Способ и устройство оповещения водителей транспортных средств

Обнаружение пешехода или велосипедиста осуществляют по сигналу датчиков движения, установленных в начале коридора, образованного ограждающими конструкциями. Оповещение водителей транспортных средств осуществляют заблаговременно активацией контурной подсветки по сигналу блока управления, получающему сигнал от датчиков движения, при этом контурную подсветку активируют на ограждающих конструкциях зоны пешеходного перехода или велосипедной дорожки и полуарки с установленными знаками пешеходного перехода или велосипедной дорожки. Обеспечивается безопасность движения во время пересечения пешеходами или велосипедистами нерегулируемого пешеходного перехода или велосипедной дорожки. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к информационно-предупредительным способам и устройствам оповещения водителей транспортных средств о наличии пешеходов и животных на пешеходных переходах или о наличии велосипедистов вблизи пересечения проезжей части и велосипедной дорожки и может быть использовано в дорожном строительстве.

Уровень техники

Из уровня техники известно устройство оповещения для нерегулируемого пешеходного перехода ([1] патент РФ на полезную модель №135829, МПК G08G 1/095, опубл. 20.12.2013), содержащее блок управления, к которому подключен датчик движения и кнопка вызова, являющиеся источниками сигналов включения устройства в режим оповещения. Средство радиосвязи, встроенное в блок управления подключено к антенне и обеспечивает синхронизацию включения нескольких аналогичных устройств по радиоканалу. Настройка параметров устройства осуществляется с помощью портативного компьютера с подключенным к нему радиомодемом. К управляющим цепям блока управления подключено, по меньшей мере, одно информационное табло, расположенное над полосой движения, выполненное из двух матриц идентичных светодиодов, предназначенных для формирования стилизованного изображения человека и фона, управляемых независимо таким образом, что возможны четыре режима свечения табло. Информационное табло имеет средства крепления, матрицу светодиодов в виде человека и матрицу фона. Блок управления представляет собой, например, микропроцессорное или микроконтроллерное устройство, позволяющее замыкать и/или размыкать электрическую сеть по заданному алгоритму, производить синхронизацию с аналогичным блоком или блоками по радиоканалу малого радиуса действия и производить беспроводную настройку параметров с использованием портативного компьютера с радиомодемом. Датчик движения представляет собой устройство, позволяющее определять приближение пешехода к пешеходному переходу и передавать сигнал на блок управления для включения режима оповещения. Кнопка вызова позволяет включать режим оповещения вручную или продлить работу устройства в этом режиме. Источником питания может служить электрическая сеть и/или устройство, способное вырабатывать или аккумулировать электрическую энергию.

Недостатками данной системы является отсутствие возможности гарантировано обеспечить фиксацию датчиком движения пешехода на подступах к зоне пешеходного перехода, например при подходе, по обочине дороги в «мертвой зоне» датчика; крайне низкое время, остающееся для реакции водителя при срабатывании устройства; отсутствие информативного обозначения границ опасной зоны «пешеходный переход/дорожное полотно».

Из уровня техник известен наиболее близкий аналог заявленного изобретения, выбранный на прототип, способ оповещения водителей о наличии пешеходов на пешеходном переходе ([2] патент РФ на изобретение №2506368, МПК E01F 9/00, опубл. 10.02.2014), включающий освещение пешеходного перехода при срабатывании датчика присутствия пешехода на пешеходном переходе. Освещение пешеходного перехода осуществляют видимым, независимо от времени суток, светом при помощи светодиодного прожектора. Световой поток пропускают через рамку-трафарет, имитирующую при прохождении через нее светового потока на поверхности пешеходного перехода разметку «Зебра». Осуществляют дополнительное оповещение водителей при помощи, по меньшей мере, одного окна, имитирующего сигнал светофора, обращенного в сторону приближающегося транспорта.

Недостатками данного известного способа является возможность принятия включения прожектора и светового потока как неисправное уличное освещение, требующее дополнительного массового обучения и водителей, и пешеходов и отсутствие достаточного времени для принятия водителем решения о снижении скорости.

Сущность изобретения

Задачами, на решение которых направленно заявляемое изобретение, являются:

1. Гарантированное и заблаговременное (не менее 3-х секунд) предупреждение водителей о нахождении пешеходов в зоне пешеходного перехода или велосипедистов в зоне велосипедной дорожки и их намерении пересечь дорогу и тем самым обеспечение времени для реакции водителя.

