Устройство для контроля центровки судна в доке
Евк КфЬДУру @щ у-, (11) 552242
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сова Советских
Сопиалиетичвских
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.10.71 (21) 1702258/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.03.77. Бюллетень № 12
Дата опубликования описания 20,04.77 (51) М. Кл. В 63С 1/10
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытии (53) УДК 629.128.6 (088.8) (72) Автор изобретения
П. Штанов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЦЕНТРОВКИ
СУДНА В ДОКЕ
Изобретение относится к судостроению и судоремонту, Известно устройство для контроля центровки судна в доке, содержащее деревянную рейку квадратного сечения с нанесенными на ней делениями (1).
Недостатками указанного устройства являются низкая производительность, занятость большого количества членов экипажа дока во время контроля центровки судна в доке, так как снимать отсчеты приходится визуально, непосредственно с рейки, прижимая непрерывно ее к корпусу судна. Отсутствует возможность автоматически снимать показания с рейки и передавать их на расстояние, что позволило бы докмейстеру лично контролировать центровку судна, не отходя от пульта упоавления.
Наиболее близким решением из известных является устройство для центровки судна в доке, содержащее рейку и сельсин (2).
Недостатками этого устройства являются малая живучесть и надежность устройства ввиду нахождения его в воде при заполнении дока.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств устройства.
Цель достигается тем, что устройство снабжено подпружиненным спиральной ленточной пружиной барабаном с валиком и выполнено из телескопических частично подпружиненных изнутри труб разного диаметра с тросиком, проходящим внутри труб, причем барабан установлен на нижнем конце рейки, а сельсин5 датчик — на валике барабана, при этом тросик одним концом прикреплен к рейке, а другим — к барабану.
На фиг. 1 изображена рейка, общий вид; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1.
10 Рейка предлагаемого устройства состоит из трубок 1, входящих последовательно одна в другую. В некоторых трубках установлены цилиндрические винтовые пружины сжатия 2, На внутренних концах трубок имеются заглушки
15 3. В центре заглушек просверлены отверстия, через которые проходит тросик 4. Трубка 5 рейки, обращенная к судну, не имеет цилиндрической винтовой пружины, в нее входит трубка 6, в которую тоже может входить труб20 ка в зависимости от нужной длины рейки.
Трубка 6 имеет отверстия 7, в одно из которых входит стопорный винт 8, ввинчиваемый в резьбовое отверстие в конце трубки 5. Концевая трубка заканчивается впрессованным в
25 нее, свободно вращающимся шариком 9. На другом конце последняя трубка с пружиной входит в трубку 10, не имеющую пружины, которая может в свою очередь входить в другую беспружинную трубку, и т. д. в зависимости
3 ) от нужной общей длины рейки.
552242
GO б5
Трубка 10 стопорится винтом 11 через одно из отверстий 12. Трубки, входящие в другие трубки, имеют наружный диаметр меньше внутреннего диаметра трубок, в которые входят. Наружные концы трубок оканчиваются накидными гайками 13. Заглушки и накидные гайки служат для уменьшения трения при движении трубок одна относительно другой.
Один конец тросика крепится к вертлюгу 14, а другой — на барабане 15, внутрь которого вмонтирована спиральная ленточная пружина
16. Внутренний конец пружины крепится к валику 17, а наружный — к корпусу барабана, закрытого кожухом 18. Один конец валика крепится неподвижно к боковой стенке кожуха, другой конец валика проходит через втулку 19, которая крепится к боковой стенке 20 барабана и проходит через боковую стенку кожуха. Для уменьшения трения при вращении барабана на валике в боковых стенках барабана впрессованы шарикоподшипники 21.
С втулкой 19 жестко соединена ось сельсинадатчика 22, укрепленного на боковой стенке кожуха. На оси сельсина-датчика укреплена шестерня 23 и стрелка 24. На оси 25 укреплена малая стрелка 26 и шестерня 27, входящая в зацепление с шестерней 23; передаточное отношение шестерен — 1: 20. Циферблат 28 имеет две шкалы. На шкале 29 стрелкой 26 фиксируется длина стравленного с барабана тросика в метрах, а на шкале 30 стрелкой 24 — в сантиметрах (деления через каждые пять сантиметров). Сельсин-датчик с помощью многожильного кабеля 31 подключается к штепсельному разъему на топ-палубе дока. Приспособление для выборки слабины тросика с помощью прилапок 32 крепится к рейке. Устройство имеет тормоз, который состоит из блочков
33, обхватывающих тросик 4, цилиндрической винтовой пружины растяжения 34 с регулировочным винтом 35 и собачки 36, которая может входить в зацепление с косыми зубьями
37, нарезанными по окружности на боковой стенке барабана. Тормоз срабатывает при случайном обрыве тросика.
В зацепление с косыми зубьями может входить собачка 38. К собачке 36 регулировочным винтом 39 крепится рычаг с контактом 40, который может замыкать контакты 41, закрепленные на внутренней стенке кожуха и подключенные к электрической сети кабелем 42 с последовательным подключением сигнальной лампочки 43. Сельсин-датчик и сигнальная лампочка подключаются к штепсельному разьему при помощи вилки 44. Телескопическая рейка крепится, например, к подкрановому рельсу и леерному ограждению на топ-палубе при помощи захвата 45 и хомута 46. Тросик от рейки до кожуха проходит в трубке 47, укрепленной муфтами 48.
Устройство работает следующим образом.
Для контроля центровки судна в доке необходимы две пары однотипных реек. Одна пара реек устанавливается вблизи кормовой оконечности судна, перпендикулярно к баш5
ЗО
4О
45 ням дока, в одной плоскости шпангоута, другая пара — вблизи носовой оконечности. Длину реек увеличивают выдвижением трубок 6 и 10, застопорив их винтами 8 и 11 в одном из отверстий 7 и 12. Каждая пара реек в отдельности должна иметь одинаковую длину с дополнительно выдвинутой частью рейки. Шарик
9 дает возможность скользить рейке по корпусу судна, не меняя ее горизонтального положения, Устройства подключаются к штепсельным разъемам с помощью вилки 44. Тросик 4 с бараоана 15 сматывается под действием цилиндрических винтовых пружин сжатия 2 при увеличении длины рейки до момента свободного состояния пружин, Наматывается тросик на барабан раскручиванием заведенной спиральной ленточной пружины 16. Один полный оборот барабана сматывает или наматывает тросик длиной в один метр. Вращение барабана передается через втулку 19 сельсин-датчику 22, который регистрирует длину смотанного с барабана тросика и передает сельсинприемнику, имеющему шкалы такие же как у сельсин-датчика: на малой шкале — метры, на большой — сантиметры.
При изменении положения судна относительно диаметральной плоскости дока (ДП) рейки укорачиваются или удлиняются. Судно центруется шпилями до тех пор, пока будет установлено равенство показаний каждой пары реек. Докмейстер с поста управления руководит центровкой судна, наблюдая за показаниями сельсин-приемников, до момента полной посадки судна на кильблоки.
В случае обрыва тросика появится слабина, произойдет сжатие пружины 34, и собачка 36, войдя в зацепление с косыми зубьями 37, остановит вращение барабана, о чем будет сигнализировать лампочка 43 при замыкании контактов 41 контактом 40. Для регулирования зазора между собачкой 36 и косыми зубьями
37 служит регулировочный винт 36; а между контактами 41 и 40 зазор регулируется винтом
39, который стопорит рычаг с контактом 40.
При замене тросика барабан дополнительно стопорится собачкой 38. Для сличения показаний сельсин-приемников отсчеты снимаются непосредственно со шкал сельсин-датчиков.
Формула изобретения
Устройство для контроля центровки судна в доке, содержащее рейку и сельсин-датчик, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств устройства, оно снабжено подпружиненным спиральной ленточной пружиной барабаном с валиком и выполнено из телескопических частично подпружиненных изнутри труб разного диаметра с тросиком, проходящим внутри труб, причем барабан установлен на нижнем конце рейки, а сельсин-датчик — на валике барабана, при этом тросик одним концом прикреплен к рейке, а другим — к барабану.
552242
6 за рубежом. М,, «Транспорт», 1966, с. 403—
417.
2. Авт. св. № 336203, кл. В 63С 1/10, 1969.
Составитель В. Скороходов
Техред И. Караидашова
Корректоры Л Орлова и Л. Котова
Редактор А. Купрякова
Заказ 698/18 Изд. № 335 Тираж 609
Ц1-1ИИПИ Государственного комитста Совета Мпипстров СССР по делам изобретсиий и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5
Подписнос
Типография, пр. Сапупова, 2
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе;
1. Грачев А. П..Судоподъемные сооружения
f2
/ / 7 V
77
yg