Предохранительная муфта

 

р@таит,=: - - ":" "" "

< . ",АМБА

0 п И C А-Й - й-Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

1 1 590523

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт, свнд-ву (22) Заявлено 14.09.76 (21) 2407759/25-27 (51) М. Кл. F 16D 9/00 с присоединением заявки ¹

Госуаарствеммый комитет

Соме а Минис роо СССР по делам изобре еиий и открывший (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.01.78. Бюллетень № 4 (45) Дата опубликования описания 21.02.78 (53) УДК 621,825.5 (088.8) (72) Автор изобретения

Л. И. Чистяков (71) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ М фТА

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано для привода различных механизмов и защиты их узлов от перегрузок или поломок.

Известны предохранительные муфты, содержащие фланцевые полумуфты, соединенные разрушающимися элементами, установленными под углом к торцам полумуфт, разрушающимися пальцами с шаровыми головками на концах, размещенными в разъемных вкладышах, имеющих сферические гнезда и расположенных в поперечных проточках, выполненных в полумуфтах и закрытых крышками (1).

Эта муфта трудоемка в изготовлении, так как применяются специальные пальцы сложной формы. Расположение этих пальцев под углом к торцам муфты делает муфту нереверсивной. При срабатывании муфты не подается сигнал на отключение привода и привод работает вхолостую, а для замены пальцев нужно снимать крышки в местах крепления шаров всех пальцев, что занимает много времени и сужает область применения муфты.

Известна также предохранительная муфта, содержащая ведущую полумуфту, в фигурном пазу которой установлен подпружиненный в радиальном направлении ползун, выступающий за ее торец, и ведомую полумуфту с втулкой, помещенной в ее продольном отверстии и поджатой резьбовым элементом, а также срезной штифт, концы которого расположены соответственно во втулке и ползуне (21.

Эта муфта является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и дости5 гаемому эффекту.

Однако при перегрузках втулка и ползун перерезают штифты. Кроме того, в муфте необходимо также строгая соосность полумуфт и высокая точность расположения отверстий под

10 втулку и ползун в полумуфтах, так как в противном случае в срезном штифте возникают дополнительные напряжения, влияющие на точность срабатывания муфты. Кроме этого, в муфте возникает трение и износ в посадоч15 ных местах полумуфт. Все это затрудняет эксплуатацию муфты.

Целью изобретения является компенсация несоосности полумуфт при установке их на валах, а также улучшение условий ее эксплуа20 тацни.

Для этого в предлагаемой предохранительной муфте втулка установлена свободно, а ведомая полумуфта снабжена упругим элементом, помещенным между резьбовым элемен25 том и торцом втулки, при этом фигурный паз ведущей полумуфты образован двумя пересекающимися под прямым углом цилиндрическими поверхностями, а ползун имеет в поперечном сечснии бочкообразную форму и снаб

30 жен хвостовиком.

590523

На фиг. 1 схематично изображена предлагаемая муфта с половиной продольного разреза; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид слева, муфта в сработавшем положении.

Предохранительная муфта содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, ползун 3, втулку 4, срезной штифт 5, пружину 6, упругий элемент 7, например резину, резьбовой элемент — пробку 8, ограничитель 9, который крепится к фланцу ведущей полумуфты винтами, Ползун 3 имеет в поперечном сечении бочкообразную форму и пружиной 6 отжимается к периферии полумуфты 1. Для улучшения условий среза штифта 5 на поверхности ползуна 3, обращенной к ведомой полумуфте 2, сделана лыска 10.

Ползун 3 несколько выступает за торец фланца ведущей полумуфты 1. На хвостовике

11 ползуна имеются скосы 12, которые при срабатывании муфты воздействуют на конечный выключатель 13.

Ограничитель 9 препятствует повороту и движению ползуна при срабатывании муфты.

Через пробку 8 и упругий элемент 7 втулка

4 поджимается к поверхности ползуна, которая совпадает с плоскостью среза штифта 5.

Отверстие 14 служит для удаления срезного штифта 5 из ползуна при срабатывании муфты.

Для облегчения и удобства удаления срезанного штифта 5 с фланцев полумуфт 1 и 2 сняты лыски 15 с таким рассчетом, чтобы при развороте полумуфт на 90, срезанный штифт

5 можно было беспрепятственно удалить и при этом втулка 4 не могла выдвинуться из продольного отверстия в сторону ведущей полумуфты 1.

В фланце ведомой полумуфты 2 имеется ряд отверстий 16, отстоящих от оси муфты на различном расстоянии. Для перестройки муфты на другое усилие срабатывания втулка 4 устанавливается в одном из этих отверстий.

Муфта работает следующим образом.

При вращении ведущей полумуфты 1 крутящий момент через штифт 5 передается на ведомую полумуфту 2. При этом штифт 5 работает только на срез, так как несоосность и перекосы полумуфт, вызывающие напряжения изгиба в срезном штифте 5, компенсируются перемещениями и поворотами ползуна 3 и осевыми перемещениями втулки 4, При достижении предельного момента на муфте срезной штифт 5 перерезается ползуном

3 и втулкой 4, Ползун 3 под действием пружины 6 выталкивается к периферии полумуфты 1 до упора в ограничитель 9. При срезе штифта

5 ведущая полумуфта 1 свободно вращается без трения с ведомой полумуфтой 2, так как ползун 3 вытолкнут вверх и не контактирует с втулкой 4. При вращении полумуфты 1 ползун 3 своими скосами 12 па хвостовнке 11 набегает на конечный выключатель 13, который дает сигнал на отключение привода.

Приведение муфты в рабочее положение производится следующим образом. Полумуфты 1 и 2 разворачивают на 90 друг относительно друга и через отверстие 14 выталкивают половинку срезного штифта 5 из ползуна 3.

Откручивают пробку 8, вынимают втулку 4 и удаляют из нее срезанный штифт 5.

Путем поворота полумуфт совмещают оси продольных отверстий для ползуна 3 и втулки

4, утапливают ползун 3 внутрь до совпадения отверстий под срезной штифт 5 в нем и во втулке 4 и вставляют в отверстия срезной штифт 5. Устанавливают упругий элемент 7 и заворачивают пробку 8.

Для удобства установки штифта 5 на полумуфтах 1 и 2 и ползуне 3 делаются риски при приведенной в рабочее положение муфте.

Предлагаемая предохранительная муфта расширяет допуск на несоосность при соединении двух валов, позволяет избежать трения между полумуфтами при срезе штифта, конструкция муфты допускает реверс, подача сигнала о срезе штифта, а также наличие простой ступенчатой регулировки срезывающего усилия делают эксплуатацию муфты более удобной.

Формула изобретения

Предохранительная муфта, содержащая ведущую полумуфту, в фигурном пазу которой установлен подпружиненный в радиальном направлении ползун, выступающий за ее торец, и ведомую полумуфту с втулкой, помещенной в се продольном отверстии и поджатой резьбовым элементом, а также срезной штифт, концы которого расположены соответственно во втулке и ползуне, отличающаяся тем, что. с целью компенсации несоосности полумуфт и обеспечения удобства эксплуатации, втулка установлена свободно, а ведомая полумуфта снабжена упругим элементом, помещенным между резьбовым элементом и торцом втулки, при этом фигурный паз ведущей полумуфты образован двумя пересекающимися под прямым углом цилиндрическими поверхностями, а ползун имеет в поперечном сечении бочкообразную форму и снабжен хвостовиком.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 458670, кл. F 16Р 9/00, 1973.

2. Патент США № 2838920, кл, 64 — 28, 1958, 590523

@de 7

Составитель О. Логвинова

Техред А. Камышникова

Редактор О. Юркова

Корректор Л. Орлова

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3194/13 Изд. Мз 184 Тираж 1154

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Предохранительная муфта Предохранительная муфта Предохранительная муфта Предохранительная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зубчатым передачам, в частности к зубчатым передачам, выполненным в коробках приводов вспомогательных агрегатов газотурбинных двигателей
Наверх