Сцепная муфта с торцовыми зубьями

 

s бибги, те, О П

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

<1>490973

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.09.73 (21) 1961818/25-27 (51) М. Кл. F 16d 11!10 с присоединением заявки— (23) Приоритет—

Опубликовано 05.11.75. Бюллетень М 41

Дата опубликования описания 04.02.76

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений

ы открытий (53) УДК 621.825,52 (088.8) (72) Автор ы изобретения

В. Н. Белофастов, С. Ф. Никольский и Ю. И. Потемкин

Всесоюзный проектно-технологический институт тяжелого машиностроения (71) Заявитель (54) СЦЕПНАЯ МУФТА С ТОРЦОВЫМИ ЗУБЬЯМИ

Изобретение относится к машиностроеншо и может быть использовано для соединения валов, преимущественно таких, проворот которых при включении муфт затруднен ввиду необходимых для этого больших усилий или исключен из-за наличия самотормозящих передач.

Известна сцепная муфта с торцовыми зубьями, содержащая ведущую полумуфту и соосно ей установленную на валу ведомую полумуфту, перемещаемую в осевом направлении с помощью устройства переключения.

На торцовых зубьях полуму фт имеются фаски и при введении полумуфт в зацепление возможен случай первоначального касания зубьев именно этими фасками, при этом, если направление винтовых шлицев совпадает с направлением необходимого поворота полумуфты до положения «зуб-впадина», то произойдет включение муфты, если же шлицы имеют обратное направление, то произойдет заклинивание полумуфты, а при включении валов в этом положении возможна и поломка муфты.

В последнем случае включение муфты возможно лишь при провороте одного из валов вместе с полумуфтой в направлении, противоположном направлению шлицев до совпадения «зуба и впадины».

Кроме того, если при введении полумуфт в зацепление сразу произойдет попадани

«зуба во впадину», то, поскольку передача крутящего момента происходит лишь прн контакте полум уф ты с торцовой поверхно5 стью ведущего вала, необходимо дополнительное осевое перемещение полумуфты по винтовым шлицам до рабочего положения, а это возможно лишь прп провороте одного пз валов.

С целью упрощения процссса сцепления полумуфт путем исключения проворота соединяемых валов, в предлагаемой муфте уст. ройство переключения выполнено в виде втулки, свободно соединенной с валом посредством прямых шлицев, и обоймы, подпружиненной к ведомой полумуфте п к втулке и связанной с ними с помощью винтовых шлнцев соответственно правого н левого направления.

20 Кроме того, по меньшей мере один торцовый зуб одной нз полумуфт может быть снабжен следящим роликом с радиально расположенной осью вращения.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муф25 та, разрез; на фиг. 2 — разрез по А — А и. фиг. 1; на фиг. 3 — торцовый зуб полумуфты, разрез; на фпг. 4 — вид по стрелке Б на фиг. 3.

Муфта (фиг. 1) состоит из ведущей полумуфты 1 с торцовыми зубьями 2, установлен490973

25

40

55 ной неподвижно в осевом направлении и свободно вращающейся на валу 8, и ведомой полумуфты 4 с торцовыми зубьями 5. Ведомая полумуфта 4 свободно перемещается по вин товым шлицам 6 обоймы 7 и удерживается на последней в крайнем левом положении пружинами 8. Обойма также свободно перемещается по винтовым шлицам 9 втулки 10 и удерживается на ней в крайнем левом положении пружинами 11. Винтовые шлиць1 6 и 9 имеют противоположные углы подъема.

Сопротивление перемещению обоймы по винтовым шлицам должно несколько различаться, что обеспечивается соответствующим подбором усилий пружин 8 и 11.

Втулка перемещается по прямым шлицам

12 вала с помощью вилки 18 от винта 14 и рукоятки 15.

На одном из торцовых зубьев, например, ведомой полумуфты смонтирована радиально направленная ось 16, на которой свободно вращается следящий ролик 17.

Работа и управление муфтой происходит в следующем порядке.

В расцепленном положении муфты гедомая полумуфта 4 и втулка 10 раздвинуты под действием пружин 8 и 11. Для передачи крутящего момента с вала 18 через ведущую полумуфту 1 на вал 8 подвижную втулку 10 определенным осевым усилием от рукоятки

15 и винта 14 перемещают в крайнее левое положение.

При этом в случае соприкосновения полумуфт в положении «зуб-впадина» произойдет обычное включение муфты. Передача крутящего момента с вала 18 на вал 8 осуществляется после полного прижатия ведомой полумуфты 4 к торцовой поверхности уступа втулки 10.

В случае соприкосновения полумуфт B положении «зуб-в зуб» (положение а фиг. 4) ведомая полумуфта 4 своим следящим роликом 17 упрется в торец зуба 2 ведущей полумуфты 1 и остановится.

Предположим, что пружина 8 имеет уси. лие сжатия, превышающее соответствующее усилие пружины 11. В этом случае при даль нейшем передвижении втулки 10 от винта 14 происходит сжатие пружин 11 и разворот обоймы 7 с ведомой полумуфтой 4 на винтовых шлицах 9 до положения «зуб-впадина».

Ролик 17 при этом как бы следит и оокатывается по профилю зуба 2.

Если первоначально ролик 17 своей поверхностью упрется в заходцой скос зуба всдугцей полумуфты 1, препятствующий ра"вороту ведомой полумуфты 4 с обоймой 7 на шлицах 9 (положение б фиг. 4), то при дальнейшсм осевом перемещении втулки 10 ол винта 14 происходит сжатие пружины 8 и разворот ведомой полумуфты 4 на шлицах 6 до положения «зуб-впадина».

Передача крутящего момента происходит при полном сближении ведомой полумуфты

4 и вилки 18 и прижатии ведомой полумуфты

4 к торцовой поверхности уступа вилки 18.

Выключение муфты производится при остановленных валах устройства. Для этого втулка 10 перемещается вправо в нейтральное положение.

Под действием пружин 8 и 11 ведомая полумуфта 4 сдвинется относительно втулки

10 в крайнее левое положение и будет подготовлена к следующему включению.

Муфта может быть использована в устройствах с реверсивным гриводом, а также в устройствах для передачи крутящего момента поочередно с двух валов на один (как показано на фиг 1). Механизмом фиксации осевого положения втулки (О может служить механизм включения муфты.

Таким образом, предлагаемая муфта позволяет осуществлять надежное включение ее без обычного необходимого проворота одного из соединяемых валов, это упрощает процесс сцепления и исключает вероятность поломки элементов зацепления полу. муфт в момент динамического включения при передаче больших нагрузок.

Предмет изобретения

1. Сцепная муфта с торцовыми зубьями, содержащая ведущую полумуфту и соосно ей установленную на валу ведомую полумуфту, перемещаемую в осевом направлении устройством переключения, отличающаяся тем, что, с целью упрощения процесса сцепления полумуфт, устройство переключения выполнено в виде втулки, свободно соединенной с валом посредством прямых шлицев и обоймы, подпружиненной к ведомой полумуфте и к втулке, и связанной с ними с помощью BHHTQBblx шлицев соответственно правого и левого направления.

2, Муфта, по п. 1, отличающаяся тем, что по меньшей мере один торцовый зуб одной из полумуфт снабжен следящим роликом с радиально расположенной осью вращения.

490973

А-А

72,у Кзыл j

Вид Б

77

Фиг

Составитель И. Антипова

Текред T. Курилко

Редактор В. Другова

Корректор И. Симкина

Заказ 9/80 Изд. ¹ 100 Тираж 869 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. кПатент>

Сцепная муфта с торцовыми зубьями Сцепная муфта с торцовыми зубьями Сцепная муфта с торцовыми зубьями Сцепная муфта с торцовыми зубьями 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения валов в кинематической цепи, не допускающей относительного проскальзывания
Наверх