Двойная фрикционная муфта

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 616472 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.08.76 (21) 2395519/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано25.07.78. Бюллетень М 27 (45) Дата опубликования описания1 т.Ог.13 (51) М. Кл.

F16 Э 25/063

Государственный комитет

Соеьтв Министров СССР по делам изооретений и открытий (53) УДК 621.825. .54(088.8) (72) Авторы изобретения

Э. П. Выборнов, В. Ф. Бялоцкий, H. Д. Мазалов, О. И. Гируцкий, В. В. Баранов и В. М. Винокуров центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторный институт (71) Заявитель (5 4) ДВОЙНАЯ ФРИ КЫИО НН АЯ М УФТА

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть испол зовано IlpH конструировании коробок передач с переключением их ступеней без разрыва потока мощности в трансмиссии.

В гидромеханических коробках передач транспортных машин для переключения их ступеней без разрыва потока мощности в трансмиссии широко йспользуются фрикционные муфты с вращающимся корпусом, образующим совместно с поршнем полость для рабочей жидкости, опорожняемую при выключении муфты через кран, расположенный на периферии ее корпуса управляемый извне при помощи поводка.

Механизм управления сливным краном такой муфты довольно сложен и нуждается в частой и точной регулировке. 15

Известна также фрикционная муфта, содержащая пакет фрикционных дисков, сжимаемых подпружиненным поршнем, образующим с корпусом полость для рабочей жидкости, опорожняемую через кран, располо20 женный на периферии корпуса и связанный с дополнительным подпружиненным поршнем, установленным внутри вала, на котором закреплен корпус фрикционной муфты.

В этой фрикционной муфте отсутствуют средства, обеспечивающие плавное ее вклю- 2s

2 чение. Сама муфта весьма громоздка, невозможно разместить рядом с ней другую такую же фрикционную муфту, что весьма неудобно при компоновке коробок передач, использующих фрикционные муфты для переключения их ступеней.

Известна, наконец, фрикционная муфта, содержащая пакет фрикционных дисков, сжимаемых подпружиненным поршнем, образующим с корпусом полость для рабочей жидкости, сливаемой из этой полости через кран, расположенный на периферии корпуса и связанный с дополнительным подпружиненным поршнем, размещенным в центральном отверстии основного поршня, причем пружины дополнительного поршня расположены концентрично с пружинами основного поршня.

Достоинством этой фрикционной муфты является наличие в ней средств, замедляющих темп ее включения и делающих последнее постепенным. Эти средства представляют собой сообщенную со сливом через дроссельное отверстие гидравлическую камеру,.расположенную со стороны дополнительного поршня, противоположной упомянутой выше полости с рабочей жидкостью.

Однако ввиду концентричного расположения пружин основного и дополнительного

616472

10 поршней объем указанной гидравлической камеры невелик, что не позволяет значительно снижать темп - включения фрикционной муфты. Кроме того, ввиду расположения дополнительного поршня в центральном отверстии основного поршня уменьшается площадь последнего, на которую действует рабочая жидкость. Это приводит к необходимости увеличения давления рабочей жидкости и, следовательно, затрат мошности. Помимо этого, муфту не удается разместить внутри коробок передач в паре с такой же фрикционной муфтой компактно, т.е. так, чтобы их осевые габариты были минимальными.

Целью изобретения является повышение плавности включения муфты и уменьшение затрачиваемой на него мощности.

Для этого двойная фрикционная муфта, каждая из частей которой содержит пакет фрикционных дисков, сжимаемых подпружиненным поршнем, образующим с корпусом полость для рабочей жидкости, сливаемой из этой полости через кран, согласно изобретению снабжена двумя дополнительными поршнями, каждый из которых смонтирован в одной из частей муфты и подпружинен относительно другого дополнительного поршня.

Такое выполнение фрикционной муфты позволяет увеличить площадь основного поршня и объем гидравлической камеры, образуемой в корпусе муфты дополнительными поршнями.

На фиг. 1 изображена предлагаемая фрикционная муфта, половина продольного ,разреза; на фиг. 2 дан поперечный разрез по А — Л на фиг. 1; на фиг. 3 показано расположение пружин, нагружающих дополнительные поршни муфты.

Корпус 1 фрикционной муфты закреплен па валу 2 коробки передач. В каждой половине корпуса 1 установлен пакет фрикционпых дисков 3, сжимаемых подпружиненным поршнем 4. Пружины 5 этого поршня упираются во фланец 6, закрепленный на ступице корпуса 1. Напротив пакета фрикцион ных дисков 3 установлен опорный диск 7, соединенный с корпусом 1. Фрикционные диски 3 имеют шлицевое соединение с их ступицей 8, соединенной с шестерней 9 коробки передач, установленной на подшипнике на валу 2.

Поршень 4 образует с корпусом 1 полость 10 для рабочей жидкости, сообщаемую с ее источником через канал 11, выполненный в валу 2. Для слива рабочей жидкости из этой полости при выключении муфты предусмотрен кран 12, расположенный на периферии корпуса 1. Этот кран имеет отверстия 13, сообщающие полость 10 со сливом через отверстие 14 в корпусе.

Кран 12 посредством реечной зубчатой передачи, состоящей из шестерни 15 и зубчатой рейки 16, связан с дополнительным подпружиненным поршнем 17, установленным в корпусе 1 напротив основного порш15

60 ня 4. Пружины 18 дополнительного поршня 17 расположены между ним и дополнительным поршнем 19 другой части фрикционной муфты в отверстиях 20, выполненных в стенке 21 корпуса l.

Дополнительные поршни 17 и 19 образуют в корпусе гидравлическую камеру 22, которая через дроссельное отверстие 23 сообщается с системой смазки фрикционных дисков, осушествляемой через каналы 24, выполненные в валу 2.

Правильность взаимного расположения шестерни 15 и зубчатой рейки 16 обеспечивается штифтами 25, закрепленными в дополнительных поршнях 17 и 19 и входящими в отверстия в стенке 21 корпуса 1. Полость 10 муфты в выключенном сос-. тоянии сообщена со сливом через открытые отверстия 13 в кране 12 и отверстие 14 в корпусе.

При включении фрикционной муфты рабочая жидкость от источника по каналу 11 подается в полость 10. Под действием давления рабочей жидкости сначала перемещается основной поршень 4, приближаясь к пакету фрикционных дисков 3 и прижимая их к опорному диску 7, в результате чего фрикционная муфта начинает передавать крутящий момент. После того как поршень 4 сожмет пакет фрикционных дисков, давление в полости 10 поднимается и начинает перемещаться в сторону крана дополнительный поршень 17, сжимая пружины 18. В это время часть рабочей жидкости, поступающей в полость 10, сливается наружу через по-прежнему открытые отверстия 13 в кране, благодаря чему в полости 10 устанавливается давление, меньшее номинального, способствуя плавному включению фрикционной муфты.

При движении дополнительного поршня 17 в сторону крана, жидкость из гидравлической камеры 22 вытесняется на слив через дроссельное отверстие 23, вследствие чего перемещение дополнительного поршня происходит постепенно, замедляя темп включения фрикционной муфты. В конце своего хода дополнительный поршень 17, поворачивая кран 12, запирает слив рабочей жидкости из полости 10 и давление в ней поднимается до номинальной величины.

При выключении фрикционной муфты ее полость 10 отключается от источника рабочей жидкости и сообщается со сливом через канал 11. Давление в полости падает и дополнительный поршень 17 под действием пружин 18 перемещается в сторону основного поршня 4, поворачивая кран 12 и открывая отверстия 13 и 14 в крапе и в корпусе, через которые происходит слив рабочей жидкости из полости 10 наружу.

Во время движения дополпитсльпогп поршня жидкость из системы смазки через отверстие 23 поступает в гидравлическую камеру 22, уравновешивая центробежное давление жидкости на дополнительный поршень.

После слива жидкости из полости 10 пор6164?2

Д

>г i> (A

A-Д (>г д

2) аа

47«г 7

5 — б псбарнуг>>о

7Д б /: 5

» фиг. 7

Фиг 2

Составитель А. Безуi .

Техред О. Луговая Корректор H. Яцемир<кая

Тираж 1198 Подписное

Редактор Г. Котельский

Заказ 4045/36

1111И«1ПИ Гос) л,tf>cr«cttного коми >с,;i (:<>«<, н, <).:«7« -;>о« по делам изобретений и» >:ид> ии

113035, Москв(>, )К-35, Р>>< ttt«t ftя ii«б., -,. ), 5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, !

IfIcHb 4 под дс Йстг)5!см г!ружин О во:)Бран!БСГся в исходное положение и муфта полностьк) выкл)очается.

Во время движения донолнителыюго поргцня обеспечивается задержка выклктчсния фрикционной муфты, что г)с)зволяст исключить разрыв потока Ivloflfности в коробке передач во время иереклк)чения сс ступеней.

Формула изобретения

Двойная фрикционная муфта, каждая из частей которой содержит опорный диск и

IIHfcT <1)рнкнионных дискОВ, сжих);)(мых ll(i;Iпружин(иным нор)инс f, Образ) юн,ит«к<>рпусом:f If 0. )Ость г!л5! pH()<)чси ж 7, ти, сливасмой через кран. От.)инаи)и<и,...: м

ITo с целью 110B) flffcf)II51 план)к)сти „t<. Очсн 5)я х)х фты lf х)си ни)ения за тра)ч ll В() (мОЙ на и СГО мои (нос! и, 01! Я снабжена дв, ч я,)Оиолнит(льными поршнями, каждый из которых смонтирован и одной из частей муфты и подпружинен от)юситсльно другого дополнитсльНОГО IIOPIII f15).

Двойная фрикционная муфта Двойная фрикционная муфта Двойная фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к устройствам для приведения в действие диафрагменного сцепления

Изобретение относится к области редукторостроения, а именно к системам включения фрикционных муфт зубчатого редуктора

Изобретение относится к управлению транспортными средствами. Устройство управления началом движения транспортного средства с механической трансмиссией содержит средство передачи информации для сообщения водителю о том, что педаль акселератора соответствует степени открытия акселератора, при которой педаль сцепления возвращается, когда степень открытия акселератора становится равной или превышающей предварительно определенное пороговое значение. Пороговое значение степени открытия акселератора корректируется в соответствии с сопротивлением движению в начале движения транспортного средства. Пороговое значение степени открытия акселератора при большом сопротивлении движению превышает пороговое значение степени открытия акселератора при небольшом сопротивлении движению. Повышается плавность начала движения транспортного средства. 5 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение предназначено для управления торможением накатом. Когда нет команды на выполнение ускорения или торможения автомобиля, и приводная мощность передается от двигателя (2) к ведущим колесам (4), решение о возможности выполнения движения накатом принимается на основе сравнения требуемого темпа торможения Dt, который рассматривается как темп торможения, который должен быть в дальнейшем достигнут автомобилем (1), с темпом торможения при движении накатом Dn, который рассматривается как темп торможения во время движения накатом. При возможном движении накатом отключают сцепление С1 трансмиссии (3), производят также отсечку подачи топлива в двигатель (2). Достигается предотвращение движения накатом в тех случаях, когда оно может стать источником беспокойства и дискомфорта для водителя. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к системе регулирования давления устройства регулирования крутящего момента. Система содержит электронное устройство управления ЭУУ (100), клапан (110) регулирования давления управления, маслопровод фиксированного давления, клапан (120) переключения давления и клапан (130) регулирования давления соединения. Когда давление управления ниже, чем установленное значение пружины клапана переключения давления, клапан переключения давления соединяет давление соединения с интерфейсом (135) обратной связи клапана (130) регулирования давления соединения, и клапан (130) регулирования давления соединения выдает давление соединения прямо пропорционально сигналу управления. Когда давление управления достигает установленного значения пружины клапана переключения давления, клапан (120) переключения давления соединяет фиксированное давление с интерфейсом (135) обратной связи клапана регулирования давления соединения. Клапан (130) регулирования давления соединения осуществляет связь интерфейса (131) основного давления с интерфейсом (136) давления соединения, чтобы увеличивать действующую площадь давления управления клапана (130) регулирования давления соединения путем переключения клапана (120) регулирования давления, или сокращать площадь обратной связи. Достигается точность регулирования давления. 7 н.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх