием до и после обучения.

Известен способ диагностики развития познавательных способностей обучающихся (Железовская Г.И., Николаев Д.В., Герцева А.П. «Диагностики развития познавательных способностей обучающихся». Образование и общество. - 2015.- №5 (94), - с. 27-30), который ориентирован на оценку познавательных способностей учащихся старших классов, на основании которой определяются методы и форма обучения. Выделены критерии оценки познавательной сферы старшеклассников: мотивационная направленность, т.е. внутреннее побуждение и потребность познания; деятельностная готовность, т.е. запоминание, продуктивность воспроизведения и интерпретация изучаемого материала; рефлексия, т.е. способность оценить качество своего развития и усвоенного материала, продуктивность взаимодействия с учителем. Согласно общему показателю сформированности трех компонентов познавательной сферы: мотивационного, содержательного и рефлексивного специалист выявляет у школьника один из трех уровней развития познавательных способностей: низкий, средний, высокий.

Недостатком способа является ограниченность его применения с детьми старшей возрастной группы - старшеклассниками, отсутствие выявления актуальных достижений ребенка в познавательном развитии и сопоставления результатов с показателями общепринятой возрастной нормы.

Этот способ выбран нами в качестве прототипа.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа оценки познавательного развития детей в возрасте от 6 месяцев до 10 лет жизни.

Техническим результатом решения поставленной задачи является разработка набора диагностических методик, каждая из которых включает по семь заданий в соответствии с конкретным возрастным этапом на основании критериев и балльной оценки познавательного развития детей в 11 контрольных возрастах от 6 месяцев до 10 лет жизни.

Сущность изобретения заключается в диагностике познавательного развития ребенка путем оценки интеллектуального способа решения им познавательной задачи при выполнении серии из семи диагностических заданий в соответствии с возрастным нормативом. Серии диагностических заданий разработаны для 11 возрастных периодов: 6 месяцев, 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет, 10 лет: по 7 диагностических заданий для каждого возрастного периода ребенка.

Критерии оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни, диагностические задания, основные интеллектуальные решения познавательной задачи и результат выполнения ребенком диагностического задания представлены в Таблице 1.

Результат выполнения ребенком диагностического задания оценивается в баллах. Все 7 заданий может выполнить тот ребенок, у которого сформирован интеллектуальный способ решения познавательной задачи с помощью конкретных действий (или мыслительных процессов) в соответствии с возрастом.

С учетом онтогенеза познавательных возможностей и способностей ребенка в первые десять лет жизни были определены критерии оценки познавательного развития в каждом конкретном периоде развития. К 6 месяцам это - непроизвольная ориентировка на внешние стимулы, к 1 году - ориентировочно-поисковые действия, к 2-м годам - способы поисково-ориентировочной деятельности, в 3-м годам - способы практической деятельности для перехода к наглядно-действенному мышлению, в 4 года - зрительно-практическая ориентировка как наглядно-действенное мышление в социальной ситуации и в предметном мире, в 5 лет - зрительная ориентировка для перехода к оперированию образами-представлениями в социальной ситуации и в предметном мире, в 6 лет - оперирование образами-представлениями об окружающей действительности, в 7 лет - воссоздающее воображение, в 8 лет - оперирование знаково-симоволическими средствами, в 9 лет - логическое мышление, в 10 лет - элементы абстрактного мышления.

В каждом из 11 возрастных периодов критериям познавательного развития соответствуют основные интеллектуальные способы решения познавательной задачи, которые выявляются набором из 7 диагностических заданий в соответствии с возрастом ребенка и затем качественно и количественно оцениваются.

Для 6 месяцев критерием познавательного развития ребенка является непроизвольная ориентировка на внешние стимулы, интеллектуальными решениями познавательной задачи рассматриваются: ориентировка на мимику взрослого и умение имитировать ее; манипулятивные действия с погремушками, самостоятельные поисковые действия; самостоятельные поисковые действия рукой и ощупывание близко расположенных предметов и поверхностей; управление движениями головы и тела, повороты со спины на живот и обратно; преодоление небольшого расстояния с помощью сложных координированных моторных актов; выражение потребности в социальном взаимодействии с помощью социальных способов коммуникации: мимики, голоса, звуков речи и звукокомплексов; выражение своих физиологических потребностей: голод, дискомфорт, с помощью социальных способов: изменение силы и интонации плача, звуков речи и звукокомплексов.

Для 1 года критерием познавательного развития ребенка является ориентировочно-поисковые действия, интеллектуальными решениями познавательной задачи рассматриваются: социальный жест руками, обращение лепетными или усеченными словами «дай», «на» или другими; понимание взаимосвязи между происходящими событиями; элементарная самостоятельность в быту (умение удерживать бутылку двумя руками, согласование и управление движениями рук для достижения положительного результата и приема пищи); выполнение знакомых действий руками, ориентировка на слово взрослого; поисково-ориентировочные действия: ощупывание рукой и обследование взглядом, извлечение звука из игрушки, выполнение орудийного действия; соединение и разъединение 2-х частей одного предмета; обследование с помощью ходьбы окружающего пространства и достижение внешней цели.

Для 2-х лет критерием познавательного развития ребенка является поисково-ориентировочная деятельность, интеллектуальными решениями познавательной задачи рассматриваются: действие с игрушкой согласно ее функциональному назначению; самостоятельная ориентировка в новом помещении с помощью ходьбы; коммуникация с помощью социальных жестов и слов; выполнение социальной последовательности действий с куклой и ложкой; дифференцировка предметов по внешнему виду; орудийное действие с чашкой; ориентировка на свои физиологические ощущения и социальный способ информирования взрослых об этом.

Для 3-х лет критерием познавательного развития ребенка является практическая деятельность для перехода к наглядно-действенному мышлению, интеллектуальными решениями познавательной задачи рассматриваются: использование своих физических возможностей для выхода из проблемной ситуации, использование предмета в соответствии со свойством цели; практическое использование вербальных средств для решения проблемной ситуации; практическая ориентировка на величину; практическая ориентировка на форму; практическое использование предмета-орудия в соответствии с его общественно выработанным способом применения, воссоздание простого графического образа предмета; элементарная практическая самостоятельность в быту.

Для 4 лет критерием познавательного развития ребенка является наглядно-действенное мышление в социальной ситуации и в предметном мире, интеллектуальными решениями познавательной задачи рассматриваются: выбор двигательного акта для достижения поставленной задачи с помощью зрительной ориентировки в ситуации; последовательное выполнение связанных между собой игровых действий и использование предмета-заместителя; операции анализа и сравнения изображенных объектов, действие в соответствии с правилами игры; зрительная ориентировка при группировке предметов согласно заданному сенсорному признаку; зрительно-практическая ориентировка на количественный признак, выполнение счетных операций по представлению в пределах 3-х; восстановление целостного изображения из 4-х частей с помощью зрительно-практической ориентировки; использование графических умений для воссоздания на плоскости образа реального объекта-образца.

Для 5 лет критерием познавательного развития ребенка является зрительная ориентировка для перехода к оперированию образами-представлениями в социальной ситуации и в предметном мире, интеллектуальными решениями познавательной задачи рассматриваются: воссоздание образа знакомого предмета по памяти из 7 геометрических фигур; выполнение взаимосвязанных между собой игровых действий в соответствии с определенной социально ситуацией, заданной взрослым, наличие сюжетно-ролевой игры; обобщение изображений предметов в соответствии с их функциональным назначением (еда и посуда); выполнение счетных операций по представлению, решение устных задач в пределах 5-и; раскладывание серии из 4-х сюжетных изображений по представлению о последовательности реальных событий и составление рассказа с помощью связанных между собой и развернутых речевых высказываний; временные представления и умение соотносить некоторые признаки времен года с его названием, отражение в речевом высказывании сути каждого времени года; сложное графическое изображение знакомых предметов по представлению.

Для 6 лет критерием познавательного развития ребенка является оперирование образами-представлениями об окружающей действительности, интеллектуальными решениями познавательной задачи рассматриваются: воссоздание знакомого образа предмета из 7 плоскостных фигур; представление о школьных принадлежностях; представление об использовании вспомогательных средств и действий с предметами-игрушками; оперирование количественными представлениями, решение простых устных задач на сложение и вычитание в пределах 7-и; понимание временной последовательности явлений природы, изложение явлений природы в форме рассказа; знание последовательности времен года, названий и характерных признаков времен года; графическое изображение образа близкого человека с характерными деталями.

Для 7 лет критерием познавательного развития ребенка является воссоздающее воображение, интеллектуальными решениями познавательной задачи рассматриваются: воссоздание оригинальных предметных образов; соотнесение своего жизненного опыта с изображением определенного времени суток; обобщенные, отвлеченные и последовательные суждения; оперирование количественными представлениями в пределах 10, решение простых задачи на нахождение суммы и разности в пределах 10-и; выделение и запоминание внешних отличительных признаков одного из персонажей на основании словесного описания; знание месяцев года и их последовательности, изложение событий, из жизни с ними связанными; установление причинно-следственных зависимостей и их разъяснение в словесных высказываниях.

Для 8 лет критерием познавательного развития ребенка является оперирование знаково-симоволическими средствами, интеллектуальными решениями познавательной задачи рассматриваются: практическая ориентировка во времени; понимание переносного смысла пословиц и метафор; отображение в рисунке основного смысла рассказа взрослого; выполнение различных арифметических действий в уме; нахождение неизвестного уменьшаемого путем выполнения счетных операций с переходом через 10; знание свойств воды и понимание причины смены ее состояния; сознание свойства многозначности или однозначности слов.

Для 9 лет критерием познавательного развития ребенка является логическое мышление, интеллектуальными решениями познавательной задачи рассматриваются: представление о геометрических фигурах и их свойствах; нахождение порядка и выполнение необходимого арифметического действия, нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого; представления о свойствах чисел, оперирование понятиями «четные», «нечетные»; применение грамматических норм русского языка; обобщенные представления о явлениях природы; обобщенные представления о социальных отношениях; понимание основного смысл рассказа, умение выражать свое отношение к героям и соотносить содержание с жизненным опытом.

Для 10 лет критерием познавательного развития ребенка является элементарно-абстрактное мышление, интеллектуальными решениями познавательной задачи рассматриваются: понимание причин природного явления, выстраивание логических суждений; сформированность представлений о живой природе и их взаимосвязи; метрические представления и умение устанавливать соотношение между единицами длины; оперирование понятиями «скорость и движение, время»; установление взаимосвязи между ними; понимание причинно-следственных связей между поступками и чувствами героев рассказа, сравнение и классификация отношений и соотнесение их со своим жизненным опытом; представления о социальных явлениях, навыки письма и умение выражать свои мысли с помощью письменной речи, последовательность суждений; узнавание предмета по словесному описанию его характерных признаков, соотнесение названия предмета с заданным количеством букв, формулировка вопроса согласно образца.

Способ осуществляется следующим образом.

На основании анамнестических сведений о ребенке, а также данных о состоянии здоровья ребенка, с целью подбора специальных технических средств: очков, звукоусиливающей аппаратуры, ортопедических приспособлений, во время психолого-педагогического обследования, выбирают задания, соответствующие паспортному возрасту.

Затем специалист предлагает ребенку последовательно самостоятельно выполнить диагностические задания из набора, соответствующие его паспортному возрасту путем предъявления 7 заданий (см. Таблица 1), выявляя наличие интеллектуальных способов решения им познавательной задачи в соответствии с паспортным возрастом, при необходимости с/без специальными техническими средствами.

Результаты интеллектуальных решений познавательной задачи фиксируются у ребенка как: самостоятельно выполненное задание, или выполнение задания с однократной дополнительной помощью взрослого, или переход на самостоятельный способ выполнения задания после оказания помощи.

Самостоятельное выполнение задания оценивают в 1 балл; самостоятельное выполнение задания после оказания дополнительной помощи оценивают в 0,75 балла; отсутствие самостоятельности при выполнении задания после оказания дополнительной помощи оценивают в 0 баллов. Итоговая оценка определяется по следующей формуле A+B+C+D+F+E+G=O, где: О - итоговая оценка, А - оценка за выполнение первого задания, В - оценка за выполнение второго задания, С - оценка за выполнение третьего задания, D - оценка за выполнение четвертого задания, F - оценка за выполнение пятого задания, Е - оценка за выполнение шестого задания, G - оценка за выполнение седьмого задания. Итоговая балльная оценка, на основании которой определяется вариант познавательного развития - должна быть не менее 4 баллов. Согласно реальному интеллектуальному способу решения познавательной задачи определяется программа обучения.

На основании итоговой качественной и количественной оценки результатов выполнения набора диагностических заданий, соответствующих паспортному возрасту ребенка, определяется вариант познавательного развития и необходимость разработки специальной программы обучения.

Если итоговая балльная оценка результатов выполнения ребенком заданий диагностического набора, соответствующего его паспортному возрасту, составляет от 6 и более баллов, то познавательное развитие характеризуется как «познавательное развитие, соответствующее возрастному нормативу». Этот вариант познавательного развития свидетельствует о том, что реальный способ решения познавательных задач ребенком сформирован в соответствии с возрастом и для его развития дополнительной педагогической помощи и специальной программы обучения не требуется. Для детей с данным вариантом познавательного развития обследование закончено.

Если итоговая балльная оценка результатов выполнения ребенком заданий диагностического набора, соответствующего его паспортному возрасту, составляет от 4 до 6 баллов, то познавательное развитие характеризуется как «познавательное развитие, незначительно отстающее от возрастного норматива». Данный вариант познавательного развития свидетельствует о том, что интеллектуальный способ решения ребенком познавательных задач недостаточно сформирован и в соответствии с возрастом, находится на этапе становления. Для дальнейшего развития ребенку требуется дополнительная педагогическая помощь, однако, в специальной программе обучения он не нуждается. Для детей с этим вариантом познавательного развития обследование закончено.

Если итоговая балльная оценка результатов выполнения ребенком заданий диагностического набора, соответствующего его паспортному возрасту, составляет менее 4 баллов, то познавательное развитие не оценивается и ему предлагается пройти дополнительное психолого-педагогическое обследование. Во время дополнительного психолого-педагогического обследования ребенку последовательно предлагаются задания диагностических наборов предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста до тех пор, пока при выполнении одного из них он наберет 4 или более баллов. Если итоговая балльная оценка результатов выполнения ребенком заданий диагностического набора одного из предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста, составит от 4 и более баллов, то вариант познавательного развития характеризуется как «познавательное развитие, отстающее от возрастного норматива», а интеллектуальный способ решения ребенком познавательных задач оценивается как реальный. Данный вариант познавательного развития свидетельствует о том, что реальный интеллектуальный способ решения ребенком познавательных задач ниже возрастного норматива. Обучение детей с вариантом «познавательное развитие, отстающее от возрастного норматива» должно осуществляться по специальной образовательной программе для закрепления реального способа решения познавательной задачи и формирования следующего, более совершенного способа решения познавательной задачи, являющегося «зоной ближайшего развития». Для детей с этим вариантом познавательного развития обследование закончено.

Итоговая балльная оценка результатов выполнения ребенком заданий всех диагностических наборов предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста, и составляет менее 4 баллов, свидетельствует о том, что ни один из интеллектуальных способов решения познавательной задачи не сформирован и вариант познавательного развития характеризуется как «познавательное развитие не оценивается». Дети с этим вариантом познавательного развития нуждаются в индивидуальной коррекционно-педагогической помощи для формирования у них ориентировочных действий на внешние стимулы, манипулятивных действий с игрушками. Для детей с этим вариантом познавательного развития обследование закончено.

Существенным отличием заявляемого способа от используемых в педагогической практике является опора на онтогенез овладения ребенком интеллектуальными решениями познавательной задачи с помощью конкретных действий или мыслительных процессов на каждом возрастном этапе в первые десять лет жизни, когда максимально эффективно используются потенциальные возможности детской психики к развитию. Это позволяет своевременно обнаруживать и активизировать потенциал познавательного развития ребенка с помощью доступных ему способов познания окружающего социального и предметного мира: от способов непроизвольной ориентировки на внешние стимулы до способов элементарного абстрактного мышления.

За период с 1990 года по 2015 годы было обследовано 5000 детей, проживающих в г. Москве, и осуществлена оценка их познавательного развития в контрольных возрастах и разных группах здоровья: 6 месяцев, 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет, 10 лет. Это позволяет считать данную выборку репрезентативной, а предложенный способ оценки познавательного развития детей достаточно надежным. Апробация способа осуществлялась в период с 2009 по 2016 годы во время психолого-педагогического обследования более 2000 детей. Из них 700 детей I-II групп здоровья и около 1300 детей имеющих нарушения здоровья различной этиологии и степени тяжести.

