Устройство для усиления секции обделки тоннеля

 

О П И С А Н И Е ии 546673

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (G1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17.10.75 (21) 2182642 03 .с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 15.02.77. Бюллетень ¹ 6

Дата опубликования описания 17.03.77 (51) Ч. Кл. - E 016 4/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 624.191.815 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

E А. Василенко, А. А. Абросов, В. H Соловьев, В. А. Алихашкин, Н. С. Гаврилов и IO. А. Ростовцев

Государственный ордена Трудового Красного Знамени проектно-изыскательский институт «Метрогипротранс» (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСИЛЕНИЯ СЕКЦИИ ОБДЕЛКИ

ТОННЕЛЯ

Изобретение относится к области тоннелеи метростроения, в частности к устройствам для усиления секции обделки тоннеля.

Известно устройство для усиления обделки тоннеля из колец, включающее связанный с секцией элемент усиления, выполненный в виде внутренней железобетонной обоймы (1 J.

Такое устройство обеспечивает усиление секции обделки тоннеля, придавая ей необходимую жесткость и несущую способность на пе- 10 риод транспортировки секции к месту ее установки в проектное положение.

Недостатки указанного устройства — большой расход материалов (бетона, арматуры), высокая трудоемкость изготовления и значи- 15 тельное (в среднем иа 200 " ) увеличение веса секции, что вызывает необходимость применения для транспортировки такой секции тоннеля, например подводного, плавучих средств большой грузоподъемности. 20

Наиболее близким к описываемому изобрению по технической сущности и достигаемому результату является устройство для усиления секции обделки тоннеля, включающее связанный с секцией элемент усиления, выполнен- 25 ный в виде внутренней железобетонной обоймы и навитой по наружной поверхности секции спирали из высокопрочной стальной проволоки, закрытой слоем торкрета (2). Такое устройство позволяет снизить расход бетона и арматуры на внутреннюю железобетонную обойму, сократить трудозатраты на изготовление и уменьшить вес секции тоннеля. Однако известное устройство является постоянным и после установки секции тоннеля в проектное положение не может быть снято, даже когда по условиям эксплуатации секции необходимости в устройстве нет. Кроме того, материалоемкость устройства оказывается неоправданно высокой, а само устройство не может быть повторно использовано.

Цель изобретения — снижение материалоемкости и обеспечение возможности повторного использования устройства. Это достигается тем, что элемент усиления выполнен в виде смонтированной внутри секции по всей ее длине пары расположенных в поперечном сечении Во Взаимно перпсндику лярных плоскостях систем упруго-напряженных гибких тросов, каждая из которых образована двумя тросами, создающими внутри секции взаимно пересекающуюся решетку, и снабжен в каждом кольце вилкой со стержнем и приспособлением для демонтажа, при этом каждый трос свободно пропущен через вилки, a его концы закреплены на противоположных торцах секции. Приспособление для демонтажа выполнено в виде смонтированного вдоль секции гибкого троса и снабжено в каждом кольце серьгой и проушиной, при этом проушина

546673 жестко связана со стержнем, трос свободно пропущен через серьгу и проушину, à его концы закреплены на протпвополож|!ьlх торцах секции.

На фиг. 1 показано гредлагаемое устройстB0 р Н уi. IlленпH cPIiIIiili Обдел| 1! oHIie l I, H0перечный разрез; на фиг. 2 — то жс, продольный разрез в плоскости одной пз систем упруго-напряженных гибких тросов; на фпг. 3— част|!иный продольный разрез по вилке со стержнем; па фиг. 4 — продольный разрез в плоскости приспособления для демонтажа; на фиг. 5 — частичный поперечный разрез по серьге и проушине.

Устройство для усиления секции 1 обделки тоннеля из колец 2 включает связанный с секцией элемент усиления, выполненный в виде смонтированной внутри секции по всей ее длине пары расположенных в поперечном сечении во взаимно перпендикулярных плоскостях систем 3 упруго-напряженных гибких тросов 4. Каждая система 3 образована двумя тросами 4, создающими вдоль секции 1 обделкп тоннеля взаимно пере екающуюся решетку. Устройство снабжено в каждом кольце 2 скрепленной с ним болтом 5 вилкой 6 со стержнем 7, на котором свободно надето кольцо 8, и приспособлением 9 для демонтажа. Каждый трос 4 свободно пропущен через вилки 6. Концы 10 и 11 троса закреплены на противоположных торцах 12 и 13 секции 1.

Приспособление 9 для демонтажа выполнено в виде смонтированного вдоль секцш| 1 гибкого троса 14 и снабжено в каждом кольце 2 серьгой 15, прикрепленной болтом 16 к этому кольцу, и проуш|шой 17. Проушина жестко связана со стержнем 7, например, 110средством сварки. Ибкпй трос 14 свободно пропущен через серьгу 15 и проушину 17, а концы этого троса закреплепы на прот воположных торцах 12 и 13 секции 1.

Монтаж и демонтаж устройства для усиления секции обделкп тоннеля, например подводного тоннеля, выполняют следующим ооразом.

Внутри предварительно собранной, например, на берегу секции 1 обделки тоннеля, например подводного, пропускают тросы 4 через прикрепленные болтами 5 к кольцам 2 вилки б со стержнями 7 и кольцами 8. Каждые два гибких троса 4 монтируют в одной плоскости. В результате образуется система 3 в виде взаимно пересекающейся решетки.

Внутри секции 1 монтируют аналогичным образом вторую систему 3, взаимно перпендикулярную с первой. Концы 10 каждых двух гибких тросов 4 закрепляют на торце 12 секции

1. Гибкие тросы 4 системы 3 натягивают с помощью лебедки до расчетного усилия, а противоположные концы 11 тросов 4 закрепляют на торце 13 секции 1. Для увеличения радиуса изгиба тросов 4 вдоль всей секции ь прорезь вилок 6 на стержни 7 надеты кольца 8.

Для обеспечения одинакового натяжения тросов 4 вдоль всей секции 1 процесс натяжения ведут последовательно через каждые четыре кольца 2 в направлении от торца 12 к торцу

13 секции, фиксируя расчетные усилия в троса: 4 на каждом пройденном этапе натяже-!

Ия прп помощи последовательно переноси:;;ь х зажп. ов. Лна1огично выполняют натя1llLIHIå двух тросов 4 второй системы 3.

,. стройство для 1сплснпя секции обделкп тоннеля ooccHечпвает продольную и попереч10 пую жесткость секц,|;и 1 за счет упруго-напряженного состояния гибких тросов 4, полученного натяжением лебедки.

После окончания натяжения тросов 4 выполняют сборку приспособлений 9 для демонта>ка каждой системы 3. Для этого на кольцах 2 секции 1 закрепляют болтами 16 серьги

15. Через проушины 17 и серьги 15 пропускают гибкий трос 14, один конец которого крепят на торце 12, а противоположный --- на торце 13.

После транспортировки и укладки секции обделки тоннеля, например подводного, в прОектнОе по.!Ожеппе и присыпки ее гp) íòoì

Осуществляют демонтаж элемента усиления.

Для демонтажа двух тросов 4 каждой системы 3 одни концы гибких тросов 14, соответствующих данной системе 3, прикрепляют к лебедке и создают усилие натяжения. Ycu;iIIP натяжения тросов 14 передается проушиНе 17, благодаря чему стержень 7 выдергивается пз вилки б, после чего трос 4 теряет свое натяжение и вместе с кольцом 8 выходит из вилки 6. Освобожденные от закрепления с кольцами 2 тросы 4 удаляют из секции 1.

Предлагаемое устройство для усиления секции обделки тоннеля позволяет сэкономить на

1 и. м секции: бетона 5,6 — 12,6 м", арматуры периодического профиля 1,4 — 3,1 т, что снижает стоимость в среднем на 360 руб. Кроме того, демонтаж элемента усиления осуществляется без захода людей внутрь секции, что повышает условия безопасного ведения работ.

Формула изобретения

l. Устройство для усиления секции обделки тоннеля пз колец, включающее связанный с секцией элемент усиления, о т л и ч а ю щ е еся тем, что, с целью снижения материалоемкости и обеспечения возможности повторного использования устройства, элемент усиления выполнен в виде смонтированной внутри секции по всей ес длине пары расположенных в поперечном сечении во взаимно перпендикулярных плоскостях систем упруго-напряженных гибких тросов, каждая из которых образована двумя тросами, создающими внут6О рп секции взаимно пересекающуюся решетку, и снабжен в ка кдом кольце вилкой со стержнем и приспосоолением для демонтажа, при этом каждый трос свободно пропущен через вилки, а его концы закреплены на противоположных торцах секции.

546673

РРг Z 7 иг.1

Фиг. Х

Pgp 7

Риг. 4

Составитель Н. Туренский

Техред А. Галахова

Редактор Н. Корченко

Корректор О. Тюрина

Заказ 330,,7 Изд о 187 Тираж 769 Поди иенс е

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета М:шистров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-Зо, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапч ова, 2

2. Устройство по и. 1, отличающееся тем, что приспособление для демонтажа выполнено в виде смонтированного вдоль секции гибкого троса и снабжено в каждом кольце серьгой и проушиной, при этом проушина жестко связана со стержнем, трос свободно пропущен через серьгу и проушину, а его концы закреплены на противоположных торцах секции.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. В. П. Волков и др. «Тоннели», т. 1, Проектирование, М., «Трансжелдориздат», 5 1945, с. 97, фиг. 76.

2. В. П. Волков и др. «Тоннели и метрополитены», Ч., «Транспорт», 1964, с. 549 †5, рис. 38 — 13 (прототип).

Устройство для усиления секции обделки тоннеля Устройство для усиления секции обделки тоннеля Устройство для усиления секции обделки тоннеля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горному делу, а именно, к креплению горных выработок, в том числе вертикальных стволов шахт сборным железобетоном, пройденных в вечно мерзлых горных породах
Наверх