Способ идентификации уводящей помехи



Способ идентификации уводящей помехи

Владельцы патента RU 2672577:

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации (RU)

Изобретение относится к радиолокационным системам обнаружения и идентификации помех и может быть использовано при их разработке. Техническим результатом изобретения является повышение вероятности идентификации помех, обеспечивающих согласованный увод по дальности и скорости, за счет использования дополнительной информации об ускорении цели и изменении угловой скорости линии визирования в горизонтальной или вертикальной плоскостях. Сущность заявляемого способа состоит в том, что при выполнении условия Δ<hΔ, где Δ - разность скоростей цели, определенных по доплеровскому смещению отраженного сигнала и по производной от дальности, а hΔ - порог обнаружения помехи, равный систематической ошибке вычисления разности скоростей, измеряют угловые скорости линии визирования в горизонтальной и вертикальной плоскостях ωГ, ωВ соответственно, сравнивают их с пороговыми значениями hωГ, hωВ и при выполнении условия и хотя бы одного из условий ωB≤hωВ, ωГ≤hωГ принимают решение о наличие уводящей помехи. 1 ил.

 

Изобретение относится к радиолокационным системам обнаружения и идентификации помех и может быть использовано при их разработке.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому способу идентификации уводящей помехи (прототипом к предполагаемому изобретению) является способ идентификации уводящей помехи путем одновременного оценивания скорости по доплеровскому смещению отраженного сигнала V при помощи системы автосопровождения по скорости (АСС) и косвенных измерений скорости по производной от измеряемой дальности в системе автосопровождения по дальности (АСД), сравнения полученных оценок и обнаружении уводящей помехи в случае несогласованности этих оценок . [Куприянов А.И. Теоретические основы радиоэлектронной борьбы. Учебное пособие. - М.: Вузовская книга, 2007, с. 300].

Способ идентификации уводящей помехи, описанный в прототипе, включает в себя следующие основные этапы: обнаружение отраженного сигнала от цели, измерение скорости цели по доплеровскому смещению отраженного сигнала V, определение скорости цели по производной от дальности , вычисление их разности Δ, сравнение с пороговым значением hΔ и при Δ≥hΔ принятие решения о наличии уводящей помехи.

Недостатком способа-прототипа является низкая вероятность идентификации помех, обеспечивающих согласованный увод по дальности и скорости [Перунов Ю.М. Радиоэлектронное подавление информационных каналов систем управления оружием. - М.: «Радиотехника», 2003, с. 202].

Техническим результатом изобретения способа идентификации уводящей помехи является повышение вероятности идентификации помех, обеспечивающих согласованный увод по дальности и скорости, за счет использования дополнительной информации об ускорении цели и изменении угловой скорости линии визирования в горизонтальной ωГ или вертикальной ωВ плоскостях.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе идентификации уводящей помехи, заключающемся в обнаружении отраженного сигнала от цели, измерении скорости цели по доплеровскому смещению отраженного сигнала и по производной от дальности, вычислении их разности Δ, сравнении ее с пороговым значением hΔ и при Δ≥hΔ принятии решения о наличии уводящей помехи, в противном случае измеряют ускорение цели , сравнивают его с пороговым значением hV, измеряют угловые скорости линии визирования в горизонтальной и вертикальной плоскостях ωГ, ωВ соответственно, сравнивают их с пороговыми значениями hωГ, hωВ и при выполнении условия и хотя бы одного из условий ωВ≤hωB, ωГ≤hωГ принимают решение о наличие уводящей помехи.

Сущность заявляемого способа состоит в том, что при выполнении условия Δ<hΔ, где Δ - разность скоростей цели определенных по доплеровскому смещению отраженного сигнала и по производной от дальности, a hΔ - порог обнаружения помехи, равный систематической ошибке вычисления разности скоростей, измеряют угловые скорости линии визирования в горизонтальной и вертикальной плоскостях ωГ, ωВ соответственно, сравнивают их с пороговыми значениями hωГ, hωВ и при выполнении условия и хотя бы одного из условий ωВ≤hωВ, ωГ≤hωГ принимают решение о наличие уводящей помехи.

