Способ сварки трением

 

О П И С А Н И Е (и) 5369I6

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Сочалистичесиих

Реса бс .к (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26,12.74 (21) 2088015/27 с присоединением заявки №вЂ” (51) M. Кл. В 23К 19/02

Совета Министров СССР

rio делам изобретений и открытий

Опубликовано 30.11,76. Бюллетень № 44

Дата опубликования описания 17.12.76 (53) УДК 621.791.14 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. И. Пьяченко, Б. М. Данилко и Г. И. Иванов

Минский тракторный завод (71) Заявитель (54) СПОСОБ СВАРКИ ТРЕН ИЕМ

ГосУдаРственный комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к области сварки в твердой фазе, получившей широкое распространение в различных отраслях машиностроения и металлообработки, наприЪ|ер автомобилс- и тракторостроении инструментальной промышленности, Известен способ сварки трением, при котором процесс сварки, осуществляемый под приложенным осевым усилием, разделяют на две стадии — нагрев, который ведут при относительном вращении заготовок, и проковку, проводимую после прекращения относительного вращения. (1)

Соответственно этому различию усилие нагрсва и усилие проковки, создающие в свариваемом стыке давление нагрева и давление проковки, которые являются одними из параметров процесса сварки. Величину этих параметров изменяют в процессе сварки по зараrtee заданному закону.

Величину давления нагрева и давления проковки подбирают опытным путем, строя графики зависимости прочности полученного сварного соединения от этих параметров, сваривая образцы-представители.

Во всех известных способах сварки трением нагрев свариваемых заготовок ведут по зарансе заданной жесткой программе, основным параметром которой является величина пластической деформации нагрева или соответствующее этой деформации время нагрева.

Нагрев прекращают после достижения названными параметрами значений, которые подбирают опытным путем, строя графики зависимости прочности сварного соединения образцов-представителей от значения этих параметров.

После прекращения нагрева (относительного вращения) свариваемых заготовок деталь

10 определенное время выдерживают под заранее заданным давлением проковки.

Однако при осуществлении известных способов при регламентации параметров процесса сварки по жесткой программе управление

15 процессом сварки производится изменением трех параметров — давления нагрева, давления проковки, а также величины пластической деформации или времени; Не могут быть учтены колебания физико-механических свойств

20 материала свариваемых заготовок и параметров процесса сварки от заданных значений, что вызывает значительный разброс механических характеристик полученного сварного соединения; вследствие наличия остаточных

25 сварочных напряжений усталостная прочность сварных соединений ниже усталостной прочности основного металла.

Цель изобретения состоит в том, чтобы разработать способ сварки, который бы обеспе30 чил повышение усталостной прочности свар536916 ного соединения и ее стабильность за счет оптимизации параметров сварки, учитывающих физико-механические свойства свариваемых материалов; повышение производительности процесса за счет сокращения времени цикла; упрощение выбора режимов сварки за счет уменьшения количества задаваемых параметров.

Это достигается тем, что нагрев прекращают в момент достижения осевым усилием, самоустанавливающимся в соответствии с физико-механическими свойствами металла свариваемых заготовок, максимального значения.

На фиг, 1 показаны известные варианты кривых изменения во времени давления нагрева, давления проковки и скорости относительного вращения заготовок; на фиг. 2— кривые изменения осевого усилия.

На фиг. 1 приняты следующие обозначения: aarp давление нагрева, Р,р — давление проковки, N

Если свариваемые заготовки сжимать осевым усилием, величины которого в случае приложения его к жестким заготовкам может возраcTBTb до максимального значения (Рж.заг.) обеспечивающего создание в свар иваемом стыке давления равного или превышающего прочность металла при температуре рекристаллизации (см. кривую 1 на фиг. 2), то действительная величина осевого усилия и соответственно осевого давления самоустанавливается однозначно, определяясь физико-механическими свойствами металла заготовок в процессе его разогрева и может быть описана кривой II на фиг. 2.

На начальном этапе процесса сварки кривая 11 совпадает с кривой 1. Затем, по мере разогрева металла свариваемых заготовок, действительное значение осевого усилия (давление) начинает отставать от возможного значения осевого усилия. Достигнув максимума, осевое усилие уменьшается и переходит к постоянному значению (см. кривую II на фиг.2).

Наличие максимума на кривой действительного осевого усилия Р„„„объясняется временным упрочнением разогреваемого металла при достижении им температуры рекристаллизации, после чего, по мере дальнейшего разогрева металла, прочность его и. сопротивление пластической деформации падают и величина действительного осевого усилия снижается.

Абсолютная величина максимума действительного осевого усилия (давление) зависит от изменения физико-механических свойств материала свариваемых заготовок, но характер кривой остается неизменным.

Свариваемые соединения достигают наивысшей усталостной прочности только в том слу15 чае, если процесс нагрева прекращать в момент, когда действительное осевое усилие (давление) достигает максимального значения.

После прекращения процесса нагрева к свариваемой детали некоторое время продолжают прикладывать осевое усилие, которое по мере охлаждения металла и повышения сопротивления его пластической деформации возрастает (см. кривую III на фиг. 2) до значения, определенного максимумом кривой

1 на фиг. 2.

Формула изобретения

3О Способ сварки трением, при котором осуществляют нагрев сжимаемых с осевым усилием заготовок и выдержку заготовок с осевым усилием после прекращения нагрева, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения усталостной прочности сварного соединения и ее стабильности и упрощения выбора режимов сварки, нагрев прекращают в момент достижения осевым усилием, самоустанавливающимся в соответствии с физико-механически4О ми свойствами металла свариваемых заготовок, максимального значения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

4 1. Вилль В. И. Сварка металлов трением.

Л., «Машиностроение», 1970, с. б1 — б2.

536916

1 кг гнг гггк гсвг

Фиг.f мкг

Фиг. Я

Составитель Л. Комарова

Техред Л. Гладкова Корректор Т. Добровольская

Редактор H. Суханова

Типография, пр. Сапунова 2

Заказ 2545/2 Изд. № 1790 Тираж 1178 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Способ сварки трением Способ сварки трением Способ сварки трением 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области дуговой точечной сварки плавящимся электродом и может быть использовано для сварки электрозаклепками, в частности, при наплавке, а также в других технологиях

Изобретение относится к области изготовления трубопроводных коммуникаций, а именно к пайке титановых трубопроводов, и может быть использовано в авиационной, судостроительной и смежных с ними отраслях промышленности

Изобретение относится к области нагрева в высокочастотном поле индуктора изделий, например радиаторов систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания, под пайку
Изобретение относится к области химического машиностроения и может быть использовано для диффузионной сварки деталей из никеля, железа и кобальта при температурах гораздо ниже температур плавления указанных металлов

Изобретение относится к области высокочастотной техники индукционной пайки металлов и сплавов

Изобретение относится к области сварки труб и строительства трубопроводов, а точнее к способу изготовления трубопроводов из труб с внутренним покрытием и защите внутренней поверхности труб от коррозии, особенно в местах сварки труб встык

Изобретение относится к области изготовления строительно-дорожного инструмента и инструмента, используемого для деревообработки

Изобретение относится к области диффузионной сварки встык коротких толстостенных труб из разнородных металлов и используется в промышленности при производстве корпусов шаговых двигателей
Наверх