Примеры клинического осуществления способа.

Пример 1. Ирина Б., 2005 г.р. На момент психолого-педагогического обследования паспортный возраст ребенка 10 лет, в связи с чем, ребенку предъявлен набор из 7 диагностических заданий для 10 лет с целью выявления интеллектуальных решений познавательных задач элементарного абстрактного мышления. Согласно данным комплексного диспансерного осмотра у ребенка определена II группа здоровья, т.к. выявлены функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта, неврологическая микросимптоматика. В соответствии состояния здоровья ребенок не нуждается в использовании специальных технических средств во время психолого-педагогического обследования. Итоговая оценка: 1+1+0,75+1+0,75+1+0,75=6,25 баллов. Согласно итоговой оценке познавательное развитие ребенка соответствует варианту «познавательное развитие, соответствующее возрастному нормативу». Данный вариант свидетельствует о том, что у ребенка сложность интеллектуального способа решения познавательных задач соответствуют возрастному нормативу, он не нуждается в использовании специальных технических средств и дополнительной педагогической помощи в процессе воспитания и обучения.

Пример 2. Игорь X. 2011 г.р. На момент психолого-педагогического обследования паспортный возраст ребенка 4 года, в связи с чем, предъявлен набор из 7 диагностических заданий для 4-х лет с целью выявления интеллектуальных решений познавательных задач наглядно-действенное мышления в социальной ситуации и в предметном мире. Согласно данным комплексного диспансерного осмотра у ребенка определена III группа здоровья, т.к. выявлена врожденная патология мочеполовой системы, амблиопия. В соответствии состояния здоровья ребенок нуждается в использовании специальных технических средств во время психолого-педагогического обследования - очки. При последовательном выполнении 7 заданий из набора для своего паспортного возраста итоговая оценка ребенка составила: 0+0,75+1+0+0,75+0,75+0,75=4 балла. Согласно этой оценке ребенок имеет вариант познавательного развития «познавательное развитие, незначительно отстающее от возрастного норматива». Данный вариант познавательного развития свидетельствует о том, что интеллектуальные способ решения ребенком познавательных задач в соответствии возрастному нормативу находится на этапе становления и для развития ребенку требуется педагогическая помощь. Ребенок нуждается в использовании специальных технических средств: очки и дополнительной педагогической помощи во время воспитания и обучения для развития зрительной ориентировки в социальной ситуации и предметном мире.

Пример 3. Елена В., 2007 г.р. На момент психолого-педагогического обследования паспортный возраст ребенка 7 лет, в связи с чем, предъявлен набор из 7 диагностических заданий для 7-х лет с целью выявления с целью выявления интеллектуальных решений познавательных задач воссоздающих воображение. Согласно данным комплексного диспансерного осмотра ребенку установлена III группа здоровья, т.к. выявлено 2 степень тугоухости. В соответствии состояния здоровья ребенок нуждается в использовании специального технического средства: звукоусиливающей аппаратуры во время психолого-педагогического обследования. При последовательном предъявлении 7 заданий набора для ее паспортного возраста показала следующие результаты. Итоговая оценка: 0+0+0,75+0+0,75+0+0,75=2,25 баллов. Согласно итоговой оценке ребенок нуждается в дополнительном психолого-педагогическом обследовании. В связи с этим, ребенку последовательно предъявляются 7 заданий набора для предыдущего паспортного возраста для 6 лет. При выполнении заданий диагностического набора для 6 летнего возраста и выявления оперирования образами-представлениями об окружающей действительности девочка показала следующие результаты: Итоговая оценка: 0,75+0,75+0,75+0+0,75+0+0,75=3,75 баллов. Итоговая оценка свидетельствует о том, что ребенку следует предложить задания диагностического набора для предыдущего паспортного возраста. При выполнении заданий диагностического набора для 5 летнего возраста и выявления зрительной ориентировки в социальной ситуации и предметом мире девочка показала следующие результаты: Итоговая оценка: 0,75+0+0,75+0,75+0,75+0+1=4 балла. Итоговая оценка свидетельствует о том, что у ребенка имеет место вариант познавательного развития «познавательное развитие, отстающее от возрастного норматива». Реальным способом решения познавательной задачи является зрительная ориентировка в социальной ситуации и предметном мире. Согласно полученным результатам ребенок нуждается в специальной программе обучения, которая должна быть направлена на формирование образов-представлений и закрепление зрительной ориентировки в социальной ситуации и предметом мире. В соответствии состояния здоровья ребенок нуждается в использовании специальных технических средств во время обучения: звукоусиливающая аппаратура. Для ребенка с данным вариантом познавательного развития обследование закончено.

Пример 4. Василий К., 2008 г.р. На момент психолого-педагогического обследования паспортный возраст ребенка 6 лет, в связи с чем, предъявлен набор из 7 диагностических заданий для 6-х лет с целью выявления интеллектуальных решений познавательных задач для оперирования образами-представлениями об окружающей действительности. Согласно данным комплексного диспансерного осмотра ребенку установлена V группа здоровья, т.к. выявлена микроцефалия, органическое поражение центральной нервной системы, симптоматическая фокальная эпилепсия, детский церебральный паралич, афакия и оперированная отслойка сетчатки, фиброз стекловидного тела. В соответствии состояния здоровья ребенок нуждается в использовании специальных технических средств во время психолого-педагогического обследования: ортопедические приспособления. В соответствии состояния здоровья ребенок не нуждается в использовании специальных технических средств во время психолого-педагогического обследования. При последовательном предъявлении 7 заданий набора для его паспортного возраста мальчик показал следующие результаты: 0+0+0+0+0+0+0=0. Итоговая оценка: 0 баллов. Согласно итоговой оценке ребенок нуждается в дополнительном психолого-педагогическом обследовании. После того, как ребенку последовательно предъявили 7 заданий набора для предыдущего паспортного возраста - для 5 лет на выявление зрительной ориентировки в социальной ситуации и предметном мире ребенок показал следующие результаты. Итоговая оценка: 0+0+0+0+0+0+0=0 баллов. Итоговая оценка свидетельствует о необходимости предъявления ребенку заданий диагностического набора для предыдущего паспортного возраста. При выполнении заданий диагностического набора для 4 летнего возраста и выявления зрительно-практической ориентировки в социальной ситуации и предметном мире ребенок показал следующие результаты. Итоговая оценка: 0+0+0+0+0+0+0=0 баллов. Итоговая оценка свидетельствует о необходимости предъявления ребенку заданий диагностического набора для предыдущего паспортного возраста. При выполнении заданий диагностического набора для 3-х летнего возраста и выявления практической деятельности ребенок показал следующие результаты. Итоговая оценка: 0+0+0+0+0+0+0=0 баллов. Итоговая оценка свидетельствует о необходимости предъявления ребенку заданий диагностического набора для предыдущего паспортного возраста. При выполнении заданий диагностического набора для 2-х летнего возраста и выявления поисково-ориентировочной деятельности ребенок показал следующие результаты. Итоговая оценка: 0+0+0+0+0+0+0=0 баллов. Итоговая оценка свидетельствует о необходимости предъявления ребенку заданий диагностического набора для предыдущего паспортного возраста. При выполнении заданий диагностического набора для 1-го года и выявления ориентировочно-поисковых действий ребенок показал следующие результаты. Итоговая оценка: 0,75+0,75+0,75+0+0+0+0=2,25 баллов. Итоговая оценка свидетельствует о необходимости предъявления ребенку заданий диагностического набора для предыдущего паспортного возраста. При выполнении заданий диагностического набора для 6-ти месяцев и выявления непроизвольной ориентировки на внешние стимулы ребенок показал следующие результаты. Итоговая оценка: 0+0,75+0,75+0,75+0+0,75+0,75=3,75 балла.

Согласно итоговой оценке у ребенка вариант познавательного развития «познавательное развитие не оценивается». Данный вариант познавательного развития свидетельствует о том, что у ребенка ни один из интеллектуальных способов решения познавательных задач не сформирован. Ребенок нуждается в использовании специальных технических средств: ортопедические приспособления и индивидуальной специальной педагогической помощи в процессе воспитания и обучения для формирования у него ориентировочных действий на внешние стимулы, возможности выполнять манипулятивные действия с игрушками. Для ребенка с данным вариантом познавательного развития обследование закончено.

Изобретение является новым для общей и коррекционной педагогики, абилитации/реабилитации в образовании и здравоохранении, так как из уровня техники не известны способы диагностики познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет на основе выявления и оценки способов решения интеллектуальной задачи в первые десять лет жизни.

Абсолютным противопоказанием для применения способа являются осложнения соматического состояния здоровья ребенка, затрудняющие продуктивное взаимодействие со взрослым. Относительным противопоказанием является стойкий негативизм ребенка к взаимодействию со взрослым во время психолого-педагогического обследования

Способ позволяет осуществить последовательное наблюдение за процессом познавательного развития ребенка в период от 6 месяцев до 11 лет жизни. Контроль динамики познавательного развития возможен путем проведения «поперечных срезов» на каждом последовательно сменяющим друг друга возрастном этапе познавательного развития. Данный способ носит скринирующий характер, т.к. психолого-педагогическое обследование рассчитано на небольшой отрезок времени: от 15 до 30 минут. Способ прост в применении, требует небольшого числа общедоступных игровых заданий с дидактическими пособиями.

Способ может использоваться педагогами-дефектологами, детскими и клиническими психологами, педиатрами и невропатологами, имеющими практический опыт работы по специальности не менее 3-х лет как в образовательных организациях, так и в учреждениях здравоохранения. Наиболее эффективно изобретение может быть использовано в педагогике, включая коррекционную область, в абилитации/реабилитации детей при оказании ребенку своевременной специальной психологической и коррекционно-педагогической помощи, для разработки индивидуального образовательного маршрута.

Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни, включающий использование критериев оценки интеллектуальных решений познавательной задачи, соответствующих возрастным нормативам, отличающийся тем, что специалист последовательно предлагает ребенку выполнить самостоятельно диагностические задания из набора, соответствующего его паспортному возрасту, если ребенок не выполняет задание, специалист оказывает ему дополнительную помощь однократно, после этого фиксирует возможность перехода ребенка на самостоятельный способ выполнения задания, при этом диагностические задания соответствуют каждому из 11 оцениваемых возрастных периодов: 6 месяцев, 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет, 10 лет, в соответствии с таблицей, изложенной в описании:

для 6 месяцев критерием познавательного развития ребенка является непроизвольная ориентировка на внешние стимулы, интеллектуальными решениями познавательных задач являются следующие 7:

- ориентировка на мимику взрослого и умение имитировать ее;

- манипулятивные действия с погремушками, самостоятельные поисковые действия;

- самостоятельные поисковые действия рукой и ощупывание близко расположенных предметов и поверхностей;

- управление движениями головы и тела, повороты со спины на живот и обратно; преодоление небольшого расстояния с помощью сложных координированных моторных актов в виде ползания;

- выражение потребности в социальном взаимодействии с помощью социальных способов коммуникации: мимики, голоса, звуков речи и звукокомплексов;

