Предохранительная муфта

 

0 Il И C A Н M K ()647479

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Соввтскмх

Социалистических

Республик (бт) Дополни тельное к авт. свил-ву (22) Заявлено 01,06.76 (21) 236792 3/25-27 с присоединением заявки № (51) М. Кл

Р 16 D 9/06

Г 16 0 29/60 (23) Приоритет

Гаеудврстеенньй квинтет ссср не делам неебретекнй и откритнй

Опубликовано 1 5.02.79.Бюллетень 3А 6 . (53) уд 62 1 825 .5(098.8) дата опубликования описания18.02.79 (72) Авторы изобретения

H. И. Дементьев и В. A. Хабаров (71) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ М УФТА

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано в электротехнике, транспортном машиностроении и авиации, например для расцеплення вала электрической машины и приводного агрегата при аварийном расцеплении вала генератора и коробки приводов авиадвнгагеля.

Известна предохранительная муфта для расцепления вращающихся валов, содержащая ведущий и полый ведомый валы, концентрично расположенные и соединенные шлйцами, размещенные в корпусе: неподвижный диск, имеющий выступы на внутренней поверхности и радиальные отверстия, в ко-; торых находятся подпружиненные фиксаторы; катушку возбуждения, взаимодействую- щую с сердечником, подпружиненным относительно неподвижного диска и удерживающим направляющими от выпадания подпружиненные фиксаторы и втулку с выступами по наружному диаметру, навинченную на ведущий вал и связанную с торцом охватывающего ее ведомого полого вала предохранительными элементами, выполненными в виде установленных параллельно оси вращения срезных винтов. Число резьбовых отверстий под срезные винты больше числа винтов и выполнены они па торце ведомого вала со стороны втулки f!).

Такая муфта обеспечивает недорогие удобные условия для ремонта после срезания винтов в аварийной ситуации, однако, не исключает возможности поломки резьбового конца ведущего вала прн несимметричном заклинивании втулки, особенно одним фиксатором, и также не дает возможности для контроля работоспособности муфты.

Известна предохранительная муфта, применяемая для расцеплеиия вращающихся валов и содержащая размещенную в корпусе катушку возбуждения, взаимодействующую

g$ с подпружиненным сердечником относительно неподвижного диска с выступами на внутренней поверхности н радиальными отверстиями для подпружиненных фиксаторов, удерживаемых от выпадения направляющими сердечника.

В корпусе помещен также ведущий вал, установленный на шлицах внутри полого ведомого вала, сопряженного со ступицей смонтированной в нем втулки, имеющей на наружной поверхности выступы и соединенной

6 7479

ТОРЦОМ ВЕДОМОГО ВЯЛ 3 С1:ЕЗ« 1>1l»! Н «11!! Гя параллельными оси ярBIHB)1ия 33лов

Данная муфта является наиболее ().;(!»ким техническим решение.:.1 по тех«и:1 tc .ë!f сущности и достиГаемому э(р(()екту.

В указанной муфте, вследствlfe вь(полнения втулки, имеющей выступы на н-. p"J:K,io,i поверхности, со ступицей, coil ðÿæåííîé ( внутренней поверхност(по пОлОГО Ведо)!ОГО

Вяла, устранена Воз(,,cl>KНО(т) рядияль::(:ОГО смещения этой втулки )рн 01)с»я«и); В1;,!TO!

Относительно «Brio!IBII>K;-IOrо (>IcKB i» ооц.;еЙ

oc H B p B UI B H fl >l., я T 3 K>K P и в с до.(;-) р Я -» е H 1! 3 if t 6 резьбовой чясти ВедущеГО Вяля.

Недостатком известной муфты:-являетc .1

Отсутствие контроля ее ряботоспООО »ности.

С целью устранения указанного педосfBTка в корпусе предлагаемой муфты выполнено ()езьбовое отверстие, а она снабжена контрольной пробкой, смонтированной в резьбовом Отверстии корпуса и О Граничив Я ю1цей ,ход сердечника.

На фиг. 1 изображе«продольный разрез муфгы; «3 (l)ii! 2 — — p3»pc» !»,— -A c)HI- l.

Муфта cof(pp>K!Iò ко(. Ггус 1 не!!Одв! H(HÎ прикрепленного к стятору " генератора. кятУщкУ ВозбУжденил 3, РЯB;riåII!c«HÓ!0 в магиитопроводе 4, прикреl-ленном K Kopffvcv сердечник 5, прижатый пру>к1:нами 6 к нспэдвижному диску 7; ведущий вяля 8 с наВинченной на него втулкой 9::: полый ведомый вал 10.

Ведомый! полый вал 10 шлицами 1 l сосдййеи с Ведущим валом 8. Втулка 9 установлена в полом ведомом валу 10 своей ступицей 12 по ходовому сопря>кению, Сердечник

5 Имеет ДВе няпраВллющ1се 13 с рядиалы!Ыми

Отверстиями 14. В отверстиях !5 непа„(1 .!!>((ного диска 7 под давлением пружин 16 находятся фиксаторы 17. В отверстиях 18 втулки 9 находятся винты 19, ввинченные с торца 20 полого Ведомого вала 10, п )икре«ленного к ротору 21 генератора.

На торце 20 ведомого вал" 10 имеется несколько пар резьбовь!х отверстий 22. Кроме того, в «орпусс 1 выполнено резьбовое отверстие 23 под к()нтрольну!О пробку 24 для контроля работоспособности муфты.

Работа муфты осуществляется следующим образом.

При ноомальной работе генератора напряжение питания на катушке возбуждения

3 отсутствует. Ведущий вал 8 передает вращение полому ведомому валу 10, ротору генерагора 21 посредством шлицев 11. Вместе с ведущим валом 8 вращается и втулка 9, навинченная на него и прикрепленная винтаt ми 19 к торцу 20 полого ведомого вала 10.

Наличие ходового сопряжения по ступице 12 дает возможность точнее сцентрировять резьбу ведущего вала 8 относительно ре» ь бы втул к и 9.

Отсоединение генератора от 11ривода происходит путем вывода гибкого вед» цего вяля 1 f неРЯ iOPB (» из н л tii(.ВОЙ BTvJII(н !iPIIB()(3 1«r) 1ЕРТЕЖЕ НЕ H()!(3! Зя «О) .. ТО f1 ()t)!f< »О дкт вследствие рязрушеl=.:Ii« хотя t)L! (:д«ог() из подшипников генератора. Прн такой аварийнОН ситуЯции срЯбатывяст устроиство, ПОда!Ощее напряжение ня катушку Возбу>кдс«ия,. (.ердеч пик 5, п1>содолеВЯл v(Iiлие пр»>вин 6, притягнваетсл и мягнитопроводу 4.

Отверстия 14 сердечн:KB 5 совмещаются с отверстиями 15 неподви>кitor0 диска 7. При этом (()1»ксяторы 17 го(()яг;"ние" ",-у>к(»:..

16 выталкиваются в зазор ме>кду ВН» òðåíНЕ!! ПОВЕРХНОСТЬ!О С ВЫСТУ!13»МИ !!ЕПО IBH>!(ного диска 7 и наружной поверхностью с выст пями Втулки 9, И при дальнейLI(-:,! Вря -5 щении, в моме«т cOBf.c(ценил выступов, стопорят втулку 9. Ведущий -BJB 8 и ведомый

B3ë 10 IlpÎäoë>KаloT Вращаться, сосдиненнь.е шлицевым соединением 11.

Но так как втулка 9 остановлена из-за зяклинивяниrT ее ф!)ксяторами 17, т0 полый ведомый вял 10,. вследствие инерции ротора

2l и крутящего момента от ведущего вала 8, срезает вийты 19 по торцу 20. И одновременно ведущий BBJ) 8 нячи t3cr перемещаться по резьбе Втулки 9 Вдоль оси и Выходит

25 из зацепления со шлнцевой втулкой приводя, т.е. откл)очаетсл от коробки привода авиадвигателя. Генератор останавливается.

Однако вследств)!(. среза«ил винтов 19 появляется Bo»f!0ж«ость радиального смеЩ щсния BTl!Лки 9 ОТНОС!fTCJIB!lо IIB(IOQBH)KHOI диска. 7 и общей оси вращения валов. И при выталкивании фиксаторов 17, под дей(ст(вием пружин 16, в зазор между внутренней поверхностью с Выступами неподвижного фланца 7 и наружной поверхностью с выс,»,» т пами гту»лKH 9, npo.-.fcõOäHT удар и изГиб резьбовой части ведущего BBJ!3 8. Это приводит к поломке шейки Вяла или заклиниван(!ю шлицевого соединения при свинчивании со втулки 9, что особенно опасно при выталкивании Одного из фиксаторов. Выталки40

B3HHP ЖЕ ОДНОГО ИЗ ) rf KC3TOPOB ЛВЛЯСТСЛ следствием перекоса сердечника 5 при срабатывании муфты или различил в усилиях пружин 16. Наличие же ходового сопряжения ступиHbl втулки 9 в ведомом валу 10 исключает ее радиаль«ое смещение при срезании винтов 19 и предотвращает изгиб резьбовой части ведущего вала 8.

При ремонт«ых работах после срабатывания описываемой муфты втулку 9 разворачивают относительно торца 20 до coB!»feщения отверстий 18 с заранее изготовленными резервными резьбовыми отверстиями

HB торце 20. В эти Отверстия Бвинчивя!Отсй новые винты, муфту собирают, и генератор снова пригоден к дальнейшей работе.

1(онтроль правильности монтажа муфты и ограничение рабочег0 хода сердечника осушествляется следую(цим образом.

При сборке муфты, а также при регламент«»(х работах для Обеспечения надежно647479

Формула изобретения щ ЖУЮ

А ФЬа t

llHHHi lH Заказ 278/30 Тираж l f38 Поаписное

Филиал ППП «Патент», г. Умторол, ул. Проектная, 4

5 го срабатывания муфты, в случае выхода из строя ц1арикоподшицников, необходимо убедиться в функционировании всех электромеханических элементов муфты, приводягцих к заклиниванию втулки 9, те. произвести 5 проверку целостности проводов, питающих катушку возбуждения муфты, отсутствие обрывов в самой катушке возбуждения, проверку магнитной цепи муфты, обеспечивающей притяжение сердечника 5 и перемещение самого сердечника 5.

С этой целью в отверстие 23 корпуса 1 устанавливается и закрепляется контрольная пробка 24, которая не доходит до торца 25 сердечника 5 на 0,3 — 0,5 мм.

При подаче напряжения на катуйку воз- 15 буждения (имитация выхода из строя шарикоподшипников) сердечник 5, преодолевая усилие пружин 6, перемещается не на весь зазор между магнитопроводом 4 и торцом 25 сердечика 5, а всего лишь на величину установленного зазора 0,3 — 0,5мм до упора в контрольную пробку 24, что недостаточно для выхода фиксаторов 17 под давлением пружин !6 нз своего гнезда, так как- отверстия 14 сердечника 5 не совместятся с отверстиями 15 неподвижного фланца ?. 25

При упоре сердечника 5 в контрольную пробку будет слышен щелчок, свидетельствующий 0 исправности электромеханнческих

{)

Зле ментов муфты, таки образом, проверяется работоспособность муфты без выпадения фиксаторов 17.

Предохранительная муфта, содержащая размещенные в корпусе катушку возбуждения, взаимодействующую с подпружиненным сердечником и ведущий вал, установленный на шлицах внутри полого ведомого вала, сопряженного со ступицей, смонтированной в нем втулки, соединенной срезными элементами с торцом ведомого вала; отличаюи аяся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации путем обеспечения контроля работоспособности, в корпусе выполкено резьбовое отверстие, а муфта снабжена контрольной пробкой, смонтированной в резьбовом отверстии корпуса и ограничивающей ход сердечника.

Источники информации, принятые во вним а ни е п ри экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР № 468359, кл. F 16 0 9/00, F 16 О 29/00, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР

Ж 524024, кл. F 16 0 9/ОО, Г 16 0 29/00, 1974.

Предохранительная муфта Предохранительная муфта Предохранительная муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 494546
Наверх