Библиотека j

 

ОПИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2770IO

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Кл. 201, 41/30

Заявлено 02.! I I.1968 (№ 1223029/18-24) с присоединением заявки ¹

Приоритет

0 -убликовано 22.VII.1970. Бюллетень ¹ 24

Дата опубликования описания 2.XI.1970

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Мииистрав

СССР

МПК В 611 1/16

G 06m 7/00

УДК 656.259.1(088.8) t)ATEH;89 тГ. ;,", ц „-,,":: *. .. i

БИБЛ А

Лвторы изобретения

Ю. В. Морозов, В. А. Бобков и Г. А. Красовский

Заявитель Уральское отделение Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЧЕТА ФИЗИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте и может быть использовано для е счета железнодорожных подвижных единиц независимо от их осности, длины межосевых расстояний и других факторов, счета отдельно

2-, 4-, б-осных и т. д. вагонов, тепловозов, электровозов и для контроля занятости коротких путевых участков, например, на сортировочных горках, длина которых меньше базы вагонов и которые освобохкдаются под вагоном при прохождении по ним длиннобазных вагонов, для контроля правильности расцепки вагонов на горбе горки (в увязке с горочным программозадающим устройством и т. д.) .

Известно устройство для счета физических единиц железнодорожного подвижного состава, содержащее контрольный путевой участок, блок контроля свободности путевого участка, две педали, установленные в пределах контрольного путевого участка, блок выдачи импульсов от осей с учетом направления движения с четными и нечетными импульсными реле и с реле изменения направления движения, кольцевой реверсивный счетчик осей с реле исходного положения, замедленным его повторителем и реле прямого и обратного направлений, реверсивный счетчик физических единиц железнодорожного подвижного состава и триггеры, Предложенное устройство отличается от известного тем, что для повышения точности фиксации прохода и счета каждой физической единицы железнодорожного подвижного соста5 ва независимо от числа осей в ней при ее сквозном движении нлн маневрировании оно содержит блок счета и блок коммутации импульсов, соединенный одним входом с блоком выдачи импульсов от осей с учетом направле10 ния движения и вторым входом — с блоком контроля свободностн путевого участка, кратковременно освобождающегося при проходе над ним середины каждой единицы железнодорожного подвижного состава. Выходы бло15 ка коммутации импульсов соединены с кольцевым реверсивным счетчиком осей и блоком счета физических едпн железнодорожного подвижного состава, второй вход которого соединен с кольцевым реверсивным счетчиком

20 осей, а выход — с реверсивным счетчиком физических единиц железнодорожного подвижного состава.

Блок коммутации импульсов содержит цепи коммутации первого и второго входов кольце25 вого реверсивного счетчика осей с первым и вторым триггерами и фиксирующее реле, обмотки которого. соединены с источником питания: первая — через контакт блока свббодности контрольного участка, замкнутый при сво30 бодном состоянии последнего; а вторая — по277010

10 следовательно через контакт самоблокировки этого же реле и контакты четного и нечетного импульсных реле, замыкающиеся при выдаче импульсов счета.

Правильное распределение пусковых импульсов от педалей и запоминание факта освооождения контрольного путевого участка после прохода оси или тележки каждой единицы подвижного состава обеспечиваются благодаря тому, что вход первого триггера соединен с контактом фиксирующего реле, замкнутым после освобождения контрольного путевого участка до момента поступления импульсов счета; вход второго триггера соединен с контактом реле изменения направления движения, кратковременно размыкаюгцимся в момент его изменения и последовательно с ним — через контакт фиксирующего реле; первый и второй входы кольцевого реверсивного счетчика осей соединены с источником питания соответственно через контакты четного и нечетного импульсных реле, замыкаемые при поступлении импульсов от педалей, и контакты на выходе триггеров, замкнутые при одинаковом состоянии первого и второго триггеров, а при разных состояниях триггеров первый и второй входы кольцевого реверсивного счетчика осей соответственно подключены через контакты нечетного и четного импульсных реле и контакты на выходе триггеров.

Блок счета физических единиц железнодорожного подвижного состава содержит цепь формирования импульсов счета с третьим триггером и реле фиксации смены направления движения, обмотки которого соединены с источником питания соответственно: первая— через контакт реле изменения направления движения, вторая — через контакт самоблокировки — последовательно с двумя параллельно включенными контактами реле исходного положения кольцевого реверсивного счетчика осей и его замедленного повторителя, а вход третьего триггера соединен с источником питания через контакт реле изменения направления движения.

Входы реверсивного счетчика физических единиц железнодорожного подвижного состава соединены с источником питания соответственно: первый — через контакт реле прямого направления, второй — через контакт реле ооратного направления и через общую цепь формирования импульсов счета, состоящую из последовательно включенных контактов реле исходного положения кольцевого реверсивного счетчика осей и его замедленного повторителя и контакта реле фиксации смены направления движения.

На фиг. 1 показана схема взаимосвязи основных узлов устройства; на фиг. 2 — схема пересчета осей в физические единицы подвижного состава; на фиг. 3 — схема счета физических единиц подвижного состава.

Проход физической единицы подвижного состава фиксируется путем суммирования реверсивным счетчиком импульсов от осей первой

65 половины подвижной единицы и вычитания импульсов от осей второй половины, т. е. факт г рохода контролируется возвращением реверсивного счетчика осей в исходное положение.

Для счета физических единиц подвижного состава на пути их следования (например, на горбе горки перед стрелкой или в начале подгорочного пути) выделяется контрольный участок 1 (см. фиг. 1), свободность которого контролируется известными способами (например, рельсовой цепью или по принципу счета осей). Посередине контрольного участка — в контрольной точке — размещены на противоположных рельсах две педали 2 и 8 (например, трансформаторно-компенсационные педали). Зоны действия пх перекрываются.

Длина контрольного участка, в соответствии с принципом действия устройства, больше максимального расстояния между смежными осями одной тележки и меньше минимального расстояния между ближайшими осями соседних тележек подвижной единицы. Это обеспечивает обязательное освобождение контрольного участка, когда он находится между тележками любой подвижной единицы (или между осями двухосного вагона). Физические единицы подвижного состава подсчитываются схемами пересчета осей в физические единицы и счета физических единиц.

Предлагаемое устройство действует следующим образом.

При вступлении первой половины подвижной единицы на контрольный участок 1 включается устройство счета, а при проследовании ее над педалями 2 и 8, например, в четном направлении, схема 4, выдающая импульсы счета с учетом направления движения, через схему 5 коммутации импульсов подает на вход сложения кольцевого реверсивного счетчика осей импульсы в такт срабатывания педалей.

После прохода первой половины подвижной единицы при освобождении контрольного участка 1 под подвижной единицей устройство б контроля свободности путевого участка вырабатывает и подает в схему 5 сигнал переключения входов сложения и вычитания счетчика 7. В процессе проследования осей второй половины подвижной единицы по участку

1 импульсы счета из схемы 4 попадают через схему 5 на вход вычитания счетчика 7. Когда последняя ось вагона выходит за пределы контрольной точки, счетчик 7 оказывается в исходном положении, выдав импульс в схему

8 счета подвижных сдиниц, где формируется сигнал о проходе одной подвижной единицы, который с учетом направления движения передается, например, на вход сложения реверсивного счетчика 9 физических единиц подвижного состава. Для следующей подвижной единицы этот процесс повторяется, если между подвижными единицами контрольный участок освобождается. Если контрольный участок не освобождался (например, при проследовании хопперов), счет в счетчике 7 происходит сначала в сторону вычитания, а для вто277010 рой половины этой подвижной единицы в сторону сложения.

При следовании подвижных единиц в противоположном направлении счет осей производится так же, а сигнал исходного положения счетчика 7 поступает через схему 8 на вход вычитания счетчика 9.

Схемы 4 и 5 обеспечивают правильность счета при проследовании, маневрах и остановке на контрольном участке, а схема 8 обеспечивает при этом правильность счета физических единиц подвижного состава.

Так, например, в случае прохода первой половины подвижной единицы через контрольный участок и последующем ее возврате происходит одно переключение входов счетчика 7 в результате срабатывания устройства 6 и второе переключение в схеме 5, когда изменяется направление движения вагона, а потому в счетчике б вычитаются оси возвратившейся подвижной единицы, и счетчик оказывается в исходном положении. Однако в счетчик 9 импульс счета не проходит, поскольку схема 8 зафиксировала изменение направления движения.

При каждом изменении направления движения схема 5 переключает входы сложения и вычитания счетчика 7, обеспечивая правильность счета осей, прошедших над педалями; при этом переключаются также входы сложения и вычитания реверсивного счетчика 9, так что при следовании подвижных единиц в первоначальном направлении в счетчике происходит сложение, а при обратном движении — вычитание, и этим обеспечивается правильность счета физических единиц.

В случае применения предлагаемого устройства для контроля свободностп короткого путевого участка, например стрелочного, длина которого меньше наибольшего расстояния между смежными Осями ОднОГО ваГона (т. е. для контроля прохода длиннобазных вагонов по стрелкам), схемы 8 и 9 не нужны. Необходимо только контролировать исходное состояние счетчика осей и свободность этого путевого участка известными способами.

Схема пересчета осей в физические единицы подвижного состава обеспечивает правильное функционирование устройства при всевозможных маневрах по контрольному участку, включая и остановку на нем подвижных единиц.

При вступлении подвижной единицы на контрольный участок контакт 10 устройства б контроля свободности путевого участка включает схему 4 выдачи импульсов от осей с учетом направления движения.

При воздействии на педаль 2 колеса подвижной единицы, движущейся, например, от педали 2 к педали 3 (прямое направление), срабатывает педальное реле 11. Его контакт

12 замыкает цепь реле четной оси 18, которое, возбудившись, своим контактом 14 дополнительно разрывает цепь возбуждения реле нечетной оси 15 и подготовляет цепь возбуждения реле 16 прямого направления, В момент

65 вступления колеса в зону действия обеих педалей возбуждается реле 17 педали 3, замыкая контакт 18. В результате этого через контакты 18 и 14 срабатывает реле 16 прямого направления, которое блокируется через собственный контакт 19 и контакт 20 реле обратного направления 21.

При выходе колеса из зоны действия педали

2 реле 11 обесточивается, и его контакт 22 замыкает цепь четного импульсного реле 23, которое, возбуждаясь через контакт 24 реле 17, контакт 25 реле 18 и контакт 22 реле 11, замыкает свой контакт 26 в цепи управления кольцевым реверсивным счетчиком 7. При этом на вход а счетчика 7 через контакт 26 реле 28, контакт 27 триггера 28 и контакт 29 триггера 80 поступает импульс, который прекращается после размыкания контакта 26, происходящего после отпускания якоря реле

28 прн размыкании контакта 25 реле 18. Последнее обесточивается при размыкании контакта 12 педального реле 11 и, выдержав замедление, отпускает свой якорь. В результате реверсивный счетчик 7 засчитывает один импульс. Выход колеса из зоны действия последней по ходу педали 8 не изменяет состояния схемы. При дальнейшем движении физической единицы на счетчик 7 аналогичным образом поступают импульсы от следующих осей первой половины единицы.

При обратном движении колесо соответственно воздействует сначала на педаль 8, затем на обе педали и, наконец, на педаль 2.

При этом в такой же последовательности возбуждается реле 17, через контакты 18 и 14— реле нечетной оси 15, затем реле 11, и наконец, через контакт 12 реле 11 и контакт 31 реле нечетной оси 15 — реле обратного направления 21. Реле 21 блокируется через собственный контакт 82 и контакт 33 реле 16.

После выхода колеса из зоны действия педали 3 нечетное импульсное реле 84 возбуждается через контакт 85 реле П, контакт 86 реле

15 и контакт 87 реле 17. Реле 84 своим кон IàKT0ì 88 выдает импульс на вход б счетчика 7 через контакт 89 триггера 28 и контакт

40 триггера 30.

Фиксирующее реле 41, запоминающее факт освобождения путевого участка I, возбуждается при свободном состоянии этого участка через контакт 42 устройства 7 контроля свободности путевого участка, замкнутый при свободном состоянии участка, и блокируется через собственный контакт 43 и последовательно включенные контакты 44 и 45 соответственно реле 28 и 84. Реле 41 обесточивается в момент формирования импульса счета при размыкании контакта 44 нли 45.

Реле 41, упр а вляющее тр иггером 30 через свой контакт 46, обеспечивает переход (переброс) триггера 80 из одного состояния в другое при освобождении контрольного участка 1 после прохождения колесной пары через обе педали, т. е. после факта засчитывания импульса от оси.

277010

40

При освобождении участка I под физической единицей (т. е. в момент нахождения участка посередине между тележками) триггер 80 перебрасывается и контактами 29 и 40 переключает входы счетчика 7 осей. Поэтому импульсы от осей второй половины физической единицы поступают на вход вычитания, и в счетчике 7 вычитаются ранее засчитанные оси первой ее половины, Триггер 28 управляется контактом 47 реле

48 изменения направления движения, возбу>кдающегося кратковременно в момент изменения направления движения через контакты 82 и 88, и контакты 49 реле 41. Если направление движения изменяется при возбужденном реле

41, триггер 28 переходит из одного состояния в другое, переключая контактами 27 и 89 входы счетчика 7. Триггеры 28 и 30 обеспечивают правильность счета осей при маневрах в зоне контрольного путевого участка.

Когда в счетчике оказывается вычтенным столько же импульсов от второй половины физической единицы, сколько зачислено от первой половины, он выдает сигнал о проследовании одной единицы.

Схема счета физических единиц подвижного состава обеспечивает правильность счета при всевозможных перемещениях их по контрольному путевому участку.

При возвращении реверсивного счетчика 7 в исходное положение после проследования физической единицы над педалями возбуждается реле 50 исходного поло>кения этого счетчика. При этом контакт 51 реле 50 и контакт 52 замедленного повторителя реле 58 исходного положения, включаемого через контакт 54 реле 50, формируют импульс счета физических единиц. Этот импульс через контакт

55 реле 56 фиксации смены направления и в зависимости от направления движения через контакт 57 реле 16 или 58 реле 21 поступает на вход сложения или вычитания реверсивного счетчика 9 физических единиц подвижного состава.

Если направление движения изменяется, через контакт 59 реле 48 изменения направления движения возбуждается реле 56 фиксации смены направления движения, исключая своим контактом 55 засчитывание физической единицы, изменившей направление движения.

Реле 56 блокируется через собственный контакт 60 и параллельно включенные контакты

61 реле 50 и 62 реле 58. Поэтому реле 56, возбудившись, размыкает свой контакт 55 в цепи управления счетчиком 9 и обесточивается при последующем выходе счетчика 7 осей из исходного положения. В случае двухкратного изменения направления движения реле 56 необходимо обесточить, чтобы обеспечить правильность счета. Это осуществляется триггером 68, который управляется контактом 64 реле 48 и перебрасывается из одного состояния в другое при изменении направления движения. При каждом втором переключении триггера 68 через его контакт 65 кратковременно срабатывает реле 50 и соответственно реле 58, а при отпадении якоря реле 50 его контакт 61 обрывает цепь самоблокировки реле 56, и оно обесточивается.

Для обеспечения правильности счета физически.; единиц подвижного состава, чтобы исключить запоминание направления движения одного состава (группы единиц), а также преждевременный переброс триггера 68 и срабатывание реле 56 при движении следующей группы в противоположном направлении, устройство должно автоматически возвращаться в исходное положение после проследования каждой физической единицы через контрольную точку. Это обеспечивается приведением триггера 68 в исходное положение через контакты 66 реле 50 и 67 реле 53, а также обрывом цепи блокировки реле 16 и 21 с помощью контактов 68 и 69, соответственно реле 50 и 58.

