Композиция автомобильного бензина

Композиция автомобильного бензина, включающая бензин каталитического риформинга, изомеризат, алкилбензин, бензин каталитического крекинга, отличающаяся тем, что бензин каталитического риформинга произведен на установке каталитического риформинга с непрерывной регенерацией платинового катализатора, а бензин каталитического крекинга представлен фракцией стабильного бензина и фракцией легкого бензина; дополнительно композиция содержит метил-трет-бутиловый эфир и антиокислительную присадку Агидол при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Технический результат заключается в получении автомобильного бензина, который соответствуют требованиям ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004), а также Техническим регламентам FIA и FIM с октановым числом по исследовательскому методу не менее 100 пунктов для современных гоночных, спортивных автомобилей, скутеров, мотоциклов, картов и форсированных внедорожников. 7 табл.

 

Изобретение относится к нефтепереработке, а также к автомобильной промышленности, в частности к составу автомобильного бензина, предназначенного для использования в качестве топлива во внедорожниках, гоночных, спортивных автомобилях, скутерах, мотоциклах, картах.

Известно топливо для гоночных автомобилей, которое содержит изооктан, масло для двухтактных двигателей, оксигенат, ароматические углеводороды, изомеризат, алкилат и бензины каталитического риформинга при определенном соотношении компонентов, описанное в патенте РФ №2337128, однако данное топливо не соответствует ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-224) по содержанию кислорода и, кроме того, в составе рецептуры присутствует запрещенный в применении N-метиланилин.

Известна композиция автомобильного бензина, описанная в патенте РФ №2581464, включающая изомеризат, п-ксилол, изобутан, МТБЭ, изооктен, алкилбензин, агидол. Композиция соответствует требованиям ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-224), однако не соответствует международным требованиям к спортивным топливам FIM и FIA (ОЧИИ не выше 102, ОЧММ не выше 90), также не может быть реализована на производственной схеме ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», ввиду отсутствия п-ксилола и изооктена в обращении.

Наиболее близким к заявляемому решению является композиция автомобильного бензина, описанная в патенте РФ №2241736, включающая бензин каталитического риформинга, изомеризат, алкилбензин, бензин каталитического крекинга, фракцию, выкипающую в интервале 30-180X3, выделенную из жидких нефтепродуктов пиролиза производства этилена и газовый бензин. Недостатком известного топлива является то, что оно превышает нормы действующего Технического регламента Таможенного союза TP ТС 013/2011 и соответственно ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004) по содержанию бензола и серы, что приводит к запрету на ввод в оборот данного вида топлива на территории Российской Федерации; не удовлетворяет требованиям норм технических регламентов FIA (Международной автомобильной федерации) и FIM (Международной мотоциклетной федерации), а именно: низкое октановое число (и по моторному и по исследовательскому методу), высокое содержание серы и бензола означает, что данное топливо не может использоваться в двигателях гоночных, спортивных автомобилей.

Задача предлагаемого решения - разработка композиции автомобильного бензина соответствующей требованиям ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004), Технического регламента Таможенного союза TP ТС 013/2011, а так же Техническим регламентам FIA (Международная автомобильная федерация) и FIM (Международная мотоциклетная федерация) с октановым числом по исследовательскому методу не менее 100 пунктов для современных гоночных, спортивных автомобилей, скутеров, мотоциклов, картов и форсированных внедорожников.

ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» разработан Стандарт предприятия СТО 05747181-028-2016, который объединяет требования к качеству спортивного бензина и ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-224), TP ТС 013/2011, FIA, FIM.

Поставленная задача решается предлагаемой композицией автомобильного бензина, включающей бензин каталитического риформинга, изомеризат, алкилбензин, бензин каталитического крекинга; при этом бензин каталитического риформинга произведен на установке каталитического риформинга с непрерывной регенерацией платинового катализатора, а бензин каталитического крекинга представлен фракцией стабильного бензина и фракцией легкого бензина; дополнительно композиция содержит метил-трет-бутиловый эфир и антиокислительную присадку «Агидол» при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Получение компонентов композиции осуществляется на производственной схеме ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» при технологически обоснованных условиях. В процессе атмосферно-вакуумной перегонки нефти получают фракции НК-85°С; 85-180°С и широкую фракцию вакуумного газойля 340-570°С. Фракцию 85-180°С направляют на установку каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора. Процесс реформирования осуществляют на платиновом катализаторе при стандартных условиях, получают катализат, являющийся компонентом спортивного бензина и обладающий качественными характеристиками, указанными в таблице 1.

Процесс изомеризации легкой бензиновой фракции НК-85°С осуществляют на циркониево-фосфатном катализаторе с добавлением платины при стандартных условиях. Полученный изомеризат является компонентом спортивного бензина и обладает качественными характеристиками, указанными в таблице 2.

Широкую фракцию вакуумного газойля 340-570°С «отправляют» на установку каталитического крекинга с получением алкилата, фракции легкого бензина и фракции стабильного бензина, качественные характеристики компонентов представлены соответственно в таблицах 3, 4, 5.

Сопоставление физико-химических свойств компонентов показывает, что изомеризат, алкилат известной и предлагаемой композиций обладают схожими свойствами, однако, свойства бензина каталитического риформинга существенно различаются. Так, октановое число бензина риформинга для прототипа составляет 90 пунктов по исследовательскому методу и 81,2 пункта по моторному, для бензина риформинга, предлагаемой композиции, по исследовательскому методу 101 и 88 по моторному. Такая разница октановых чисел объясняется тем, что бензин каталитического риформинга предлагаемого топлива производится на установке каталитического риформинга с непрерывной регенерацией платинового катализатора, а аналогичный компонент прототипа на установке со стационарным слоем катализатора. В процессе реформирования фракции 85-180°С протекают реакции дегидроциклизации парафиновых и нафтеновых углеводородов с образованием ароматических углеводородов. Снижение давления в процессе реформинга благоприятствует увеличению выхода ароматики и октанового числа получаемого бензина, однако приводит к увеличению содержанию кокса на поверхности платинового катализатора и как следствию уменьшению межрегенерационного цикла эксплуатации. Указанное негативное последствие снижения давления в процессе риформинга успешно преодолено на установках с непрерывной регенерацией катализатора.

Бензин каталитического крекинга прототипа имеет схожие свойства со стабильным бензином каталитического крекинга предлагаемой композиции.

В составе производственной схемы ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» функционирует установка каталитического крекинга, перерабатывающая и негидроочищенный вакуумный газойль. Вырабатываемый на ней бензин содержит в своем составе 2600 ppm масс. серы, что обуславливает необходимость проведения процесса гидроочистки бензина каталитического крекинга. При проведении процесса гидроочистки бензина каталитического крекинга происходит снижение серы до 20 ppm масс. Получаемый при этом продукт - гидроочищенный бензин имеет октановое число по исследовательскому методу 94,7 пунктов и значение выкипаемости при 70°C - 35,5% об и 100°С - 56,5% об.

В целях повышения октановых характеристик и значений выкипаемости компонентов смешения бензина и, как следствие, готового продукта бензина, в композицию добавлен компонент, полученный оригинальным методом разделения гидроочищенного бензина каталитического крекинга на фракции легкого и тяжелого бензина. Фракцию легкого бензина направляют на смешение для приготовления предлагаемой композиции спортивного бензина, а фракцию тяжелого бензина на смешение других видов товарных автомобильных бензинов. Качественные характеристики легкого бензина (представлены в таблице 4) - октановое число по исследовательскому методу 96,8 и 83 по моторному, - выкипаемость при 70°C - 100% объема, при этом характеристики бензина крекинга прототипа: выкипаемость при 70°С - 30% объема, октановое число по исследовательскому методу - 94 пункта, что выгодно отличает легкий бензин от бензина кат крекинга прототипа. Вовлечение легкого бензина каталитического крекинга в состав спортивного бензина позволяет выдерживать необходимое октановое число получаемого продукта, а так же регулировать выкипаемость.