2. Обеспечение комплексного представления водителя о наличии на проезжей части пешеходного перехода или велосипедной дорожки и его границах.

3. Недопущение пересечения дорожного полотна вне обозначенной зоны. Техническим результатом является повышение безопасности движения во время

пересечения пешеходами или велосипедистами нерегулируемого пешеходного перехода или велосипедной дорожки, снижение утомляемости водителей, обеспечение экономии электрической энергии, потребляемой устройством, повышение информированности водителей на дорогах, повышение информативности самой дорожной инфраструктуры.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается за счет способа оповещения водителей транспортных средств, включающего обнаружение объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки, оповещение водителей транспортных средств о наличии объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки, при этом обнаружение объекта осуществляют по сигналу датчиков движения, установленных в начале коридора, образованного ограждающими конструкциями; оповещение водителей транспортных средств осуществляют заблаговременно активацией контурной подсветки по сигналу блока управления, получающему сигнал от датчиков движения, при этом контурную подсветку активируют на ограждающих конструкциях зоны пешеходного перехода или велосипедной дорожки и полуарки с установленными знаками пешеходного перехода или велосипедной дорожки; при этом водителю предоставляют гарантированный временной промежуток не менее 3-5 сек. для реакции, за счет коридора, образованного ограждающими конструкциями.

Технический результат также достигается за счет того, что контурная подсветка ограждающих конструкций работает постоянно, а контурная подсветка полуарки с установленными знаками загорается в момент появления объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки.

Технический результат также достигается за счет того, что контурная подсветка полуарки с установленными знаками работает постоянно, а контурная подсветка ограждающих конструкций загорается в момент появления объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки.

Технический результат также достигается за счет того, что контурная подсветка ограждающих конструкций работает постоянно, а контурная подсветка полуарки с установленными знаками загорается в момент появления объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки в мигающем режиме.

Технический результат также достигается за счет того, что контурная подсветка ограждающих конструкций и контурная подсветка полуарки с установленными знаками работает постоянно, а в момент появления объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки включается в мигающем режиме.

Способ реализуется устройством оповещения водителей транспортных средств, содержащим блок управления, датчики движения, источник питания, элемент оповещения транспортных средств, при этом датчики движения установлены в начале коридора, образованного ограждающими конструкциями; элемент оповещения транспортных средств выполнен в виде контурной подсветки ограждающих конструкций зоны пешеходного перехода или велосипедной дорожки и полуарки с установленными знаками пешеходного перехода или велосипедной дорожки; при этом в коридоре дополнительно установлена тактильная плитка и, по меньшей мере, одна кнопка принудительной активации контурной подсветки. В качестве источника питания может быть использована электрическая сеть и/или устройство, способное вырабатывать или аккумулировать электрическую энергию.

Заявляемые задачи решаются за счет:

1. Наличия пешеходных коридоров в зоне пешеходного перехода, оборудованных датчиками движения, за счет чего обеспечивается временной промежуток 3-5 секунды от появления пешехода в зоне пешеходного перехода и его выхода непосредственно на проезжую часть;

2. Контурной подсветки ограждений зоны пешеходного перехода, металлических опор и знаков светящимся проводом.

Под объектом подразумевается пешеход, велосипедист или разного рода животные, если данное изобретение реализовано в зоне перегона или миграции животных.

Краткое описание чертежей

На Фиг. 1 схематично представлен фрагмент проезжей части с двумя полосами движения в прямом и обратном направлении и с установленным устройством оповещения.

На Фиг. 2 - разрез 1-1 по фиг. 1.

На Фиг. 3 - разрез 2-2 по фиг. 1.

Позиции, указанные на фигурах:

1 - металлическая опора («полуарка»); 2 - знак пешеходного перехода 5.19.1 или 5.19.2; 3 - ограждающая конструкция; 4 - датчик движения; 5 - кнопка принудительной активации системы; 6 - блок управления с контроллером и встроенным средством радиосвязи для взаимодействия с блоком управления аналогичного устройства, устанавливаемого на стороне проезжей части встречного направления движения; 7 - источник питания; 8 - контурная подсветка; 9 - коридор, образованный ограждающими конструкциями; 10 - тактильная плитка.

Осуществление изобретения

Устройство оповещения водителей транспортных средств содержит блок управления (6) с контроллером и встроенным средством радиосвязи (или любым другим контактным или проводным способом) для взаимодействия с блоком управления аналогичного устройства, устанавливаемого на стороне проезжей части встречного направления движения. К блоку управления (6) подключены датчики движения (4), установленные в начале коридора (9), образованного ограждающими конструкциями (3). Устройство также содержит элементы оповещения транспортных средств, выполненных в виде контурной подсветки (8). Контурная подсветка (8) установлена на ограждающих конструкциях (3) зоны пешеходного перехода, а также на полуарке (1) с установленными знаками (2). Заявленная конструкция также может применяться для велосипедных дорожек и в зонах перегона или миграции животных разного рода. В интересах малоподвижных групп населения (например, в инвалидных колясках) изобретение изначально предусматривает оборудование пешеходного коридора тактильной плиткой (10) и кнопками принудительной активации системы (5). Все устройство функционирует за счет источника питания (7), в качестве которого может быть использована электрическая сеть и/или устройство, способное вырабатывать или аккумулировать электрическую энергию (например, солнечные элементы и батареи накапливания энергии). Контурная подсветка может быть выполнена в виде светящегося провода и/или светящейся светодиодной ленты, либо другого источника света, такого как отражающие катафоты и пр.

Устройство реализуется способом оповещения водителей транспортных средств, включающим обнаружение объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки, оповещение водителей транспортных средств о наличии объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки. Под объектом подразумевается пешеход, велосипедист или разного рода животные, если данное изобретение реализовано в зоне перегона или миграции животных. Обнаружение объекта осуществляют по сигналу датчиков движения, установленных в начале коридора, образованного ограждающими конструкциями. Оповещение водителей транспортных средств осуществляют заблаговременно активацией контурной подсветки по сигналу блока управления, получающему сигнал от датчиков движения, при этом контурную подсветку активируют на ограждающих конструкциях зоны пешеходного перехода или велосипедной дорожки и полуарки с установленными знаками пешеходного перехода или велосипедной дорожки. При этом водителю предоставляют гарантированный временной промежуток не менее 3-5 сек для реакции, за счет коридора, образованного ограждающими конструкциями.

Возможно множество вариантов работы контурной подсветки, например:

- контурная подсветка ограждающих конструкций работает постоянно, а контурная подсветка полуарки с установленными знаками загорается в момент появления объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки;

- контурная подсветка полуарки с установленными знаками работает постоянно, а контурная подсветка ограждающих конструкций загорается в момент появления объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки;

- контурная подсветка ограждающих конструкций работает постоянно, а контурная подсветка полуарки с установленными знаками загорается в момент появления объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки в мигающем режиме;

- контурная подсветка ограждающих конструкций и контурная подсветка полуарки с установленными знаками работает постоянно, а в момент появления объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки включается в мигающем режиме.

Все указанные признаки влияют на повышение безопасности движения во время пересечения пешеходами или велосипедистами нерегулируемого пешеходного перехода или велосипедной дорожки, снижении утомляемости водителей, обеспечении экономии электрической энергии, потребляемой устройством, повышении информированности водителей на дорогах.

Пример реализации изобретения.

Для иллюстрации работы устройства, на фиг. 1 и фиг. 2 приведен фрагмент проезжей части с двумя полосами движения в прямом и обратном направлениях и с двумя установленными устройствами. При включении устройство находится в неактивном состоянии. Появление объекта, в данном случае пешехода, в зоне пешеходного перехода фиксируется датчиками движения (4) установленными в начале образованного ограждающими конструкциями (3) коридора (9). Информация с датчиков поступает на блок управления (6), что приводит к активации контурной подсветки (8) полуарки (1) с установленными знаками (2) и всей зоны пешеходного перехода, выполненной светящимся проводом, обеспечивающим четкую и однозначную картинку независимо от погодных условий и времени суток. Время активной работы устройства регулируется непосредственно при монтаже исходя из фактической необходимости. Конструкция пешеходного коридора предотвращает пересечение дорожного полотна вне границ пешеходного перехода и обеспечивает не менее 3-5 секунд времени от появления пешехода в зоне перехода, соответственно и активации системы, и его выхода на дорожное полотно. Вместе с этим оригинальная конструкция контурной подсветки, цветовая гамма в совокупности с техническими характеристиками светящегося провода позволяют обеспечить комплексное представление о наличии впереди пешеходного перехода, его границах и наличии пешехода на нем, одновременно, исключая возможное принятие работы устройства как рекламную конструкцию, работающее с перебоями дорожное освещение и т.д. В интересах малоподвижных групп населения (например, в инвалидных колясках) полезная модель изначально предусматривает оборудование пешеходного коридора тактильной плиткой и кнопками активации системы (5). Электропитание устройства осуществляется за счет источника питания (7), выполненного на основе солнечных батарей и АКБ, обеспечивающих работу устройства в ночное и облачное время. Также датчики (7) срабатывают при появлении тумана или задымления в воздухе, включая освещение для улучшения видимости знаков и пешеходного перехода.

В целом, совокупность новых элементов и мер, добавляемых к элементам существующей дорожной инфраструктуры, приводит к увеличению промежутка времени, за который пешеход (или иной объект, пересекающий пешеходный переход) достигает аварийно-опасной зоны дороги и подвергает риску свою жизнь и жизнь водителя, до 3-5 секунд, что позволяет всем участникам дорожного движения осознать необходимость повышения внимания к происходящему и принять своевременно верное решение о своих дальнейших действиях. Это позволяет существенно увеличить безопасность и комфорт при нахождении в зоне пересечения автомобильных и пешеходных путей передвижения, как для водителей транспортных средств, так и для пешеходов, лиц с ограниченными возможностями и лиц, перемещающихся на микротранспорте (велосипеды, самокаты и т.п.), и снизить аварийность в зонах нерегулируемых пешеходных переходов, в целом.

При этом заявленное изобретение можно интегрировать в типовые решения ГОСТа для нерегулируемых пешеходных переходов, в которые могут быть включены также элементы, не указанные в данной заявке, например, мигающий желтый светофор специально над знаком пешеходного перехода и т.п.

1. Способ оповещения водителей транспортных средств, включающий обнаружение объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки, оповещение водителей транспортных средств о наличии объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки, отличающийся тем, что

- обнаружение объекта осуществляют по сигналу датчиков движения, установленных в начале коридора, образованного ограждающими конструкциями;

- оповещение водителей транспортных средств осуществляют заблаговременно активацией контурной подсветки по сигналу блока управления, получающему сигнал от датчиков движения, при этом контурную подсветку активируют на ограждающих конструкциях зоны пешеходного перехода или велосипедной дорожки и полуарки с установленными знаками пешеходного перехода или велосипедной дорожки;

- при этом водителю предоставляют гарантированный временной промежуток не менее 3-5 сек для реакции, за счет коридора, образованного ограждающими конструкциями.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что контурная подсветка ограждающих конструкций работает постоянно, а контурная подсветка полуарки с установленными знаками загорается в момент появления объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что контурная подсветка полуарки с установленными знаками работает постоянно, а контурная подсветка ограждающих конструкций загорается в момент появления объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что контурная подсветка ограждающих конструкций работает постоянно, а контурная подсветка полуарки с установленными знаками загорается в момент появления объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки в мигающем режиме.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что контурная подсветка ограждающих конструкций и контурная подсветка полуарки с установленными знаками работает постоянно, а в момент появления объекта в зоне пешеходного перехода или велосипедной дорожки включается в мигающем режиме.

6. Устройство оповещения водителей транспортных средств, содержащее блок управления, датчики движения, источник питания, элемент оповещения транспортных средств, отличающееся тем, что

- датчики движения установлены в начале коридора, образованного ограждающими конструкциями,

- элемент оповещения транспортных средств выполнен в виде контурной подсветки ограждающих конструкций зоны пешеходного перехода или велосипедной дорожки и полуарки с установленными знаками пешеходного перехода или велосипедной дорожки,

- при этом в коридоре дополнительно установлена тактильная плитка и, по меньшей мере, одна кнопка принудительной активации контурной подсветки.

7. Устройство по п. 6, отличающееся тем, что в качестве источника питания может быть использована электрическая сеть и/или устройство, способное вырабатывать или аккумулировать электрическую энергию.