Воздействие помехи, обеспечивающей согласованный увод по дальности и скорости эквивалентно маневрированию цели. При маневрировании цели в горизонтальной или вертикальной плоскостях возникает ускорение и происходит изменение угловых координат цели, т.е. появляется угловая скорость линии визирования в той или иной плоскости [Меркулов В.И. Авиационные системы радиоуправления, ч. 1, 2. - М.: Радио и связь, 1996]. В случае, когда ускорение цели превышает пороговое значение, определяемое тяговооруженностью современных самолетов [Свищев Г.П. Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г.П. Свищев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994, с. 599], но величина угловой скорости линии визирования в той или иной плоскости ниже порогового уровня, то принимается решение о наличии помехи, обеспечивающей согласованный увод по дальности и скорости. Поэтому в предлагаемом способе идентификации уводящей помехи происходит измерение , ωГ, ωВ и сравнение их с пороговыми значениями.

Формирование решения о наличии уводящей помехи при Δ≥hΔ, как в способе прототипе, и в противном случае с учетом сравнения ускорения цели и значений угловых скоростей линии визирования в горизонтальной и вертикальной плоскостях с пороговым уровнем обнаружения помехи, позволяет обнаруживать не только уводящие помехи по дальности или скорости, как в прототипе, но и помехи, уводящие согласованно по дальности и скорости. Этим достигается указанный в изобретении технический результат.

Способ идентификации уводящей помехи может быть реализован, например, с помощью устройства, схема которого приведена на фигуре, где обозначено: 1 - приемо-передающий тракт, 2 - система автосопровождения по дальности, 3 - система автосопровождения по скорости, 4 - система автосопровождения по направлению, 5 - вычитающее устройство, 6 - схема сравнения, 7 - решающее устройство.

Система автосопровождения по направлению 4 предназначена для формирования текущих значений угловых скоростей линии визирования в горизонтальной ωГ и вертикальной ωВ плоскостях и может быть выполнена, например, по схеме угломера [Антипов В.Н. Многофункциональные радиолокационные комплексы истребителей: учеб. пособие для вузов / В.Н. Антипов, Е.Е. Колтышев, Г.С. Кондратенков и др. - М.: Радиотехника. 2014, с. 133].

Назначение вычитающего устройства 5 и схемы сравнения 6 ясно из их названия.

Решающее устройство 7 предназначено для формирования сигнала о наличие уводящей помехи, на основе поступающих сигналов со схемы сравнения 6 и может быть выполнено, например, с использованием элементов «и» и «или». Выход с блока 7 является выходом устройства.

Устройство функционирует следующим образом.

Из приемо-передающего тракта 1 после первичной обработки сигнал от цели поступает в систему автосопровождения по дальности 2, в систему автосопровождения по скорости 3 и в систему автосопровождения по направлению 4. Далее в блоке 2 вычисляется значение скорости по производной от измеряемой дальности , а в блоке 3 формируются значения скорости по доплеровскому смещению отраженного сигнала V и ускорения . Откуда, значения V и подаются на вычитающее устройство 5, где вычисляется их разность Δ, которая в блоке 6-1 сравнивается с порогом hΔ. При выполнении условия Δ≥hΔ на первый вход блока 7-3, решающего устройства, для выполнения операции дизъюнкции поступает сигнал о наличие уводящей помехи.

В противном случае, значения ускорения из блока 3 поступают в блок 6-2, сравниваются здесь с hV и подаются на первый вход блока 7-1 решающего устройства, выполняющего операцию конъюнкции. Одновременно с этим, в блоках 4-1 и 4-2 системы автосопровождения по направлению вычисляются значения угловой скорости линии визирования в горизонтальной ωГ и вертикальной ωВ плоскостях и поступают в блоки 6-3 и 6-4, сравниваются со значениями hωГ и hωВ соответственно и подвергаются операции дизъюнкции в блоке 7-2. Результирующий сигнал с выхода подается на второй вход блока 7-1, где в случае выполнения условия и хотя бы одного из условий ωB≤hωВ, ωГ≤hωГ формируется сигнал о наличие уводящей помехи, поступающий на второй вход блока 7-3. В результате операции дизъюнкции сигналов блок 7-3 формирует окончательное решение о наличии уводящей помехи.