Для улучшения антидетонационных свойств, в композицию вводятся метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), вовлечение легкого бензина каталитического крекинга позволяет снизить долю привозного высокооктанового компонента метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ). Для повышения индукционного периода в композицию добавляют антиокислительную присадку «Агидол» в количестве 0,01% масс. Предлагаемое спортивное топливо готовят путем смешения компонентов в потоке в указанных выше соотношениях в трубопроводе с последующим заполнением товарного резервуара.

В таблице 6 представлены примеры образцов предлагаемой композиции при различных соотношениях компонентов. В таблице 7 приводятся их качественные характеристики. Все образцы соответствуют требованиям стандарта предприятия СТО 05747181-028-2016.

Спектр компонентов производства ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" позволяет получать качественное топливо с учетом изменений технологического режима эксплуатации, в том числе, при останове установок на капитальный ремонт. Это проявляется в возможности заменить один компонент другим без потери в качестве получаемого продукта. Кроме того, заявляемое решение, позволяет получать продукт, отвечающий требованиям НД в широком диапазоне октановых чисел - от 100 (образец 4), до 101,5 (образец 10). Необходимо отметить, возможность получения топлива с одним и тем же октановым числом при разных соотношениях компонентов - образцы 2, 3, 7, 9, 11.

Композиция автомобильного бензина, предложенная в качестве изобретения, соответствует экологическому классу ЕВРО-5 и является продуктом нового поколения, который соответствует всем вышеперечисленным нормативным документам. Предложенное топливо обладает показателями качества, обеспечивающими улучшенные эксплуатационные свойства. Может применяться в двигателях современных гоночных, спортивных автомобилей, скутеров, мотоциклов, картов и форсированных внедорожников.

По результатам проведенного государственным научным центром Российской Федерации - ФГУП «Центральный ордена Трудового Красного знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» комплексного исследования влияния высокооктанового бензина АИ-100 (предлагаемая композиция автомобильного бензина) на мощностные, экономические, скоростные и динамические качества легкового спортивного автомобиля выявлено, что при переходе с автомобильного бензина с октановым числом 98 на бензин с октановым числом 100, происходит:

- Увеличение мощности и крутящего момента до 10%;

- Снижение времени разгона на 6,8%;

- Улучшение топливной экономичности до 10%.

Предлагаемая композиция спортивного бензина прошла испытания на соответствие состава требованиям Международной мотоциклетной федерации (FIM) в испытательной лаборатории компании Intertek (Швейцария). Опытно-промышленная партия спортивного бензина, приготовленная в соответствии с предлагаемой композицией, получила высокую оценку, на прошедшем в августе 2016 года Чемпионате мира по мотокроссу в Краснодарском крае. По итогам Чемпионата мира компания ПАО "ЛУКОЙЛ" получила благодарность Международной мотоциклетной федерации за вклад в обеспечение соревнований качественным спортивным топливом, соответствующим международным требованиям.

Композиция автомобильного бензина, включающая бензин каталитического риформинга, изомеризат, алкилбензин, бензин каталитического крекинга, отличающаяся тем, что бензин каталитического риформинга произведен на установке каталитического риформинга с непрерывной регенерацией платинового катализатора, а бензин каталитического крекинга представлен фракцией стабильного бензина и фракцией легкого бензина; дополнительно композиция содержит метил-трет-бутиловый эфир и антиокислительную присадку Агидол при следующем соотношении компонентов, мас.%:



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортировки нефти и нефтепродуктов с помощью трубопроводов. Способ получения реагента для снижения гидродинамического сопротивления потока жидких углеводородов в трубопроводах включает полимеризацию альфа-олефинов С6-С14 в присутствии катализатора и активатора катализатора.

Изобретение относится к области транспортировки нефти и нефтепродуктов с помощью трубопроводов. Способ получения реагента для снижения гидродинамического сопротивления потока жидких углеводородов в трубопроводах включает полимеризацию альфа-олефинов С6-С14 в присутствии катализатора и активатора катализатора.

Изобретение относится к маслам для двигателей внутреннего сгорания. Заявлено моторное масло для двухтактных бензиновых двигателей, содержащее пакет присадок, загуститель полиизобутилен и базовое масло, которое отличается тем, что базовым маслом является изопарафиновое масло с вязкостью до 2,6 мм2/с при 100°С, выделенное из продуктов гидроизомеризации остатка однопроходного гидрокрекинга вакуумного дистиллата, при следующем соотношении компонентов, мас.%: пакет присадок до 4,6 загуститель полиизобутилен 25-30 базовое изопарафиновое масло с вязкостью до 2,6 мм2/с при 100°С до 100 Моторное масло дополнительно содержит растворитель в количестве до 10 мас.%.

Изобретение раскрывает топливную эмульсию для дизелей на основе дизельного топлива с добавлением спирта, промотора и дистиллированной воды, при этом топливная эмульсия дополнительно содержит алкенилсукцинимид мочевины при следующих соотношениях компонентов, масс.%: этанол 5,0-40,0; дистиллированная вода 0,6-4,8; алкенилсукцинимид мочевины 1,0-5,0; 2-этилгексилнитрат 1,0; дизельное топливо - до 100.

Изобретение описывает топливо для гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) на основе синтетического высокоплотного горючего Т-10, при этом в топливо дополнительно введен промотор горения - трет-бутилгидропероксид и антиоксидант – ионол ( мас.%) горючее Т-10 95,495-94,492 трет-бутигидропероксид 4,5-5,5 ионол 0,005-0,008 Технический результат заключается в создании топлива для ГПВРД с увеличенными сроками хранения, увеличенной нормальной скоростью горения и уменьшенным периодом задержки воспламенения при сжигании в турбулентном потоке в камере ГПВРД при введении в него трет-бутилгидропероксида в качестве промотора горения и ионола в качестве антиоксиданта.
Изобретение относится к способу получения высокооктановых компонентов моторных топлив путем алкилирования изобутана олефинами в жидкой фазе в присутствии фтористоводородного катализатора.

Изобретение раскрывает топливо, которое содержит продукт каталитического крекинга текучей среды, содержащей топливную смесь, включающую: i) 93-99,95% масс. материала нефтяной фракции и ii) 0,05-7% масс.
Изобретение относится к производству противотурбулентных присадок, снижающих гидродинамическое сопротивление в трубопроводах для транспортировки нефти и нефтепродуктов, углеводородного топлива.

Изобретение раскрывает высокооктановый автомобильный бензин с октановым числом не менее 91 ед., определенным по исследовательскому методу, включающий в себя в качестве основного компонента бензиновую фракцию, выкипающую до 225°С, характеризующийся тем, что для повышения детонационной стойкости содержит изопропилбензол и оксигенат, при следующем соотношении компонентов, % масс.: изопропилбензол 2,0-35,0, оксигенат 1,0-23,0, бензиновая фракция до 100,0.

Изобретение раскрывает способ получения неэтилированного авиационного бензина, который включает компаундирование алкилата, изомеризата, ароматических углеводородов каталитического риформинга и монометиланилина, при этом в качестве основы используют дебутанизированную фракцию алкилата 45-135°C, содержащую не более 2 мас.% бутанов, которую получают ректификацией из широкой фракции алкилбензина, а в качестве ароматических углеводородов используют толуол и ксилол, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Фракция алкилата 45-135°C 40,0-80,0 Толуол и ксилол 10,0-30,0 Изомеризат 5-35,0 Монометиланилин 0,5-1,5, где массовое соотношение ксилола и монометиланилина находится в интервале от 1:1 до 5:1.