 

Похожие патенты:

Перекресток с дорожными полотнами (1), тротуарами (2) и дорожными переходами (3) выполнен регулируемым с помощью светофоров (4). Тротуары отделены от дорожного полотна ограждениями (5) в виде декоративных решеток, имеющих проходы (6) для входа на переход.

Изобретение относится к средствам управления дорожным движением транспортных средств и пешеходов на пешеходных переходах. Система управления движением на переходе через дорожное полотно между тротуарами, ограниченное бордюрами, включает светофоры с лампами трех цветов, подключенными к цепи питания через электромеханический контроллер со схемой управления, оснащенные дополнительным сигнальным устройством, подключенным параллельно лампам зеленого света.

На пешеходном переходе (1) установлен наращиваемый по высоте бордюр (5), в полости (6) которого установлены осветительные элементы (7), которые подключены параллельно к лампам красного света светофора и снабжены схемой мигания (10) и упругой подпружиненной кнопкой (12), введенной в механический контакт с верхней частью бордюра, выполненной упругой.

Изобретение относится к области обустройства пешеходных переходов, а именно к автономному комплексу обустройства пешеходного перехода с телеметрией на основе GSM/GPRS модуля.

Изобретение относится к области регулирования дорожного движения. Нерегулируемый пешеходный переход состоит из пешеходной дорожки на проезжей части автодороги, обозначенной по краям на тротуарах дорожными знаками.

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к дорожной разметке из специальных материалов (материалов для дорожной разметки) с нанесёнными отражающими добавками (микростеклошариками).

Изобретения относятся к области дорожных знаков или устройств предупредительной световой сигнализации. Описываются дорожный знак и связанное с ним устройство световой предупредительной сигнализации.

Изобретение относится к области дорожного строительства, к инфраструктурным элементам освещения автодорожных магистралей, тротуаров и пешеходных дорожек. Технический результат: создание дополнительной подсветки для покрытий.

Изобретение относится к области обеспечения безопасности дорожного движения. Способ формирования зон визуализации технических средств организации дорожного движения с учетом оптических помех от придорожных информационных устройств заключается в том, что на участке автомобильной дороги и придорожной полосы определяют границы зон визуализации технических средств организации дорожного движения (ТСОДД), которые расположены справа по ходу движения и требуют остановки транспортного средства (ТС).

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано с целью обозначения пешеходных или велосипедных дорожек, тротуаров, пешеходных зон, переходов, дорожек на дачных участках и прочих объектов для ориентации на них людей в темное время суток.

Изобретение относится к средствам управления дорожным движением транспортных средств и пешеходов на пешеходных переходах. Система управления движением на переходе через дорожное полотно между тротуарами, ограниченное бордюрами, включает светофоры с лампами трех цветов, подключенными к цепи питания через электромеханический контроллер со схемой управления, оснащенные дополнительным сигнальным устройством, подключенным параллельно лампам зеленого света.

На пешеходном переходе (1) установлен наращиваемый по высоте бордюр (5), в полости (6) которого установлены осветительные элементы (7), которые подключены параллельно к лампам красного света светофора и снабжены схемой мигания (10) и упругой подпружиненной кнопкой (12), введенной в механический контакт с верхней частью бордюра, выполненной упругой.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении автомобильных дорог, в частности при изготовлении дорожной разметки. Способ укладки дорожной разметки заключается в том, что при укладке дорожного полотна формируют нижний слой асфальтобетонного покрытия.

Изобретение относится к области дорожного движения на нерегулируемых пешеходных переходах. Нерегулируемый пешеходный переход включает зону дорожного покрытия, перпендикулярную оси дороги, с установленными на границах полос встречного движения "Искусственных неровностей", снабженными по концам на оси дороги светоотражающими полушипами-стойками, а на противоположном конце соосно с осью "Искусственной неровности" на внешней стороне тротуара установлена знаковая стойка высотой 1750 мм с телескопически складываемой кассетой-каркасом с секциями-карманами, в которые вставлены светоотражающие исходные знаки.

Ретроотражающий листовой материал, который может быть шариковым ретроотражающим листовым материалом или призматическим ретроотражающим листовым материалом, содержит основу, имеющую первую поверхность и вторую поверхность, с множеством ретроотражающих элементов, расположенных на второй поверхности основы для образования ретроотражающего листового материала, соответствующего начальному уровню ретроотражающей способности.
Наверх