Способ обеспечения местной прочности наружного корпуса при подъеме затонувших подводных лодок

Изобретение относится к области подъема затонувших подводных лодок в части, касающейся обеспечения приложения внешних подъемных сил к корпусу поднимаемого объекта. Предложен способ обеспечения местной прочности наружного корпуса затонувших подводных лодок, который заключается в заполнении их межкорпусного пространства (цистерн главного балласта) в районах контакта с клешнями крупногабаритных захватных устройств твердеющим заполнителем, который подается по материалопроводам в разжиженном виде. Заполнитель, затвердев, не позволяет наружному корпусу подводной лодки сминаться, передавая и распределяя нагрузку непосредственно на более устойчивый к смятию прочный корпус. Изобретение обеспечивает экономию за счет упрощения технологии и снижения трудоемкости подкрепления наружного корпуса затонувшей подводной лодки под водой. 2 ил.

 

Изобретение относится к области подъема затонувших подводных лодок в части, касающейся обеспечения приложения внешних подъемных сил к корпусу поднимаемого объекта. При подъеме механическим способом с применением тросовых домкратов, лебедок или полиспастов грузоподъемных механизмов остропку поднимаемых подводных лодок осуществляют с помощью клешневых крупногабаритных захватных устройств (КГЗУ). Их ставят сверху на корпус поднимаемой подводной лодки и приводят в действие механизм сжимания клешней, плотно облегающих поверхность и охватывающих подводную лодку, не давая ей выскользнуть при вертикальном приложении подъемных усилий. Примером является американское КГЗУ «Клементина», применявшееся при подъеме затонувшей подводной лодки К-129 [1], и отечественное КГЗУ, созданное для подъема подводной лодки С-80 [2]. Недостатком остропки подводной лодки с помощью клешневого КГЗУ является возникновение недопустимо высоких и разрушающих напряжений в местах контактов клешней с тонким наружным корпусом, имеющим недостаточную местную прочность. В результате происходит смятие наружного корпуса поднимаемой подводной лодки, что ведет к смещению КГЗУ и появлению на его клешнях неравномерно распределенных нагрузок, способных привести к их разрушению. Деформация наружного корпуса подводной лодки распространяется до момента появления надежного контакта с внутренним значительно более прочным корпусом и, непредсказуемо изменяя его геометрию, затрудняет постановку поднимаемой подводной лодки на твердое основание после подъема, а также препятствует снятию КГЗУ после подъема. Известны способы устранения отмеченного недостатка, которые заключаются в установке дополнительных подкреплений наружного корпуса в местах контактов с клешнями КГЗУ или в увеличении площади контактной зоны за счет увеличения ширины клешней.

Первый способ предусматривает подкрепление наружного корпуса подводной лодки кницами, стойками или бракетами, которые устанавливают в межкорпусном пространстве с целью передачи сжимающего усилия на ее внутренний корпус. Способ был реализован в 2017 году при подготовке подводной лодки К-3 к длительному хранению на плаву. Кницами, стойками и бракетами изнутри укрепили ее наружный корпус в зонах контакта со специальными поддерживающими понтонами СПП-200, форма контактных зон упоров-проставок которых аналогична клешням клешневого КГЗУ. Подкрепления удовлетворительно выполнили стоявшую перед ними задачу, но для их установки потребовалась постановка подводной лодки в док и выполнение работ в межкорпусном пространстве в условиях судоремонтного предприятия [3]. При судоподъеме выполнить под водой подкрепление наружного корпуса с помощью книц, стоек и бракет на подводной лодке, лежащей на морском дне, не представляется возможным.

Второй способ неприемлем из-за увеличения габаритов клешней КГЗУ и, как следствие, к увеличению их массы, ведущей к уменьшению полезной поднимаемой нагрузки при неизменной величине подъемной силы.

Предлагается обеспечить возможность применения клешневых КГЗУ с минимальными массогабаритными характеристиками за счет обеспечения местной прочности наружного корпуса поднимаемой подводной лодки посредством заполнения межкорпусного пространства твердеющим заполнителем, который не позволяет наружному корпусу сминаться, передавая и распределяя нагрузку непосредственно на более устойчивый к смятию прочный корпус. Предлагаемый способ реализуется следующим образом (Фиг. 1). В верхней части цистерн главного балласта 3 ниже их крыш 5, расположенных между наружным 7 и внутренним 6 корпусами лежащей на грунте 10 подводной лодки в районах контакта с клешнями КГЗУ, в наружном корпусе делают вырезы 4, в которые вставляют рукава материалопроводов 8. В нижней части цистерн главного балласта с помощью заглушек 1 закрывают решетки шпигатов, предназначенные для входа и выхода воды из цистерн при их балластировке и осушении продувкой. Сверху через материалопроводы в предназначенные для этого цистерны главного балласта подают разжиженный твердеющий состав 2, проникающий внутрь и заполняющий пространство между наружным и прочным корпусом. Через некоторое время залитый под водой 9 в цистерны состав твердеет, создавая прочный узел для установки КГЗУ (Фиг. 2). КГЗУ 3 получает возможность плотного прилегания к наружному корпусу 4 подводной лодки, геометрия которого становится неизменной при приложении вертикальной нагрузки 1. При этом реакция 5 в контактных зонах через затвердевший заполнитель 6 передается на внутренний прочный корпус 2. Применение предлагаемого способа не приводит к существенному увеличению подъемного веса поднимаемой подводной лодки. Согласно оценке, в случае использования в качестве твердеющего заполнителя бетона плотностью около 1,6 кг/см3, подъемный вес возрастет не более чем на 15%, что легко компенсируется соответствующим увеличением подъемной силы.

Внедрение способа обеспечения местной прочности наружного корпуса поднимаемой подводной лодки посредством заполнения межкорпусного пространства твердеющим заполнителем имеет значительный экономический эффект за счет упрощения технологии и снижения трудоемкости подкрепления наружного корпуса по сравнению с установкой дополнительных подкреплений в виде книц, стоек и бракет в межкорпусном пространстве, а также за счет появления возможности создать КГЗУ с минимальными массогабаритными характеристиками.

Литература

1. Берлинсон Клайд В. «Проект Дженифер». (Clyde W. Burleson «The Jennifer Project», Prentice-Hall, inc., Englewood Cliffs, New Jersey, 1977). Перевод с сокращениями. - ОВНТИ, 1978. - 26 с.

2. Краморенко А.В., Чумаров Р.И. Судоподъем как сплав передовых морских технологий / Освоение морских глубин. - М.: Изд. дом «Оружие и технологии», 2018. - С. 443-450.

3. Краморенко А.В., Чумаров Р.И. Понтоны для первой атомной. - Журнал «Гангут». №108, 2018. - С. 79-122.

Способ обеспечения местной прочности наружного корпуса затонувших подводных лодок при их подъеме с помощью внешних подъемных усилий, отличающийся тем, что пространство между наружным и внутренним корпусами подводной лодки в районах контактов клешней крупногабаритного захватного устройства с наружным корпусом заполняется твердеющим заполнителем, который распределяет и передает сжимающие усилия с наружного на внутренний корпус, препятствуя смятию и разрушению наружного корпуса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области подъема затонувших объектов, а именно к устройствам закрепления подъемных стропов за корпус затонувшей подводной лодки, оснащенной штоковыми устройствами. Захват штокового устройства подводной лодки содержит корпус, механизм запирания штока штокового устройства, выполненный в виде направляющей трубы, пружину, расположенную между трубой и крышкой корпуса, обеспечивающей смыкание и размыкание сухарей, установленных на осях направляющей трубы, приспособление для закрепления подъемных стропов, выполненное в виде траверсы, прикрепленной к корпусу и имеющей вырезы и отверстия в перегородках между ними для закрепления пальцев судоподъемных скоб и посадочное гнездо, имеющее форму нижней поверхности головки штока.

Изобретение относится к судостроению и техническим средствам для подъема судов и выполнения доковых работ. Модульный судоподъемный комплекс-док включает в себя два крановых судна со стреловыми подъемными устройствами, соединительные балки и днищевые приставки-балластирующийся понтон.

Изобретение относится к области судоподъема и может быть использовано при подъеме затонувших технических средств, в том числе при частичной или полной разгерметизации их прочного корпуса. Устройство для подъема затонувшего технического средства содержит соединенный с прочным корпусом подъемный рым, который установлен в надстройке, а также снабжено пропущенным через подъемный рым тросом-проводником.

Изобретение относится к области судоподъема, а именно к техническим средствам подъема затонувших объектов с помощью гидравлических домкратов. Система подъема затонувших подводных лодок включает в себя баржи-площадки, снабженные отсеками, заполняемыми водой и выполняющими роль противовесов при приложении нагрузки, грузоподъемные устройства, выполненные в виде гидравлических домкратов, грузонесущие связи, опорные балки, заведенные под поднимаемую затонувшую подводную лодку, снабженные обухами для закрепления грузонесущих связей и лекальными наделками, повторяющими обвод корпуса поднимаемого затонувшего объекта.

Изобретение относится к судоподъемной технике, в частности к устройствам для подъема затонувших подводных лодок. Предложено устройство для подъема затонувшей подводной лодки, содержащее механизм закрепления устройства в комингсе люка подводной лодки, выполненный в виде подкрепленного изнутри полого цилиндра, имеющего на одном конце основание с установленным посадочным гнездом для патрона, в котором заделан конец подъемного стропа, являющегося механизмом передачи подъемного усилия, а на другом - прорези для установки крючковых болтов, пропущенных через соосные с прорезями отверстия в основании цилиндра, причем ширина цилиндра больше ширины комингса люка, при этом полый цилиндр снабжен плавучестью, установленной внутри него, а посадочное гнездо для патрона снабжено крепежными элементами.

Изобретение относится к судостроению и техническим средствам для судоподъемных и судоремонтных работ. Судоподъемный модульный комплекс-док включает два крановых судна-модуля, соединительные балки, носовую, кормовую и днищевые приставки, объединяемые в единый комплекс.

Изобретение относится к области судоподъема и предназначено для захвата и подъема заиленных подводных объектов произвольной формы. Предложенное устройство содержит горизонтальную секцию, балластные емкости с впускными клапанами, силовой гидроцилиндр и вертикальные секции в виде вертикальных трубчатых стержней, через которые проложены грузовые тросы.

Изобретение относится с судоподъемным средствам и предназначено для подъема затонувших подводных лодок, оборудованных подъемными обухами. Предложена система для подъема затонувшей подводной лодки, включающая размещенные на подводной лодке подъемные обухи, стыковочные узлы (обушки) для направляющих проводников, выполненных составными, подъемные устройства, каждое из которых содержит проушины, соединенные между собой осью, гак с подпружиненной защелкой, соединенный осью с нижней проушиной, судоподъемные скобы, присоединенные к верхней проушине, приспособление для взведения гака и стопорения его во взведенном положении, выполненное в виде магнита с ручкой управления, установленного на нижней проушине, и взаимодействующего с ним фиксатора с подкреплением, установленного на гаке, направляющие приспособления для проводников, выполненные в виде крюков с защелками, установленных на основаниях, которые закреплены на нижней проушине, рым, установленный на гаке, к которому присоединена съемная плавучесть.

Система включает установленные на подводной лодке подъемные обухи, стыковочные узлы в виде обушков для направляющих проводников, установленные на равном расстоянии от продольной осевой лини подъемных обухов, подъемные устройства, каждое из которых содержит проушины, соединенные между собой осью, гак с подпружиненной защелкой, соединенный осью с нижней проушиной, судоподъемные скобы, присоединенные к верхней проушине, приспособление для взведения гака и стопорения его во взведенном положении, выполненное в виде магнита с ручкой управления, установленного на нижней проушине, и взаимодействующего с ним фиксатора с подкреплением, установленным на гаке.

Изобретение относится к судоподъемным работам и средствам для их выполнения. Предложено устройство для закрепления подъемных стропов на корпусе затонувшего объекта, содержащее корпус с обухами, механизм закрепления рабочего штока, который выполнен в виде закрепленной в верхней части корпуса крышки с центральной втулкой для пропускания проводника и резьбовыми отверстиями в диаметральной плоскости для сквозных втулок, в которых с возможностью перемещения установлены ползуны, на концах которых смонтированы кольца, причем на нижнем кольце с возможностью свободного качания закреплены полумуфты, внутренняя поверхность которых повторяет контуры головки рабочего штока, а на наружной стороне выполнены уступы, взаимодействующие при закреплении рабочего штока с выступами на корпусе устройства.

Изобретение относится к судостроению и техническим средствам для подъема судов и выполнения доковых работ. Модульный судоподъемный комплекс-док включает в себя два крановых судна со стреловыми подъемными устройствами, соединительные балки и днищевые приставки-балластирующийся понтон.
Наверх