Узел трения

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДВТЕЛЬСТВУ

««651178 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.03.78 (21) 2590643/25-08 с присоединением заявки №(23) ПриоритетОпубликовано 05 03 79бюллетень №

Дата опубликования описания 09. 03.79 (51) М. Кл. е 16 N 15/00

Гооударстеенный кокетет

СССР оо делам нэооретеннй н откритнй (53) УДК 621.89 (088. 8) Q. В. Орлов, В. В. Подгорков, А. Б. Потапов и В. В. Гогосов (72) Авторы изобретения

Ивановский энергетический институт имени В. И. Ленина (71) Заявитель (54) УЗЕЛ ТРЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к узлам трения с подшипниками скольжения устройства и механизмов вакуумной, электровакуумной, металлургической промышленности и т. п.

Для обеспечения надежной работы узлов трения с подшипниками скольжения последние нуждаются в непрерывном подводе к ним смазки под давлением, так как наиболее частой причиной выхода подшипников из строя является недостаточная подача смазки. >0

Чаще всего смазку вводят в подшипники через сверления или кольцевые канавки в корпусе или вале (1). Однако следует иметь в виду, что кольцевые канавки резко снижают несущую способность подшипника.

Ввод же смазки с торца не снижает несущей способности подшипника, но при этом прокачка смазки примерно в 2 раза меньше, чем в первом случае.

К недостаткам таких систем смазки относится также наличие специальных насосных установок и дросселирующих устройств, обеспечивающих подачу масла в зону трения и устройств для сепарации и фильтрации масла.

Известен узел трения, в котором подача твердой магнитной смазки в зону трущихся деталей осуществляется с помощью магнитного контура (2).

Недостатком такого узла трения является невозможность обеспечения смазки в рабочем зазоре подшипника скольжения. Твердая смазка не проникает в рабочий зазор узла, а скапливается в местах повышенной напряженности магнитного поля.

Целью изобретения является повышение надежности и срока службы подшипника скольжения за счет обеспечения надежной смазки последнего.

Это достигается тем, что с обеих сторон подшипника устанавливаются электромагниты с кольцевыми обмотками, включаемые попеременно, а в качестве смазывающего средства применяется управляемая магнитная смазка.

Сердечники с электромагнитами установлены с обеих сторон пары трения и снабжены средством для попеременного включения электромагнитов.

В сердечниках образованы полости с конусными отверстиями, сообщающими указанные полости с зазором пары трения.

651178

Формула изобретения з

Составитель В. Аношко

Редактор И. Гохфельд Техред О. Луговая Корректор А. Кравченко

Заказ 784/37 Тираж 1138 Подписное

Б,НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

В качестве средства для попеременного включения электромагнитов применен мультивибратор.

Изобретение поясняется чертежом.

Узел трения имеет подшипник скольжения 1, который воспринимает радиальную нагрузку от установленного в нем вращающегося вала 2. С торцовых сторон подшипника установлены электромагниты с магнитопроводами 3, 4 и катушками 5, 6. Сердечники магнитопровода имеют полости 7, 8 10 для размещения управляемой магнитной смазки 9. Для создания неоднородного магнитного поля в зоне трения на торцовых поверхностях магнитопроводов, обращенных к подшипнику, выполнены конусные расточки. Катушки электромагнитов подключены к переключающему устройству 10, например мультивибратору,. и работают попеременно.

Управляемая магнитная смазка удерживается в зоне трения магнитными силами, создаваемыми электромагнитами. 20

При вращении вала подача смазки на всю длину рабочего зазора обеспечивается попеременным включением катушек электромагнитов. При включении одной из катушек, например 6, управляемая смазка будет стягиваться магнитными силами к сердечнику 4 и собираться в полости 8. После этого катушка 6 отключается, а включается катушка 5 и смазка стягивается к полости 7.

Попеременное включение. электромагнитов обеспечивает постоянную циркуляцию смазки в рабочем зазоре подшипника скольжения и надежную смазку его поверхностей трения. Постоянная циркуляция способствует лучшему охлаждению поверхностей трения, удалению продуктов износа из зоны трения, что значительно увеличивает срок службы подшипников скольжения. Кроме того, отпадает необходимость картера для размещения смазки и специальной аппаратуры, обеспечиваюшей подачу смазки в зону трения.

1. Узел трения, в котором магнитная смазка подается в пару трения магнитной системой, включающий сердечники с электромагнитами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности смазки пары трения, сердечники с электромагнитами установлены с обеих сторон пары трения и снабжены средством для попеременного включения электромагнитов.

2. Узел по и. 1, отличающийся тем, что в сердечниках образованы полости с конусными отверстиями, сообщающими указанные полости с зазором пары трения.

3. Узел по п. 1, отличающийся тем, что в качестве средства для попеременного включения электромагнитов применен мультивибратор.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Орлов П. И. Основы конструирования.

М., «Машиностроение», 1977, т. 2, кл. 9.

2. Авторское свидетельство СССР № 523240, кл. F 16 N 15/00, 1975.

Узел трения Узел трения 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области машиностроения, к смазочным материалам, и может быть использовано при эксплуатации машин и механизмов
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам восстановления изношенных металлических поверхностей в парах трения, и обеспечивает решение проблемы сохранения на должном уровне эксплуатационных характеристик машин и механизмов, побывавших в использовании, в частности позволяет повысить надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания, а именно их цилиндропоршневой группы
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам повышения долговечности трущихся элементов машин и механизмов
Изобретение относится к области триботехнического материаловедения и смазке твердых тел, в частности к узлам, деталям машин и механизмов, работающих в условиях сухого, граничного и жидкостного трения, предназначенных для торцевых уплотнительных колец, подшипников скольжения и порошковых втулок тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн подвижного состава железных дорог и метрополитена
Наверх