Устройство для отбора и накопления мощности на транспортной машине

 

О П И С А Н И Е 404666

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВУОИ:КОМУ СВИДИПЛЬСУВУ

Сок>з Советских

Сьпимис нческих

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 16.VI.1970 (№ 1449819/27-11) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет—

Опубликовано 22.Х.1973. Бюллетень № 44

Дата опубликования описания 26.Ч1.1974

М.Кл. В 60k 17/00

В 60k 25/04

F 16h 33/02

Государственный комитет

Совета Министров СССа

tt0 делам изобретений н открытий

УДК 629.113-585.9 (088.8) Автор изобретения

Н. А. Забавников

Московское ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА И НАКОПЛЕНИЯ МОЩНОСТИ

НА ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЕ

Изобретение относится к транспортному ма шиностроен н1о, а именно к устройствам для отбора мощности or двигателя к вспомогательному оборудовани1о, в частности к накопителю энергии.

Известны устройства для отбора и накопления мощности на транспортной машине, содержащие газовую турбину для привода вспомогательного оборудован11я, расположенную в выпускном трубопроводе двигателя внутреннего сгорания, в котором установлен клапан свободного выпуска газов, направляющий отработавшие газы двигателя при определенной его нагрузке непосредственно в атмосферу.

Цель изобретения — накопление энергии для использования ее при увеличении сопротивления движению машины.

Для этого предлагаемое устройство снабжено маховиком, соединенным с валом газовой турбины ti связанным через редуктор и муфту свободного хода с выходным валом коробки передач машины.

На фнг. 1 изображено описываемое устройство, вид сверху; lа фиг. 2 — To >ке, поперечный разрез по сго редуктору; на фиг. 3 — клапан свободного выпуска отработавших газов двигателя.

Маховик 1, предназначенный для накопления энергии, расположен на входном валу 2 редуктора >. Между валом 2 редуктора и его

2 шестерней 4, установленной на отдельных подшипниках, смонтирована роликовая муфта 5 свободного хода. Нижняя шестерня 6 редуктора закреплена на выходном валу 7 коробки передач 8. Вал 7 через соединительные муфты

9 связан с бортовыми механизмами 10 поворота гусеничной машины, за которыми находятся бортовые передачи 11 и ведущие звездочки

12 машины.

Маховик 1 через соединительную муфту 1> соединен с валом газовой турбины 14, расположенной в выпускном трубопроводе 15 двигателя 16 внутреннего сгорания. В трубопроводе

15 установлен клапан 17 свободного выпуска газов в атмосферу.

С корпусом 18 клапана 17 соединены входной патрубок газовой турбины 14 и отводной патрубок 19, служащий для выпуска газов в атмосферу.

2о Пружина 20 предназначена для закрывания клапана 17. Рычаг 21 на оси клапана 17 связан со штоком электромагнита 22. В электрической цепи электромагнита установлено реле

23, срабатывающее при замыкании контактов

24 при воздействии рейки топливного насоса

25 основного двигателя машины.

Накопление энергии происходит только при движении машины. Когда машина стоит (при работающем двигателе 16), выпускные газы в небольшом количестве, проходя через газо404656

3 вую турбину 14, создают незначительный крутящий момент на рабочем колесе. Однако турбина и связанный с ней маховик 1 остаются неподвижными, так как включается муфта 5.

При трогании машины при неполной подаче топлива в двигатель 1б клапан 17 остается закрытым. В этом случае происходит разгон маховика 1. Так как время разгона маховика больше времени разгона машины (в определенном интервале изменения скорости движения машины), то шестерня 4 редуктора 8 начинает вращаться быстрее чем вал 2 и муфта

5 выключается.

При установившейся скорости движения машины на данной передаче в коробке передач после разгона маховика 1 газовой турбиной 14 происходит включение муфты 5 и тогда мощность от газовой турбины 14 поступает на ведущие звездочки 12 машины. В случае включения последующей передачи в коробке разгон машины и маховика продолжается аналогичным образом.

Следовательно, при работе двигателя машины с частичной подачей топлива разгон маховика 1 происходит, если угловая скорость

его вала 2 оказывается меньше, чем скорость шестерни 4. Когда эта скорость уравнивается, то вся мощность газовой турбины (при равномерном движении машины) или часть этой мощности (при движении машины с небольшим ускорением) передается через редуктор 8 на ведущие колеса машины.

Если разгон машины с места или от какойто скорости движения должен быть наиболее интенсивным, то водитель дает полную подачу топлива в двигатель. При этом замыкаются контакты 24, срабатывают реле 28 и электромагнит 22. Клапан 17 свободного выпуска от4 работавших газов открывается и подача их в газотурбинный двигатель 14 прекращается.

Пока имеет место такой режим движения машины разгон маховика 1 не происходит. После

5 разгона машины и затем уменьшения подачи топлива к двигателю контакты 24 размыкаются и пружина 20 закрывает клапан 17. Маховик 1 начинает снова разгоняться. Полезная отдача накопленной маховиком энергии про1р исходит при замедленном вращении ведущих звездочек 12 и связанной с ними шестерни 4 редуктора 8. После уравнивания угловых скоростей шестерни 4 и вала 2 муфта 5 включается и маховик 1 начинает отдавать накопленную

15 энергию на ведущие звездочки 12.

В случае поворота гусеничной машины включение одного из механизмов 10 поворота приводит к передаче энергии аккумулятора на ведущую звездочку 12 забегающего борта, где

20 она суммируется с энергией двигателя.

При включении передачи заднего хода клапан 17 должен быть принудительно открыт.

Предмет изобретения

Устройство для отбора и накопления мощности на транспортной машине, содержащее газовую турбину, расположенную в выпускном трубопроводе двигателя внутреннего сгорания, в котором установлен клапан свободного выпуска газов, направляющий отработавшие газы двигателя при определенной его нагрузке непосредственно в атмосферу, отличающееся тем, что, с целью накопления энергии для использоз5 вания ее при увеличении сопротивления движению машины, оно снабжено маховиком, соединенным с валом газовой турбины и связанHûì через редуктор и муфту свободного хода с выходным валом коробки передач.

Редактор Т, Горячева

Составитель В. Бялоцкий

Техред Т. Курилко

Корректор А. Дзесова

Заказ !284 Изд. № l060 Тираж 620 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раугпская паб., д. 4/5

Загорская типография

Устройство для отбора и накопления мощности на транспортной машине Устройство для отбора и накопления мощности на транспортной машине Устройство для отбора и накопления мощности на транспортной машине Устройство для отбора и накопления мощности на транспортной машине 

 

Наверх