Планетарный фрикционный вариатор скорости

 

ОПИСАНИЕ

Социалистическими

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”

М, Кл, F 1611 15!48

Заяв le»o 17.XI,1969 (№ 1382217 25-28)

1 с присоединением заявки ¹â€”

1 !, Приоритет

1 . >иублнкона1го 10.XI I.1971. 61оллетень № 1 за 1972

Дата опубликования описани,; !6.11 1912

«Ыи4„ф „.

Комитет по делам изобретений и открытий

УДК 621,839.2 (OSS.8) при Совете Министров

СССР

Авторы изобретения

И. т1. Хоия11ов

Заявитель

ПЛАНЕТАРНЪ1Й ФРИКЦИОННЬ1Й ВАРИАТОР СКОРОСТИ

Изобретение относится к области фрикционнык передач с бесступенчатым регулированием передаточного числа, а именно к планетарным фрикционным вариаторам скорости. используезтым в транспортпык машина .

Известен планетарный фрикционный вариатор скорости, содержащий водило с сателлитами, вза 1модействующими с двумя центральными колесами, одно из которы.; выполнено перемещаемым в осевом направлении, ведущий и ведомый валы. Однако этот вариатор скорости имеет ограниченный диапазон регулирования.

В предлагаемом вариаторе для увеличения диапазона его регулирования другое центральное колесо также выполнено перемещаемым в осевом направлении, оба центральны колеса имеют наружные рабочие поверкности одинакового диаметра. Рабочая поверкпость каждого сателлита выполнена плоской, ось вращения сателлита расположена перпендикулярно оси вчриатора, каждый из сателлитов установлен в шаровой опоре, расположенной в радиал!июм пазу водила. Шаровая oliopa имеет плоскую поверяюсть, перпендикулярную оси вращения сателлита. Вариатор снабжен обой мой, расположенной между водилом и одним из валов и соединенной с этим валом; обойма имеет внутреншою цилин1pllческую повер.,ность, между этой поверкностьто

П II;IOCIIOII ПОВЕР. ИОСТЬ10 КЯ:! Дой ИЗ и!ЯРОВЫХ опор установлен ролик, диаметр которого выбран и,. условия ",àêëèí Iâaiièÿ между этими повер ностями, рол ii; нодпружиiiell в направ5 ленин момента на Обойме.

Для реверсивного исполнения ме> ду поверя остями обоймы и опор может быть установлено еще по одному ролику, подпружштениозlу в направлеlillii момента иа Обойме нр11

10 реверсироваиии нагрузки.

11ентр сферы шаровой опоры мояei совнаДЯТ Ь С ТОЧКОИ 1IСРЕСЕЧЕНИЯ OCII СЯТЕЛЛИТЯ <. ЕГО плоской повсркностьlо.

Иа фиг. 1 изображены планетарньш фрик15 ииоиный вариатор скорости с части ным ирОдольным разрезом; на фиг. 2 — - разрез 00.:1 ——

А на фиг. 1; на фнг. 3 — гариатор при реверсивном !сполненин, поперечный разрез.

Описываемый вариатор содержит ведущий

20 1 и ведомый 2 валы. водило 8 с caieллитами

1т, взаимодействующими с двумя центральным! колесами 5 и 6. Колеса выполнены перемещаемыми в осевом направлении и имеют наружные рабочие повер ности Одинакового

25 диаметра. Рабочая иовеpxllocT!. а каждого сателлита выполнена 1г!Оской, а его ось вращения расположена перпендикулярно Оси вариатора. Каждый из сателлтгтов установлен в шаровой опоре 7, расположенной в раднал1.30 ном паз водила. имеющей плоскуто иовер 323597 ность б, перпендикулярную оси вращения сателлита. Вариатор снабжен обоймой 8, расположенной между водилам и валом 1 и соединенной с этим валом. Обойма имеет внутреннюю цилиндрическую поверхность в, Между поверхностями в и б каждой из шаровых опор установлен ролик 9. Последний подпружинен в направлении момента на обойме и его диаметр выбран из условия заклинивания между этими говерхностями.

Центр сферы шаровой опоры 7 совпадает с точкой пересечения оси сателлита с его плоской поверхностью а. При реверсивном исполнении вариатора между поверхностями б и в может быть установлено еще по одному ролику 10, подпружиненному в направлении момента на обойме при реверсировании нагрузки.

Вариатор скорости работает следующим образом. При вращении колеса б относительно водила по стрелке Б (фиг. 2) из-за наличия плеча г (фиг. 1) и начальных сил трения в точке его контакта с сателлитом оно стремится повернуть последний относительно его ocu по стрелке В. Поворачиваясь, сателлит из-за наличия плеча д стремится в свою очередь повернуть колесо 5 относительно водила по стрелке I . При имеющемся сопротивлении на последнем моменте колесо б через сателлит увлекает за собой водило, заклинивая тем самым ролик 9, что обеспечивает дополнительное прижатие сателлита к колесам 5 и б и установившееся вращение последних. Внутреннее передаточное число от колеса б к колесу 5 при неподвижном водиле равно отношению плеча г к плечу д, величина которых в процессе работы вариатора регулируется бесступенчато путем осевого перемещения колес 5 и б. Поскольку расстояние е между точками контакта с сателлитами постоянно, то осевое перемещение колес вызывает одновременное изменение обоих плеч, что обеспечивает широкий диапазон регулирования.

4

Реверсирование вариатора (фиг. 3) происходит тогда, когда при прямом вращении заклинивается ролик 9, а при обратном вращении — ролик 10.

Предмет изобретения

1. Планетарный фрикционный вариатор скорости, содержащий водило с сателлитами, взаимодействующими с двумя центральными колесами, одно из которых выполнено перемещаемым в осевом направлении, ведущий и ведомый валы, отличающийся тем, что, с целью увеличения диапазона регулирования вариатора, другое центральное колесо также выполнено перемещаемым в осевом направлении, оба центральных колеса имеют наружные рабочие поверхности одинакового диаметра, рабочая поверхность каждого сателлита выполнена плоской, ось вращения сателлита расположена перпендикулярно оси вариатора, каждый из сателлитов установлен в шаровой опоре, расположенной в радиальном пазу водила, шаровая опора имеет плоскую поверхность, перпендикулярную оси вращения сателлита, вариатор снабжен обоймой, расположенной между водилом и одним из валов и соединенной с этим валом, обойма имеет внутреннюю цилиндрическую поверхность, между этой поверхностью и плоской поверхностью каждой из шаровых опор установлен ролик, диаметр которого выбран из условия заклинивания между этими поверхностями, ролик подпружинен в направлении момента на обойме.

2. Вариатор скорости по п. 1, отличающийся. тем, что для реверсивного исполнения меткду поверхностями обоймы и опор установлено еще по одному ролику, подпружиненному в направлении момента на обойме при реверсировании нагрузки.

3. Вариатор скорости по п. 1, отличающийся тем, что центр сферы шаровой опоры совпадает с точкой пересечения оси сателлита с его плоской поверхностью.

323597

4 5

Фиг. 2

Редактор Л. Жаворонкова

Заказ 233)8 Изд. № 1825 Тираж 448 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изос ретсний и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-З5, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель И. Слонимская

Техред Л. Богданова

Корректоры: Л. Царькова и О. Зайцева

Планетарный фрикционный вариатор скорости Планетарный фрикционный вариатор скорости Планетарный фрикционный вариатор скорости Планетарный фрикционный вариатор скорости 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для плавного изменения передаточного отношения от одного вала к другому на всех наземных транспортных средствах, речных и морских судах, в авиационной и космической технике, в промышленности

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к передачам с бесступенчатым изменением передаточного отношения (вариаторам) и может найти применение в приводах различных машин и механизмов
Наверх