- выражение своих физиологических потребностей: голод, дискомфорт, с помощью социальных способов: изменение силы и интонации плача, звуков речи и звукокомплексов;

для 1 года критерием познавательного развития ребенка является поисково-ориентировочные действия, интеллектуальными решениями познавательных задач являются следующие 7:

- социальный жест руками, обращение лепетными, усеченными словами «дай», «на»;

- понимание последовательности появления игрушки из-за ширмы в определенном месте и в определенный промежуток времени;

- элементарная самостоятельность в быту: умение удерживать бутылку двумя руками при приеме пищи,

- выполнение знакомых действий руками, ориентируясь на слово взрослого;

- извлечение звука из игрушки, выполнение орудийного действия;

- соединение и разъединение 2-х частей одного предмета;

- обследование с помощью ходьбы окружающего пространства и достижение внешней цели;

для 2-х лет критерием познавательного развития ребенка является поисково-ориентировочные действия, интеллектуальными решениями познавательных задач являются следующие 7:

- действие с юлой согласно ее функциональному назначению;

- самостоятельная ориентировка в новом помещении с помощью ходьбы;

- коммуникация с помощью социальных жестов и слов;

- выполнение социальной последовательности действий с куклой и ложкой;

- дифференцировка машинок и шариков из коробки с игрушками по внешнему виду;

- орудийное действие с чашкой;

- ориентировка на свои физиологические ощущения и социальный способ информирования взрослых об этом словами «да», «нет»;

для 3-х лет критерием познавательного развития ребенка является практическая деятельность для перехода к наглядно-действенному мышлению, интеллектуальными решениями познавательных задач являются следующие 7:

- использование своих физических возможностей при доставании шарика с ленточкой, который выронил специалист из рук;

- использование тележки с тесьмой и матрешки в соответствии со свойством цели;

- практическое использование вербальных средств в виде слов и предложений для решения проблемной ситуации;

- практическая ориентировка на величину при собирании ребенком пирамидки с кольцами по просьбе взрослого;

- выполнение ребенком по просьбе взрослого практической ориентировки на форму при расположении фигурки на том месте на листе бумаги, где она нарисована;

- практическое использование карандаша в соответствии с его общественно выработанным способом применения, воссоздание простого графического образа предмета на листе бумаги;

- выполнение ребенком задания по просьбе взрослого самостоятельно снять и надеть ботинок;

для 4-х лет критерием познавательного развития ребенка является наглядно-действенное мышление в социальной ситуации и в предметном мире, интеллектуальными решениями познавательных задач являются следующие 7:

- самостоятельно произвести результативный двигательный акт, т.е. перепрыгнуть через две гимнастические палки, расположенные так, чтобы ребенок не смог перешагнуть через них;

- последовательное выполнение связанных между собой игровых действий и использование предмета-заместителя;

- операции анализа и сравнения при зрительном соотнесении 5 предметов с 5-ю карточками с контурами этих предметов;

- зрительная ориентировка при группировке предметов согласно заданному сенсорному признаку;

- зрительно-практическая ориентировка на количественный признак, выполнение счетных операций по представлению в пределах 3-х;

- восстановление целостного изображения из 4-х частей с помощью зрительно-практической ориентировки;

- использование графических умений для воссоздания на плоскости образа реального объекта-образца;

для 5-ти лет критерием познавательного развития ребенка является зрительная ориентировка для перехода к оперированию образами-представлениями в социальной ситуации и в предметном мире, интеллектуальными решениями познавательных задач являются следующие 7:

- воссоздание образа заданного и знакомого предмета по памяти из 7 геометрических фигур после демонстрации изображения поезда;

- выполнение взаимосвязанных между собой игровых действий в соответствии с определенной социально ситуацией, заданной взрослым, наличие сюжетно-ролевой игры;

- обобщение 12-ти изображений предметов на две группы в соответствии с их функциональным назначением;

- выполнение счетных операций по представлению, решение устных задач в пределах 5-ти; -раскладывание серии из 4-х сюжетных изображений по представлению о последовательности реальных событий и составление рассказа с помощью связанных между собой и развернутых речевых высказываний;

- временные представления и умение соотносить некоторые признаки времен года с его названием, отражение в речевом высказывании сути каждого времени года;

- сложное графическое изображение знакомых предметов по представлению;

для 6 лет критерием познавательного развития ребенка является оперирование образами-представлениями об окружающей действительности, интеллектуальными решениями познавательных задач являются следующие 7:

- воссоздание знакомого образа предмета из 7 плоскостных фигур;

- представление о школьных принадлежностях при выборе из 10-ти картинок тех, которые нужны для учебы;

- представление об использовании вспомогательных средств и действий с предметами-игрушками;

- оперирование количественными представлениями, решение простых устных задач на сложение и вычитание в пределах 7;

- умение ребенка самостоятельно разложить четыре картинки в правильной последовательности и составить по ним рассказ, что было в начале, что потом;

- умение ребенка самостоятельно определить текущее время года по сюжетным картинкам с изображением специфических признаков времен года, знание последовательности времен года, названий и характерных признаков времен года;

- графическое изображение образа близкого человека с характерными деталями;

для 7 лет критерием познавательного развития ребенка является воссоздающее воображение, интеллектуальными решениями познавательных задач являются следующие 7:

- умение ребенка самостоятельно нарисовать 6 разных предметов, основываясь на изображении 6 прямых линий;

- умение ребенка самостоятельно определить изображенное на картинке время суток и рассказать о том, что он делает в это время;

- обобщенные, отвлеченные и последовательные суждения при раскладывании изображений в две группы, чтобы каждая картинка подходила к своей группе;

- оперирование количественными представлениями в пределах 10, решение простых задач на нахождение суммы и разности в пределах 10;

- выделение и запоминание внешних отличительных признаков одного из персонажей на основании словесного описания;

- знание названий месяцев года и их последовательности, изложение событий, из жизни с ними связанными;

- установление причинно-следственной зависимости изображенного на картинке сюжета, которую предложил специалист;

для 8 лет критерием познавательного развития ребенка является оперирование знаково-символическими средствами, интеллектуальными решениями познавательных задач являются следующие 7:

- практическая ориентировка во времени: указать из составленных предложений те действия, которые можно успеть сделать за минуту;

- понимание переносного смысла пословиц и метафор;

- отображение в рисунке основного смысла рассказа взрослого;

- выполнение различных арифметических действий в уме;

- нахождение неизвестного уменьшаемого путем выполнения счетных операций с переходом через 10;

- знание свойств воды и понимание причины смены ее состояния;

- сознание свойства многозначности или однозначности слов;

для 9 лет критерием познавательного развития ребенка является логическое мышление, интеллектуальными решениями познавательных задач являются следующие 7:

- представление о геометрических фигурах и их свойствах;

- нахождение порядка и выполнение необходимого арифметического действия, нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого;

- представления о свойствах чисел, оперирование понятиями «четные», «нечетные»;

- применение грамматических норм русского языка;

- обобщенные представления о явлениях природы;

- обобщенные представления о социальных отношениях;

- понимание основного смысла рассказа, умение выражать свое отношение к героям и соотносить содержание с жизненным опытом;

для 10 лет критерием познавательного развития ребенка является элементарно-абстрактное мышление, интеллектуальными решениями познавательных задач являются следующие 7:

- понимание причин природного явления, выстраивание логических суждений;

- сформированность представлений о взаимосвязях живой природы;

- метрические представления и умение устанавливать соотношение между единицами длины;

- оперирование понятиями «скорость, движение, время» и установление взаимосвязи между ними;

- понимание причинно-следственных связей между поступками и чувствами героев рассказа, сравнение и классификация отношений и соотнесение их со своим жизненным опытом;

- представления о социальных явлениях, навыки письма и умение выражать свои мысли с помощью письменной речи, последовательность суждений;

- узнавание предмета по словесному описанию его характерных признаков, соотнесение названия предмета с заданным количеством букв, формулировка вопроса согласно образца,

при этом самостоятельное выполнение ребенком задания оценивают в 1 балл, самостоятельное выполнение задания после оказания дополнительной помощи в ходе диагностического обследования - 0,75 балла, не выполнение самостоятельно задания после оказания дополнительной помощи в ходе диагностического обследования - 0 баллов, итоговую оценку определяют по следующей формуле A+B+C+D+F+E+G=O, где: О - итоговая оценка; А - оценка за выполнение первого задания; В - оценка за выполнение второго задания; С - оценка за выполнение третьего задания; D - оценка за выполнение четвертого задания; F - оценка за выполнение пятого задания; Е - оценка за выполнение шестого задания; G - оценка за выполнение седьмого задания; итоговая балльная оценка, по которой определяется вариант познавательного развития и реальный интеллектуальный способ решения ребенком познавательной задачи, должна быть не менее 4 баллов; при итоговой балльной оценке результатов выполнения ребенком заданий диагностического набора, соответствующего его паспортному возрасту более 6 баллов, вариант познавательного развития характеризуется как «познавательное развитие, соответствующее возрастному нормативу» и для детей с таким вариантом познавательного развития обследование закончено, при итоговой балльной оценке результатов выполнения ребенком заданий диагностического набора, соответствующего его паспортному возрасту от 4 до 6 баллов включительно, вариант познавательного развития характеризуется как «познавательное развитие, незначительно отстающее от возрастного норматива» и ребенку требуется дополнительная педагогическая помощь, для детей с этим вариантом познавательного развития обследование закончено, при итоговой балльной оценке результатов выполнения ребенком заданий диагностического набора, соответствующего его паспортному возрасту менее 4 баллов, познавательное развитие не оценивают и ему предлагается пройти дополнительное психолого-педагогическое обследование, во время этого обследования ребенку последовательно предлагаются задания диагностических наборов предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста до тех пор, пока при выполнении одного из них он наберет 4 балла включительно или более, при итоговой балльной оценке результатов выполнения ребенком заданий диагностического набора одного из предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста от 4 баллов включительно и более, вариант познавательного развития характеризуют как «познавательное развитие, отстающее от возрастного норматива», итоговая балльная оценка результатов выполнения ребенком заданий всех диагностических наборов предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста менее 4 баллов, свидетельствует о том, что ни один из интеллектуальных способов решения ребенком познавательной задачи не сформирован и вариант познавательного развития характеризуется как «познавательное развитие не оценивается».



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может быть использовано для реабилитации людей с химическими и нехимическими зависимостями. Проводят мероприятия, направленные на восстановление физиологических функций пациента, и реабилитацию пациента, вовлекая членов семьи пациента с проведением семейной психотерапии.

Изобретение относится к педагогике и медицине, дефектологии, нейропсихологии. В способе драмсет-коррекции - развивающей коррекции познавательной и двигательной активности детей с детским церебральным параличом - используют сенсорную мотивацию с помощью барабанной установки – драмсет.

Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине, онкологии, физиотерапии. Предварительно регистрируют электроэнцефалограмму (ЭЭГ).

Изобретение относится к области психологии и психотерапии и может быть использовано для развития эмоционального интеллекта детей и для повышения уровня социализации детей.

