Предохранительная муфта

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН Ия

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскми

Социалистические

Ресттублик 1,72638О (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22)»я»«о 03.10.77 (2! ) 2527599/25-27 с присоединением заявки,% (23) П риоритет

Опубликовано 05.04.80. Бюллетень ¹ 13 (51 ) M. Кл.

F 16 0 9/00

Геоудерстввииый комитет (53) УДК621.825. 5(088.8) ио дедом изобретеиий и открытий

Дата опубликования описания 08.04.80 (72) Автор изобретения

P. H. Яхнин

Челябинский металлургический завод (7I) Заявитель (54} IlPEQOXPAH ИТЕЛЬНАЯ МУФТА

2 сложность конструкции, монтажа и демонтажа.

Известна также предохранительная муфта, содержащая соосные фланцевые ведущую и ведомую полумуфты, соединенные помещенными в их продольных отверстиях срезными элементами. Фланец ведомой полумуфты выполнен Г-образным в сечении, имеет на торце окна и огибает фланец ведущей полумуфты, на

1О котором выполнены лыски, при этом срезные предохранительные элементы установлены средней частью в ведущей полумуфте, а концы — в ведомой, На фланце ведомой полумуфты закреплены т5 пластины, перекрывающие окна на его торце 21 .

Данная муфта является наиболее близкой к изобретению по технической суш20 ности и достигаемому эффекту.

При срезе предохранительного элемента ведомая и. ведущая полумуфты не сдвигаются в.осевом направлении. Это особенно важно для предохранительных зубчатых муфт, 1

Изобретение относится к области машиностроения.

Известна предохранительная муфта, у которой на обращенных друг к другу торцах полумуфт выполнены эксцентричные выемки, соосные между собой, а каждая полумуфта снабжена закрепленной на ней пружиной и шайбо" с эксцентричным отверстием, помещенной в выемке полумуфты и имеющей на наружной поверхности лыски, взаимодействующие с . пружиной. При этом муфта снабжена зубчатым диском с эксцентричным, соосным с выемками полумуфт отверстием, и валиком, установленным в нем и имеющим цапфы, выполненные эксцентрично и диаметрально противоположно отрицательно оси валика и размещен в отверстиях шайб, причем одна пз цапф соосна с полумуфтой, входящей в зацепление с зубчатой втулкой, связанной с зубчатым диском Ц.

Недостатком этой муфты является Йм

1 и и Г 1 ;Ъ 1

1„

Э 7263 у которых в случае среза предохранительного элемента и сдвига полумуфт происходит утечка жидкой смазки. Однако известная конструкция сложна в изготовлении и сборке, а при срезе предохрани5 тельного элемента не исключается возможйосгь сцепления торцов окон ведомой муфты с лысками ведущей. При их взаимном развороте и осевом сдвиге сцепление происходит с ударной нагрузкой, ко- 10 тбрая передается на элементы соединяемых узлов.

Разработка муфты возможна только при осевом сдвиге полумуфт. С целью обеспечения удобства эксплуатации и увеличения долговечности муфты она снабжена кольцом, закрепленным на торце фланца ведомой полумуфты и фиксирующим срезные элем-.нты от осевого перемещения, и П-образными ско- 20 бами, основание каждой из которых установлено на наружных цилиндрических поверхностях фланцев полумуфт и одна из стенок скобы, взаимодействующая со срезными элементами, закреплена на торце фланца ведущей полумуфты,- а фланец ведомой полумуфты помещен и скобе с зазором, при этом продольные отверстия под срезные элемейты расположены группами и расстояние между ними в каждой группе меньше ширины скобы.

Кроме того, муфта снабжейа" центрирующей втулкой, устновленной в полумуфтах и имеющей на наружной поверх- 35 ности бурт, помещенный между обращенными друг к другу торцами фланцев йолумуфт.

На фиг. 1 изображена предохранительная муфта, общий вид; на фиг. 2 — разрез 40

А-А фиг. 1; на фиг. 3 - то же; разрез

Б-Б фиг.1; на фиг. 4 — узел 1 фиг. 2.

Предохранительная муфта содержит ведущую фланцевую полумуфту, выполненную в виде зубчатого колеса 1 и нахо — 4> дящегося в "зацеплении с ним фланца 2, и ведомую фланцевую полумуфту, выполненную в виде зубчатого колеса 3 и

"находящегося с ним в зацеплении фланца 4. Во фланцах 2 и 4 выполнены про дольные отверстия 5, в которых установлены втулки 6. Соединенйе фланцев 2 и 4 осуществляется при помощи предохранительного срезного элел ента 7.

В зубчатых колесах 1 и 3 установле на центрирующая втулка 8, HB наружно Л поверхности которой имеется бурт 9, помеценпый между обращеннымп друг к

80 4 другу торцами фланцев 2 и 4 и определяющий величину их сближения. На наружных цилиндрических поверхностях фланцев 2 и 4 полумуфт установлены основанием 10 П-образные скобы 11.

Стенка 12 каждой скобы 11 крепится болтом 13 к ведущему фланцу 2, а между стенкой 1 4 и торцом 15 ведомого фланца 4 имеется зазор. Основание

10 скобы 11 охватывает наружную цилиндрическую поверхность ведомого фланца 4 "с зазором. Продольные отверстия 5 располагаются группами, и расстояние между ними в каждой группе меньше ширины скобы 11. В одном продольном отверстии 5 каждой группы располагается срезной элемент 7.

К торцу 15 ведомого фланца 4 крепится кольцо 16 при помощи болта 17.

Кольцо 16 помещено в зазоре между стенкой 14 скобы 11 и торцом 15.ведомого фланца 4. Кольцо устраняет воз-, можный сдвиг и заклинивание срезного элемента. 7 со стенками следующих скоб 11. Кольцо 16 перекрывает средние элементы 7, фиксируя их от осевого перемещения .

На наружной поверхности кольца 16 со смещением относительно осей срезных элементов выполнены пазы (на чертежах не показаны). В случае совпадения осей пазов и срезных элементов последние проходят через пазы.

Работа 4уфты осуществляется слудующим образом.

Передача крутящего момента от ведущих зубчатого колеса 2 и фланца 2 к ведомым зубчатому колесу 3 и флан-. цу 4- осуществляется через предохранительные срезные элементы 7. При передаче крутящего момента ниже его номинального значения муфта работает устойчиво. При превышений крутящего мо мента выше номинального значения предохранительные элементы 7 срезаются и фланцы 2 и 4 полумуфт рассоединяются между собой. Срезные частц предохранительных элементов 7 удаляют, Для этого отворачивают болты 13 и 17 на фланцах 2 и 4, сдвигают по окружности скобы 11, разворачивают фланцы 2 и 4 до совмещения продольных отверстий 5 под срезные элементы, разворачивают кольцо 16 до совл ещения его пазов с осями срезных элементов 7. Части срезных элементов 7 удаляют в осевом на правлении. Новые срезные элементы уста80

Формула

6 изобретения

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 554434, кл. F 16 Э 7/00, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР

¹ 475471, кп. = .16 Т 9/00, 1973» прототип.

5 7263 навливают в соосные цилиндрические отверстия втулок 6.

При срезе предохранительных элементов 7 исключается их заклинивание между вращающимися фланцами 2 и 4 и скобами 11 муфты. Этому способстует установка кольца 16.

После среза предохранительного элемента 7 д ланцы 2 и 4 сохраняют свою соосность за счет центрирования по на- 0 ружной поверхности втулки 8, а бурт 9 на ее наружной поверхности обеспечивает постоянный зазор между торцами фланцев 2 и 4 и чистый срез предохранительного элемента 7 по наименьшему диа- 15 метру.

Для разборки муфты снимаются скобы

11, удаляются срезные элементы 7. Затем один из фланцев 2 или 4 смещается в осевом направлении с наружной цилиндрической поверхностью кольца 16.

Сборка осуществляется в обратной последовательности.

Положительный эффект достигается за счет быстрой и удобной замены предох25 ранительных элементов, исключения аварийных ситуаций, когда части срезанных предохранительных элементов заклинивают вращающиеся фланцы 2 и 4 и создают ударную нагрузку на элементы при30 вода. Надежное центрирование полумуфт и постоянство величины зазора между их фланцами обеспечивает срез предохранительных элементов при расчетном превышении номинального крутящего момента по наименьшему диаметру, что надежно предохраняет элементы привода

I от перегрузки.

Муфта проста в изготовлении, сборке и разборке.

1. Предохранительная муфта, содержащая соосные фланцевые ведущую и ведомую полумуфты, соединенные помещенными в их продольных отверстиях срезными элементами, о т л и ч а ю щ а я— с я тем, что, с целью обеспечения удобства эксплуатации и увеличения долговечности, она снабжена кольцом, закрепленным на торце фланца ведомой полумуфты и фиксирующим срезные элементы от осевого перемещения, и П-о6разными скобами, основание каждой из которых установлено на наружных цилиндрических поверхностях фланцев полумуфтой и одна из стенок скобы, взаимодействующая сб срезными элементами, закреплена на торце фланца ведущей полумуфты, à фпанец ведомой полумуфты помещен в скобе с зазором, при этом продольные отверстия под срезные элементы расположены группами и расстояние между ними в каждой группе меньше ширины скобы.

2. Предохранительная муфта по п. 1, о т и и ч а ю ш а я с я тем, что, она снабжена центрирующей втулкой, установленной в полумуфтах и имеющей на наружной поверхности бурт, помещенный межд у обращенными друг к другу торца ми фланцев полумуфт.

726380

b-b

Фиг. я

Фиг: 4

ИНИИПИ Заказ 643/33 Тираж 1095 Поддписиое

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Предохранительная муфта Предохранительная муфта Предохранительная муфта Предохранительная муфта Предохранительная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зубчатым передачам, в частности к зубчатым передачам, выполненным в коробках приводов вспомогательных агрегатов газотурбинных двигателей
Наверх