Муфта сцепления

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (ii 727896 1

Ф

1 (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 31,07.78 (2l ) 2651631/25-27 с присоединением заявки,% (23) Приоритет

Опубликовано 15.04.80. Бюллетень,% 14

Дата опубликовании описания 18.04.80 (51)М. Кл .

Р 16 9 11/04

Гееударотвенный комитет

СССР (53) УД К621.825. до делан изобретений н открытей

1.7 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. М, Синявский, В. М. Мурашев и А. И. Пустовалов (71) Заявитель (54) МУФТА QU EIM EHHH

Изобретение относится к машиностроению.

Известны кулачковые муфты сцепления, содержащие две полумуфты с торцовыми кулачками, одна из которых подвижна в осевом направлении (11 .

Недостатки этих муфт — большой иэнос кулачков и невозможность включения на ходу при большой разности скорос тей ведущего и ведомого валов.

Известна также муфта сцепления, со держащая ведущую и подвижную в осевом направлении ведомую полумуфты с торцовыми кулачками, а также .упругий элемент (2)

Недостатком этой муфты является то, что ведомая полумуфта не успевает раэгоняться до угловой скорости ведущей полумуфты, иэ-за чего изнашиваются кулачки. Кроме того, во включенной муфте имеют место большие нагрузки на валы и опоры, что ограничивает срок ее службы.

С целью повышения срока службы предлагаемая муфта снабжена подвижным в осевом направлении штоком с ра-, диальными направляющими, двуплечими рычагами и инерционными массами, при этом ведомая полумуфта размещена в штоке .;и соединена шарнирно с одним плечом рычагов, инерционные массы установлены в радиальных направляющих и соединены шарнирно с другим плечом рычагов, а упругий элемент выполнен в виде установленного на ведущей цолумуфте и подпружиненного относитель но нее стакана, торец которого контактирует с инерционными массами.

На фиг. 1 представлена предлагаемая муфта в момент включения; на фиг. 2то же после включения..

Муфта состоит иэ неподвижной ведущей полумуфты 1 с кулачками а, жестко соедийенной с валом 2, и подвижной ведомой полумуфты" 3 с кулачками б. Шток 4 размещен с возможностью осевого перемещения в отверстии вала 5. Шток 4

Муфта сцепления, содержащая ведушую и подвижную в осевом направлении ведо- . мую полумуфты с торцовыми кулачками, а также упругий элемент, о т л и ч аю ш и и с я тем, что, с целью повышения срок. г службы, она снабжена подвижным в осевом направлении штоком с радиальнйми направляюшими, двуплечими рычагами и инерционными массами, при этом ведомая полумуфта размещена в штоке и соединена шарнирно с одним плечом рычагов, йнерционные массы установлены в радиальных направляюших и соединены шарнирно с другим плечом рычагов, а упругий элемент выполнен в виде установленного на ведущей полумуфте и подпружиненного относительно нее стакана, торец которого контактирует

"с инерционными массами. - Источники информации, принятйе во "вйймание при экспертизе

1. Поляков В. С., Барбаш И. Д.

Муфты. П, Машиностроение", 197 3, с. 139, рис. 104а.

2. Авторс кое свидетельство СССР ¹ 533770, кл. F 16 D 11/04, 1976,.

3 72789 имеет два фиксированных положения, соответствующих выключенному состоя-, нию муфты (крайнее правое положение)

H состоянию Во время и после включения муфты (крайнее левое положение) Под вижная полумуфта 3 подпружинена в осе вом направлении в сторону от неподвижной полумуфты 1 пружиной 6. Полумуфта 3 размещена с возможностью осевого перемешения в отверстии 7 штока 4. 10

На штоке 4 расположен жестко свя занный с ним кронштейн 8 с радиальны» ми направляюшими пазами 9. В пазах

9 установлены инерционные массы в виде пол зунов 1 О. Пол зуны выполнены, со i5 скосами 11 и параллельными оси муфты участками 12. Шток 4 также снабжен двуплечими рычагами 13, закрепленными на нем осями 14. На плечах рычагов

13 выполнены продольные пазы 15 и

16,. в которых размешены оси 17 и 18, связываюшие рычаги с ползунами 10 и подвижной нолумуфтой 3 соответственно.

На наружной поверхности полумуфты

1 с возможностью осевого перемешения расположен упругий элемент в виде стакана 19 конической формы. Стакан 19 подпружинен к.буртику 20 пружиной 21, поджймаемой регулировочной гайкой 22.

На стакане 19 выполнен борт 23. ЗО

Работает устройство следующим об1 разом, В выключенном состоянии шток 4 находится в крайнем правом положении (на фигурах не показано}. При этом 35 стакан 19 упирается в буртик 20 полумуфты 1, торец полумуфты 3 в торец отверстия 7, а между скосами 11 ползунов и бортом. е3 стакана 19 имеет место гарантированный зазор.

При включении муфты шток 4 переводится в крайнее левое положение. При этом борт 23 стакана 19 упирается в скосы 11 ползунов. ОдноврМмейно"с этим

45 происходит сжатие пружины 21.

За счет сил трения, возникаюших в месте контакта стакана 19 и ползунов

10, начинается раскручивание полумуфты

3. За счет центробежных сил инерционные массы (ползуны 10) будут стремиться разойтись от центра вращения.

При достижении ведомой полумуфтой скорости вращения ведушей полумуфты (от носительные скорости равны нулю) инерционные масси выходят за пределы стакана 19, При этом посредством рычагов

4

13 полумуфта 3 перемешается в сторону полумуфты 1 и происходит сцепление кулачков а с кулачками б. Борт 23 ста,кана 19, упираясь в участки 12 ползунов, фиксирует муфту во включенном состоянии.

Величина выступания ползунов, 10 за торец кронштейна 8 выбирается такой, чтобы после сцепления между стаканом 19 и торцом кронштейна 8 был зазор (для исключения осевых нагрузок на опоры вала) .

Выключение муфты осушествляется переводом штока 4 в крайнее правое положение.

Настройку муфты на включение при заданном .числе оборотов ведомой полумуфты осушествляют врашением регулировочной гайки 22, при этом стакан 19 воздействует на ползуны 10 с различными усилиями.

Изобретение позволяет производить безударное включение муфты, иэ-за чего уменьшается износ кулачков и повышается срок ее службы. Исключается также осевая нагрузка на опоры валов..

Формула изобретения

Муфта сцепления Муфта сцепления Муфта сцепления 

 

Наверх