Комбинированное устройство для самовытаскивания транспортного средства и увеличения запаса хода

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Комбинированное устройство для самовытаскивания транспортного средства выполнено в виде составной трубчатой конструкции и состоит из нескольких частей: основной центральной, левой и правой, которые соединяются с дополнительным топливным баком. Бак выполнен в форме бревна. На торцевые концы бака установлены съемные полые внутри опоры, открытые с одного конца и закрытые заглушками с противоположного. На заглушках выполнены соединительные элементы в форме пластины, закрепленной одним концом на заглушке съемной опоры, на другом выполнено крепление для крепления трубчатой части устройства. Такое же крепление расположено в средней части дополнительного топливного бака для крепления центральной трубчатой части. На элементах трубчатой конструкции установлены опорные поверхности плоской формы, выполненные из прочного материала, опорная поверхность которых не менее или более опорной поверхности бревна. Дополнительный бак содержит продольный корпус с прикрепленными к нему с помощью сварки двумя торцевыми донышками перегородок, установленных внутри корпуса, выполненной на корпусе заливной горловиной и пробкой для слива топлива. Перегородки повторяют форму поперечного сечения корпуса, распирают бак по всем сторонам и делят внутреннюю полость на ряд камер, сообщающихся между собой через отверстия. Отверстия сформированы вырезами в перегородках и стенками корпуса. Бак содержит автономный насос перекачки с обратным клапаном на выходе. Насос соединен трубопроводом с одним из внешних топливных баков с помощью присоединительной муфты или со штуцером, присоединенным к системе питания топливом танка из дополнительных топливных бочек. На баке установлена система подачи отработанных выхлопных газов от двигателя в топливный бак по мере выработки из него топлива. Система состоит из штуцера, соединенного с выхлопной системой бронеобъекта при помощи трубопровода, пламегасителя, клапана для сброса избыточного давления в баке и устройства аварийного сброса бака. Достигается уменьшение габаритов и массы устройства, снижение трудоемкости монтажа и демонтажа в сочетании с увеличением запаса хода. 8 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, непосредственно к устройствам, обеспечивающим повышенную проходимость и увеличивающих запас хода транспортного средства. Применяется в условиях грунтов с малой несущей способностью, и может быть использовано на труднопроходимых участках дорог и местности для самовытаскивания застрявших транспортных средств с гусеничным движителем и для увеличения запаса хода при движении.

Известно устройство для самовытаскивания танка (см. [1], с. 576, 577), представляющее собой бревно, примыкающее к взаимодействующим с грунтом внешним поверхностям элементов (гусениц) движителя транспортного средства и закрепляемое на них посредством кинематических связей (с помощью тросов). Бревно устанавливают перпендикулярно продольной оси движителя, для чего концы бревна располагают на участках (звеньях) гусениц, расположенных друг напротив друга по обе стороны от продольной оси движителя. При движении гусениц бревно зацепляется за грунт и танк перемещается относительно грунта.

Недостатками известного устройства для самовытаскивания гусеничного транспортного средства являются значительная масса бревна, недостаточная прочность, обусловленная непостоянством его физико-механических свойств. Например, плотность (масса) и прочность древесины зависят от влажности ввиду гигроскопичности древесины. Снижению прочности также способствует наличие пороков в древесине. Кроме того, дерево легко воспламеняется и способно загнивать от сырости. Непостоянство и большой диапазон предела прочности дерева, зависящие от различных факторов, снижают надежность устройства для самовытаскивания в целом.

Недостатком бревна также являются существенные трудозатраты при подготовке транспортного средства к самовытаскиванию, которые обусловлены тем, что для ровной укладки бревна под гусеницы транспортного средства (во избежание поломки бревна) необходимо предварительно выровнять грунт на всю длину бревна в месте его укладки, к тому же для переноски бревна требуется не менее двух человек.

Вследствие большой длины бревно занимает много места на транспортном средстве. Это создает дополнительные неудобства при его транспортировке и невозможность использовать это место для установки дополнительного оборудования, например, топливного бака.

При использовании бревна отсутствует возможность (осуществлять поворот при изменении направления выезда) гусеничного транспортного средства в кратчайшем направлении к грунту с необходимой несущей способностью.

Округлая форма бревна не позволяет ему зацепиться за плотный грунт.

Задачей настоящего изобретения является создание конструкции комбинированного устройства для самовытаскивания транспортного средства, свободной от вышеуказанных недостатков и увеличение запаса хода транспортного средства.

Технический результат - уменьшение габаритов и массы устройства, снижение трудоемкости монтажа и демонтажа в сочетании с увеличением запаса хода.

Техническим результатом настоящего изобретения является уменьшение габаритов и массы устройства для самовытаскивания транспортного средства, повышение надежности, обеспечение удобства в использовании, снижение трудоемкости монтажа и демонтажа, расширение технических возможностей, увеличение запаса хода бронеобъекта.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображено комбинированное устройство для самовытаскивания и увеличения запаса хода транспортного средства а) вид в разборном виде где 1 - основная (центральная) часть составной трубчатой конструкции, 2 - левая часть составной трубчатой конструкции, 3 - правая часть составной трубчатой конструкции (фиг.1) 4 - дополнительный топливный бак, 5 - съемные опоры, 6 - заглушки, 7 - соединительные элементы, 8 - съемные вставные опоры в виде дисков, 9 - опорные поверхности, 10 - продольный корпус, 11, 12 - торцевые донышки, б) в собранном виде;

на фиг.2 изображены варианты крепления комбинированного устройства с применением штатного оборудования:

а) применение устройства в качестве бревна для самовытаскивания бронеобъекта с применением буксирного троса 13;

б) применение троса для самовытаскивания 14;

на фиг.3 изображен

а) принцип действия комбинированного устройства,

б) вариант применения комбинированного устройства в собранном виде

в) вариант применения комбинированного устройства с возможностью изменения направления движения (поворота.),

на фиг.4 изображены варианты самовытаскивания транспортного средства при помощи троса для самовытаскивания, прикрепленного к гусеницам транспортного средства, где составные трубчатые части вместе или отдельно используются в качестве неподвижной опоры,

на фиг.5, фиг.6, фиг.7 изображены варианты размещения комбинированного устройства на основных боевых танках Т90, Т-90М, Т-14 «Армата» соответственно.

Комбинированное устройство для самовытаскивания транспортного средства выполнено в виде составной трубчатой конструкции, состоящей из нескольких частей основной (центральной) 1, левой 2 и правой 3, (фиг.1) которые соединяются с дополнительным топливным баком 4 (фиг.1) выполненным в форме бревна для самовытаскивания танка и с его геометрическими размерами и размещаемым на месте его установки. На торцевые концы дополнительного топливного бака 4 надеваются съемные опоры 5 (фиг.1) полые внутри открытые с одного конца и закрытые заглушками 6 (фиг.1) с противоположного.

На заглушках выполнены соединительные элементы 7 (фиг.1) в форме пластины закрепленной одним концом на заглушке съемной опоры на другом выполнено крепление для крепления трубчатой части устройства левой или правой в зависимости от расположения съемной опоры 5, такое же крепление расположено в средней части дополнительного топливного бака для крепления центральной трубчатой части конструкции, (на рис. не показано) Для сохранения жесткости съемных опор предусмотрены дополнительно съемные вставные опоры в виде дисков 8 (фиг.1), которые перед использованием устройства для самовытаскивания вставляются внутрь съемных опор. По центру дисков расположены отверстия, позволяющие вставлять в них левую или правую части трубчатой конструкции (фиг.1).

На элементах трубчатой конструкции устанавливаются опорные поверхности 9 (фиг.1), плоской формы, выполненные из прочного материала, на основной (центральной), правой и левой соответственно (фиг.1), опорная поверхность которых не менее или более опорной поверхности бревна для самовытаскивания транспортного средства.

Дополнительный топливный бак 4, выполненный в форме бревна для самовытаскивания танка с его геометрическими размерами, содержит продольный корпус 10 (фиг.1) с прикрепленными к нему с помощью сварки двумя торцевыми донышками 11, 12 (фиг.1), перегородками, установленными внутри корпуса, выполненной на корпусе заливной горловиной и пробкой для слива топлива (фиг.1), перегородки повторяют форму поперечного сечения корпуса и делят внутреннюю полость топливного бака на ряд камер, сообщающихся между собой через отверстия, сформированные вырезами в перегородках и стенками корпуса, и установлены внутри корпуса таким образом, что распирают бак по всем сторонам, (фиг.1) наряду с выполнением перегородками успокоительной функции, заключающейся в гашении гидравлических ударов топлива о стенки топливного бака, образующихся от резких колебаний и толчков жидкого топлива при движении, бронеобъекта, которые также выполняют усилительную функцию, не давая прогибаться корпусу при создании в баке избыточного и отрицательного давления или внешнем силовом воздействии, что положительно влияет на прочностные характеристики бака в целом. Кроме этого бак имеет автономный насос перекачки с обратными клапаном на выходе из насоса (на фиг. не указано) при этом насос соединен трубопроводом с одним из внешних топливных баков с помощью присоединительной муфты (фиг.1 вариант А) или с штуцером, присоединенным к системе питания топливом танка из дополнительных топливных бочек (фиг. вариант Б). Кроме этого на баке устанавливается система подачи отработанных выхлопных газов от двигателя в топливный бак по мере выработки из него топлива, для предотвращения взрыва паров топлива. Система состоит из штуцера, соединенного с выхлопной системой бронеобъекта, при помощи трубопровода с пламегасителем внутри, клапана для сброса избыточного давления в баке (фиг.1) и устройства аварийного сброса бака (на фиг. не показано).

Кроме того, прикрепленные к составным трубчатым частям опорные поверхности при установке их для транспортировки выполняют роль защиты дополнительного топливного бака на транспортном средстве.

Кроме того, при установке съемных полых опор и вставных опор для транспортировки они выполняют роль дополнительной защиты дополнительного бака на транспортном средстве.

Кроме того, конструкция разборная, что предусматривает возможность (осуществлять поворот при изменении направления выезда) гусеничного транспортного средства в кратчайшем направлении к грунту с необходимой несущей поверхностью.

Кроме того, на заглушках съемных опор выполнение соединительных элементов в виде пластины закрепленной одним концом заглушке съемной опоры, что позволяет использовать его в качестве жесткого элементами, взаимодействующего с грунтом.

Кроме того, заостренные концы правой и левой части составной трубчатой конструкции могут использоваться в качестве неподвижной опоры для самовытаскивания транспортного средства.

Кроме того, установка топливного бака на месте бревна для самовытаскивания позволяет разместить его в наименее поражаемой части транспортного средства.

Кроме того, конструкция устройства позволяет применить штатный комплект такелажного оборудования.

Заявленные технические признаки существенны, так как они влияют на достигаемый технический результат.

При изучении других технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявленное устройство, не были выявлены.

Устройство для самовытаскивания транспортного средства работает следующим образом.

В процессе самовытаскивания транспортного средства съемные опоры 3 передают тяговое усилие от элементов 2 гусеничного движителя соединительным элементам в виде пластины 4, которые внедряются в грунт и создают опору для движителя транспортного средства 1, обеспечивают эффективное сцепление с грунтом одновременно прикрепленные к составным трубчатым частям опорные поверхности увеличивают площадь опорной поверхности и транспортное средство 1 перемещается относительно грунта.

Надежность устройства обеспечивается за счет применения более прочного (по сравнению с деревом - при использовании бревна) материала для изготовления устройства, например, металла.

Уменьшение габаритов и массы устройства для самовытаскивания гусеничного транспортного средства обеспечивается за счет сокращения диаметра комбинированного устройства по сравнению с диаметром бревна для самовытаскивания транспортного средства и использования в конструкции съемных опор и составных трубчатых частей в отличии от бревна полых внутри.

