Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

 

Сеов Семтсттнх

Севрталмстмнесиви республик

И Е (l1) 602400

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДВТИЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. casA-ву г (5l) М. Кл.

В 60 К 17/10 (22) Заявлено 02.10.75(2l) 2177023/27-11 с присоединением заявки №

Гььудьуетьенный ньмнтЬт

Фьььть инннВтдОь ССР

° ь делам н1ьбрвтьннй н ьткритнй (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.04.78Бюллетеиь № 1Ч (45) Дата опубликования описания тт .0."т. "то (53) УЙК 627. 1 13-585 .2 (088.8) (12) Авторы изобретеиия

Э. П. Выборнов, Ю. К. Есеиовсиий "Латииов, H. Д. Мазалов и О, И. Гируикий (71) Заявитель центральный Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный институт (НАМИ ) (5 4) ГИДРОЧЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано на грузовых автомобилях н городских автобусах для преобразования крутящего момента двигателя и получения режима гидрозамедления. Известна гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, . содержащая гидротрансформатор, вальную коробку передач, имеющую входной вал, связанный с одной сторо-. ны посредством фрикционной муфты с насосным колесом гидротрансформатора, а с дру- те гой стороны посредством зубчатой муфты прямой передачи — с выходным валом и посредством зубчатой передачи — с п роме к уточны м валом. Упомянутая фрикционная муфта расположена внутри гндротрансформатора между его крышкой и турбинными колесами . Промежуточный вал коробки передач через зубчатые передачи связан с выходным валом, а также с турбинным колесом гидротрансформатора через муфту свободного хода и фрикционную муфту понижающих передач, расположенную 20 между насосным колесом гидротрансформатора и коробкой передач t I J.

Однако такая трансмиссия является громоздкой. имеет большие осевые габариты и ненадежна в работе ввиду использования в ней муфт свободного хода. Трансмиссия не 25 обеспечивает режим гидрозамедления, Во время вращения в разомкнутом состоянии фрнкционной муфты, связывающей входной вал.коробки передач с наносным колесом гидротран рорматора, имеются потери мощности.

Известна гидромеханическая трансмиссия . транспортного средства, содержащая гндротрансформатор, вальную коробку передач, имеющую входной вал, соединенный с одной стороны с,насосным колесом гидротрансформатора, а с другой стороны посредством фрикционной муфты примой передачи— с выходным валом, промежуточный вал, связанный через фрикционную муфту понижающих передач с турбинным колесом гидротрансформатора и через зубчатые передачи — с выходным валом 2).

Недостатком этой трансмиссии является расположение фрикционной муфты прямой передачи внутри гидротрансформатора в полости, заполненной жидкостью, что приводит к большим потерям мощности при вращении ее дисков в разомкнутом состоянии.

Цель изобретения — упрощение конструкции гидромеханической трансмиссии и уменьшение потерь мощности во фрикционных муфтах в разомкнутом их состоянии.

602400

Для этого в гидромеханнческой трансмиссии транспортного средства фрикцнонная муфта прямой передачи расположена внутри коробки передач ка конце входного вала, а фрикционная муфта понижающих передач закреплена на турбинном колесе, расположенном между насосным колесом и коробкой передач.

На чертеже показана кинематическая схема гидромеханической трансмиссии.

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства содержит корпус 1, в котором © размещены гидротрансформатор 2 и вальная коробка передач 3. Насосное колесо 4 гидротрансформатора расположено между двигателем и турбинным колесом 5, а турбинное колесо помещено между насосным колесом 4 и коробкой передач 3, Между насосным и турбинным колесами размещен реактор 6, связан ый через муфту 7 свободного хода с его валом 8, который соединен с корпусом трансмиссии.

Входной вал 9 и коробки передач 3 соединены с одной стороны с насосным колесом 4,2 гидротрансформатора, а с другой стороны посредством фрикционной муфты !О прямой передачи с выходным валом И. Фрикционная муфта расположена на конце входного вала 9 внутри коробки передач. 11ромежуточный вал 12 коробки передач 3 связан посредством фрикционной муфты 13 понижающих передач и шестерен 14 и 15 с турбинным колесом 5. На этом колесе закреплена своим корпусом фрикционная муф1а 13, установленная 1ак же, как и шестерня 14 привода промежуточного вала 12 Зв

"на валу 8 реактора гидротрансформатора.

Вал !2 с помощью шестерен 16, 17, 18 и 19, закрепленных на нем, связан с выходным валом 1. На выходном валу свободно установлены шестерни 20, 21 и 22, находящиеся в постояином зацеплении с шестернями 16, !7.Э® и 18, а также шестерня 23, связанная через паразитную шестерню передачи заднего хода (на чертеже не показана) с шестерней 19.

Для связи шестерен 20, 21, 22 и 23 с валом 11, .ри включении передач в трансмиссии, служат муфты 24 и 25.

Нейтральное положение в гидромеханичес.кой трансмиссии обеспечивается при выключении фрикционных муфт 10 и 13.

При включении первой передачи шестерню 22 соединяют с выходным валом 1l,муф- 4Ô той 24, после чего включают фрикционную муфту 13. На первой передаче крутящий момент двигателя через входной вал 9 передается насосному колесу 4 и далее гидравлическим путем подводится к турбинному колесу Ь гидротрансформатора 2. От турбинного колеса 5 Ю крутящий момент через включенную фрикционную муфту 13 понижающих передач подводится к шестерне 14, а затем через шестерню 15 передается промежуточному валу 12.

С помощью шестерни 18 йромежуточный вал ss приводит во вращение шестерню 22 первой»ередачи и выходной вал 1! коробки передач.

При переключении на другую передачу переднего или заднего хода (за исключением прямой передачи) выключают фри кционную муфту 13. После этого муфтой 24 или 25 соединяют с „:.;:òèòar валом l! одну из шестерен 20, 21 или 23. Когда включение муфты (24 или 25) будет закончено, вновь замыкают фрикционную муфту 13.

Передача крутящего момента от двигателя к промежуточному валу !2 на всех пепедачах переднего и заднего хода (за исключением прямой передачи) происходит так же, как и на первой передаче. От промежуточного вала крутящий момент, в зависимости от включенной передачи, передается через шестерню 16, 17 или 19 к одной из шестерен 20. 21 или 23 и далее к выходному валу l l коробки передач 3.

Прямую передачу включают фрикциониой муфтой 10, соединяющей входной вал 9 с выходным валом 11.

Режим гидрозамедления получают на любой понижающей передаче при одновременном включении фрикционных муфт 10 и 13.

На данном режиме в гидротрансформаторе 2 устанавливается обратный р жим, на котором турбинное колесо 5, вращаясь быстрее насосного колеса 4, играет роль ведущего лопастного колеса. Направление крутящего момента на турбинном колесе в связи с этим изменяется на противоположное по сравнению с тяговым режимом

Величина тормозного момента на турбинном колесе зависит от передаточного отношния в гидротрансформаторе, которое. в свою очередь, определяется передаточным числом включенной передачи. С увеличением передаточного числа передачи возрастает и величина тормозного момента на турбинном колесе. Одновременно сохраняется возможность торможения с помощью двигателя, так как выходной вал 11 через фрикционную муфту 10 и вал 9 связан с его коленчатым валом.

Таким образом, в предлагаемой гидромеханнческой трансмиссии транспортного средства обе ее фрикционные муфты размещены вне внутренней полости гндротрансформатора, поэтому уменьшаются потери мощности при вращении этих муфт в разомкнутом состоянии.

Компактность гидромеханической трансмиссии обеспечивается тем, что расположение фрикционных муфт не требует дополнительного места.

Формула изобретения

Гидромеханическая трансмиссия транспорт. ного средства, содержащая гидротрансформатор, вальную коробку передач, имеющую входной вал, соединенный с одной стороны с насосным колесом гидротрансформатора, à с другой стороны посредством фрикционной муфты прямой передачи — с выходным валом, промежуточный вал, связанный через фрикционную муфту понижающих передач с турбинным колесом гидротрансформатора и через зубчатые передачи — с выходным валом, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения потерь мощности во фрикцйон ных муфтах в разомкнутом их состоянии, фрикционная муфта прямой передачи расположена

5 внутри коробки передач на конце входного вала, а фрикционнан муфта понижающих передач закреплена на турбинном колесе, расположенном между насосным колесом н коробкой передач. б

Источники информации, приннтые во внимание прн экспертизе:

l. !1атент США № 2!97950, кл. 74.730, !959.

2. Авторское свидетельство СССР № 78693, кл. В 60 К l7/l0, !963.

Составитель В. Ухнии

Texpea Q. Луговая Корректор Н. Тупица.

Тираж 84l Подписное

Редактор В. Козлова

Заказ! 145/l 6

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий! l 3035, Москва, )K-35, Рвушская наб. д. 4/5

Филиал ППП аПаФеитв, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх