Гидравлическая муфта

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

- ц 426О82

Сок>з Советских оциалистических

Республик (б1) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 06.11.70 (21) 1490732/25-27 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 30.04.74. Бюллетень ¹ 16

Дата опубликования описания 11.10.74 (51) М. Кл. Г 16d 35/00

Гооударотвеннвй комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и отирвпий (53) УДК 621.825.5 (088.8) (72) Авторы изобретения

Б. А. Алексеев, Е. М. Гоникберг и И. A. Курзель (71) Заявитель

Московский трижды ордена Ленина и ордена Трудового Красного

Знамени автомобильный завод им. И. А. Лихачева (54) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобилестроению, и может использоваться в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания, применяемых и в других отраслях промышленности.

Известны гидравлические муфты, работающие на принципе сцепления поверхностей ведущей и ведомой полумуфт с помощью вязкой рабочей жидкости, заполняющей зазоры между торцовыми поверхностями скольжения полумуфт. Автоматическое сцепление поверхностей скольжения происходит благодаря вытеснению в рабочие зазоры полумуфт жидкости из кольцевой полости, вследствие температурного расширения, помещенной в последнюю податливой кольцевой камеры с термочувствительной жидкостью.

Однако известные муфты характеризуются наличием специальной емкости с термочувствительной жидкостью, трудностью обеспечения гарантированных минимальных зазоров торцовых поверхностей скольжения полумуфт (при обеспечении передачи ими всего необходимого момента) и создания надежной циркуляции жидкости с целью ес охлаждения для сохранения требуемой вязкости.

Для упрощения конструкции муфты и повышения надежности ее работы в предлагаемой муфте объем кольцевой полости равен объему рабочей жидкости, обеспечивающему при определенном температурном расширении заполнение зазоров между поверхностями сцепления полумуфт. Кроме того, основные рабочие зазоры образованы цилиндрическими поверхностями полумуфты, а вспомогательные — торцовыми, Для обеспечения направленной циркуляции рабочей жидкости на цилиндрической поверхности сцепления внутренней или наружной по10 лумуфты выполнены спиральные канавки.

Для улучшения заполнения рабочей >кидкостью зазора, образованного торцовыми поверхностями сцепления полумуфт, диаметр выходных отверстий кольцевой полости на15 ружпой полумуфты меньше диаметра выходных отверстий.

На чертеже представлена предлагаемая гидравлическая муфта в разрезе.

Муфта состоит пз ведущей полумуфты 1 и

20 закрытой крышкой 2 ведомой полумуфты 3, опирающейся на подшипник качения 4 и иMåющей кольцевую полость 5, заполненную вязкой, например полимеTII;IcIIлоксановой, жидкостью, а также ребра 6 для охлаждения и

25 прикрепленные лопасти 7 вентилятора.

Ведущая полумуфта 1, выполненная в виде стакана, цилиндрической поверхностью сцепления 8 с цилиндрической поверхностью сцепления 9 полумуфты 3 образует основной

30 кольцевой рабочий зазор, причем на поверх426082

20

30

40

Составитель Н. Киселев

Заказ 2689/17 Изд. № 1532 Тираж 875 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пп. Сапунова, 2

3 ности 8 или 9 имеется спиральная канавка 10, обеспечивающая направленную циркуляцию жидкости (справа налево, к крышке 2). Торцовая стенка полумуфты 1 образует с крышкой 2 рабочий зазор дополнительных торцовых поверхностей сцепления 11 и 12. Отверстия 13 и 14 обеспечивают вход и выход циркулирующей жидкости полости 5, а отверстие

15 — создание дополнительного циркулирующего потока во вспомогательном торцовом зазоре поверхностей 11 и 12.

Муфта работает следующим образом.

В неподвижном состоянии полумуфт рабочая жидкость скапливается в нижней части полости 5 и внутренней полости полумуфты 1.

В начале вращения полумуфты 1 ее поверхности 8 и 11 с помощью жидкости в нижней части муфты и сопротивления подшипника качения приводят во вращение полумуфту 3, в связи с чем жидкость под действием центробежных сил заполняет кольцевую полость

5, после чего устанавливается режим тихих оборотов вентилятора.

При нагреве двигателя и жидкости его системы охлаждения нагреваются воздух, омывающий муфту, и жидкость в полости 5, вытесняясь при этом в рабочие зазоры, в первую очередь поверхностей 8 и 9. Это обеспечивает улучшение сцепления полумуфт и уменьшение проскальзывания полумуфты 3 относительно полумуфты 1, а следовательно, увеличение оборотов вентилятора с одновременным повышением интенсивности циркуляции жидкости. Последнее обеспечивает заполнение зазоров торцовых поверхностей 11 и 12, что увеличивает момент, передаваемый муфтой, а следовательно, обороты вентилятора и охлаждение двигателя.

Предмет изобретения

1. Гидравлическая муфта, преимущественно для вентилятора двигателей внутреннего сгорания, содержащая внутреннюю ведущую полумуфту и наружную ведомую полумуфту, имеющую заполненную вязкой жидкостью кольцевю полость, сообщающуюся с рабочими зазорами, образованными поверхностями сцепления полумуфт, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности муфты, объем кольцевой полости равен объему рабочей жидкости, обеспечивающему при определенном температурном расширении заполнение зазоров между поверхностями сцепления полумуфт.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что основные рабочие зазоры образованы цилиндрическими поверхностями полумуфты, а вспомогательные — торцовыми.

3. Муфта по и, 1, отличающаяся тем что, с целью обеспечения направленной циркуляции рабочей жидкости, на цилиндрической поверхности сцепления внутренней или наружной полумуфты выполнены спиральные канавки.

4, Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью улучшения заполнения рабочей жидкостью зазора, образованного торцовыми поверхностями сцепления полумуфт, диаметр выходных отверстий кольцевой полости наружной полумуфты меньше диаметра входных отверстий.

Гидравлическая муфта Гидравлическая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для включения, обеспечения работы и выключения вентилятора двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к использованию вязкостной муфты для переключения передач

Изобретение относится к системам дополнительного нагрева для транспортного средства, в частности для автомобиля с дизельным двигателем

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для включения, обеспечения работы и выключения вентилятора двигателя, например двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным дискам для фрикционных гидравлических муфт
Наверх