Чрвячная передача

 

0 П И С А Н И Е рр 526735

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Содиалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свнд-ву 257246 (22) Заявлено 03.06.75 (21) 2139882/28 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.08.76. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 06.10.76 (51) М. Кл F 16Н 1/16

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.833.389 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Л. В. Коростелев, С. А. Лагутин и В. П. Прохоров

Московский станкоинструментальный (71) Заявитель (54) ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и касается червячных передач.

По основному авт. св. № 257246 известна червячная передача, в которой поверхности червяка и колеса контактируют по мгновенной замкнутой линии, периметр которой в процессе зацепления вырождается в точку. B этой передаче сжатие смазки происходит по истечении некоторого времени, а расход смазки не постоянен.

Цель изобретения — увеличение несущей способности и долговечности передачи путем улучшения условий смазки.

Это достигается тем, что на торцах колеса передачи выполнены круговые канавки переменной глубины, расположенные по окружностям, концентричным оси колеса около каждого зуба, глубина канавок изменяется по закону, близкому к параболическому, колесо снабжено маслопроводами, входы которых расположены в серединах канавок, а выходы — на зубьях колеса в точках, в которые вырождаются периметры мгновенных замкнутых линий контакта, передача снабжена плотно прилегающими к торцам колеса щечками, жестко закрепленными в корпусе передачи, и подпружиненными в направлении оси колеса шариками, установленными в щечках, взаимодействующими с поверхностями круговых канавок и располагаемыми над входом каждого маслопровода в момент вырождения периметра мгновенной замкнутой линии контакта на следующем зубе.

Круговые канавки для двух соседних зубьев расположены на различных торцах колеса на одинаковом расстоянии от его оси, а колесо установлено с возможностью регулировочного осевого перемещения. Кроме того, круговые канавки для двух соседних зубьев

1р расположены на одном торце колеса на различном расстоянии от его оси.

На чертеже показано предлагаемое червячное колесо совместно с системой смазки.

Система смазки содержит выполненные для

15 каждого зуба 1 на торцах 2 червячного колеса 3 круговые канавки 4 переменной глубины, поверхности которых периодически взаимодействуют с шариками 5, и щечки 6, жестко закрепленные в корпусе передачи. Шарики 5

2р подпружинены с помощью пружин 7.

Относительное расположение канавки 4, шарика 5 и щечки 6 выбрано таким, что шарик 5 начинает контактировать с поверхностью канавки 4, а ее плоскость перекрывается щеч25 кой 6 несколько раньше момента замыкания линии мгновенного контакта 8 на зубе 1 колеса 3, а момент прохождения шарика 5 над входами маслопровода 9 соответствует моменту вырождения периметра мгновенной замкнуЗр той линии контакта на следующем зубе колеФормула изобретения

Составите-..п. О. Строганов

Тскре < В, Рыбакова

1;оррскторы: В.,цод и А. Николаева

Редактор О. 1Оркова

Заказ 20!О/7 Изд. № 1601 Тираж 1134 Подписно.

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж-35, Раугвская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 са 3. Канавки 4 для двух соседних зубьев расположены на различных торцах колеса на одинаковом расстоянии от его оси, а само колесо установлено с возможностью осевого перемещения вдоль своей оси с целью регулирования зазора между плоскостями щечек и торцами колеса.

При работе передачи в масляной ванне открытая полость канавки 4 заполняется смазкой, а перед замыканием линии мгновенного контакта на поверхности зуба 1 колеса 3 эта полость перекрывается плоскостью щечки б, и поверхность канавки начинает контактирование с шариком 5. Уменьшающаяся по объему смазка принудительно выдавливается в маслопровод 9 и нагнетается в зону контакта, увеличивая расход смазки через контур замкнутой линии контакта 8 и обеспечивая его постоsI H ство.

1. Червячная передача по авт. св. № 25724б, отличающаяся тем, что, с целью увеличения несущей способности и долговечности передачи путем улучшения условий смазки, на горцах колеса выполнены круговые канавки переменной глубины, расположенные по окружности, концентричным оси колеса около каждого зуба, глубина канавок изменяется по закону, близкому к параболическому, колесо снабжено маслопроводами, входы которых расположены в серединах канавок, а выходы — на зубьях колеса в точках, в которые вырождаются периметры мгновенных замкнутых линий контакта, передача снабжена плот10 но прилегающими к торцам колеса щечками, жестко закрепленными в корпусе передачи, и подпружиненными в направлении оси колеса шариками, установленными в щечках, взаимодействующими с поверхностями круговых ка15 навок и располагаемыми над входом каждого маслопровода в момент вырождения периметра мгновенной замкнутой линии контакта на следующем зубе.

2. Передача по и. 1, отличающаяся

20 тем, что круговые канавки для двух соседних зубьев расположены на различных торцах «олеса на одинаковом расстоянии от его оси, а колесо установлено с возможностью регулировочного осевого перемещения.

25 3. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что круговые канавки для двух соседних зубьев расположены на одном торце колеса на различном расстоянии от его оси.

Чрвячная передача Чрвячная передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх