Рыбопромысловое судно ледового плавания

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса эксплуатации рыбопромыслового судна в тяжелых ледовых условиях. Предложено рыбопромысловое судно ледового плавания, включающее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, размещенные в отсеках балластные цистерны с балластной системой и двигательно-движительный комплекс, причем носовая оконечность корпуса имеет форму бульба, содержащего в своей верхней части ребро, образованное в диаметральной плоскости и имеющее уклон вперед к плоскости ватерлинии, при этом судно дополнено водоналивными цистернами, размещенными в кормовой части корпуса судна в отсеках, расположенных кормовее размещения его штатных балластных цистерн. Технический результат заключается в повышении эффективности эксплуатации судна за счет улучшенной его ледопроходимости. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса эксплуатации рыбопромыслового судна в тяжелых ледовых условиях.

Известно рыбопромысловое судно ледового плавания, имеющее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, трюм для рыбопродукции, размещенные в отсеках балластные цистерны с балластной системой и двигательно-движительный комплекс (Патент РФ на ПМ №148436 от 10.12.2014 г.) - прототип.

Однако известное судно имеет низкую ледопроходимость и, соответственно, малую скорость движения в ледовом поле.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности эксплуатации рыбопромыслового судна путем улучшения его ледопроходимости в ледовом поле за счет улучшения ледоразрушения корпусом судна и увеличения скорости его движения во льдах.

Для этого у рыбопромыслового судна ледового плавания, включающего корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, размещенные в отсеках балластные цистерны с балластной системой и двигательно-движительный комплекс, по изобретению носовая оконечность корпуса имеет форму бульба, содержащего в своей верхней части ребро, образованное в диаметральной плоскости и имеющее уклон вперед к плоскости ватерлинии. Кроме того, судно дополнено водоналивными цистернами, размещенными в кормовой части корпуса судна в отсеках, расположенных кормовее размещения его штатных балластных цистерн. При этом указанные водоналивные цистерны имеют автономную балластную систему.

Выполнение носовой оконечности корпуса судна в форме бульба, содержащего в своей верхней части ребро, образованное в диаметральной плоскости и имеющее уклон вперед к плоскости ватерлинии, позволяет улучшить процесс ломки льда корпусом судна благодаря тому, что указанный бульб осуществляет разрушение льда путем вспарывания своим ребром ледового покрова путем давления снизу вверх. Кроме того, бульб снижает волновое сопротивление движению судна, тем самым повышая его скорость движения.

Дополнение судна водоналивными цистернами, размещенными в кормовой части корпуса судна в отсеках, расположенных кормовее размещения его штатных балластных цистерн, позволяет регулировать заглубление носовой части судна в процессе ломки льда и тем самым выбирать оптимальное положение режущей лед части бульба относительно кромки ледового поля. Благодаря этому обеспечивается возможность преодоления судном ледового поля большей толщины и/или повышения скорости его движения.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлено предлагаемое рыбопромысловое судно и на фиг. 2 - носовая оконечность судна на фиг. 1.

Рыбопромысловое судно содержит корпус 1, имеющий ледовые обводы и ледовое усиление (на рисунке не показаны), размещенные в его отсеках 2 штатные балластные цистерны 3 с балластной системой (на рисунке не показано) (фиг. 1). Носовая оконечность корпуса 1 имеет форму бульба 4, содержащего в своей верхней части ребро 5 (фиг. 1, 2), образованное в диаметральной плоскости судна и имеющее уклон с углом γ° вперед к плоскости ватерлинии по направлению сверху вниз (фиг. 2). В состав судна введены дополнительные водоналивные цистерны 6, размещенные в кормовой части корпуса судна в отсеках 7, расположенных кормовее размещения его штатных балластных цистерн (фиг. 1), и имеющие свою балластную систему (на чертеже не показано).

Эксплуатация предлагаемого рыбопромыслового судна осуществляется следующим образом.

В процессе движения в ледовом поле рыбопромысловое судно разрушает лед своей носовой оконечностью, имеющей форму бульба 4, который своим острым ребром 5 поднимает (поддевает) край ледового поля, вследствие чего при продолжении движения судна часть ледового поля наползает на острое ребро 5 ледоразрушающего бульба 4 и, продвинувшись вдоль ребра 5, разрушается под действием своего веса.

Физические характеристики льда таковы, что он обладает способностью упругого деформирования. При этом толщина деформируемого участка ледового поля существенно сказывается на характере самого процесса разрушения. Толстые куски льда обладают меньшей упругостью и разрушаются, раскалываясь на более мелкие части. Тонкий лед в отличие от толстого гораздо пластичнее и при разрушении сначала заметно изгибается и деформируется, и только после этого уже раскалывается. При этом толстый лед раскалывается на куски, а тонкий лед упруго деформируется и успевает достичь конца острого ребра 5, где разрушается уже путем раздавливания более затупленной частью носа судна. В следствие этого имеет место более затратный энергетически процесс преодоления льда. Кроме того, ледовая «каша» в отличие от поведения крупного колотого льда, который в результате действия бульба 4 уходит в стороны под кромки канала, проделанного судном, мелко битый лед забивает канал и мешает работе орудий лова за кормой судна.

Для устранения неблагоприятных режимов разрушения льда и в целях обеспечения наиболее эффективных режимов движения судна (снижения сопротивления) в ледяном поле регулируют заглубление острой кромки ледоразрушающего бульба 4, тем самым обеспечивая оптимальную длину взаимодействующего со льдом острого ребра 5 бульба 4. Для этого используют водоналивные цистерны 6, заполняя которые, обеспечивают необходимое заглубление носовой оконечности судна с ледоразрушающим бульбом 4, тем самым выбирая наиболее выгодный режим преодоления льда, что и обеспечивает повышение эффективности эксплуатации промыслового судна.

Предлагаемое рыбопромысловое судно ледового плавания имеет повышенную эффективность его эксплуатации благодаря улученной его ледопроходимости за счет улучшенного ледоразрушения носовой частью его корпуса, что выгодно его отличает от прототипа.

1. Рыбопромысловое судно ледового плавания, включающее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, размещенные в отсеках балластные цистерны с балластной системой и двигательно-движительный комплекс, отличающееся тем, что носовая оконечность корпуса имеет форму бульба, содержащего в своей верхней части ребро, образованное в диаметральной плоскости и имеющее уклон вперед к плоскости ватерлинии, при этом судно дополнено водоналивными цистернами, размещенными в кормовой части корпуса судна в отсеках, расположенных кормовее размещения его штатных балластных цистерн.

2. Рыбопромысловое судно ледового плавания по п. 1, отличающееся тем, что водоналивные цистерны, которыми дополнено судно, имеют автономную балластную систему.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, в частности к рыбопромысловым судам, преимущественно для океанического лова, и может быть использовано при проектировании и строительстве рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих судов.

Изобретение относится к области судостроения и касается проектирования судов неограниченного океанского плавания, способных к автономному и всепогодному ведению рыбных промыслов на большом удалении от портов в штормовых и ледовых широтах дальневосточных морей России и в северо-западной части Тихого океана.

Изобретение относится к средствам, обеспечивающим придание амфибийным гусеничным машинам рыбопромысловых возможностей. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции центрального резервуара (1) для выборки, например для рыболовного судна. .

Судно // 1799808

Изобретение относится к судостроению и может быть применено на двухкорпусных судах - кальмароловах. .

Изобретение относится к ледокольным работам. Предложен способ разрушения ледяного покрова судном на сжатом пневмопотоке путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при его движении, причем одновременно с поступательным движением судна создают дополнительную нагрузку на лед, направленную вниз, формирующую газодинамическую струю от нагнетания импеллером высокого давления, сопло которого расположено под днищем корпуса под углом в вертикальной плоскости к продольной оси судна и перпендикулярно - к горизонтальной, от закрепленных подвижных горизонтальных перегородок на оси вращения, расположенных в носовой и кормовой частях судна посредством одновременной дифферентовки судна на корму, при этом струю высокого давления выбирают достаточной для создания максимального дифферента судна на корму, возникающего от давления газодинамической струи при заданной высоте открытия подвижных горизонтальных перегородок, которые создают аэродинамическую подъемную силу на носовую часть судна.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к транспортным судам для круглогодичного прохода по Северному морскому пути и снабжению прибрежных территорий.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к строительству судов ледового плавания. Движитель ледокольного судна содержит лебедку с приводным двигателем и канатом, который присоединен к якорю, установленному впереди судна, по ходу его движения.

Изобретение относится к судостроению, а именно к движительным установкам. Движительная установка для эксплуатации в ледовых условиях и в свободных от льда водах для морского судна, имеющего корпус (S) с диаметральной линией (CL), проходящей между его носовым концом (3) и кормовым концом (4).

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судна в ледовых условиях. Устройство для повышения ледовых качеств судна характеризует способ придания не ледоходному судну способность двигаться во льдах и повышение ледовых качеств ледоколу.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов компоновки корпуса судна по отсекам при разработке новых проектов атомных ледоколов и судов с атомными энергетическими установками, предназначенных для эксплуатации в тяжелых ледовых условиях.

Изобретение относится к области судостроения, касается подруливающих устройств ледоколов и ледокольных судов и может быть использовано для маневрирования на чистой воде и в швартовном режиме в условиях мелкобитого льда.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров путем возбуждения в нем резонансных изгибно-гравитационных волн.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Устройство для разрушения ледяного покрова состоит из подводного судна, способного возбуждать резонансные изгибно-гравитационные волны при движении судна подо льдом с резонансной скоростью.

Изобретение относится к области судостроения и касается создания ледокольных судов, использующих для разрушения ледяного покрова подъемную архимедову и гидродинамическую силу.

Изобретение относится к области судостроения и касается скоростных судов. Предложен способ создания упора между водой и судном с использованием двух транспортеров, в которых нижняя часть ленты неподвижна относительно воды, при этом используются транспортеры с независимым изменением их положения относительно судна и кинематики движения.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса эксплуатации рыбопромыслового судна в тяжелых ледовых условиях. Предложено рыбопромысловое судно ледового плавания, включающее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, размещенные в отсеках балластные цистерны с балластной системой и двигательно-движительный комплекс, причем носовая оконечность корпуса имеет форму бульба, содержащего в своей верхней части ребро, образованное в диаметральной плоскости и имеющее уклон вперед к плоскости ватерлинии, при этом судно дополнено водоналивными цистернами, размещенными в кормовой части корпуса судна в отсеках, расположенных кормовее размещения его штатных балластных цистерн. Технический результат заключается в повышении эффективности эксплуатации судна за счет улучшенной его ледопроходимости. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Наверх