Гусеничный движитель транспортного средства

 

6 "".3;=: г: лтт

:. - ИАЯ окйлкотона М5А

О П

Союз Советских

Социелистимеских

Республик (11) 524727

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 08. 01. 74 (21) 1984590/1 1 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 15.08.76.Бюллетень № 30 (45) Дата опубликования описания04.11.76 (51) М. Кд.2

В 62 I1 55/12

Государственный комитет

Соввтв Министров СССР по делам изобретений и открытий (3) УДК 629. 1 1.032 (088.8) (72) Авторы изобретения

Я. П. Комыхов и В. П. Алабушев (71) Заявитель (54) ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, Известен гусеничный движитель транспортного средства, содержаший ведущее колесо гусеницы, установленное с помощью эксцентрической втулки с пазом на кронштейне бортовой передачи, выполненном с выступом, размещенным в пазу эксцентрической втулки и ограничивающим колебания 0 ведущего колеса. В таком гусеничном движителе компенсирующий механизм работает только в тормозном режиме гусеничного обвода, исключая спадание гусеницы в этом режиме за счет выбора ее провиса между 15 задним опорным катком и ведушим колесом, и не обеспечивает автоматического регулирования предварительного натяжения гусеницы в ведущем режиме. Поэтому для нормальной работоспособности гусеничного дви- 20 жителя в различных условиях движения устанавливают относительно большое натяжение гусениц в статическом положении (особенно при установке гусениц с резино-метал-. лическим шарниром). Это существенно сни- 25 жает КПД гусеничного движителя и повышает износ его деталей.

Цель изобретения — увеличение КПД движителя, исключение спадания гусеницы и улучшение условий работы движителя при повороте. Для этого эксцентрическая втулка выполнена с ребром и снабжена установленным на ней эксцентрическим кольцом, несущим ступицу ведущего колеса и выполненным с радиальным пазом, между стенками которого и ребром втулки размешены эластичные упоры, при этом на втулке расположена кольцевая шестерня, связанная с ведущим валом бортовой передачи и ступицей ведушего колеса.

На фиг. 1 схематично изображен предлагаемый гусеничный движитель снаружи; на фиг. 2 показано ведущее колесо, разрез вдоль оси; на фиг. 3 — оно же, поперечный разрез.

Гусеничный движитель содержит ведущее колесо 1, гусеницы, установленное на кронштейне 2 бортовой передачи. Кронштейн снабжен выступом 3, который размешен в пазу О. эксцентрической втулки 4, уотанов524727 ленной подвижно на кронштейне, Втулка выполнена с ребром 5 и может поворачиваться относительно кронштейна на величину его паза. Снаружи втулки установлено эксцентрическое кольцо 6 с радиальным пазом д .

Оно может поворачиваться относительно втулки 4 на величину угла, определяемого величиной паза О и ребра 5. На подшипниках кольца может вращаться колесо 1. Между ребром 5 и стенками паза Р установле- ð ны эластичные упоры 7. Они обеспечивают компенсацию веса ведущего колеса 1 и веса кольца 6 относительно втулки 4 а также создают некоторый стабилизирующий момент.

Внутри кронштейна 2 проходит ведущий 15 вал 8 с ведущей шестерней 9, которая зацепляется с кольцевой шестерней 10. Последняя установлена на эксцентрической вгул« ке, может вращаться на ее подшипниках и имеет внешнее и внутренее зацепление, Сна- 20 ружи она контактирует с внутренними зубьями ступицы 11 ведущего колеса.

Полюс зацепления шестерен 9 и 10 находится под углом 45 от вертикали в перо вом квадранте при ведущем режиме работы 25

,сеничного движителя и под углом 45 от о

-.::ртикали во втором квадранте при тормоз.;:.ом режиме его работы. Указанные положе-" я определяются величиной паза втулки 4 выступа 3 кронштейна 2.

Шестеренчатый привод, расположенный

«нутри ведущего колеса, является одновре.анно частью редуктора бортовой передачи, На фиг. 1 и 3 показано взаимное расположение деталей компенсирующего механизма при передаче сил тяги от ведущего колеса на гусеницу.