Предлагаемое техническое решение является новым, поскольку из доступных источников неизвестен способ идентификации уводящей помехи, заключающийся в использовании дополнительной информации об ускорении цели и изменении угловой скорости линии визирования в горизонтальной ωГ или вертикальной ωВ плоскостях.

Предлагаемое техническое решение имеет изобретательский уровень, поскольку из опубликованных научных данных и известных технических решений явным образом не следует, что заявляемый способ идентификации уводящей помехи обеспечивает повышение вероятности идентификации помех, обеспечивающих согласованный увод по дальности и скорости, за счет использования дополнительной информации об ускорении цели и изменении угловой скорости линии визирования в горизонтальной ωГ или вертикальной ωВ плоскостях.

Способ идентификации уводящей помехи, заключающийся в обнаружении отраженного сигнала от цели, измерении скорости цели по доплеровскому смещению отраженного сигнала и по производной от дальности, вычислении их разности Δ, сравнении ее с пороговым значением hΔ и при Δ>hΔ принятии решения о наличии уводящей помехи, отличающийся тем, что при Δ<hΔ дополнительно измеряют ускорение цели сравнивают его с пороговым значением hV, измеряют угловые скорости линии визирования в горизонтальной и вертикальной плоскостях ωГ, ωВ соответственно, сравнивают их с пороговыми значениями hωГ, hωB и при выполнении условия и хотя бы одного из условий ωB≤hωВ, ωГ≤hωГ принимают решение о наличие уводящей помехи.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в бортовых навигационных системах летательных аппаратов (ЛА). Достигаемый технический результат – повышение устойчивости и точности измерения составляющих вектора путевой скорости ЛА над гладкой водной поверхностью.

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в стендовой аппаратуре. Достигаемый технический результат – расширение функциональных возможностей.

Изобретение относится к области радиотехники, а именно к системам радиоконтроля для определения координат местоположения источников радиоизлучения (КМПИРИ) УКВ-СВЧ диапазонов как цифровых, так и аналоговых видов связи, сведения о которых отсутствуют в базе данных (например, государственной радиочастотной службы).

Изобретения относятся к области радиолокации и могут быть использованы в радиолокационных станциях (РЛС) для защиты, в том числе, от импульсных и ответных помех. Достигаемый технический результат - компенсация импульсной помехи, принятой с боковых направлений боковыми лепестками диаграммы направленности антенны, и исключение компенсации отраженного сигнала, принятого главным лучом.

Изобретение относится к радиотехнике, а именно к способам обнаружения преднамеренных помех навигационной аппаратурой потребителей (НАП) глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС).
Изобретение относится к радиолокации и предназначено для решения широкого круга задач, используемых на пилотируемых и беспилотных летательных аппаратах (БЛА). Достигаемый технический результат - снижение массы и габаритов бортовой радиолокационной системы в целом, а также улучшение аэродинамических характеристик для возможности их использования в БЛА.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для определения модуля скорости неманеврирующей аэродинамической цели (АЦ) преимущественно в РЛС с грубыми измерениями азимута.

Изобретение относится к области радиолокации, в частности к методам обнаружения и оценки параметров движения маловысотных объектов в разнесенной радиолокации. Достигаемый технический результат - повышение вероятности обнаружения и точности определения параметров движения маловысотных объектов за счет создания «просветного» радиолокационного комплекса на базе передающей позиции ионосферной радиолокационной станции и расположенных на малой базе, ортогональной к линии визирования передающая позиция - приемная позиция, двух приемных позиций.

Изобретение относится к области радиолокации, радионавигации и может быть использовано для определения угловых координат источников излучения сигналов. Достигаемым техническим результатом изобретения является одновременная пеленгация источника излучения узкополосного сигнала и источника излучения широкополосного сигнала.

Изобретение относится к области радиотехники, в частности к способам нелинейной радиодальнометрии источников радиоизлучения, и может использоваться для обнаружения и измерения расстояния до излучающих объектов с нелинейными электрическими свойствами, в частности радиопередатчиков.

Изобретение относится к радиотехническому испытательному оборудованию для проведения стендовых испытаний радиоэлектронных комплексов космических аппаратов (КА) и может использоваться для имитации помеховых радиосигналов, включая излучение электрических ракетных двигателей (ЭРД), на бортовые радиосистемы КА.

Изобретение относится к радиотехнике, а именно к способам обнаружения преднамеренных помех навигационной аппаратурой потребителей (НАП) глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС).

Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано при разработке конструктивно-обособленных безэкипажных робото-технических радиоэлектронных средств многократного применения, способных в соответствии с целевым предназначением самостоятельно выполнять задачи по радиоэлектронному подавлению (РЭП) приемных устройств потребителей глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), в частности размещаемых на самолетах, крылатых ракетах, беспилотных летательных аппаратах и в системах высокоточного оружия.

Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано в измерительной технике, в устройствах средств связи, радиотехнической разведки, радиоэлектронного противодействия.

Изобретение относится к области радиоэлектронной борьбы и предназначено для использования в комплексах радиоэлектронного подавления, в частности может использоваться в аппаратуре радиотехнической защиты летательных аппаратов (ЛА).

Изобретение относится к области радиолокационной техники и может быть использовано для увеличения эффективной площади рассеяния объектов в широком диапазоне длин волн.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для обнаружения средств поражения и противодействия им. Достигаемым техническим результатом является расширение функциональных возможностей мобильной трехкоординатной радиолокационной станции (РЛС) обнаружения.

Изобретение относится к области радиоэлектронной борьбы и может быть использовано для подавления радиолокационных средств. Достигаемый технический результат - повышение эффективности подавления работы радиолокационных средств как импульсного, так и непрерывного излучения, за счет создания ответной помехи, уводящей по дальности и угловым координатам, а также с возможностью подавления радиолокационного средства по боковым лепесткам диаграммы направленности его антенны при простоте изготовления и эксплуатации.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для определения пеленга постановщика ответной помехи. Достигаемый технический результат - повышение точности определения пеленга постановщика ответной помехи (ПОП), в том числе и при нестабильности ее уровня.
Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано при разработке средств радиоэлектронного подавления приемных устройств навигационной аппаратуры потребителей глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), в частности, размещаемых на самолетах, крылатых ракетах, беспилотных летательных аппаратах (БЛА), в системах высокоточного оружия и т.д.

Изобретения относятся к области радиолокации и могут быть использованы в радиолокационных станциях (РЛС) для защиты, в том числе, от импульсных и ответных помех. Достигаемый технический результат - компенсация импульсной помехи, принятой с боковых направлений боковыми лепестками диаграммы направленности антенны, и исключение компенсации отраженного сигнала, принятого главным лучом.

Изобретение относится к радиолокационным системам обнаружения и идентификации помех и может быть использовано при их разработке. Техническим результатом изобретения является повышение вероятности идентификации помех, обеспечивающих согласованный увод по дальности и скорости, за счет использования дополнительной информации об ускорении цели и изменении угловой скорости линии визирования в горизонтальной или вертикальной плоскостях. Сущность заявляемого способа состоит в том, что при выполнении условия Δ<hΔ, где Δ - разность скоростей цели, определенных по доплеровскому смещению отраженного сигнала и по производной от дальности, а hΔ - порог обнаружения помехи, равный систематической ошибке вычисления разности скоростей, измеряют угловые скорости линии визирования в горизонтальной и вертикальной плоскостях ωГ, ωВ соответственно, сравнивают их с пороговыми значениями hωГ, hωВ и при выполнении условия и хотя бы одного из условий ωB≤hωВ, ωГ≤hωГ принимают решение о наличие уводящей помехи. 1 ил.

Наверх