Устройство для диагностики технологических погрешностей коллектора электрической машины

 

(1Ц 547676

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву

{22) Заявлено 10,11,75 (21) 2189364/07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.02.77. Бюллетень № 7 (45) Дата опубликования описания 17.06.77 (51) И. К .

G 01 М 15/00

Гасударственный комитет

Советв Министров СССР ао делам изаоретений и открытий (53) УДК

621.03.047.2 658.562 (088.8) Л. К. Волков, С. Л. Чумак, А. Я. Шенфельд, А. К. Явленский и К. Н. Явленский (72) Авторы изобретения

Ленинградский институт авиационного приборостроения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

ПОГРЕШНОСТЕЙ КОЛЛЕКТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЪ|

Изобретение относится к области измеритель. ной техники, а именно к устройствам для определения технологических погрешностей изготовления коллекторов электрических машин по их вибрационному состоянию.

Известны устройства для измерения технологических погрешностей и состояния приборов и механизмов типа электрических машин, редукторов и т.д. Указанные устройства содержат монтажную стойку, измеритель дефекта или отклонения (например, контактный вибродатчик), регистрирующий прибор, приводной механизм (1) .

Недостатком известных устройств является то, что их использование требует частичной разборки электрической машины для установки датчика отклонения исследуемой поверхности. Кроме того, они требуют необходимости индивидуальной калибровки и наличия специальных датчиков малых размеров (например, микрощупов) .

Известен прибор для диагностики коллекторов электрических машин, который содержит приводное устройство, монтажную стойку, соединительную муфту, датчик вибрации и регистрирующее устройство (2).

В указанном приборе измеряется суммарная вибрация коллектора и якоря, установленного F13 шарикоподшипниках. Это делает невозможным определение истинного состояния поверхности кол5 лектора. Кроме того, данный прибор требует установки токовихревого датчика вибрации непосредственно над поверхностью испытываемого коллектора, что требует демонтажа машины и увеши "вает время диагностики. Для микромашин и элект.

10 рических машин малой мощности неразборного типа данный прибор неприменим.

Цель изобретения — повышение точности и уменьшение времени диагностики.

Это достигается тем, что устройство снабжено

15 многоканальным блоком диагностики, каждый канал которого содержит последовательно соединенные фильтр, коммутатор, сдвоенное запоминающее устройство, блок вычитания и регистрирующий прибор, механизмом подъема щеток, установлен20 ным на монтажной стойке, и синхронизатором, выходы которого соединены с коммутатором, регистрирующим прибором каждого канала блока диагностики и механизмом подъема щеток.

На чертеже представлена схема устройства для

25 циагностики технологических погрешностей кол547676 лектора электрической машины, где 1 — монтажная стойка; 2 — приводное устройство; 3 — соединительная муфта; 4 — исследуемая электрическая машина; 5 — датчик вибрации; 6 — корпус электрической машины; 7 — электрощетка; 8 — коллектор; 9 — механизм подъема щеток; 10— синхронизатор; 11 — фильтр; 12 — коммутатор;

13 — 14 — выходы коммутатора; 15, 16 — запоминающие устройства; 17 — блок вычитания; 18— регистрирующий прибор, Элементы 11 — 18 образуют блок диагностики 19.

На монтажной стойке 1 закреплено приводное устройство 2, которое через соединительную муфту 3 связано с исследуемой электрической машиной 4. Датчик вибрации 5 установлен на корпусе 6 электрической машины 4 по оси щеток 7 коллекторного узла.

Шетки 7 связаны с механизмом 9 для подъема щеток (например, электромагнитного типа) .

Многоканальный блок диагностики 19 состоит из системы фильтров 11, настроенных на информативные частоты технологических погрешностей коллектора исследуемой электрической машины, коммутаторов 12, имеющих выходы 13, 14, сдвоенных запоминающих устройств 15, 16, блоков вычитания 17 и регистрирующих устройств 18, осуществляющих запись амплитуды соответствующего дефекта коллектора.

Устройство для диагностики коллекторов электрических машин работает следующим образом.

На первом этапе работы синхронизатор 10 выдает команду "опустить щетки 7". Датчик вибрации 5 измеряет суммарный спектр вибрации коллекторного и подшипникового узлов и подает сигнал на систему фильтров 11, настроенных на информативные частоты технологических погрешностей коллектора исследуемой электромашины,которые передают сигнал через выход 13 коммутатора 12 на первое запоминающее устройство 15, откуда информация поступает в блок вычитания 17. На втором этапе работы синхронизатор 10 выдает команду "поднять щетки" на механизм 9 и одновременно переключает коммутатор 12 на выход 14.

Датчик вибрации 5 измеряет подшипниковый спектр вибрации, и аналогичным путем информация поступает в блок вычитания 17.

На третьем этапе синхронизатор 10 выдает команду на включение прибора 18, на котором регистрируются амплитуды погрешностей коллектора для соответствующих номеров гармоник.

Градуировка (тарировка) стенда осуществляется с помощью калибровочных вибростендов.

Применение данного устройства по сравнению с известными устройствами существенно повышает точность измерения за счет исключения "паразитной" вибрации подшипников ых опор и определения истинного значения погрешностей коллектора, а также позволяет повысить быстродействие диагностики путем исключения операции разборки испытываемого двигателя. Кроме того, устройство зна1я чительно расширяет номенклатуру диагностируемых двигателей.

20 Формула изобретения

Устройство для диагностики технологических погрешностей коллектора электрической машины, содержащее приводное устройство, монтажную

25 стойку, соединительную муфту, датчик вибрации и регистрирующий прибор, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и уменьшения времени диагностики, устройство снабжено многоканальным блоком диагностики, каж30 ный канал которого выполнен в виде последовательно соединенных фильтра, коммутатора, сдвоенного запоминающего устройства, блока вычитания и регистрирующего прибора, механизмом подъема щеток, установленным на монтажной стойке, и

35 синхронизатором, выходы которого соединены с коммутатором, регистрирующим прибором каждого канала многоканального блока диагностики и механизмом подъема щеток.

Источники информации, принятые во внимание

40 при экспертизе:

1. Намитов К. и.др. Прибор для исследований формы поверхности коллекторов электрических машин. Электричество,Р 5, 1958.

2. Скороспешкин А. И. и др. Прибор для

45 исследования динамического состояния поверхности коллектора и вибрации щетки. Изв. ВУЗов

"Электромеханика", N 9, с. 56, 1970 (прототип) .

547676

Составитель В. Попова

Техред А. Асталош

Корректор С. Шекмар

Редактор А. Осочников

Заказ 633/97

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тираж 1 052 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открьпий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для диагностики технологических погрешностей коллектора электрической машины Устройство для диагностики технологических погрешностей коллектора электрической машины Устройство для диагностики технологических погрешностей коллектора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх