Муфта сцепления

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ЛВТОРСКОМУ (:ВИ ll- 1ГЛЬСТВУ

Союз Соеетскнк

Соцналнстнческнк

Реслублнк

<н646121 (61) 1ополнительн е к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.11.73 (21) ) 973254/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 050279.Вюллетень № 5

11а1а опубликования описания 0502.79 (5l) Т. Ки.

Г 16 Э 35/00! осударстееииый комитет ссГР ио лелам изобретений и открытий (53) УДК 621.825. 6 (088. 8) (72) Лвтор изобретения

В.В.Талаквадзе (71) Заявитель (54) МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, особенно к транспортному машиностроению.

Известна муфта сцепления, содержа- щая две полумуфты, взаимодействующие через фрикционный диск (1).

Последний сильно изнашивается, а. при сильном нагреве коробится.

Известна муфта сцепления, содержащая закрепленные на валах ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие между собой через промежуточную среду (2).

Недостатки этой муфты сцепления: . низкая энергоемкость (большой удельный вес) и малая величина передаваемого крутящего момента при малых скольжениях.

Целью изобретения является повыше\ ние энергоемкости муфты и увеличение передаваемого крутящего момента при малых скольжениях.

На чертеже приведена муфта сцепления в разрезе.

Ведущая полумуфта 1 выполнена в виде стакана, на внутренней цилиндрической поверхности которого выточе- ны кольцевые канавки 2 трапециевидного поперечного сечения. Канавки тично заполнены вязкой н линк и массой, например специальным клеем.

Размеры канавок зависят от свойств . массы (она не должна из них вытекать под действием силы тяжести) и ориентировочно равны: глубина 5-10 мм, средняя ширина 1-2 мм, угол конусности 10-15 . Число канавок зависит от передаваемого муфтой крутящего момента.

Массой, заполняющей канавки, может быть специально подобранная разновидность клеев, применяемых при изготовлении липких лент.

Наиболее подходящими являются клеи на основе кремнийорганических эластомеров, обладающие повышенной температуростойкостью.

В центральной части полумуфты

1 имеется цилиндрический выступ 3, на котором установлена по посадке скольжения ведомая полумуфта 4, выполненная в виде барабана. В полумуфте 4,асимметрично, по посадке скольжения установлено несколько осей 5, на которые жестко (при помощи шпонок или шлиц с эксцентриситетом) насажены барабаны 6, несущие на игольчатых подшипниках ролики 7.

На периферии роликов выточены кольцевые выступы 8 (число роликов зави646121

i"JJт от передаваемого кpyrящего мо— мента) .

Оси 5 закannèâaþòñ .ë цилиндрическими шестеренками 9,находящимися э зацеплении с управляющей шестерней 10. та, в свою очередь, сочленена с несколькими зубчатыми секторами 11, 5 каждый из которых насажен на полуось

12 и связан с возвратной спиральной пружиной 13 и рычагом 14. Последний упирается в обойму 15, несущую подшипник 16, вилку 17 выключения сцепления. Свободное кольцо подшипника контактирует с вилкой 17. Ведомый вал 18 связан с полумуфтой 4 при по"мощй шлицевого соединения.

На все детали муфты сцепления, за исключением кольцевых канавок и выступов 3, наносится специальное покрытие, к которому вязкая масса не пристает, например силикатное покрытие.

Полумуфты 1 и 4 и ролики 7 изго тавливаются из материала, обладающего высокой теплопроводностью. Муфта сцепления заключена в кожух, исключающий попадание в вязкую массу пыли и грязи.

Принцип действия муфты сцепления следующий.

В выключенном состоянии (вилка

" "находится в крайнем левом положении) между полумуфтой 1 и роликами имеет- 0 ся гарантированный воздушный зазор

Ь „ равный 1-1,5 мм. Для включения муфты сцепления отпускают вилку 17, Под действием пружин 13 происходит поворот зубчатых секторов 11. Это 35 вызывает поворот управляющей шестерни. Последняя пбворачивает синхронно все барабаны на 1.80 . В результате эксцентриситет E. изменяет знак на противоположный. Но так как 40

2t = h G, где и — глубина канавки ?, то происходит почти полное погружение выступов 8 в канавки. Масса выдавливается из них, заполняет весь зазор между выступами 8 и приклеивает их друг к другу. Это лишает ролики подвижности. Воздействуя через барабан на оси, ролики увлекают полумуфту

4 и заставляют ее вращаться синхронно с полумуфтой 1.

При частичном погружении выступов

8 в канавки (промежуточные режимы) силы склеивания могут оказаться недостаточными для полного торможения роликов. Вращаясь, последние будут непрерывно приклеиваться и отклеиваться от полумуфты 1. При этом будет происходить интенсивная деформация массы, стремящейся под действием центробежных сил скопиться на дне канавок. При деформации массы, а также при отрыве и приклеивании роликов к полумуфте 1 будет происходить интенсивное превращение механической энергии в тепло.

Отдельные частицы массы, вырванные вращающимися роликами из канавок, на деталях муфты из-за наличия на их поверхностях специального покрытия удержаться не могут. Под действием центробежных сил они вновь попадают в канавки.

При резком повышении воспринимаемого муфтой крутящего момента также происходит незначительный проворот роликов, чем и достигаются гашение крутильных колебаний и мягкая работа трансмиссии.

Формула изобретения

1. Муфта сцепления, содержащая закрепленные на валах ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие между собой через вязкую жидкость, отличающаяся тем, что, с целью повышения энергоемкости муфты и увеличения передаваемого крутящего момента при малых скольжениях, ведущая полумуфта выполнена в виде стакана с кольцевыми канавками на внутренней цилиндрической поверхности для размещения вязкой и липкой массы, например специального клея, а ведомая полумуфта выполнена в виде барабана, несущего на периферии ролики, установленные свободно на поворотных эксцентриковых осях и снабженные внешними выступами по форме кольцевых каналов ведущей полумуфты.

2. Муфта сцепления по п.1, о т л и ч а ю щ а я сятем,,что она снабжена зубчато-реечным механизмом поворота эксцентрикоэых осей.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CLJA.Р 3061062, кл. 192-70.18, -1962.

2. Патент CLJA Р 3559786, кл. 192-58, 1971.

646!21

Составитель И.Яцунов

-.---.Техред Н. Бабурка Корректор Л.Василина

Редактор H.Âèðêo

Филиал ППП Патент, г.ужго! од, ул.Проектная,4

Заказ 83/27 Тираж 1138 Подписное

ЦНИИП!! Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий!!3Q35, Мсн ква, К-35, Раушская наб., д. 4/5

Муфта сцепления Муфта сцепления Муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для включения, обеспечения работы и выключения вентилятора двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к использованию вязкостной муфты для переключения передач

Изобретение относится к системам дополнительного нагрева для транспортного средства, в частности для автомобиля с дизельным двигателем

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для включения, обеспечения работы и выключения вентилятора двигателя, например двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным дискам для фрикционных гидравлических муфт

Изобретение относится к использованию вязкостной муфты для автоматического переключения передач

Изобретение относится к области t машиностроения, к вязкостным гидравлическим муфтам
Наверх