Устройство для управления дополнительной двухступенчатой коробкой передач

 

1 1> 54I058

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 29.03.73 (21) 1900377/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.12.76. Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 27.12.76 (51) М. Кл з F 16Н 5/12

В 60К 41/00

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113-585. .127(088.8) (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

В. С. Коровин, В. И. Соколовский и Ю. А. Ткаченко

Московский трижды ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамен автомобильный завод им. Лихачева

Вд -

Qg. f (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к транспортным средствам и предназначено для управления дополнительной двухступенчатой коробкой передач транспортной машины, установленной совместно с основной коробкой передач.

Известно устройство для управления дополнительной двухступенчатой коробкой передач, содержащее клапан управления, сообщенный магистралями с силовым цилиндром, в корпусе которого установлены два поршня, один из которых жестко связан со штоком вилки синхронизатора, а другой закреплен на штоке с возможностью ограниченного продольного перемещения (1).

Однако в известном устройстве невозможна задержка штока силового цилиндра в нейтральном положении, необходимая для разблокировки синхронизатора при переключении передач, что затрудняет переключение и ухудшает плавность переключения ступеней.

Цель изобретения — повышение плавности переключения ступеней коробки передач.

Для этого корпус силового цилиндра снабжен перегородкой, образующей для каждого поршня рабочую полость, при этом в корпусе выполнены каналы, соединяющие указанные полости, а в каналах установлены дополнительные запорные клапаны, взаимодействующие со вторым поршнем.

На чертеже изображено предложенное устройство, разрез.

На рукоятке 1 рычага переключения ступеней в основной коробке передач (не показа5 на) установлен рычажок 2 управления дополнительной двухступенчатой коробкой передач (не показана). Рычажок 2 тросиком 3 связан с рычажком 4 переключающего клапана 5. Рычажок 4 закреплен на кулачковом ва1р лике 6, взаимодействующем с клапанными узлами 7 и 8.

Каналы 9 клапана 5 соединены с атмосферой, магистраль 10 — подводящая, а магистрали 11 и 12 — отводящие.

15 Педаль 13 муфты сцепления (не показана) связана с краном 14 включения, соединяющим магистраль 10 с магистралью 15 подвода рабочей среды.

Силовой цилиндр 16 двойного действия име20 ет поршень 17, связанный со штоком 18 вилки синхронизатора (не показан).

На штоке 18 между упорами 19 и 20 установлен с возможностью осевого перемещения второй поршень 21. Цилиндр 16 снабжен пе25 регородкой 22. Ход поршня 21 меньше полного хода поршня 17.

Полость 23 связана с клапаном 5 магистралью 11, а другая полость 24 — магистралью 12.

541058

20 5

40

В цилиндре 16 установлены с возможностью взаимодействия с дополнительным поршнем

21 в его крайних положениях запорные клапаны 25 и 26. Эти клапаны установлены в каналах, соединяющих полости 27 и 28 с полостями 23 и 24.

Устройство работает следующим образом.

Когда рычажок 2 находится в положении, показанном на чертеже сплошными линиями, что соответствует одной передаче, открыт клапанный узел 8 и закрыт узел 7. Магистраль 12 сообщается с атмосферой, а магистраль 11— с магистралью 10.

При перемещении рычажка 2 в другое положение, показанное на чертеже пунктиром, что соответствует другой передаче, узел 7 открыт, а узел 8 закрыт. При этом магистраль

10 сообщается с магистралью 12, а магистраль 11 — с атмосферой.

При перемещении рычажка 2 в любое положение устройство не срабатывает до тех пор, пока не будет открыт кран 14 педалью

13 сцепления, т. е. пока сцепление не выключится.

Рабочая среда, попадая, например, в магистраль 11, давит на поршень 21 и заставляет его перемещаться. Поршень 21 переместит при этом шток 18 в положение, указанное на чертеже. Это .положение соответствует нейтральному положению синхронизатора в дополнительной коробке передач.

В крайнем положении поршень 21 нажимает на клапан 26. При этом рабочая среда поступает из магистрали 11 в полость 27, давит на поршень 17 и заставляет его перемещаться вместе со штоком 18 до крайнего положения, соответствующего включенному положению передачи в дополнительной коробке передач.

Другая передача в дополнительной коробке передач включается при попадании рабочей среды через магистраль 12 в полость 24. При этом рабочая среда давит на поршень 21 и перемещает его. Поршень 21 через упор 20 перемещает шток 18 до нейтрального положения в синхронизаторе. В своем крайнем левом положении поршень 21 нажимает на клапан 25, и рабочая среда поступает из магистрали 12 в полость 28. Поршень 17 перемещается вместе со штоком 18 до крайнего левого положения другой передачи дополнительной коробки передач.

Устройство позволяет улучшить плавность переключения передач путем изменения усилий и задержки синхронизатора в нейтральном положении за счет времени заполнения рабочим телом полостей 27 и 28 после открытия клапанов 26 или 25.

Формула изобретения

Устройство для управления дополнительной двухступенчатой коробкой передач, содержащее клапан управления, сообщенный магистралями с силовым цилиндром, в корпусе которого установлены два поршня, один из которых жестко связан со штоком вилки синхронизатора, а другой закреплен на штоке с возможностью ограниченного продольного перемещения, отличающееся тем, что, с целью повышения плавности переключения ступеней коробки передач, корпус силового цилиндра снабжен перегородкой, образующей для каждого поршня рабочую полость, при этом в корпусе выполнены каналы, соединяющие указанные полости, а в каналах установлены дополнительные запорные клапаны, взаимодействующие со вторым поршнем.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент ФРГ М 1155348, кл. 63С 20/01, 1963.

541058

26 гг

Составитель С. Макаров

Техред Е. Петрова

Корректор Т. Гревцова

Редактор А. Купрякова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2894/5 Изд. Мю 1900 Тираж 1134 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для управления дополнительной двухступенчатой коробкой передач Устройство для управления дополнительной двухступенчатой коробкой передач Устройство для управления дополнительной двухступенчатой коробкой передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх