Многоразовая двухступенчатая ракета космического назначения с последовательной схемой соединения ступеней

Изобретение относится к космической технике и может использоваться как транспортное космическое средство для доставки полезной нагрузки с поверхности Земли на низкие круговые орбиты. Многоразовая двухступенчатая ракета космического назначения состоит из возвращаемого ракетного блока первой ступени и частично возвращаемой второй ступени. Вторая ступень содержит полезную нагрузку, одноразовые сбрасываемые топливные баки второй ступени, расположенные сверху полезной нагрузки, и многоразовую спускаемую капсулу с многоразовым маршевым жидкостным двигателем второй ступени. Достигается снижение массы конструкции и теплозащиты второй возвращаемой ступени и отсутствие головного обтекателя. 2 ил.

 

Изобретение относится к космической технике и может использоваться как транспортное космическое средство для доставки полезной нагрузки с поверхности Земли на низкие круговые орбиты.

Известна ракета космического назначения Falcon-9 с многоразовым воздушно-космическим аппаратом Х-37В Orbital Test Vehicle (см. «Выведение Х-37В Orbital Test Vehicle с помощью ракеты-носителя Falcon-9»: https://topwar.ru/164136-sekretnyj-boeing-x-37b-vernulsja-iz-kosmosa.html).

Однако, данное устройство выведения полезной нагрузки имеет существенный недостаток: низкое значение коэффициента конструктивного совершенства по сравнению с одноразовой двухступенчатой ракетой-носителем.

Известно устройство, реализующее вывод многоразового аппарата «Бор» и полезной нагрузки на околоземную орбиту (см. «Бор 1-4»: https://www.buran.ru/htm/bors.htm).

Однако, данное устройство выведения полезной нагрузки имеет существенный недостаток: низкое значение коэффициента конструктивного совершенства по сравнению с одноразовой двухступенчатой ракетой-носителем.

Наиболее близким по технической сути (прототипом) к предполагаемому изобретению является устройство, реализующее вывод полезной нагрузки на околоземную орбиту (см. И.И. Ануреев. Ракеты многократного использования. - Москва: Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство Министерства обороны СССР, 1975, страницы 110, 111, 114-128).

Данное устройство полезной нагрузки имеет существенный недостаток: низкое значение коэффициента конструктивного совершенства по сравнению с одноразовой двухступенчатой ракетой-носителем, так как многоразовая вторая ступень включает в себя топливные отсеки, покрытые тяжелой теплозащитой.

Для исключения указанных недостатков необходимо снизить пассивную массу второй ступени.

Задачей предполагаемого изобретения является создание многоразовой двухступенчатой ракеты-носителя с последовательной схемой соединения ступеней и возвращаемым ракетным блоком первой ступени с достижением максимального значения коэффициента конструктивного совершенства, при котором техническим результатом будет являться снижение массы конструкции и теплозащиты второй возвращаемой ступени и отсутствие головного обтекателя.

Этот технический результат в многоразовой двухступенчатой ракете космического назначения с последовательной схемой соединения ступеней, включающей возвращаемый ракетный блок первой ступени, многоразовую спускаемую капсулу с многоразовым маршевым жидкостным ракетным двигателем, полезную нагрузку и систему управления в качестве второй ступени, достигается тем, что одноразовые сбрасываемые топливные баки второй ступени крепятся сверху полезной нагрузки последовательно и соосно к многоразовой спускаемой капсуле через переходную раму.

Структурная и функциональная схема предлагаемого устройства изображена на фиг. 1 и 2.

На фиг. 1 изображена структурная схема многоразовой двухступенчатой ракеты космического назначения с последовательной схемой соединения ступеней и возвращаемым ракетным блоком первой ступени (поз. 1, фиг. 1 и 2). Вторая ступень (поз. 2, фиг. 1) многоразовой двухступенчатой ракеты космического назначения состоит из многоразовой спускаемой капсулы (поз. 3, фиг. 1 и 2); одноразовых сбрасываемых топливных баков (поз. 4, фиг. 1 и 2), прикрепленных сверху полезной нагрузки (поз. 5, фиг. 1 и 2) последовательно и соосно к многоразовой спускаемой капсуле (поз. 3, фиг. 1 и 2) через переходную раму (поз. 6, фиг. 1). Многоразовый маршевый жидкостный ракетный двигатель второй ступени (поз. 7, фиг. 1 и 2) расположен внутри многоразовой спускаемой капсулы (поз. 3, фиг. 1 и 2).

На фиг. 2 изображена функциональная схема выведения полезной нагрузки на орбиту с использованием многоразовой двухступенчатой ракеты космического назначения с последовательной схемой соединения ступеней (поз. 8, фиг. 2) и возвращаемым ракетным блоком первой ступени (поз. 1, фиг. 1 и 2). На фиг. 2 поз. 8 изображена многоразовая двухступенчатая ракета космического назначения с последовательной схемой соединения ступеней в момент старта. После отделения возвращаемого ракетного блока первой ступени (поз. 1, фиг. 1 и 2) включается многоразовый маршевый жидкостный ракетный двигатель второй ступени (поз. 7, фиг. 1 и 2), расположенный в корпусе многоразовой спускаемой капсулы (поз. 3, фиг. 1 и 2). При работе второй ступени многоразовой двухступенчатой ракеты космического назначения в маршевый жидкостный ракетный двигатель (поз. 7, фиг. 1 и 2) подается топливо из одноразовых сбрасываемых топливных баков (поз. 4, фиг. 1 и 2), которые крепятся сверху полезной нагрузки последовательно и соосно к многоразовой спускаемой капсуле (поз. 3, фиг. 1 и 2). После выработки ракетного топлива одноразовые сбрасываемые топливные баки (поз. 4, фиг. 1 и 2) с переходной рамой (поз. 6, фиг. 1) отделяются от многоразовой спускаемой капсулы (поз. 3, фиг. 1 и 2). После отделения полезной нагрузки (поз. 5, фиг. 1 и 2) многоразовая спускаемая капсула (поз. 3, фиг. 1 и 2) возвращается на аэродром (поз. 9, фиг. 2).

Сравнительный анализ прототипа (см. И.И. Ануреев. Ракеты многократного использования. - Москва: Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство Министерства обороны СССР, 1975, страницы 110, 111, 114-128) и предлагаемой многоразовой двухступенчатой ракеты космического назначения показывает, что в прототипе топливные баки второй ступени являются составной частью многоразового летательного аппарата и, соответственно, покрыты теплозащитным покрытием, а в предполагаемом изобретении предлагается использовать одноразовые топливные баки без теплозащитного покрытия, что позволяет снизить поверхность многоразовой спускаемой капсулы и, соответственно, снизить пассивную массу конструкции второй ступени. Таким образом, предлагаемая многоразовая двухступенчатая ракета космического назначения с последовательной схемой соединения ступеней показывает, что применение сбрасываемых одноразовых топливных баков позволяет снизить пассивную массу конструкции второй ступени и увеличить коэффициент конструктивного совершенства при сохранении возможности аэродинамического маневрирования многоразовой спускаемой капсулы в верхних слоях атмосферы, а также возвращения многоразовой спускаемой капсулы с многоразовым жидкостным двигателем второй ступени с околоземной орбиты на поверхность Земли. (Механика оптимального пространственного движения летательных аппаратов в атмосфере / Издательство «Машиностроение», Москва, 1972 г., стр. 110-131 и стр. 172-217).

Предлагаемая многоразовая двухступенчатая ракета космического назначения с последовательной схемой соединения ступеней позволяет достичь снижения массы конструкции и теплозащиты второй возвращаемой ступени и отсутствия головного обтекателя, что увеличивает значение коэффициента конструктивного совершенства.

Многоразовая двухступенчатая ракета космического назначения с последовательной схемой соединения ступеней, включающая возвращаемый ракетный блок первой ступени, многоразовую спускаемую капсулу с многоразовым маршевым жидкостным ракетным двигателем, полезную нагрузку и систему управления в качестве второй ступени, отличающаяся тем, что одноразовые сбрасываемые топливные баки второй ступени крепятся сверху полезной нагрузки последовательно и соосно к многоразовой спускаемой капсуле через переходную раму.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационно-космической технике. Предлагаемый аппарат включает в себя крылатую ступень в виде моноплана (низкоплана) схемы «бесхвостка».

Группа изобретений относится к области многоразового гибридного аэрокосмического транспорта с вертикальным взлетом и посадкой, использующего гибридную силовую установку, с двумя типами реактивных двигателей: жидкостным реактивным двигателем (ЖРД) и ракетно-воздушно-реактивным двигателем (РВРД) детонационного горения, для вывода космопланов на низкую опорную орбиту с использованием атмосферного кислорода.

Группа изобретений относится к конструкции и эксплуатации многоразовых ступеней космических ракет. После торможения и ориентации отработавшей ступени (1) по новому направлению выдвигают, расширяют и вновь возвращают назад тормозной щит (3-4), защищающий от скоростного потока двигатели ориентации.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к конструкциям многоразовых разгонных систем. Предлагается составной воздушно-космический комплекс (СВКК) с возвращаемыми первой и второй ступенями (ВПС и ВВС), причем ВВС имеет дельтовидный несущий корпус и состыкована в Λ-образном корпусе ВПС.

Предлагаемое устройство относится к космическим транспортным кораблям многократного применения и может быть использовано в области авиации для межконтинентальных перелетов с экономией времени. Предложен летательный аппарат для межконтинентальных полетов в стратосфере, состоящий из фюзеляжа с крыльями, полезной нагрузкой, вертикальными стабилизаторами, стойками шасси, управляющими горизонтальными плоскостями впереди и сзади, ракетными или воздушно–ракетными двигателями на воздухе и кислороде, отличающийся тем, что содержит возвращаемый на место старта разгонный блок в виде опоясывающего фюзеляж овального крыла с закрепленными на нем газотурбинными двигателями с возможностью разгона летательного аппарата до скоростей полета Мп = 1-2 (где Мп = Vп/a, Vп – скорость полета и a – скорость звука), с установленными обтекателями двигателей фюзеляжа, при этом на концах овального крыла закреплены два топливных бака, причём каждый с двумя стойками шасси, вертикальным стабилизатором и управляющей горизонтальной поверхностью, направленной во внешнюю сторону.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, а более конкретно к космическим аппаратам. Воздушно-космический челнок содержит ракетоноситель, выполненный с возможностью доставки изделия в космос и из космоса.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, а более конкретно к ступеням ракеты-носителя(РН). Многоразовая ступень РН содержит приборный отсек, бак первого компонента топлива, межбаковый отсек и объединенную двигательную установку.

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Многоразовая космическая транспортная система для односторонней доставки грузов и массовой доставки туристов с окололунной орбиты на поверхность Луны и последующего возвращения на Землю включает четыре самостоятельных элемента.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, а более конкретно к первой ступени ракеты-носителя. Многоразовая первая ступень ракеты-носителя (РН) содержит носовой отсек с обтекателем, топливный отсек и хвостовой отсек, содержащий комбинированную силовую установку (КСУ).

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Космический корабль (КК) для доставки туристов с лунной заправочной станции (ЛЗС) на траекторию облета Марса и последующего возвращения на эту станцию состоит из модулей.
Наверх