Предмет изобретения

1. Устройство для счета физических единиц железнодорожного подви>кного состава, содержащее контрольный путевой участок, блок контроля свободности путевого участка, две педали, установленные в пределах контрольного путевого участка, блок выдачи импульсов от осей с учетом направления движения с четными и нечетными импульсными реле и с реле изменения направления движения, кольцевой реверсивный счетчик осей с реле исходного положения, замедленным его повторителем и реле прямого и обратного направлений, реверсивный счетчик физических единиц железнодорожного подвижного состава и триггеры, отличающееся тем, что, с целью повышения точности фиксации прохода и счета каждой физической единицы железнодорожного подвижного состава независимо от числа осей в ней при ее сквозном движении или маневрировании, оно содержит блок счета и блок коммутации импульсов, соединенный одним входом с блоком выдачи импульсов от осей с учетом направления движения и вторым входом — с блоком контроля свободности путевого участка, кратковременно освобождающегося при проходе над ним середины каждой единицы железнорожного подвижного состава, а выходы блока коммутации импульсов соединены с кольцевым реверсивным счетчиком осей и блоком счета физических единиц железнодоро>кного подвижного состава, второй вход которого соединен с кольцевым реверсивным счетчиком осей, а выход — с реверсивным счетчиком физических единиц железнодорожного подвижного состава.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что олок коммутации импульсов содержит цепи коммутации первого и второго входов кольцевого реверсивного счетчика осей с первым и вторым триггерами и фиксирующее реле, обмотки которого соединены с источником питания: первая — через контакт блока свободности контрольного участка, замкнутый

277010

10 при свободном состоянии последнего, а вторая — последовательно через контакт самоблокировки этого же реле и контакты четного и нечетного импульсных реле, размыкающиеся при выдаче импульсов счета.

3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что, с целью обеспечения правильности распределения пусковых импульсов от педалей и запоминания факта состоявшегося освобождения контрольного путевого участка после прохода оси или тележки каждой единицы подвижного состава, вход первого триггера соединен с контактом фиксирующего реле, замкнутым после освобождения контрольного путевого участка до момента поступления импульсов счета; вход второго триггера соединен с контактом реле изменения направления движения, кратковременно размыкающимся в момент его изменения и последовательно с ним через контакт фиксирующего реле; первый и второй входы кольцевого реверсивного счетчика осей соединены с источником питания соответственно через контакты четного и нечетного импульсных реле, замыкаемые при поступлении импульсов от педалей, и контакты на выходе триггеров, замкнутые при одинаковом состоянии первого и второго триггеров, а при разных состояниях триггеров первый и второй входы кольцевого реверсивного счетчика осей соответственно подключены через контакты нечетного и четного импульсных реле и контакты на выходе триггеров.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок счета физических единиц железнодорожного подвижного состава содержит цепь формирования импульсов счета с третьим триггером реле фиксации смены направления движения, обмотки которого соединены с источником питания соответственно: первая—

lO через контакт реле изменения направления движения, вторая — через контакт самоблокировки — последовательно с двумя параллельно включенными контактами реле исходного положения кольцевого реверсивного счетчика осей и его замедленного повторителя, а вход третьего триггера соединен с источником питания через контакт реле изменения направления движения.

5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, 2О что входы реверсивного счетчика физических единиц железнодорожного подвижного состава соединены с источником питания соответственно: первый — через контакт реле прямого направления, второй — через контакт реле об2 ратного направления и через общую цепь формирования импульсов счета, состоящую из последовательно включенных контактов реле исходного положения кольцевого реверсивного счетчика осей и его замедленного повторителя

Зо и контакта реле фиксации смены направления движения.

277010

- Ц

1

I !

I

1

I

λ —

1 71 77

32 зз, ) »

1 23

1

Я

1 фиа.2

0 — — (57 Риг 3

Составитель Н. Милохин

Техред А. А. Камышникова Корректор Л. В. Юшина

Редактор В. Полещук

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3082/3 Тираж 480 Подписное

Ц1!ИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР .Москва, Ж-35, Раушская паб., д. 4/5

Библиотека j Библиотека j Библиотека j Библиотека j Библиотека j Библиотека j 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам регулирования движения и ограждения поездов, предназначено для использования в качестве средства интервального регулирования на малодеятельных участках железных дорог, в том числе на участках железных дорог, оборудованных устройствами полуавтоматической блокировки
Наверх