Изобретение относится к медицине, а именно к наркологии, и может быть использовано для лечения лиц, страдающих бытовым пьянством и сохранными формами алкоголизма. Предварительно проводят внутривенную лазерную терапию и инфузионно-капельную медикаментозную терапию для выведения токсинов, улучшения мозгового кровообращения.

Изобретение относится к области медицины, в частности к анестезиологии-реаниматологии, психиатрии и психотерапии, и может быть использовано у пациентов с когнитивными расстройствами в раннем послеоперационном периоде трансплантации сердца.

Изобретение относится к области медицины, конкретно к психотерапии, и касается способов лечения психосоматических расстройств, в частности снижения избыточного веса и обучения навыкам самоконтроля, особенно навыкам рационального питания.

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для коррекции веса в случае экзогенно-конституционального ожирения взрослых и детей. Проводят анализ пищевого поведения.
Изобретение относится к области психологии и применяется при психокоррекции психических состояний и зависимостей, коррекции социального поведения в способах, направленных на изменение установки.

Изобретение относится к медицине, в частности к психотерапии, наркологии и психиатрии, и может использоваться для лечения алкоголизма. Проводят рациональную психотерапию, нейролингвистическое программирование "Смещение якорей" с формированием отвращения к алкоголю, а также медикаментозное лечение.
Изобретение относится к медицине, лечебно-физическим методам воздействия на пациента, в частности, на позвоночник. Способ лечения грыжи позвоночника включает вытяжение позвоночника пациента в положении лежа на груди и животе с одновременным вибрационным воздействием.

Изобретение относится к медицине и касается способа лечения дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника, в том числе осложненных протрузиями межпозвонковых дисков.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в учреждениях практического здравоохранения, санаторно-курортных учреждениях, реабилитационных медицинских центрах.
Изобретение относится к области медицины, а именно к урологии, андрологии и сексопатологии. Для лечения эректильной дисфункции ежедневно однократно в течение 10-12 минут проводят гравитационное воздействие на пациента в направлении голова-нижние конечности.
Изобретение относится к спортивной медицине. Способ оздоровления и развития физических способностей велосипедистов включает укрепление связок опорно-двигательного аппарата, устранение функциональных блоков шейного, поясничного отделов позвоночника, проведение фасциального массажа (ФМ) в последовательности, охарактеризованной в формуле изобретения.

Изобретения относятся к медицинской технике. Система обучения ходьбе содержит ленточный транспортер, на котором ходит обучаемый, пару опор, датчик для измерения состояния наличия ноги на опоре и управляющее устройство.

Изобретения относятся как к медицинским, так и бытовым ортопедическим изделиям, а именно к ортопедическим матрасам и способам изготовления ортопедических матрасов, и направлено на повышение надежности самого матраса.

Изобретение относится к медицине. Аппарат для разработки локтевого сустава содержит шины плеча и предплечья, соединенные между собой шарнирным механизмом и имеющие ремни для крепления плеча и предплечья, две тяги для сгибания и разгибания руки, каждая из которых снабжена элементом регулировки угла сгибания/разгибания руки.

Изобретение относится к педагогике и медицине, дефектологии, нейропсихологии. В способе драмсет-коррекции - развивающей коррекции познавательной и двигательной активности детей с детским церебральным параличом - используют сенсорную мотивацию с помощью барабанной установки – драмсет.

Изобретение относится к медицине, а именно к нефрологии, урологии и физиотерапии, и может быть использовано для реабилитации детей с хроническим вторичным пиелонефритом.

Изобретение относится к медицине, а именно к ЛОР заболеваниям, и может быть использовано в качестве скринингового эпидемиологического выявления нарушений слуховой функции у взрослых.

Изобретение относится к педагогике, конкретно к коррекционной педагогике, к способу психолого-педагогической диагностики, может быть использовано для выявления раннего отклонения в познавательном развитии ребенка и оценке интеллектуального способа решения ребенком познавательной задачи в соответствии с возрастным нормативом. Специалист последовательно предлагает ребенку выполнить самостоятельно диагностические задания из набора, соответствующего его паспортному возрасту. Если ребенок не выполняет задание, специалист оказывает ему дополнительную помощь однократно, после этого фиксирует возможность перехода ребенка на самостоятельный способ выполнения задания. При этом диагностические задания соответствуют каждому из 11 оцениваемых возрастных периодов: 6 месяцев, 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет, 10 лет. Результат выполнения ребенком диагностического задания оценивается в баллах. Определяют итоговую оценку. В зависимости от полученного итогового значения познавательное развитие определяют, как «соответствующее возрастному нормативу» или как «познавательное развитие, незначительно отстающее от возрастного норматива». При итоговой оценке, соответствующей его паспортному возрасту менее допустимого значения, познавательное развитие не оценивают и ему предлагается пройти дополнительное обследование. Во время этого обследования ребенку последовательно предлагаются задания диагностических наборов предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста до тех пор, пока при выполнении одного из них он наберет балльную оценку допустимого значения. При итоговой оценке результатов выполнения ребенком заданий диагностического набора одного из предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста от допустимого значения и более, вариант познавательного развития характеризуют как «познавательное развитие, отстающее от возрастного норматива», а при итоговой оценке менее допустимого значения говорят о том, что ни один из интеллектуальных способов решения ребенком познавательной задачи не сформирован, и вариант познавательного развития характеризуется как «познавательное развитие не оценивается». Способ позволяет провести оценку познавательного развития детей в возрасте от 6 мес до 10 лет жизни за счет выполнения набора диагностических методик, каждая из которых включает по семь заданий в соответствии с конкретным возрастным этапом. 1 табл., 4 пр.

Наверх