Устройство для отвода тока в рельсы

 

,i, 509470

Cams Соеетскнх

Соцналнстнческнк респуй нк (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28,07.73 (21) 1960600/24-7 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.04.76. Бюллетень № 13 (45) Дата опубликования описания 05.04.78

{5 ) M. Кл.- В 601. 5/00

Государстаекнмй ноинтет

Совета Мнннстрс „С

: е ъс з. .,т ретекнй н открытнй (53) УДК 621.336.2 (088.8) (72) Авторы изобретения

Иностранцы

Ярослав Крал, Владимир Сингер и Станислав Малечик (ЧССР) Иностранное предприятие

«Шкода Народни Подник Плзень» (ЧССР) {7,, Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТВОДА ТОКА В РЕЛЬСЫ

Изобретение относится к устройствам для передачи электрической энергии от неподвижных деталей транспортного средства, в частности рельсового транспортного средства, на вал колесной пары и так далее за пределами осевого подшипника, в котором располагается поворотно узел вала колесной пары относительно рамы транспортного средства.

В настоящее время в рельсовых транспортных средствах применяются осевые аккумуляторы, ".îòîðûå выполняются между цапфой вала ко. есной пары или в пространстве между приводным колесом и осевым подшипником. B э-. х аккумуляторах электрический ток передаетс.— на цапфу оси с помощью контак15 тов сколь . .ния или качения от неподвижных деталей а "мулятора ст-.-ора — на торцевые поверхност.. или поверхности качения осевой цапфы или на другие соединенные с ним детали — ротор. 20

Недостаток известных осевых аккумуляторов состоит в том, что для них предоставлено очень узкое пространство, что препятствует получению деталей аккумулятора достаточных размеров с учетом плотности передаваемого электрического тока. Выполненные на осевых цапфах аккумуляторы ограничиваются абаритами этого пространства, в то время как пространство между приводным колесом и осевым подшипником является небольшим, так как рама транспортного средства должна опир аться на подшипники по возможности ближе к приводным колесам, чтобы усилия изгиба на ось были по возможности минимальными. На этом основании оказывается в таком случае возможным включать несколько осевых аккумуляторов параллельно, т. е. на нескольких осевых цапфах, что делает конструкцию транспортного средства сложной и дорогой.

Кроме того, недостаток известных аккуму— ляторов состоит в трудности их применения в случае рельсовых транспортных средств с перемещаемой в поперечном направлении и подпружиненной осью. При перемещении оси в поперечном направлении происходит ухудшение электрических свойств аккумулятора вследствие различных сил прижимания скользящих контактов или контактов качения кповерхности аккумулятора. Это может также привести к повреждению и деструкции многих деталей аккумулятора.

Еще один важный недостаток известных аккумуляторов проявляется в железнодорожном транспорте в следующем. Если после прохождения определенного количества кил 509470 метров ходовой контур приводного колеса должен быть обработан снова на стане, то выполненный на осевой цапфе аккумулятор должен сниматься, чтобы можно было закрепить пару колес.

Эти недостатки устраняются в предлагаемом устройстве для отвода электрического тока в рельсы через ось колесной пары подвижного состава. Это обеспечивает уменьшение габаритов, упрощение и повышение надежности.

Это достигается тем, что статор закреплен на неподвижной части подвижного состава, например на неподвижной части привода, расположенной на колесной паре, а роторный диск закреплен на оси колесной пары. 1 окосъемный элемент расположен на корпусе статора и подпружинен в направлении оси колесной пары, токосъемный элемент может быть расположен также на роторном диске и прилегает к скользящей поверхности статора.

На фиг. 1 — 4 изображено предлагаемое устройство на валу колесной пары в ходовых рамках с различными приводными системами, т. е. с различными способами передачи момента вращения на вал колесной пары; на фиг. 5 — 18 показано различное конструктивное исполнение внутренней части устройства.

В случае приводной системы с тяговым мотором 1 (фиг. 1), который навешивается с двух сторон на раму 2 транспортного средства, располагается устройство 3 между колесами 4 колесной пары таким образом, что ротор крепится на оси 5, и статор, к которому подключается токопроводник 6 от неподвижных деталей транспортного средства, крепится на корпусе 7 привода.

В случае привода, где тяговый мотор (на чертеже не показан) располагается таким образом, что его ось проходит параллельно продольной оси транспортного средства, крепится ротор устройства 8 на оси 5, и статор, к которому подсоединяется токопровод 6, крепится на корпусе 7 конической передачи.

В случае приводной системы (фиг. 3), в которой момент вращения передается на полый вал, охватывающий внутреннюю ось 5, ротор устройства 3 прикрепляется к полому валу, и статор, к которому подключен токопроводник, прикрепляется к корпусу тягового мотора 1.

В случае привода с помощью двигателя 1 на подвижных подшипниках (фиг. 4) крепится ротор устройства 10 на оси 5 между подвижными подшипниками 11, и статор, к которому подключен токопровод 6, прикрепляется к одному из подвижных подшипников 11.

В корпусе 12 статора (фиг. 5) выполнены направляющие, которые проходят параллельно оси 5 колесной пары и в них располагаются скользящие контакты 13, которые соединяются с токопроводом 6. Скользящие контакты 13 подпружиниваются относительно корпуса статора 12 при помощи пружины 14.

Скользящие контакты 13 прилегают к скользящей поверхности 15 роторного диска 16, 55

60 б5

В корпусе статора 32 (фиг. 13) выполнены направляющие 33, которые проходят косо относительно колесной пары оси 5. В них располагаются скользящие контакты 34, которые подпружиниваются относительно корпуса статора 32 при помощи пружины 9, и которые соединяются с этим корпусом проводником 35, которые прилегают к скользящей поверхности 36, выполненной на роторном диске 37, причем роторный диск крепится на оси

5. К корпусу статора 32 подсоединяется токопровод 6. которая образуется двумя согласованными деталями, которые подсоединяются к оси 5 (фиг, 6).

Для того, чтобы добиться небольшой плот5 ности токов, скользящие контакты 17 (фиг.7 и 8) располагаются в форме разделенного кольца в держателе 1, который при помощи оси 5 направляется направлении оси колесной пары. Держатель 18 по "зужинивается

10 относительно корпуса гтатора .9 при помощи пружины 14 и к нему подкл очается токопровод 6. Скользящие контакты 17 располагаются на скользящей поверхности, выполненной на роторном диске, причем роторный диск на15 саживается, например, в горячем состоянии на ось 5.

В роторном диске 20 (фиг. 9) выполняются направляющие 21, которые проходят параллельно оси 5 колесной пары. Роторный диск

20 20 крепится на полом валу, который соединяется с помощью токопровода 6 и внутренней осью 5. В направляющих 21 располагаются скользящие контакты 13, которые соединяются с помощью токопровода 6 с poTopHbIM днс25 ком 20. Скользящие контакты 13 подпружиниваются относительно роторного диска 20 с помощью пружины 9 и располагаются на скользящей поверхности 22 корпуса статора

23, к которому подключается токопровод 6. з0 В корпусе статора 24 (фиг. 10 и 11) выполнены направляющие 25, которые проходят вертикально к оси 5 колесной пары и в них имеются скользящие контакты 26, которые р асполагаются подпружнненно относительно корпуса статора 24 при помощи пружины 9 и которые соединяются с токопроводом 6.

Скользящие контакты 26 находятся на скользящей поверхности роторного диска, который насаживается, например, прессовой посадкой

40 на ось 5.

В корпусе статора 27 (фиг. 12) выполнены направляющие 28, которые проходят вертикально относительно оси 5 колесной пары, и в них располагаются скользящие контакты 29, 45 которые подпружнниваются относительно корпуса статора 27 при помощи пружины 9, и которые соединяются с ними при поглощи токопровода 6. Скользящие контакты 29 находятся на скользящей поверхности 30, выполненной на роторном диске 31, причем роторный диск прикрепляется на оси 5, а к корпусу статора 27 подсоединяется токопровод 6.

В другом варианте конструктивного исполнения выполнены направляющие 38 (фиг. 14) косо относительно оси 5 колесной пары в роторном диске 39, который прикрепляется к полому валу и который при помощи проводника 40 соединяется с внутренней осью 5.

В направляющих 38 располагаются скользящие контакты, которые подпружинены относительно роторного диска при помощи пружины

9 и которые соединяются с этим диском при помощи проводника 40. Скользящие контакты прилегают к скользящей поверхности 41, выполненной в корпусе статора 42, к которому подсоединяется токопровод 6.

Баправля,шпане 43 (фиг. 15) выполнены в роторно;,: диске 44 вертикально к оси 5 колесной пары. Расположенные в них скользящие контакты 45 подпружинены относительно ротор toro диска 44 при помощи пружины 9 и соединяются с ним при помощи проводника

46. Скользящие контакты 45 прилегают к скользящей поверхности скольжения 47, выполненной в корпусе статора 48, к которому подсоединяется токопровод 6. Роторный диск

44 крепится на оси 5.

В ро;орном диске 49 (фиг, 16) расположены скользящие контакты 50, которые крепятся на оси 5. В статоре располагается на зубчатой направляющей 51 с возможностью перемещения в направлении колесной пары 5 скользящий диск 52, который подпружинивается относительно корпуса статора 53 при помощи пружины 9 и соединяется с ним при помощи проводника 54. Скользящий диск 52 располагается своей скользящей поверхностью 55 на скользящем контакте 50. К корпусу статора 53 подсоединяется токопровод 6.

Скользящие контакты 56 (фиг. 17) прикрепляются к корпусу статора 57 и соединяются с токопроводом 6. На роторном диске 58, который крепится на оси 5, располагается в зубчатой направляющей 59 с возможностью перемещения в направлении по оси 5 колесной пары скользящая пластина 60, которая подпружинена относительно роторного диска 58 при помощи пружины 9, и которая соединяется с последним с помощью проводника 61.

Скользящая пластина 60 располагается своей скользящей поверхностью 62 на скользящем конта кт е 56.

В корпусе статора 63 (фиг. 18), к которому подключаются токопровод 6, выполнены направляющие 64, которые проходят косо относительно оси 5 колесной пары. В них располагаются скользящие контакты 65 (только один показан на чертеже), которые подпружиниваются относительно корпуса статора 63 при помощи пружины 9, и которые соединяются с ним при помощи проводника 66.

Скользящие контакты 65 располагаются на выполненных на роторном диске 67 скользящих поверхностях, причем роторный диск крепится на оси 5.

Предлагаемое устройство освобождает концы осей, так что можно выполнить такие элементы, которые подпружинивают поперечное перемещение колесной пары, позволяет выполнить передачу электрического тока с использованием относительно небольшого места, так что могут учитываться размеры конструкции с учетом плотности передаваемого электрического тока.

Формула изобретения

1. Устройство для отвода тока в рельсы через ось колесной пары подвижного состава, содержащее статор с отводящим приводом, токосъемный элемент и роторный диск, отл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения габаритов, упрощения и повышения надежности, статор закреплен на неподвижной части подвижного состава, например на неподвижной части привода, расположенной на колесной паре, а роторный диск закреплен на оси колесной пары.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что токосъемный элемент расположен на корпусе статора и подпружинен в направлении оси колесной пары.

3. Устройство по п. 2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что токосъемный элемент расположен на роторном диске и прилегает к скользящей поверхности статора.

5

Фиг г7

Фиг. й

Составитель А. Попова

Техред P. Юсипова

Корректоры: А, Степанова и Л. Котова

Редактор В. Фельдман

Подписное

Типография, пр, Сапунова, 3

Заказ 915/16 Изд, № 317 Тираж 902

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для отвода тока в рельсы Устройство для отвода тока в рельсы Устройство для отвода тока в рельсы Устройство для отвода тока в рельсы Устройство для отвода тока в рельсы Устройство для отвода тока в рельсы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам управления токоприемниками моторных вагонов электропоездов, и может быть использовано в различных автономных пневмосистемах

Изобретение относится к токосъемникам для силовых цепей транспортных средств с электротягой, в частности, к конструкциям скользящих башмаков и их несущих средств и может быть использовано, например, на транспортных средствах, в частности, троллейбусах

Изобретение относится к токосъемникам транспортных средств различного назначения, например троллейбусов

Изобретение относится к токоприемникам электроподвижного состава железных дорог

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств с электротягой, в частности к токосъемникам троллейбусов
Изобретение относится к области электротехники и касается технологии получения электрощеточных материалов, в частности контактных вставок токосъемников электрического транспорта

Изобретение относится к порошковой металлургии, конкретнее, к области создания антифрикционных износостойких материалов на основе железа, и может быть использовано при изготовлении контактных вставок для токосъема с контактного провода

Изобретение относится к электротехническим контактным устройствам для силовых цепей транспортных средств с электротягой и предназначено для использования в конструкциях контактных вставок токосъемников троллейбусов
Изобретение относится к контактным вставкам токоприемников троллейбусов, трамваев и другого подвижного состава
Наверх