Вращение от шестерни 9 передается на !!;-.ñòåðíþ 10. Последняя вращается в том же направлении, что и вал 8, и передает 40 вращение на ступицу 11, которая вращается совместно с ведущим колесом 1 в том же направлении, что и шестерня 10, Взаимное расположение паза кольца 6 и ребра 5 на втулке 4 выбирают так, чтобы голюс зацепления шестерен находился в четвертом квадранте выше точки входа трака в зацепление с ведущим колесом, При увеличении силы тяги на ведущих 50

KoJIBccLx суммарный вектор сил создает ста» билизируюший момент относительно оси KQJII ца 6 в сторону увеличения предварительного натяжения. При этом обеспечивается новое равновесное положение при новом значении 5 силы тяги, Следовательно, при движении гусеничной машины по хорошей дороге, когда сила тяги на ведущих колесах невелика, компенсирующий механизм устанавливает автомати- 60 чески малое предварительное натяжение и поддерживает его при изменении геометрии гусеничного обвода. При движении гусеничной машины в тяжелых грунтовых условиях, когда сила тяги на ведущих колесах максимальная, в гусенице устанавливается и поддерживается максимальное предварительное натяжение, Таким образом, появляется воз»можность существенно снизить необходимую величину, устанавливаемого в статическом положении натяжения гусеницы, а следователь но, повысить КПД гусеничного движителя и уменьшить износ его элементов, При повороте транспортного средства, когда отстающая гусеница работает в тормозном режиме, ее верхняя ветвь находится под действием растягивающей силы торможения и предварительного натяжения, а наклонная ветвь — только под действием силы предварительного натяжения. В результате сил, действующих на ведущее колесо, последнее поворачивает кольцо 6 до тех пор, пока оно не станет на ребро втулки 4. Втулка, в свою очередь, под влиянием сил, действующих на нее, поворачивается на всю величину своего паза и встает на упор кронштейна. 2, Ведущее колесо поворачивается относительно оси кронштейна на часть величины паза кольца

6 и на всю величину паза втулки 4 и благодаря этому перемещается на корму, выбирая мешок на наклонной ветви гусеницы между задним опорным катком и ведущим колесом движителя, Перемещение ведущего колеса в сторону кормы транспортного средства в этом случае значительно больше, чем при работе гусеницы в ведущем режиме, что и требуется для выбора слабины ненагруженной ветви гусеницы и создания в ней большого предварительного натяжения.

Создание большого предварительного натяжения в тормозном режиме работы гусеницы вызывает повышенное сопротивление внутри гусеничного обвода, что облегчает механизму поворота транспортного средства создание силы торможения, Кроме того, при спуске машины с горы, когда обе гусеницы работают в тормозном режиме, большое натяжение гусениц вызывает повышенное сопротивление в ходовой части, что облегчает работу горного тормоза.

Таким образом, в результате выбора сла бины гусениц при работе в тормозном режиме предотвращается их соскакивание и создаются условия, облегчающие работу меха« низмов поворота и горного тормоза, Формула изобретения

Гусеничный движитель транспортного средства, содержащий ведущее колесо гусеницы, 524727 установленное с помощью эксцентрической втулки с пазом на кронштейне бортовой передачи, выполненном с выступом, размещенным в пазу эксцентрической втулки и ограничивающим колебания ведущего колеса, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью увеличения КПД движителя, исключения спадания гусеницы и улучшения условий работы движителя при повороте эксцентрическая втулка выполнена с ребром и снабжена установленным на ней эксцентрическим кольцом, несущим ступицу ведущего колеса и выполненным с радиальным пазом, между стенками которого и ребром втулки размещены эластичные упоры, при этом на втулке расположена кольцевая шестерня, связанная с ведущим валом бортовой передачи и ступицей ведущего колеса, 524727

Составитель В. Лысунеп

Редактор Т, Юрчикова Техред И, Ковач Коррекгор Н. Бабурка

Заказ 5038/582 Тираж 830 Подписное

UHHHIIH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гусеничный движитель транспортного средства Гусеничный движитель транспортного средства Гусеничный движитель транспортного средства Гусеничный движитель транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Трактор // 2183162
Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть применено для движителя таких транспортных средств, как трактор или тягач

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводе гусеничного движителя быстроходных машин - тягача, танка

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к производству гусеничных тракторов промышленного назначения
Наверх