Привод металлорежущего станка
) ь я%тем г":
О П И С -А -"Н-И"ЕИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Соеетских
Социелистицеских
Республим
К АВТОРСКОМУ CSHgETHlbCTSY
Зависимое от авт. свидетельства № 257991
t
Заявлено 19.Х I.1971 (№ 1715461/25-8),Ч. Кл. В 23q 5/02 с присоединением заявки №вЂ”
Пр нор итетв
Опубликовано 17.IX.1973. Гю-t:tñòåíü ¹ 37
Дата опубликования описания 20.Х11.1973
Гасударственный намитет
Савета Министрав СССР аа делам иеааретений и атнрытий
УДК 621.941.28-585..12 (088.8) Авторы изобретения
8. В. Злыденко и Ь. A. Кавера
Заявитель
ПРИВОД МЕТАЛЛОРЕЖУЩЕГО СТАНКА
Изобретение относится к станкостроению.
Известен привод металлореакущего станка по авт. св. ¹ 257991, содержащий реверсивную коробку скоростей и коробку подач с единым
t!риводом. При этом выходной вал коробки подач связан с валом, получающим вращение привода через систему шестерен, свободно рас.,оложенных на валу и включающихся попеременно посредством двухсторонней муфты. Этот привод автоматически обеспечивает постоянство односторош|его вращения входного вала коробки подач независимо от направления врагцения привода. Однако из-за некачественной сборки или определенных условий эксплуатации возникают иногда аварийные ситуации, г риводяп,пс к поломке зубьев муфты, а в некоторых случаях даже к разрыву корпуса.
Возможна, например, такая ситуация. Коробка передач работает в режиме рабочей подачи. Если теперь необходимо включить двигатели ускоренных перемещений, то кратковременно за счет залипания рабочей электромагнитной муфты в коробке подач ускоренное движение передается на вал системы шестерен, свободно расположенных на валу и поддерживающих постоянство вращения направления
1вращения вала. Выходной вал коробки подач раскручивается до скорости 365 об/мин, свободно установленные шестерни — до 540 сб/лшн, а максимальная скорость вала двусто1 онней муфты прн раооте привода— д80 об/.чин.
В результате свободно сидящие на валу шестерни обгоняют муфту и отбрасывают ее
5 нз зацеп ения: муфта попадает между двумя скосами зубьев шестерен и заклнннвает. т. к. . .азор, неооходимый для нормального переклю :ения, исчезает вследствие вращоггия сзобод.,1
)становленных шестерен с опережающей ско10 ростью.
Другая аварийная ситуация может произойти в момент реверса планшайбы прн перег люwctttttt двусторонней муфты. Например, муфта должна выйти из зацепления с правой полу15 муфтой свободно сидящей шестерни и войти в зацепление с зубом полумуфты на левой свободно сидящей шестерне. Так KBt взаимное расположение свободно сидящих на валу шестерен может быть различным, то в момент
20 переключения зуб двусторонней муфты может своей вершиной упереться в острую кромку зуба на шестерне. Одновременно с этим спиральный зуб на противоположной шестерне стремится переместить муфту в направлении шестерни, которая попала «зуб на зуб».
В обоих случаях перемещение двусторонней муфты невозможно и, в конечном итоге, ведет к поломке зубьев или разрыву корпуса.
Для устранения первой аварийной ситуации
30 на стенках введена задержка в 2 сек на вклю397307
Зо
35 ение дв,гareëåé ускоренных перемещений.
Однако это малоэффективно, так как остаточный момент на электромагнитных муфтах часто по времени держится дольше, а в процессе прибавки мо)кет достигать значительной всличины.
С целью повышения надежности предложен привод, в котором двусторонняя муфта выполцена из двух подвижных одна относительно другой с ограниченной длиной хода половин, между которыми размещен упругий элемент.
Зубья полумуфт выполнены с подцутрецпем.
На фиг. 1 схематично изображен привод карусельного станка с реверсивной планшайбой; на фиг. 2 — устройство, обеспечивающее постоянное направление привода коробки передач, продольный разрез.
Привод карусельного станка содержит электродвигатель 1, сообщающий вращение коробке скоростей 2, которая через шестерни 8 4 и 5 связана с венцовой шестерней плапшайбы 6, С шестерней 4 находится в зацеплении шестер ня 7, которая сидит на валу 8, передает вращение коробкам подач 9 и 10 через систему шестерен 11 и 12, свободно располо кеппых на нем. На шестернях 11 и 12 выполнены полумуфты с винтовым кулачком. Между ними расположена двусторонняя муфта, состоящая из двух половин 18 и 14, снабженных также винтовыми зубьями с поднутрением около 15 .
Между половинами 18 и 14 расположена спиральная пружина 15, а на половину 18 навернута обойма 16 с буртом, ограничивающим взаимное перемещение половин 18 и 14, которые могут приблизиться одна к другой на величину зазора между ними, равного высоте зуба или чуть больше.
Обе половины 18 и 14 образуют единое целое и расположены с возможностью скольжения вдоль вала 8. Винтовые кулачки на поло5
25 винах 18 и 14 служат для сцепления соответствующих шестерен 11 и 12 с валом 8 в зависимости от направления вращения привода и планшайбы 6.
Шестерня 11 или 12 находится в зацеплении непосредственно или через промежуточную шестергпо 17 с шестернями 18 и 19, жестко соединенными с валом 20, который кинематически связан с вертикальными валами 21 и 22, обеспечивающими привод коробок подач 9 и 10.
При включении электродвигателя коробка скоростей через шестерни 8, 4 и 5 сообщает вращение плапшгйбе 6 в прямом направлении, т. е. против хода часовой стрелк;f. При этом ьал 8 получает врагценис через IJeñòåðía 4 и 7, половины 18 и 14 скользят по нему как одно целое и своим винтовым зубом входят в зацепление с шестерней 11, которая через проме куточную шестерню сообщает вращение )/ шестерне 19, жестко связанной с валом О, передающим через валы 21 и 22 вращение коробкам подач 9 и 10, Теперь при реверсировании и в случае возникновения аварийной ситуации, которые были описаны выше, муфта це заклипится, потому что половины 18 и 14 двусторонней муфты переместятся навстречу одна другой, давая тем самым возможность шестерням 11 и 12 провернуться и вывести двустороннюю муфту из аварийной ситуации.
Предмет изобретения
Привод металлорежущего станка по авт. св.
М 257991, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности привода, средняя часть двусторонней муфты выполнена в виде двух половин, подвижных одна относительно другой, с ограниченной длиной хода, между которыми размещен упругий элемент, а зубья полумуфт изготовлены с поднутрением.
397307
Редактор С. Трошина
Заказ 894 Изд. ЛЪ 7 Тираж 888 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-З5, Раушская наб., д. 4/5
Типография ¹ 24 Союзполиграфпрома, Москва, 121019, ул. Маркса — Энгельса, 14
Я
) ф
pxji г
+ó I
% г
Составигель В. Тарабара
Техред Л, Богданова Корректор М, Лейзерман