Изобретение относится к способу получения несмешанной композиции синтетического углеводородного топлива, включающему приведение в контакт одного или нескольких олефинов с катализатором олигомеризации в реакционной зоне в условиях, обеспечивающих олигомеризацию олефинов, и удаление из реакционной зоны потока продукта, содержащего продукты олигомеризации олефинов, в котором из потока продукта извлекают фракцию, которая имеет следующие свойства: (a) распределение точки кипения характеризуется следующим: (i) 10% улетучивается до 205°С или менее и (ii) конечная точка кипения составляет 300°С или менее согласно измерению в соответствии с ASTM D86; (b) точка замерзания составляет -47°С или менее согласно измерению в соответствии с ASTM D2386; (c) плотность при 15°С равна по меньшей мере 775,0 кг/м3 согласно измерению в соответствии с ASTM D4052; (d) общая концентрация моноциклических ароматических и моноциклических неароматических углеводородов составляет по меньшей мере 1% об.; и (e) концентрация циклических углеводородов составляет 30% об.

Изобретение раскрывает кислородсодержащую антидетонационную присадку к автомобильным бензинам для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, состоящую из метилтретбутилового эфира, при этом присадка дополнительно содержит изобутиловый спирт при следующем соотношении компонентов,% масс.: изобутиловый спирт 20-80; метилтретбутиловый эфир – остальное.

Изобретение раскрывает альтернативное топливо для автомобилей с октановым числом по исследовательскому методу не менее 90 единиц и давлением насыщенных паров не менее 40 кПа, включающее в себя этиловый спирт, ароматические углеводороды С7-С10 и рафинат, отличающееся тем, что содержит рафинат производства ароматических углеводородов с давлением насыщенных паров не менее 35,0 кПа, выкипающий в интервале температур 45-120°С, при следующем соотношении компонентов, мас.%: этиловый спирт 20-40, ароматические углеводороды С7-С10 1-20, рафинат до 100.

Изобретение раскрывает альтернативное автомобильное топливо с октановым числом не менее 90,0 единиц, определенным по исследовательскому методу, включающее в себя спирты C1-C2 и углеводородную фракцию процесса Фишера-Тропша, при этом в качестве углеводородной фракции содержит бензиновую фракцию процесса Фишера-Тропша, выкипающую в интервале температур 28-225°C, и дополнительно содержит ароматические углеводороды С7-С10 при следующем соотношении компонентов, % масс.: спирты C1-C2 20-45; ароматические углеводороды C7-C10 до 20; углеводородная фракция процесса Фишера-Тропша до 100.

Изобретение относится к способу получения углеводородов бензинового ряда из попутного нефтяного газа, включающему стадию синтеза оксигенатов из синтез-газа, полученного из попутного нефтяного газа, в присутствии металлооксидного катализатора, и стадию синтеза углеводородов из полученных оксигенатов в присутствии цеолитного катализатора.

Изобретение раскрывает высокооктановый автомобильный бензин с октановым числом не менее 91 ед., определенным по исследовательскому методу, включающий в себя в качестве основного компонента бензиновую фракцию, выкипающую до 225°С, характеризующийся тем, что для повышения детонационной стойкости содержит изопропилбензол и оксигенат, при следующем соотношении компонентов, % масс.: изопропилбензол 2,0-35,0, оксигенат 1,0-23,0, бензиновая фракция до 100,0.

Изобретение раскрывает альтернативное автомобильное топливо с октановым числом не менее 85,0 ед., определенным по моторному методу, которое включает в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию, при этом в качестве углеводородной фракции используется бензиновая фракция процесса гидрокрекинга, выкипающая в интервале температур 28-225°С, при следующем соотношении компонентов, % масс.: этиловый спирт 54-85; углеводородная фракция до 100.

Предлагаемое альтернативное автомобильное топливо с октановым числом не менее 92,0 ед., определенным по исследовательскому методу, включает в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию и отличается тем, что в качестве углеводородной фракции содержит бензиновую фракцию процесса гидрокрекинга, выкипающую в интервале температур 28-225°С, при следующем соотношении компонентов, мас.%: этиловый спирт 20-40, углеводородная фракция до 100.

Изобретение относится к топливной композиции авиационного неэтилированного бензина с октановым числом не менее 93,0 ед., определенным по моторному методу, которая содержит алкилбензин, ароматические углеводороды и монометиланилин, при этом в качестве алкилбензина используется алкилбензин, имеющий температуру конца кипения до 200°С, в качестве ароматических углеводородов композиция содержит толуол или его смесь с п-ксилолом при массовом соотношении толуол:п-ксилол от 1:1 до 5:1 и дополнительно содержит гексановый изомеризат при следующем соотношении компонентов, % масс.: толуол или его смесь с п-ксилолом 30,0-32,0; изомеризат гексановый 10,0-37,0; монометиланилин 1,0-3,0; алкилбензин с Ткк до 200°С до 100.

Изобретение относится к способу производства олефинов и бензина с низким содержанием бензола из нафты. Способ включает стадии: 1) проведение экстрактивной перегонки нафты с получением нефтяного экстракта, содержащего циклоалканы и ароматические углеводороды, и очищенной нефти, содержащей алканы и C6-циклоалканы, при этом весовое отношение между C6-циклоалканами, содержащимися в очищенной нефти, и C6-циклоалканами, содержащимися в нафте, составляет 80-95%; 2) контактирование нефтяного экстракта с катализатором риформинга в реакционных условиях каталитического риформинга: 0,01-3,0 МПа, 300-600°C, молярное отношение водород/углеводороды 0,5-20 и объемная (волюмометрическая) скорость 0,1-50 час-1, с получением риформата с низким содержанием бензола; 3) подача очищенной нефти в установку парового крекинга для осуществления реакции крекинга с получением легких олефинов.

Изобретение раскрывает способ получения судового маловязкого топлива путем атмосферно-вакуумной перегонки нефти с выделением фракций, каталитического крекинга вакуумного газойля, компаундирования этих фракций, характеризующийся тем, что при атмосферно-вакуумной перегонке нефти выделяют вакуумную дизельную фракцию в вакуумной колонне, при атмосферно-вакуумной перегонке газового конденсата - тяжелую дизельную фракцию в ректификационной колонне и НК-360°C, являющуюся верхним циркуляционным орошением вакуумной колонны, с последующим их смешением с вакуумным газойлем установки висбрекинга в массовом соотношении 40:20:40:0-85:5:5:5 и гидроочисткой с получением компонента судового маловязкого топлива, затем каталитическому крекингу подвергают гидроочищенный вакуумный газойль с отделением от полученного продукта фракции легкого газойля и компаундированием его с компонентом судового маловязкого топлива в массовом соотношении 90:10-50:50.

Композиция автомобильного бензина, включающая бензин каталитического риформинга, изомеризат, алкилбензин, бензин каталитического крекинга, отличающаяся тем, что бензин каталитического риформинга произведен на установке каталитического риформинга с непрерывной регенерацией платинового катализатора, а бензин каталитического крекинга представлен фракцией стабильного бензина и фракцией легкого бензина; дополнительно композиция содержит метил-трет-бутиловый эфир и антиокислительную присадку Агидол при следующем соотношении компонентов, мас.: Технический результат заключается в получении автомобильного бензина, который соответствуют требованиям ГОСТ Р 51866-2002, а также Техническим регламентам FIA и FIM с октановым числом по исследовательскому методу не менее 100 пунктов для современных гоночных, спортивных автомобилей, скутеров, мотоциклов, картов и форсированных внедорожников. 7 табл.

Наверх