Фрикционная муфта сцепления

 

Класс 62с, 12„

47с, 7 ссср

Ко 64242

ОПЙСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

СВИДЕТЕЛЬСТВУ

К АВТОРСКОМУ

Зарегистрировано в Бюро и ооре пени

A. А. НИКИТСКИЙ

Фрикционная муфта сцепления

Заявлено 8 сентября 1943 года в Наркомавиапром за X 9083 (322979) Опубликовано 31 января 1945 года

Изобретение касается фрикционной муфты сцепления, предназначенной для переключения двухскоростной передачи вращения от коленчатого вала авиадвигателя нагнетателю.

Известны фрикцио нные муфты сцепления с радиально переставными фрикционными колодками, управляемыми при помощи рычагов посредством двух шайб, допускающих некоторое угловое смещение относительно друг друга. Недостатком таких муфт является то, что относительное смещение в них шайб осуществляется от руки.

В предлагаемой муфте для осуществления относительного углового смещения шайб применен гидравлический ротационный сервомотор, у которого ротор связан с одной шайбой, а барабан — с другой, npu",åè и ротор и барабан связаны с валом с возможностью некоторого поворота относительно друг друга и снабжены чередующимися радиальными лопатками, взаимодействующ ими между собой через посредство жидкости, попеременно подаваемой в промежутки между лопатками то с одной, то с другой их стороны.

На чертеже фиг. 1 изображает осевой разрез двухскоростной передачи с муфтами сцепления, согласно изобретению; фиг. 2 — поперечный разрез той же муфты; фиг. 3 и

4 — разрез и торцевой вид ведущего валика; фиг. 5 — осевой разрез одной из шайб; фиг. б — торцевой вид второй шайбы.

Валик 1 снабжен лопатками 1, расположенными радиально вдоль оси, и шлипами, образованными продолжением лопаток, но срезанными по высоте.

Внутри валика, концентрично его наружной поверхности, имеются два канала, идущие с двух концов валика и подводящие масло в межлопаточное пространство валика через отверсгия а и в. Радиальные отверстия а (как видно из чертежа) смещены на некоторый угол относительно отверстий в.

На длинных шлицах сидят ступицы шайбы 18 и шестерни 22, которая сообщает вращение валику 1.

На коротких шлицах сидит ступица шайбы 3, закрепленная плотной посадкой и гайкой 2.

Концентрично валику 1 расположен барабан 17, который может поворачиваться на некоторый угол

¹ 64242 относительно валика 1. От аксиальных сдвигов он предохранен своим положением между дисками шайб

3 и 18. От радиальных сдвигов он обеспечен кольцевыми выступами с шайб 3 и 18, между которыми ба.рабан закреплен с небольшим аксиальным зазором и которые плотно прижаты к торцам лопаток валика 1.

На шлицах барабана сидят шайбы 4, 5 и 15, 16 и синхронизатор

10. Крайние шайбы 4 и 16 имеют по торцу ступицы выступы (фиг. 6), входящие в промежутки с между такими же выступами в шайбах 3 и 18. Эти выступы необходимы для ограничения поворота барабана 17 с лопатками относительно валика 1 и шайб 3 и 18, чтобы лопатки валика и барабана не соприкасались и между ними был зазор для первоначального прохода масла.

В коробчатых выступах е (рис. 5) шайб 3 и 18 на осях 19 и 20 закреплено шесть рычагов 9 и 13 (обе муфты одинаковы по конструкции и отличаются лишь передаточным числом зубчатых венцов 8 и 11, а следовательно, и размером). Осями

6 и 14 рычаги соединяются с ушками колодок 7 и 12 (фиг. 1 и 2), передающих трением вращение венцам 8, 11. Цапфами 21 рычаги 9 и

13 сопряжены с косыми прорезями шайб 4, 5 и 15, 16. Наклон прорезов правой и левой муфт, если смотреть с одного конца валика, направлен в разные сторны. Ушки колодок 12 и 7 своей торцевой поверхностью опираются на коробки е и передают окружное усилие с валика на колодки и дальше трением передают крутящий момент на венцы 8 и 11.

Венцы 8 и 11 от осевого и радиального биения удерживаются кольцевыми выступами d (фиг. 5), а также соответствующими выступами синхронизатора 10.

