Вентильный электропривод постоянного тока

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВКДВТВЛЬСТВУ

Союэ Советскик

Социалмстмчесиик

Респубпни г1И7Ы11 (61) дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлеио19.07.76 (21) 2388165/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет—

Опубликовано 15.04.79,Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 18 04 79 (51) М. Кл

Н 02 P 5/36

Государственной квинтет

СССР но делам нэобретеннй н открытнй (53) УДК 621.313. .2(088.8) А. М. Дубников (72) Автор изобретения

Особое конструкторское бюро станкостроения (71) Заявитель (54) ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА т5

Изобретение относится к устройствам управления электродвигателями постоянного тока и может быть использовано в реверсивных электроприводах с раздельным управлениел группами вентилей, имеющих зону прерывистых токов якоря двигателя, а также в нереверсивных электроприводах с одной группой вентилей и в реверсивных электроприводах с совместным управлением группами вентилей и нелинейным согласованием при наличии зоны прерывистого тока. При этом техническое решение может быть использовано в однозонных и двухзонных электроприводах, как имеющих датчик обратной связи по скорости, так и работающил в разомкнутой по скорости системе.

Известны вентильные электроприводы постоянного тока, в которых с целью улучшения характеристик электропривода в режиме прерывистого тока вентильного преобразователя введен блок компенсации нелинейности.

Первое из известных устройств содержит замкнутую систему регулирования частоты вращения исполнительного двигателя постоянного тока, включаюшую в себя управляющий элемент, состоящий из источника задающего напряжения, тахоге нератора и регулятора частоты вращения, звено импульсно-фазового управления, вентильный преобразователь, датчик тока, блок компенсации нелинейности режима прерывистого тока. Вход блока компенсации подключен к датчику тока, установленному в цепи якоря двигателя. Выход блока компенсации через широтноимпульсный переключатель подключен к регулятору частоты вращения.

Компенсация нелинейности характеристик электропривода в режиме прерывистого тока вентильного преобразователя осуществляется путем изменения коэффициента передачи ПИ-регулятора частоты вращения в функций длительности импульса тока в якоре двигателя.

657561

&горой из известных вентильных электроприводов постоянного тока выполнен по схеме с подчиненным регулированием тока 11. B этом электроприводе замкнутая система регулирования частоты вращения содержит регулятор частоты вращения и регулятор тока, состоящий из пропорционально-дифференциального и интегрального регуляторов, и блок компенсации нелинейности режима прерывистого тока, подключенный входом к датчику тока, а выходом к регулятору тока.

Компенсация нелинейности режима прерывистого тока в электроприводе достигается за счет широтно-импульсного переключения структуры и параметров регулятора тока.

Недостаток рассмотренных устройств заключается в том, что для фиксации протекания тока через вентили необходимо использовать датчик тока с высокой степенью чувствительности. Это снижает помехозащищенность системы управления и, следовательно, эксплуатационную на. дежность электропривода.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является вентильный электропривод постоянного тока (2, содержащий блок управления, реверсивный вентильный преобразователь, исполнительный двигатель постоянного тока и блок компенсации нелинейности режима прерывистого тока, подключенный к суммирующему элементу на входе звена импульсно-фазового управления. Компенсация нелинейности режима прерывистого тока реализована путем введения на вход вентильного преобразования сигнала, функционально зависящего от разности между напряжением на входе звена импульсно-фазового управления вентиль» ным преобразователем и напряжением, пропорциональным ЭДС двигателя.

11елью изобретения является повышение надежности и стабильности характеристик электропривода с блоком компенсации нелинейности режима прерывистого тока.

Поставленная цель достигается за счет того, что блок компенсации содержит IIQ» следовательно соединенные звено фиксации начала бестоковой паузы, состоящее из трансформатора, резистора, конденсатора и выпрямителя, пороговый элемент с двумя входами, звено временной развертки напряжения и нелинейный элемент, причем первичная обмотка трансформатора звена фиксации начала бестоковой паузы через резистор и конденсатор этого звена подключена к якорю двигателя, второй вход порогового элемента через дифференцируюшую цепочку подключен к второму выходу звена импульсно-фазового управления, а начало и конец вторичной обмотки трансформатора подключены к выпрямителю и, через ключи, к общей точке схемы управления.

На фиг. 1 приведена функциональная схема предлагаемого электропривода; на фиг. 2 — кривые токов 3 и напряжений на входе звена импульсйо- фазового управления, поясняющие принцип линеаризации характеристик электропривоца; на фиг. 3 — кривые тока 3> и напряжения U на якоре двигателя в режиме

Я прерывистого тока; на фиг. 4 — кривые напряжений на выходе звеньев блока компенсации в предлагаемом электроприводе.

Электропривод состоит из блока управления 1, вентильного преобразователя 2, двигателя постоянного тока 3, блока 4 компенсации нелинейности характеристик электропривода в режиме прерывистого тока.

Блок управления 1 содержит управляющий элемент 5, выход которого подключен к реверсору 6 и логической схеме 7.

Вход логической схемы 7 подключен к датчику тока 8, а один из выходов — к реверсору 6. Выход реверсора 6 подсоединен к одному из входов суммирующего элемента 9, а выход суммирующего эле35 мента 9 подключен к входу звена импульсно-фазового управления 10. Выход звена 10 через переключатель 11, к которому подсоединен также второй выход логической схемы 7, подключен к управ40 ляющим переходам вентилей преобразователя 2.

Блок 4 компенсации нелинейности режима прерывистого тока содержит трансформатор 12, первичная обмотка которого

45 через резистор 13 и конденсатор 14 подключена к якорю двигателя 3. Вторичная обмотка трансформатора 12 через выпрямитель 15 подсоединена к одному из входов порогового элемента 16. Вто50 рой вход порогового элемента 16 через дифференцирующее звено 17 подсоединен ко второму выходу звена импульсно-фазового управления 10 блока управления

1. Выход порогового элемента 16 подключен к входу звена временной развертки напряжения 18, выход которого через нелинейный элемент 19 подсоединен к входу суммирующего элемента 9 блока

») 65) 75С) 1

25 также положительна. уп(>I>J>olr»я .l.. Концы пто >»иной обмотки трансформ)>тора 12 через к:почи 20, 21 подключены также к общей точке схемы.

Входные цепи управления ключей 20, 21 подсоед»нешя к выходу логической схемы 5

7 блока управления 1.

Злектропривод работает следующим образом.

Управляющее напряжен»> от звена 5 через реверсор 6 подается на вход суммирующего элемента 9. Выходное напряжение суммирующего элемента 9 поступает на вход звена импульсно-фазового управления 10. Импульсы îr звена 10 через переключатель 1 1 нодак)тся на управляющие переходы тиристоров одной из групп реверсивного преобразователя 2, питающего якорную цепь двигателя постоянного тока 3.

Выходное напряжение управляющего элемента 5 поступает так)ке на вход логической схемы 7, на второй вход которой подается напряжение от датчика тока 8, При этом знак напряжения на выходе датчика тока 8 не зависит от направления тока в якоре двигателя 3.

В зависимости от состояния логической схемы 7 осуществляется переключение элементов в звене 6 таким образом, что знак напряжения на выходе звена 6

30 меняется только во время переключения групп вентилей в реверсивном преобразователе 2. Переключение групп в вентильном преобразователе 2 происходит в за35 висилюсти от знака напряжения на выходе управляющего элемента 5 и состояния вентилей отключаемой группы. Ilp» изменении знака выходного напряжения управляющего элемента 5 меняется знак нап40 ряжения на выходе звена 6 и на входе звена импульсно-фазового управления 1 О.

Вследствие изменения знака входного напряжения звена 10 угол открытия вентилей преобразователя 2 становится близ ким к максимальному, и ток в работающей группе вентилей прекращается. При этом изменяется состояние логической схемы 7, которая управляет переключателем 1 1, распределяющим импульсы управления от звена импульсно-фазового управления 10 по группам вентилей преобразователя 2, Выходные цепи звена

10 отключаются от управляющих переходов обесточенной группы вентилей и подключаются к управляющим переходам встулающей в работу группы. Одновременно происходит изменение полярное ги напряжения на выходе звена 6, и после переключення групп вентилей преобразователя 2

:шдк напряжения на выходе реверсора 6 не за>зисит от знака напряжения на выходе управляющего элемента 5 и направления тока в якоре двигателя 3. Напряжение О якоря двигателя 3 подается па вход блока компенсации 4.

Принцип компенсации нелинейности характеристик в предлагаемом электроприводе заключается в том, что на вход звена импульсно- (>азо>зого управления подается напряжение нелинейной отрицательной обратной связи по величине бестоковой паузы в сиЛовой части вентильного преобразователя, Введение сигнала отрицательной обратной связи по величине бестоковой паузы эквивалентно введению сигнала положительной обратной связи по длительности импульса тока, что следует из соотношения д= f.., (1) г де B длительность бестоковой паузы, в рад;

Л. — длительность импульса тока, в рад»

m — число фаз вентильного преобразователяя.

Приближенная величина приращения напряжения Z U на входе звена импульсно-фазового управления, необходимого для компенсации нелинейности характеристик вентильного электропривода в режиме прерывистого тока якоря двигателя, определяется из соотношения

".= »(">- -(— } —,), < > где k — коэффициент пропорциональности, имеющий размерность в рад;

С вЂ” коэффициент, зависящий от параметров электропривода и числа фаз вентильного преобразователя.

Это соотношение на основании выражения (1) можно записать в виде ((т т} (т» } с} >)о» 8 где

О) Заметим, что в реальных эпектроприводах С 3> И «0, k«O и f(В) при О } —

2>>

657561

Таким образом, компенсация нелинейности характеристик может быть осуществлена путем введения в суммирующий элемент на входе звена импульсно-фазового управления постоянного напряжения

U и напряжения нелинейной обратной о отрицательной связи по 8 . При этом для токов прерывистого режима, близких к гранично-непрерывному, эта зависимость практически линейна (при малых

6 ), нелинейность же в наибольшей степени сказывается при малых токах в якоре двигателя.

И предлагаемом электроприводе закон изменения напряжения U на выходе бло35 ка компенсации 4 определяется соотношеи ием

u„=k,(i)+ <(4),: где (Д вЂ” круговая частота питающей сети — текущее время.

При отсутствии тока 3> в якоре двигателя 3 амплитуда напряжения Q имеет

h максимальное значение, равное л „ 1 т (т ). (5)

8 2@

Так как в этом случае u= —, а И должно быть равно нулю, то на основании

36 выражения (3) на вход суммирующего элемента 9 должно быть подано напряжение смещения U компенсирующее и гий,х

В реальном электроприводе напряжение

3$

Ц на вход суммирующего элемента 9 не подается, а компенсация ц

h max осуществляется в звене импульсно-фазового управления 1 О.

Мгновенное значение напряжения Ц

А ц на выходе блока компенсации 4 в момент появления очередного импульса управления вентильным преобразователем 2, т. е. в конце паузы тока 3, определяется . из выражения (4) иодстановкойоА =Р

Напряжением поступает на вход суммиЛ0 рующего элемента 9. При этом на входе звена импульснофазового управления 10 56 имеет место суммарчое напряжение у, определяемое зависимостью

U =u +V -М b f(6), (7) у у о

На фиг. 2 приведена диаграмма напряжений 3 и О, на входе звена 1 О ири

% у1 двух значениях Д и 3> гока якоря

Д1 здвигателя 3 для йаиряже1ия Ц па выходе уиравчяющего элемента 5. При этом 3Р 5 3

Р р

)Ь фиг. -" нанесено линейное опорное на!1рях<ение ЦОп в звене импульснофч зового управления 10. Напряжения Уу и Ч„на фиг. 2 для упрощения графйчесу2 ких построений условно показаны линейными. Как видно из фиг. 2, начало развертки напряжения U> по окончании импуль2. са тока 3 отстает от начала развертки напряженйя ио окончании импульса тока

3, Зто приводит к уменьшению угла открытия вентилей преобразователя 2 на величинудб . и к увеличению напряжения на якоре двигателя 3.

Таким образом,на вход звена импульсно- фазового управления 1О вводится сигнал компенсации нелинейности характе ристик электропривода в области прерывистого тока.

Входная цепь блока компенсации 4 состоит из последовательно соединенных первичной обмотки трансформатора 12, резистора 13 и конденсатора 14-. При этом постоянная составляющая напряжения

Ц на первичную обмотку трансформатора 12 не поступает, и напряжение первичной обмотки трансформатора 12 соответствует напряжению пульсаций на якоре двигателя 3. Эти пульсации напряжения определяются синусоидальной формой напряжения сети, пигающего вентильный преобразователь 2, и током якоря двигателя 3. Кривые тока якоря двигателя, напряжения на якоре двигателями и,напряжения 15 на вторичной обмотке трансформатора 12 в области прерывистого тока якоря двигателя, приведены на фиг. За,б, в, На фиг. 3 б показан также уровень

ЭДС двигателя Е„, фаза напряжения Ц„ определяется работающей группой вентилей преобразователя 2, r. е. направлением тока 3) в чкоре двигателя 3 и не меняется при работе этой группы как в выпрямительном, так и в инверторном режимах, Прц работе группы в инверторном режиме меняется лишь знак напряжения на конденсаторе 14. При изменении направления тока в якоре двигателя 3, т. е. при переключении групп вентилей преобразователя 2, фаза напряжения БТ о меняется на 18О .

Параметры резистора 13 и конденсатора 14 выбираются таким образом, что обеспечивается практически скачкообраз« ное изменение полярности напряжения UT в момент окончания импульса тока

B якоре двигателя 3. На фиг. 4 приведена кривая напряжения при работе одной из групп вен Г ил ы!о! о преоб )я ювате)! я 2

Будем с %ите1ть, !то IIpH работе одной из групп вентилеи l1peoGpe OOI! IreëI! 2 !напряжение Ur, показанное на фиг. 4, выделяется на начале (на фиг. 1 обозначено ro÷êîé) вторичной обмотки трансформатора 12. При этом открыт ключ 20, ключ 21 заперт, и на вход порогового элемента 16 поступает отрицательное напряжение 1Х„(фиг. 4) с длительностью а, соответствующее отрицательному

И напряжению пульсации U», т. е. спадающему участку тока 3,. Положительное

И напряжение пульсаци!! U через выпряТ митель тока не проходит., так как вторичная обмотка трансформатора 12 через диод выпрямителя 15 шунтируется открытым ключом 20, При работе другой груп20 пы вентилей преобразователя 2 фаза иапо ряжения меняется на 180 С, в этом случае открыт ключ 21, ключ 20 заперт.

При этом на вход порогового элемента

16 поступает отрицательное напряжение

U (фиг. 4), соответствующее положительному напряжению пульсации U», т. е. также спадающему участку тока

3p . Отрицательное напряжение пуль- Зр сации l3T через выпрямитель не проходит, так как вторичная обмотка трансформатора 12 через диод выпрямителя 15 шунтируется открытым ключом 21. Ключи 20 и 21 управляются логической схе- 3% мой 7 блока управленич 1.

Таким образом, на вход порогового элемента 16 подается напряжение 1Х полярность которого не зависит от фазы напряжения U, т. е. направления тока 40 в якоре двигателя 3, а окончание импульса напряжения на входе порогового элемента 16 определяется моментом окончания импульса тока 3

На второй вход порогового элемента

16 через дифференцируюшее звено 17 подается импульс от звена импульснофазового управления 10. В результате выходное напряжение !-! (фиг. 4) порогового элемента 1 6 состоит. их двух импульсов: узкого импульса, соответствующего началу формирования сигнала управления в звене 1 О, и импульса, определяемого напряжением Х, Выходное напряжение 0„порогового элемента l 6 поступает на вход звена временной развертки напряжения 18. Звено временной развертки напряжения 18

10 может быть выло)!не!!о, например, в вид авена с линейно изменяющимся выходным напряжением Бр (фиг, 4) . Напряжение

U становится равным нулю при подаче импульса or звена 16. При отсутствии тока в якоре двигателя 3 иапряжениеЦ и на вход порогового элемента 16 не поступает, и на выходе звена временной развертки 18 имеет место напряжение пилообразной формы с постояйной амплиту дой, Ilp» наличии тока 3> за интервал qIIcкретности вентильного преобразователя 2 на выходе звена 1 8 имеют место две развертки напряжения. Начало первой развертки определяется моментом окончания импульса от звена 17, а на гало второй развертки совпадает с моментом окончания импульса тока J

Выходное напряжение звена временной развертки напряжения 18 через нслинейный элемент 19 подается в вийе напряжения отрицательной обратной связи на вход суммирующего элемента 9 блока управления 1. При этом мгновенное значение напряжения на выходе нелинейного элемента 19 в момент формирования импульса управления вентильным преобразователем представляет собой величину, зависящую от ьеличины паузы тока. При увеличении плительности импульса тока

3 мгновенное значение напряжения отрицательной обратной связи по бестоковой паузе в момент формирования импульса управления вентильным преобразователем уменьшается, что эквивалентно введению положительной обратной связи по длительности импульса тока якоря.

В области непрерывного тока 3 пауза тока отсутствует, окончание одного импульса тока совпадает с моментом появления следующего импульса тока 3 и в точке аересе IåíèII кривой напряжения

Ц с линией опорного напряжения 0 т. е. в момент открытия очередного вентиля преобразователя 2, напряжение U на ьыходе звена 19 равно нулю. В этом ! учае в к омент пересечения линии Ц с линией УС, на входе звена. импульсно-фазового управления 10 имеет место сумма напряжений В„4 U! э.

Таким образом, в режиме непрерывного тока Д блок компенсации нелиней3 ности режима прерывистого тока 4 не оказывает влияния на работу злектропри»

BODB.

657561

В режиме прерывистого тока 3 предлагаемый электропривод имеет более стабильные характеристики по сравнению с прототипом. Это связано с тем, что выходное напряжение U áëoêà компенсации 4 определяется непосредственно величиной бестоковой паузы в силовой цепи вентильного преобразователя 2, или длительностью импульсов тока, и не зависит от других параметров электропривода, например от значений начальной фазы импульсов в звене 1 О. Воздействие на характеристики электропривода блока компенсации .4 в режиме непрерывного тока 3 исключается по самому принципу компенсации нелинейности режима прерывистого тока в предла гаемом электрон рив оде.

Так как в отличие от прототипа компенсация нелинейности характеристик электропривода в режиме прерывистого тока осуществляется без введения в блок компенсации информации о величине частоты вращения или ЭДС двигателя, такой электропривод может быть использован как в замкнутой системе регулирования частоты вращения вала двигателя, так и в разомкнутой по частоте вращения электроприво- ,да, а также в однозонных и в двухзонных электроприводах.

Указанные отличия приводят к повышению надежности и стабильности характеристик предлагаемого электропривода по сравнению с прототипом.

Формула изобретения

Вентильный электропривод постоянного тока, содержащий блок управления, состоящий из управляющего элемента, выход которого через реверсор и суммирующий элемент соединен с входом звена импульснол азового управления, и логической схемы с датчиком состояния вентилей, один из выходов которой соединен с реверсором, а один из ее входов с выходом управляющего элемента, вентильный преобразователь, вход которого через переключатель соединен с одним из выходов звена импульсно-фазового управления, один из выходов преобразова- теля подключен к исполнительному двигателю, а второй выход через датчик состояния вентилей соединен с логической схемой, и блок компенсации нелинейности режима прерывистого тока с двумя ключами, выход которого подключен к суммирующему элементу, а входы ключей соединены с логической схемой, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности и стабильности характеристик электропривода, блок компенсации содержит последовательно соединенные звено фиксации начала бестоковой паузы, состоящее из трансформатора, резистора, конденсатора и выпрямителя, пороговый элемент с двумя входами, звено временной развертки напряжения и нелинейный элемент, причем первичная обмотка трансформатора звена фиксации начала бестоковой паузы через резистор и конденсатор этого звена подключена к якорю двигателя, второй вход порогового элемента через дифференцирующую цепочку подключен к второму входу звена нмпульснофазового управления, а начало и конец вторичной обмотки трансформатора подключены к выпрямителю и, через ключи, к общей точке схемы управления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.ТесЫьсЬе МЖюб е .4ГЧ-7ehfunken, 1971, т. 61, 7, с. 371-374.

2. "Динамика вентильного электропривода постоянного тока", под ред.

А. Q. Поздеева, N„"Ýíåðãèÿ", 1975, с. 85.

657561 и, ир

Фиг.4

Фиг. Х

Составитель В Ладик

Техред Л. Алферова Корректор Г. Назарова

Редактор Н. Каменская

Заказ 2267/4 Тираж 856

IlHHHfIH Государственного комитета СССР о делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., ц. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Вентильный электропривод постоянного тока Вентильный электропривод постоянного тока Вентильный электропривод постоянного тока Вентильный электропривод постоянного тока Вентильный электропривод постоянного тока Вентильный электропривод постоянного тока Вентильный электропривод постоянного тока Вентильный электропривод постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления асинхронным электроприводом непрерывного транспорта (эскалаторов, конвейеров, канатных дорог и т.п
Наверх