Реверсивный тиристорный электропривод переменного тока

 

ОПИСАНИЕ "5О5И2

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистимеских

Республик (б1) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02.02.70 (21) 1400889/24-7 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 28.02.76. Бюллетень № 8 (51) М,Кл. Н 02Р 7/42

Государственный комитет

Совете MMHNcTpGB СССР оо девам изооретений н открмтий (53) УДК 621.313,333. .072.6 (088.8) Дата опубликования описания 10.01.77 (72) Авторы изобретения

А. Д, Поздеев, Н. В. Донской, В. В. Горчаков и В. В, Невский (71) Заявитель (54) РЕВЕРСИВНЪ|й ТИРИСТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД

ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Изобретение относится к автоматизированным электроприводам, Известны реверсивные тиристорные электроприводы переменного тока, которые выполняются с использованием асинхронного двигателя с фазным ротором.

Для осуществления реверса двигателя в таких приводах статор двигателя обычно подключается к питающей сети с помощью реверсивного бесконтактного контактора, выполненного на тиристорах, а регулирование скорости осуществляется за счет фазового, или импульсного регулирования напряжения, подводимого к статору двигателя, или импульсным регулированием сопротивлений в цепи ротора двигателя, или за счет рекуперации энергии скольжения в сеть через выпрямительно-ипверторный преобразователь, подключенный к ротору двигателя.

Для получения достаточно жестких мехаппческих характеристик привод обычно выполпяется с обратной связью по скорости двигателя, причем в качестве датчика скорости используется тахогенератор постоянного тока, ttÿ.tè гие щеточного контакта и коллектора у которого снижает надежность схемы. При применении же тахогенераторов переменного ток» в рсверсивных схемах па их выходе требуется специальное и довольно сложное фазочувствительное устройство, определяющее по2 лярность выходного напряжения тахогенератора.

В предложенном электроприводе, с целью исключения работы двигателя в режиме противовключения, упрощения схемы, исключения фазочувствительного устройства на выходе тахогенератора, реверсивного контактного моста на входе задающего потенциометра, дополнительного нуль-органа, контролирующего

10 нуль скорости двигателя, в цепь задающего потенциометра включены контакты реле контроля реверса.

Такое включение контактов реле контроля реверса позволяет использовать в качестве

15 нуль-органа, контролирующего нуль скорости д вигателя, нуль-орган, включенный на входе сканирующей логики и контролирующий разность задающего напряжения и напряженп» обратной связи.

20 Схема электропрпвода представлена па чертеже.

Реверсивный тиристорный электропривод переменого тока содержит асинхронный двпгатель ЛД с фазным ротором, тпрпсторный

25 коммутатор на тпристорах Т1 — Т8 в цепп статора двигателя, тахогенератор ТГ переменного тока, на выход которого через выпрямитель ВМ, контактный мост па реле РУ1, РУ2 и задающий потенциометр ЗС подключен

Зв нуль-орган НО со сканирующеи логикой СЛ, 505112

В схему электропривода входит также блок управления, содержащий кнопки управления

ВП, НЗ, реле В, Н, B l, H l, реле контроля реверса РКР, реле времени РВ, реле торможения РТ, В роторную цепь асинхронного двигателя включен преобразователь частоты. На вход системы управления тиристорами СУТ инвертора И этого преобразователя поступает суммарный сигнал от датчика тока ДТ и с выхода полупроводникового нереверсивного усилителя У, подключенного на выход контактного моста.

Схема работает следующим образом.

При включенном питании схемы и при отсутствии команды в исходном состоянии на входе НО сигнал отсутствует и логика сканирует, включая поочередно реле РУ1 и РУ2.

Если будет нажата кнопка ВП, то включается реле B l и замыкает свой контакт в цепи реле В. В свою очередь, при включении реле сканирующей логики РУ1 реле В включается по цепочке B l, PB, РУ1. Реле PB включено, так как реле В, Н и PT в начальном положении отключены. Одновременно с реле В включается реле РКР по цепи: контакт В l, диод Дl, контакт РУ1. При включении реле В замыкается его контакт в цепи питания PB.

Реле PB включается. Реле В замыкает свои контакты в цепи управления тиристорами

T3 — Тб, включая их и подключая тем самым статор двигателя к питающей сети. Реле

РКР замыкает свой контакт в цепи задающего напряжения. Под действием задающего сигнала, проходящего через контакты реле

РУ1 и контактный мостик, на входе НО появляется сигнал, запирающий НО и из нуль-органа через контакт РУ1 в блок сканирующей логики подается запрет на переключение логики. Логика перестает сканировать, остается включенным реле РУ1. Одновременно на входе усилителя У появляется управляющий сигнал, поступающий после усиления на вход

СУТ. Углы опережения зажигания инвертора

И изменяются в сторону увеличения, и, тем самым уменьшается э. д. с. инвертора. Ток в цепи ротора возрастает, момент двигателя увеличивается, и двигатель разгоняется. Сигнал, пропорциональный току ротора, поступает с датчика тока ДТ на выход токовой отсечки, которая контролирует и удерживает на определенном уровне ток ротора двигателя в процессе разгона и торможения. По мере разгона двигателя растет напряжение отрицательной обратной связи по скорости, снимаемое с ТГ, и при достижении напряжением обратной связи величины, близкой к задающему напряжению, двигатель начинает работать на установившейся скорости.

