Устройство для соединения тягача с прицепом

 

ОП ИСAÍИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

382528

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 10.1.1969 (№ 1299122/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 23.Ч.1973. Бюллетень № 23

Дата опубликования описания 20Х111.1973

М. Кл, В 60d 1/10

Комитет пе делам изобретений и открытий при Совете Мииистров

СССР

УДК 629.113.013.5 (088.8) Авторы изобретения

Г. А. Старцев и А. Т. Урусов

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ТЯГАЧА С ПРИЦЕПОМ

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности прицепным, и касается конструкции устройства для соединения тягача с прицепом.

Известны устройства для соединения тягача с прицепом, содержащие шарнирный буксирный прибор с направляющим аппаратом и фиксатором, дышло со сцепной головкой и размещенный между дышлом и буксирным прибором гибкий элемент, один конец которого закреплен на барабане лебедки. Однако в известных устройствах лебедка и гибкий элемент не входят в конструкцию буксирного прибора, являются съемными приспособлениями и позволяют лишь частично ориентировать сцепные органы во время сцепных работ, но не в процессе движения.

Цель изобретения — сокращение времени и облегчение производства сцепных работ.

Это достигается тем, что барабан лебедки размещен на тягаче и связан через передаточный механизм с двигателем. Буксирный прибор выполнен в виде двух соединенных крестовиной вилок, на одной из которых, обращенной в направлении прицепа, размещен направляющий аппарат, причем оси вилок, крестовина и направляющий аппарат выполнены с центральным продольным отверстием для размещения гибкого элемента, свободный конец которого снабжен наконечником, а сцепная головка дышла выполнена цилиндрической с наружной радиусной проточкой, взаимодействующей с фиксатором и осевым фасонным пазом для размещения наконечника

5 гибкого элемента.

Кроме того, направляющий аппарат может быть выполнен в виде корпуса, во внутренней полости которого размещен фиксатор в виде поворотных подпружиненных защелок, снаб10 женных силовыми пневмокамерами.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 — шарнирная головка, вид сбоку; на фиг. 3 — сцепная головка дышла; на фиг. 4 — направляющий

15 аппарат; на фиг. 5 — сцепная головка дышла со штуцером тормозной магистрали; на фиг. 6 — вид по стрелке А на фиг. 3; на фиг. 7 — крестовина и демпферный механизм в разрезе; на фиг. 8 — амортизационно-по20 глощающий механизм в разрезе.

Устройство для соединения тягача 1 с прицепом состоит из шарнирного буксирного прибора, дышла 2 со сцепной головкой 8, лебедки 4, гибкого элемента б и амортизационно25 поглощающего механизма б. Буксирный прибор выполнен в виде двух вилок 7 и 8, шарнирно соединенных посредством крестовины 9.

Вилка 8 выполнена заодно с направляющим аппаратом в виде корпуса 10, во внутренней

30 полости которого на осях 11 установлены две

382528 подпружиненные защелки 12, входящие в отверстие 13, имеющее на боковой стенке окно

14, а на торцовой — упругую шайбу 15. 3ащелки 12 связаны с диафрагменными пневмокамерами 1б тягами 17 и снабжены пружинами 18.

На фланце корпуса 10 установлен выполненный из плотной резины манжет 19, в полость которого входит отверстие штуцера 20.

На пере вилки 8 установлен демпферный механизм, состоящий из корпуса 21 и плоской спиральной пружины 22, од ин конец которой закреплен на корпусе 21, а другой — на ступице фрикционного диска 28, сидящего на шлицевом участке шипа крестовины 9. Фрикционный диск 24, сидящий на цилиндрическом участке того же шипа, прижимается к диску

28 тарельчатой пружиной 25, сила давления которой регулируется винтом 2б. Диск 24 имеет четыре цилиндрических кольца 27, проходящих через соответствующие сверления в тарельчатой пружине 25 и крышке 28. На усилительных ребрах вилки 7 установлена подпружиненная защелка 29, взаимодействующая с отверстием 30 в приливе корпуса 10.

Ось 81 вилки 7 является одновременно осью амортизационно-поглощающего механизма, корпус 32 которого закреплен на раме тягача 1. На средней части 88 оси 31 неподвижно закреплена ступенчатая втулка 84, опирающаяся своими торцами на упругие элементы

35, и две конические пружины 8á, закрепленные на корпусе 32 и на втулке 84. В оси 31, крестовине 9 и корпусе 10 выполнены центральные продольные отверстия, через которые проходит гибкий элемент-трос 5 сцепки, закрепленный одним концом на барабане лебедки 4. Привод лебедки осуществляется от двигателя тягача через муфту свободного хода барабана и муфту предельного момента, отрегулированную на передачу усилия, близкого к предельной прочности троса 5. Второй конец троса 5 имеет наконечник 37, на оси

88 которого установлена подпружиненная рукоять 89, имеющая на своей передней части выемку 40 и выступы 41.

Сцепная головка дышла 3 выполнена цилиндрической с радиусной проточкой 42, отверстием 48 и фасонным пазом 44, в котором находится рычаг 45, сидящий на оси рукояти

4б, На сцепной головке дышла 8 установлена муфта 47 тормозной магистрали, представляющая собой съемный фланец с фасонной выточкой, в которую выходит отверстие штуцера 48. Пневмокамеры 1б и штуцер 20 соединены с соответствующими магистралями тягача гибкими шлангами 49 и 50. В разъеме тормозной матистрали предусмотрены автоматические клапаны, препятствующие утечке воздуха при расцепленном положении сцепки.

Сцепщик, удерживая наконечник 87 за рукоять 89 и разматывая трос 5 с барабана лебедки, вставляет наконечник в отверстие 48 сцепной головки дышла 8. Отпущенная рукоять 39 под действием пружины поворачивается на оси 38, и выступы 41 входят в соответствующие выемки фасонного паза 44. Благодаря тому, что плоскость оси 38 лежит ниже плоскости запирания, обеспечивается надежная фикса ция наконечника 87 в сцепной головке дышла 3. Водитель тягача включает лебедку 4, и трос 5, наматываясь на барабан, подтягивает прицеп к тягачу. При этом жесткие элементы сцепки ориентируются относительно друг друга.

Сцепная головка дышла 3, войдя в отверстие 18 корпуса 10, поворачивает защелки 12 на осях 11. При этом пружины 18 растягиваются. После того, как манжет 19 входит в проточку муфты 47, а передняя часть сцепной головки доходит до упора с шайбой 15, защелки 12 под действием пружин 18 возвращаются в исходное положение, войдя в радиусную проточку 42, обеспечив надежное сое®О динение жестких элементов сцепки и тормозной магистрали.

Расцепление устройства производится поднятием рукоятки 4б. Рычаг 45, сидящий на ее оси, своим передним концом нажимает на рукоять 89 снизу, она поднимается, и выступы

41 выходят из фасонного паза 44. Водитель тягача включает диафрагменные пневмокамеры 1б, которые через тяги 17 поворачивают защелки 12 на осях 11, освобождая сцепную зО головку дышла, и она при движении тягача вперед выходит из отверстия 13. Упругая шайба 15, воздействуя на торец наконечника

37, сдвигает его в осевом направлении. При этом выемка 40 поднятой рукояти 39 надвиЗ5 гается на кромку окна 14, зафиксировав наконечник 37 в корпусе 10. При движении тягача без прицепа амортизационно-поглощающий механизм препятствует самопроизвольному повороту буксирного прибора за счет того, 40 что крутящие усилия конических пружин Зб направлены в противоположные стороны.

Корпус 10 удерживается в горизонтальном положении плоской спиральной пружиной 22 демпферного механизма. Свободному переме45 щению корпуса 10 препятствуют фрикционные диски 28 и 24. Диск 28 неподвижен, а диск 24 связан пальцами 27 с крышкой 28 и поворачивается вместе с ней относительно диска 28 с усилием, величина которого зависит от натя50 жения тарельчатой пружины 25.

Переход с жесткого буксира на гибкий в случае движения по пересеченной местности производится водителем, который включает диафрагменные пневмокамеры, освобождая

55 сцепную головку дышла. При движении трос

5 разматывается. Тормозная магистраль автоматически отцепляется. После выполнения маневра включается лебедка 4, и осуществляется автоматическая сцепка жестких эле60 ментов устр ойств а.

Предмет изобретения

1. Устройство для соединения тягача с

65 прицепом, содержащее шарнирный буксирный

382528 прибор с направляющим аппаратом и фиксатором, дышло со сцепной головкой и размещенный между буксирным прибором и дышлом гибкий элемент, один конец которого закреплен на барабане лебедки, отличаюшееся тем, что, с целью сокращения времени и облегчения производства сцепных работ, барабан лебедки размещен на тягаче и связан через передаточный механизм с двигателем, буксирный прибор выполнен в виде двух соединенных крестовиной вилок, на одной из которых, обращенной к прицепу, размещен направляющий аппарат, причем оси вилок, крестовина и направляющий аппарат выполнены с центральным продольным отверстием для размещения гибкого элемента, свободный конец которого снабжен наконечником, а сцепная головка дышла выполнена цплиндри5 ческой с наружной радиусной проточкой, взаимодействующей с фиксатором и осевым фасонным пазом для размещения наконечника гибкого элемента, 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, 10 что направляющий аппарат выполнен в виде корпуса, во внутренней полости которого размещен фиксатор в виде поворотных подпружиненных защелок, снабженных силовыми пневмокамерами.

382528

s3z s

Составитель Е. Валасик

Редактор 3. Твердохлебова Техред 3. Тараненко Корректоры: В. Жолудева и Н. Лук

Зак,аз 2291/11 Изд. № 584 Тираж 632 Подписное

ЦКИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4(5

Типография, пр. Сапунова, 2

Устройство для соединения тягача с прицепом Устройство для соединения тягача с прицепом Устройство для соединения тягача с прицепом Устройство для соединения тягача с прицепом Устройство для соединения тягача с прицепом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гусеничной и колесной технике, а более конкретно - к тягачам и может быть использовано для соединения тягача и буксируемого объекта без выхода экипажей из машин в зонах обстрела, заражений и пожаров

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения водителей и экипажей тягачей эвакуации машин без выхода экипажей

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения водителей и экипажей тягачей эвакуации машин без выхода экипажей

Изобретение относится к тягачам на гусеничной и колесной базе и может быть использовано для эвакуации машин из зон обстрелов, заражений и пожаров без выхода экипажей

Изобретение относится к транспортным средствам, а точнее к механизированным сцепным устройствам для соединения тягачей и буксируемых объектов без выхода экипажа из тягача в условиях ведения боевых действий

Изобретение относится к области техники и может быть использовано для соединения тягача и буксируемого объекта без выхода экипажей из машин в зонах обстрела, заражений и пожаров
Наверх