Снижению массы также способствует возможность выполнения корпуса дополнительного топливного бака из легкого металлического или композитного материала. Дополнительный топливный бак 4 (фиг.1) работает следующим образом. При включении тумблера расположенного на пульте управления топливной системой транспортного средства включается автономный насос перекачки с обратными клапаном (на рис. не показано) на выходе из насоса при этом насос соединен трубопроводом с одним из внешних топливных баков с помощью присоединительной муфты или со штуцером, присоединенным к системе питания топливом танка из дополнительных топливных бочек (фиг.1). Топливо начинает поступать в зависимости от варианта установки или в один из наружных топливных баков либо в систему питания топливом от дополнительных бочек с горючим. По мере выработки топлива из бака начинает работать система подачи отработанных выхлопных газов от двигателя в топливный бак для предотвращения взрыва паров топлива. Система состоит из штуцера соединенного с выхлопной системой бронеобъекта, при помощи трубопровода, пламегасителя, клапана для сброса избыточного давления в баке и устройства аварийного сброса бака (фиг.1).

Выполнение части элементов конструкции комбинированного устройства полыми и разборными позволяет компактно установить их при переведении устройства в положение для транспортировки. Компактное размещение комбинированного устройства на транспортном средстве при транспортировке позволяет за счет возможности размещения дополнительного топливного бака на месте бревна для самовытаскивания увеличить запас хода транспортного средства и обеспечить его защиту элементами конструкции самовытаскивания.

Снижение трудоемкости монтажа и демонтажа обеспечивается за счет возможности захвата и переноски устройства одним человеком вместо двух и исключения подготовительных работ по выравниванию грунта (при использовании устройства для самовытаскивания гусеничного транспортного средства).

Расширение технических возможностей при использовании комбинированного устройства для самовытаскивания гусеничного транспортного средства обеспечивается за счет возможности осуществления подворота (изменения направления) в процессе выезда с труднопроходимого участка дороги благодаря установке, по крайней мере, по одной из съемных опор на каждую гусеницу, позволяющей гусеницам работать независимо друг от друга в процессе самовытаскивания (фиг.3).

Установленные в грунт составная трубчатая часть левая или правая может использоваться в качестве неподвижной опоры при самовытаскивании транспортного средства (фиг.4).

Расширение технических возможностей обеспечивается также за счет возможности использования подобной конструкции устройства не только для самовытаскивания гусеничного транспортного средства, но также благодаря применению в конструкции дополнительного топливного бака способствует увеличению запаса хода гусеничного транспортного средства, выполняя при этом боковые ребра каждой призматической конструкции соизмеримыми с шириной колес.

Использование изобретения позволит повысить проходимость и запас хода гусеничных транспортных средств.

Источники информации

1. Антонов А.С., Артамонов Б.А., Коробков Б.М., Магидович Е.И. Танк. М.: Военное Издательство Министерства обороны Союза ССР, 1954, с. 576, 577.

2. Котович С.В. Движители специальных транспортных средств. Часть I: Учебное пособие / МАДИ (ГТУ). - М., 2008.

1. Комбинированное устройство для самовытаскивания транспортного средства выполнено в виде составной трубчатой конструкции, состоящей из нескольких частей основной центральной, левой и правой, которые соединяются с дополнительным топливным баком, выполненным в форме бревна для самовытаскивания танка и с его геометрическими размерами, на торцевые концы топливного бака установлены съемные полые внутри опоры, открытые с одного конца и закрытые заглушками с противоположного; на заглушках выполнены соединительные элементы в форме пластины, закрепленной одним концом на заглушке съемной опоры, на другом выполнено крепление для крепления трубчатой части устройства, левой или правой в зависимости от расположения съемной опоры, такое же крепление расположено в средней части дополнительного топливного бака для крепления центральной трубчатой части конструкции; на элементах трубчатой конструкции устанавливаются опорные поверхности, плоской формы, выполненные из прочного материала, на центральной, правой и левой соответственно, опорная поверхность которых не менее или более опорной поверхности бревна для самовытаскивания транспортного средства; кроме того, содержит дополнительный топливный бак, выполненный в форме бревна для самовытаскивания танка с его геометрическими размерами, содержит продольный корпус с прикрепленными к нему с помощью сварки двумя торцевыми донышками, перегородками, установленными внутри корпуса, выполненной на корпусе заливной горловиной и пробкой для слива топлива, перегородки повторяют форму поперечного сечения корпуса и делят внутреннюю полость топливного бака на ряд камер, сообщающихся между собой через отверстия, сформированные вырезами в перегородках и стенками корпуса, и установлены внутри корпуса таким образом, что распирают бак по всем сторонам, наряду с выполнением перегородками успокоительной функции, заключающейся в гашении гидравлических ударов топлива о стенки топливного бака, образующихся от резких колебаний и толчков жидкого топлива при движении, бронеобъекта, которые также выполняют усилительную функцию, не давая прогибаться корпусу при создании в баке избыточного и отрицательного давления или внешнем силовом воздействии, что положительно влияет на прочностные характеристики бака в целом; кроме этого бак содержит автономный насос перекачки с обратным клапаном на выходе из насоса, при этом насос соединен трубопроводом с одним из внешних топливных баков с помощью присоединительной муфты или со штуцером, присоединенным к системе питания топливом танка из дополнительных топливных бочек; кроме того, на баке установлена система подачи отработанных выхлопных газов от двигателя в топливный бак по мере выработки из него топлива, для предотвращения взрыва паров топлива; при этом система состоит из штуцера, соединенного с выхлопной системой бронеобъекта, при помощи трубопровода, пламегасителя, клапана для сброса избыточного давления в баке и устройства аварийного сброса бака.

2. Комбинированное устройство для самовытаскивания транспортного средства и увеличения запаса хода по п. 1, отличающееся тем, что выполнено в виде составной трубчатой конструкции, состоящей из нескольких частей: основной центральной, левой и правой, которые соединяются с дополнительным топливным баком, выполненным в форме бревна для самовытаскивания танка и с его геометрическими размерами.

3. Комбинированное устройство для самовытаскивания транспортного средства и увеличения запаса хода по п. 1, отличающееся тем, что на торцевые концы топливного бака надеваются съемные полые внутри опоры, открытые с одного конца и закрытые заглушками с противоположного.

4. Комбинированное устройство для самовытаскивания транспортного средства и увеличения запаса хода по п. 1, отличающееся тем, что на заглушках выполнены соединительные элементы в форме пластины, закрепленной одним концом на заглушке съемной опоры, на другом выполнено крепление для крепления трубчатой части устройства, левой или правой в зависимости от расположения съемной опоры, такое же крепление расположено в средней части дополнительного топливного бака для крепления центральной трубчатой части конструкции.

5. Комбинированное устройство для самовытаскивания транспортного средства и увеличения запаса хода по п. 1, отличающееся тем, что на элементах трубчатой конструкции устанавливаются опорные поверхности, плоской формы, выполненные из прочного материала, на центральной, правой и левой соответственно, опорная поверхность которых не менее или более опорной поверхности бревна для самовытаскивания транспортного средства.

6. Комбинированное устройство для самовытаскивания транспортного средства и увеличения запаса хода по п. 1, отличающееся тем, что содержит дополнительный топливный бак, выполненный в форме бревна для самовытаскивания танка с его геометрическими размерами, содержит продольный корпус с прикрепленными к нему с помощью сварки двумя торцевыми донышками, перегородками, установленными внутри корпуса, выполненной на корпусе заливной горловиной и пробкой для слива топлива, перегородки повторяют форму поперечного сечения корпуса и делят внутреннюю полость топливного бака на ряд камер, сообщающихся между собой через отверстия, сформированные вырезами в перегородках и стенками корпуса, и установлены внутри корпуса таким образом, что распирают бак по всем сторонам, наряду с выполнением перегородками успокоительной функции, заключающейся в гашении гидравлических ударов топлива о стенки топливного бака, образующихся от резких колебаний и толчков жидкого топлива при движении бронеобъекта, которые также выполняют усилительную функцию, не давая прогибаться корпусу при создании в баке избыточного и отрицательного давления, или внешнем силовом воздействии, что положительно влияет на прочностные характеристики бака в целом.

7. Комбинированное устройство для самовытаскивания транспортного средства и увеличения запаса хода по п. 1, отличающееся тем, что система подачи отработанных выхлопных газов от двигателя в дополнительный топливный бак по мере выработки из него топлива, для предотвращения взрыва паров топлива.

8. Комбинированное устройство для самовытаскивания транспортного средства и увеличения запаса хода по п. 1, отличающееся тем, что прикрепленные к составным трубчатым частям опорные поверхности при установке их для транспортировки выполняют роль защиты дополнительного топливного бака на транспортном средстве.

9. Комбинированное устройство для самовытаскивания транспортного средства и увеличения запаса хода по п. 1, отличающееся тем, что при установке съемных полых опор и вставных опор для транспортировки они выполняют роль дополнительной защиты дополнительного бака на транспортном средстве.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобильному транспорту. Съемное противопробуксовочное устройство включает грунтозацеп, выполненный с возможностью установки на колесо.

Изобретение относится к автомобильному транспорту. Противобуксовочное устройство содержит металлические кронштейны, выполненные составными их трех частей.

Противобуксовочное устройство выполнено по меньшей мере из трех, с возможностью быстрого соединения-разъединения между собой, грунтозацепов. Каждый грунтозацеп выполнен в виде пластины с зубьями зацепления, выполненными в плоскости грунтозацепа с внешней стороны.

Изобретение относится к автомобильной промышленности. Быстросъемное устройство противоскольжения состоит из пяти грунтозацепов в виде скоб, жестко связанных с бобышками, имеющими возможность перемещения вокруг и вдоль лучей, проходящих сквозь направляющие скобы и пружины, которые поджимают скобы грунтозацепов к самоконтрящимся гайкам, регулирующих, при необходимости, усилие натяжения.

Устройство для повышения проходимости автомобиля состоит из грунтозацепов, расположенных по поверхности протектора шины колеса. Каждый из грунтозацепов выполнен в виде загнутой скобы.

Устройство содержит фигурообразные с учетом радиуса, диаметра, ширины и высоты профиля шины два модуля и полую штангу стяжки с гайкоообразным шестигранником, сквозными отверстиями и резьбой. Модули выполнены в центральной своей части за одно целое с одной из сторон П-образной скобы, а внизу напротив монолитно с массивным подпятником с вертикально-сквозным резьбовым отверстием в своей середине, а на флангах монолитно с аналогичными П-образной скобе грунтозацепами.

Грунтозацеп устройства выполнен в виде загнутой пластины. На поверхности пластины, расположенной по периметру шины и соприкасающейся с полотном дороги, выполнены ловители для сочленения и фиксации со стягивающей скобой.

Устройство выполнено в виде, по крайней мере, двух жестких полых призматических конструкций с поперечным сечением в форме треугольника, с плоскими и/или рельефными боковыми поверхностями, с прямолинейными и/или криволинейными ребрами, каждая из которых расположена на соответствующей стороне движителя транспортного средства.

Устройство (1) противоскольжения имеет фиксируемый по меньшей мере в одном месте на колесе (1') транспортного устройства натяжной элемент (8) и приводимую в действие вручную и воздействующую на натяжной элемент (8) рукоятку (10). Рукоятка (10) дополнительно выполнена в виде эргономичного захватного элемента (10') для снятия устройства (1) противоскольжения с колеса (1') транспортного средства и для прижимания устройства (1) противоскольжения к колесу (1') транспортного средства.
Наверх