Для осуществления реверса необходимо нажать кнопку НЗ, при этом реле Bl теряет питание, а реле Нl включается с выдержкой времени, задаваемой RC-цепочкой, включен5

Зо

4 ной параллельно реле Hl. Во время паузы, когда реле B l разомкнуло свои контакты, а реле Hl еще не включилось, теряют питание реле В, Н, РКР и отключаются. Оключаясь, реле РКР, в свою очередь, размыкает свой контакт в цепи задатчика скорости ЗС. Под действием напряжения отрицательной обратной связи, снимаемой с выпрямительного моста ВМ1, меняется полярность на входе нуль-органа НО, нуль-орган o1.крывается дает разрешение на переключение сканирующей логики. Реле РУ1 выключается, а РУ2 включается и своими контактами в мосте КМ восстанавливает полярность управляющего сигнала на входе усилителя У и нуль-органа

НО вновь запирается, подавая запрет на переключение сканирующей логики. Реле РУ2 остается включенным. Отключившись, реле В размыкает свои контакты в цепи управления тиристоров T3 — Тб, что приводит к отключению статора двигателя от питающей сети, и своим контактом размыкает цепь питания реле PB. Реле PB с выдержкой времени, необходимой для спада тока, проходящего через тиристоры бесконтактного контактора, включает реле PT через контакты реле PB u

РУ2. Реле PT замыкает свои контакты в цепи

ФСУ1 и ФСУ2 тиристоров Т5 и Т7, включая их и подавая тем самым постоянный ток в обмотку статора. Одновременно реле PT своим замыкающим контактом включает реле

РВ, подготавливая его для работы при дальнейших переключениях. Двигатель начинает тормозиться. При скорости, близкой к нулю, сигнал на входе нуль-органа НО, становится недостаточным для его запирания. Нуль-орган НО.открывается и дает разрешение на сканирование логики. Включается реле РУ1, и отключается реле РУ2, отключая реле РТ, которое, в свою очередь, выключает тиристоры Т5 и Т7 и отключает реле PB. Реле РВ, отключаясь с выдержкой времени, необходимой для спада постоянного тока, подаваемого в статор двигателя, включает реле Н. Одновременно включается реле РКР. Реле РКР замыкает свой контакт в цепи задатчика скорости ЗС, под действием напряжения которого прекращается дальнейшее сканирование логики и на вход усилителя поступает управляющий сигнал. Реле Hl замыкает свои контакты в цепи управления тиристоров Tl, Т2, Т7, Т8, включая их и тем самым меняя чередование фаз питающего напряжения статора, одновременно выключает реле PB. Двигатель начинает разгоняться в направлении «Назад» до заданной скорости. Процесс разгона идет так же, как и при пуске двигателя. Таким образом, включение контактов реле РКР на входе задатчика скорости позволяет использовать в схеме реверсивного электропривода тахогенератор переменного тока без фазочувствительного устройства на его выходе, исключить на входе задатчика скорости реверсивный контактный мостик и режим противовключения при реверсе привода, SO5»r

Формула изобретения

Составитель Т. Васильева

Тек ред М. Семенов !(орроктор Г, Дооровольская

Редактор В. Левятов

Заказ 4908 Изд № И93 Тнраьк 882 По:кt fl."IIOL

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР ио делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4,, 5

МОТ, Загорский филиал

1. Реверсивный тиристорный электропривод переменного тока, содержащий асинхронный двигатель с фазным ротором, тиристорный коммутатор в цепи статора двигателя, тахогенератор переменного тока, на выход которого через выпрямитель, контактный мост и задающий потенциометр подключен нульорган со сканирующей логикой и блок управления электродвигателем, отличающийся тем, что, с целью исключения режима ротиновключепия при реверсе асинхронного двш а геля, в цепь задающего потенциометра включены контакты реле контроля реверса блока

5 управления.

2. Электропривод по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения бросков тока при реверсировании, в цепь упомянутого реле

10 времени введены контакты реле «Вперед», «Назад» и реле торможения.

Реверсивный тиристорный электропривод переменного тока Реверсивный тиристорный электропривод переменного тока Реверсивный тиристорный электропривод переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения m-фазного электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к управляемым электроприводам переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике, а именно к силовой преобразовательной технике, и может быть применено в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями для управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией, содержащим по меньшей мере восемнадцать управляемых вентилей (УВ), связывающих фазы источника питания (ИП) частотой f1 с выходными фазными выводами (ФВ) преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки
Наверх