Масло, проходя через осевые каналы и радиальные отверстия валика 1 с какой-либо его стороны, попадает в межлопаточное пространство и давит на лопатки валика 1 барабана 17. Это давление раздвигает лопатки (вернее барабан 17 поворачивается относительно валика 1). При повороте барабана 17 поворачиваются закрепленные на нем на шлицах шайбы 4, 5 и 15,16.

По косым прорезям последних скользят цапфы 21 и заставляют концы рычагов 9 и 13 с цапфами 21 скользить к центру (одной муфты) и от центра (другой муфты). В результате этого при помощи осей 6 и 14 выключаются или включаются колодки 7, 12, которые для передачи мощности должны прилегать с достаточной для этого радиальной силой к внутренней цилиндрической поверхности венцов.

В конце поворота барабана 17 цапфы 21 попадают на концентрические участки прорезей и замыкают сцепление, что ликвидирует необходимость поддерживать все время масляное давление между лопатками.

После поворота барабана 17 относительно валика 1 маслоснабжающая система отключается. Масло в межлопаточном пространстве находится под действием центробежных сил, возникающих в масле при вращении. Эти силы заставляют масло вытекать в зазоры между шайбами 3, 18 и барабаном, равные примерно 0,2 — 0,3 мм с каждой стороны. Таким образом перед переключением внутри барабана масла нет. Для переключения скоростей необходимо лишь пустить масло с другой стороны валика 1 и оно, выходя между лопатками через другие радиальные отверстия, заставляет барабан поворачиваться вокруг валика в обратную сторону.

Вследствие этого происходит перереключение с одной скорости на другую.

Синхронизатор 10 (фиг. 1) необходим для поддержки венцов зубчатых колес во внутренней части передачи, а также для синхронизации поворотов бараба|нов относительно их валиков при наличии двух-трех таких передач вращения от коленчатого вала двигателя к валу нагнетателя. Скорость поворота барабана при подаче масла в каждой отдельной передаче может

¹ б 242 быть отлична, отчего венцы разных передач будут переключаться на новую скорость в разные промежутки времени, и может получиться, что в некоторый момент будет передаваться на вал нагнетателя вращение от зубчаток с разным коэфициентом редукции, что вызовет немедленный излом зубцов. От этого предохраняет синхронизатор, связывающий через паразитку на валу нагнетателя все передачи.

Предмет изобретения

1. Фрикционная муфта сцепления, заключающая в себе радиально переставляемые фрикционные колодки, управляемые при: помощи двух связанных с валом и допускающих некоторое угловое смещение относительно друг друга шайб, из которых одна несет двуплечие поворотные в плоскости вращения механизма передачи рычаги, а другая — кулачковые направляющие для свободных концов рычагов, сочлененных с колодками, о т л и ч а ющ а яс я тем, что для углового смешения шайб относительно друг друга применен ротационный гидравлический сервомотор, ротор которого снабжен плоскими, радиально направленными лопатками и связан с одной шайбой, а барабан связан с другой

Фиг. 1 и также снабжен радиальными лопатками, чередующимися с лопатками ротора и взаимодействующими с последними через посредство жидкости, попеременно подаваемой в промежутки между этими лопатками с одной или с другой их стороны.

2. Форма выполнения муфты по п. 1, отличающаяся тем; что валик, несущий на себе ротор, осуществлен с обоих концов полым с отверстиями в его стенках, каковые отверстия одной полости смещены на некоторый угол относительно отверстий другой полости, с целью подачи жидкости в сервомотор с одной или с другой стороны его лопаток.

3. Форма выполнения муфты по п. 1, отличающаяся тем, что отвод жидкости из сервомотора после включения сцепления осуществлен действием центробежной силы через зазоры с торцевых сторон барабана.

4. Форма выполнения муфты по п. 1, отличающаяся тем, что для фиксации рычагов в рабочем положении кулачковые направляющие осуществлены в виде эксцентрично расположенных шлиц, переходящих на соответствующем концевом участке в концентрическое расположение.

Фиг. б

Техн. редактор М. В. Смольякова

Отв. редактор Д. А. Михайлов

Л123569 Подписано к печати 13/VII 1946 г. Тираж 5ОО экз. Цена 65 к. Зак. 105

Типография Госпланиздата, им, Воровского, Калуга.

¹ 64242

Фиг. 3

Фиг. 6

Фиг. 4

Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления Фрикционная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к узлам машин и может быть применено в механизмах для передачи вращения и торможения ведомого вала

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания
Наверх