Устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем

 

(61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) ЗаявлЕно 06.07.73 (2)) 1940097/24-7 с присоединением заявки ¹! 3940801/24-7 (51) М. Кл.з

,Н02 Р 6/36

Гкудаустаанньй анитат

66ивта Мнинатраа 6И1 а AIIJ!nII II>IIQII>IIIIIIII н ОтирытиЙ (2З) Приоритет

1 (4З) Опубликовано 05.07.76. Бюллетен, Ng 25- (53) УДК 62),313З33-52 (088.8) (46} Дата опубликования описания 27,09.76 (72) Авторы изобретения

A. K, Аракелян и Б. 8. Михайлов (71) Заявитель

Чувашский Государствениып университет им. N. H. ульян(2ва (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕХФАЗНЫМ

АСИНХРОНЯЬ!М ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится к области автоматически регулируемых злектроприводов малой мощности с короткозамкнутыми двигателями, используемы. ми в однофазных, в час ности в осветительных сетях.

Известно устройство для управления трехфаэным асинхронным двигателем, подключенным к однофазнсй сети, содержащее активно-емкостный элемент в свободной фазе двигателя и тиристор.

В этом устройстве симметричный режим реализуется только для вполне определенного значения скольжения асинхронного двигателя. Параметры фазосдвигающего элемента выбираются, как правило, по пусковым условиям двигателя для обеспечения необходимого пусково. о момента, Однако в рабо:ем 1б режиме, особенно прн малых нагрузках на валу двигателя.симметрия фазовых напряжений и токов может нарушиться в такой степени, что нормальная эксплуатация двигателя по условиям его нагрева, надежности и безопасности затрудняется. При выборе же па,IQ раметров фазосдвнгающего элемента для рабо птх скольжений возникает необходимость повьцпения пускового момента посредством дополнительно BKJiioI.. ченной в период пуска емкости, требующей, в свою .Ля,, очередь, дополнительной коммутационной аппарату.. ры. В момент же отключения этой емкости, носле пуска, возникают ощутимые перенапряжения в це пях статора и резкое понижение электромагнитного, момента двигателя, приводящее к его опрокидыва-!

< ни О.

Целью изобретения является обеспечение сим метричного режима работы электродвигателя независимо от его скольжения.

Изобретение позволяет получить близкий к уравновешенному регулируемый режим работ ы двигателя в относительно большем интервале нагрузок, и скоростеи; формировать желаемую пусковую характеристику двигателя, получить семейства perys! èровочных механических характеристик, пригодных дня практиче, кого пользования, снизить уровень электрических и электромагнитных потерь в, к ига тe ле, снизить габариты фазосдвигающего устройства. обеспечив бесконтактное управление элсктроприв.дом. укаэанная цель достигается тем, что в предлагаемом устройстве тиркстор включен последователь1но с фазосавигаюшим конденсатором активно-емкоеI

520683: на его выходе, т. е. сигнал U < минимален. Этот сигнал в схеме с тахомашиной равен нулю. Если задающий сигнал — UB< отсутствует, то на базу транзйсто ра

18 (фиг. 4) релейного элемента подается отрицательное напряжение, он открыт, а запускающий транзистор 19 заперт напряжением смещения,. происходит заряд конденсатора 20, что в последующем обеспечи вает сдвиг отпирающего импульса в сторону его от-, ставания по сравнению с напряжением фазы С на угот

1© A(4). Генератор импульсов 5 не работает, тнристор:

4 заперт, резистор 3 включен полностью, что усугубляет пуск двигателя из-за ограничения тока B конденсаторной фазе.

Для нормального пуска двигателя до желаемой скорости задатчиком 9 подается положительная разность напряжений j U „- U ) на базу транзистора 18 релейного элемента, последний закрывается, что обуславливает переключение релейного элемента

8. В результате этого переключения на базу запускаA ющего транзистора 19 подается сигнал, компенсирую-, ) щий напряжение смещения. Таким образом,под дейст вием синусондального напряжения генератора синусоидальных импульсов 7 запускающий транзистор 19 @ формирует запускающие импульсы, дифференцируемые конденсатором 21, подаваемые на вход генератора импульсов 5. Одновременно происходит отпирание транзистора 22 и разряд конденсатора 20, что препятствует быстрому запиранию транзистора 23. Этим

Я и обеспечивается временное изменение угла сдвига импульса генератора импульсов по отношению к аноднпму напряжению, снимаемому между фазами двигателя. Тиристор 4, открываясь, шунтирует демпфируе енно плавное напряжениеь, на фаэосдвигающей емкости 2, на кото-

35 рое подключен трансформатор 13, (в свою очередь нагружаемый па обмотку управления 14 магнитного усилителя через выпрям7 тель 15) и током в главнои фазе двигателя. Пропорциональный этому току сигнал через выпряь чтель 16 подаеп я на обмо ку 17.

Обмотки управления 14 и 17 включаются так, что

Нх намагничивающие силы направлены встречно. Обмотка смещения используется для формировании нужной выходной характеристики магнитного усилителя в процессе настройки схемы.

Пуск двигателя осуществляется следующим о6разом. При подключении к питаю1цей сети фаз на третью фазу подается напряжение через фазосдвигающий кон-, .! денсатор 2. Уровень этого напряжения в последующем .

1 меняется в зависимости от скольжения двигателя. Дей-; ствие сигнала, пропопционального этому напряжению, . особо проявляется со снижением скольжения, когда напряжение возрастает примерно 1,5-2 раза. Сигнал жс от токовой обратной связи максимален в об- g5 ласти больших скольжений, когда по главной фазе А;

f течет наибольший ток двигBTGJIII. Поэтом> в первый момент пуска на входс мап1итного усилителя имеет место 17РимсРиос jIIIBOHc7B0 1им7гни IHBIII01IIIIx cIUI.

П0370му млгнитиь1и усилитель 1 за11е1)т, а сигнал

)... Й

1ного элемента и параллельно резистору укаэанного элемента, при этом управляющий переход тиристора соединен с блоком управления, на вход которого подан сигнал обратной связи по скольжению.

На фиг, 1 и 2 приведс,ны два варианта предлагаемого устройства; на фиг. 3 — векторная диаграмма

/, цепей асчнхронного двигателя, построенная по первым гармоникам напряжения и тока; на фиг. 4 -эЛеI ментная схема блока управления.

На асинхронный двигатель 1 подано напряжение двух фаз питающей сети, а третья фаза двигателя через фазосдвигаюйий конденсатор 2 и демпфирующив резистор 3 подключена к одному иэ двух сетевых зажимов в зависимости от желаемого направления вращения механизма. Демпфирующий резистор 3 частично или полностью, что определяется при расчете параметров фазосдвигающего утсройства, шунтируется одним полупроводниковым вентилем (тиристором) 4 управляемым, например, посредством полупровод-никового генератора импульсов 5. Генератор 5 работает в ждущем режиме, и запуск его осуществляется узлом 6 в сочетании с источником синусоидального напряжения 7. 1 елейнь7й режим работы системы в целом обеспечивается полупроводниковым реле 8 и регулируемым коэффициентом возврата (йо ).

На входе релейного элемента сравниваются два сигнала: задающее напряжение (U ), снимаемое с датчика скорости 9, и напряжение обратной связи (U ), снимаемое спотенциометра 10или таас хомашины 11 (фиг. 2). Сигнал обратной связи (на фиг. 1), снимаемый1с выхода дроссельного мапппного усилителя 12, определяется переменными системы 1 ющии резистор 3, обеспечивая одновр м изменение напряжения (тока) в конденсаторной фа- зе двигателя от минимального до его максимального значения. Пуск двигателя 1, имеющего сопротивление короткого замыкания », происходит при макск симальной эквивалентной емкости фазосдвигающего элемента 7, обеспечивающе Й расчетный пусковой м1 мент двигателя (фиг. 3) .

По мере увеличения скорости вращения ротора двигателя возрастает регулирующая. н. с. подмагничи. вания магнитного усилителя 12 (или же напряжения на зажимах тахомашины 11), вызывая его на-ьнцение.

Теперь сигнал на входе релейного элемента 8 U, определяемый разностью UBÄ вЂ” Uî с, ум пытается.

По достижении этой разностью величины нечувствительности релейного элемента11Л.. — U =ь0 О>, он опрокидывается, и тирнстор 4, эак17ываясь, вводит резистор 3 в конденсаторную фазу двигателя.

Этим обеспечивается перераспределение напряжения между резистором 3 и конденсат ром 2 и реализуется тем самым плавное снижение его уровня на фазовой обмотке двигателя. В таком состоянии схемы далы1ейил1й рост скорости двигателя прекращаетI .. ся. Снижение же скорости приводит к повышению наlF 1.. 1 т б о (G. 1) е

S

:пряжения на входе релейного элемента и к olmlPewl ) тиристора 4. В дальнейшем этот процесс повторяется и по Måðå достижении заданной скорости переходит . в автоколебательный режим. Устанавливается стабильный режим вк. почения и отключения резистора 3, :благодаря чему поддерживается необходимая эквивалентная емкость конденсаторной фазы и заданная скорость двигателя, С изменением уставки установившейся скороi (сти двигателя (U у или нагрузкй на его валу при, заданной скорости частот» включения шунтирующего

, тиристора 4 изменяется, что приводит к снижению либо повышению эквивалентной емкости фазосдвигающего элемента и тем самым способствует поддержанию

1 уравновешенного режима двигателя.

Для схем фиг. 1 справедливы следующие урав-! пения напряжений и токов:

0=1.1 «-Ц; U = 1т +.тт «. гт

A В

=I; l .z, =U -0

А В С С К К К К R

Решение этих уравнений относительно токов с ,учетом ихпримой (1 1 и обратной (1 ) после. доватет ьностей и в последующем совместное реше- ние этих токов позволяет получить зависимость вектора комплексного сопротивления фазосдвигаюI щего элемента:

683

Демпфирующее сопротивление подбирается по условию работы двигателя на рабочей скорости; ! М эР. ср.

= - б Ъ Х. (а.а — 1) е ср

Ь. (где Ь - модуль полного сопротивления двигателя ! для рабочего скольжения, 6 = 5:Р -, Ч ср - угол сдвига межпу током и напряжением при рабочем скольжении. !

Таким образом,по известной пусковой емкости . и необходимой эквивалентной рабочей емкости фаза ! сдвигающего устройства определяется демпфируто щее сопротивление R . Его величина берется эа-! вышенной, с учетом частоты включения,а -К.а,; „= /F.е

В

:где Р - частота включений шунтирующего тири. стара, Выбранное сопротивление рассчитывается на !

IýêâèâàëåíYíûé фазовый ток двигателя. @ Средняя скорость на участке включенного и отключенного состоя шй электродвигателя определяется следующим образом:

t8 о ю= ((!!!+!!! (!!1! Да,+и! !!.!)!а, о а Р räe

Ь !

7 Х П у (ц2- 1 ) ск. эк ик ск.где Ъ - полный импеданс фаэосднигающего экеяк мента при пуске двигателя;

7, - модуль полного сопротивления двигателя сх при S= 1;

- угол сдвига между током и напряжением си двигателя. комплекс полного сопротивления дви-! гателя прямой последовательности при данном скольжении; Т

Оа p - поворотный вектор.

Графическая интерпретация комплексного коэффициента при векторе Ь проиллюстрирована на фиг. 3 в третьем квадранте, а комплексное сопротив. ление — в четвертом. Из векторной диаграммы фиг. 3 следует, что автоматическое регулирование эквивалентной емкости сопряжено с одновременной компенсацией потребной реактивно," мощности для уп,1эавляемого в рассматриваемой схеме асинхронного двигателя.

Расчет фазосдвигаюшего элемента веде гся по двум условиям: пусковому и рабочему.

Выбор фазосдвигающей емкости по условиям пуска производится так:

6 о где1ВФ. - соответсгвенно время включения и (отключения шунтирующего сопротивления иристор! ,< g(t)>ll!-!q (t) — изменение скорости при разбеге и за-! медлении двигателя; щ iв — значение скоростей, при которых llpo ! (исходит отпирание и запирание тиристора.

;Если воспользоваться уравнением пвиж ния пр

49 вода д я у астка разбега

М-M =J — с и для участка замедления

duo

46 !

-2ч = J — i с . где М М вЂ” электромагнитный момент двигателя ! и момент сопротивления механизма, 0и Б,р,U < — соответсгвешго номинальное напряж яя we двигателя и его составляющие прямой и абратн последовател ности, то средняя скорость с достато ной для практики точносгью будет: ьв i ts в. = 1 — ш.

) ор О, ф +t k t. +t о в

520683

Частота автоколебаний будет. зависеть от постоянной времени релейно-фазового блока управления

5, устройства. — Т: !

М

<-о,E7(s-- v") 3+ õàè. М

1 (М„-М

T ЕМ М Т(1-U") где U — фазное напряжение двитателя при 4 = О ! в относительных единицах;

2 — момент инерции системы электропривода;, О

Мд- граничный момент двигателя, развиваемйФ в естественнойсхеме включения и номинальном напряжении питания.

Анализ полученных основных соотношений показывает„что повышение установившейся скорости до скорости, близкой к скорости холостого хода двигателя, или разгрузка двигателя по моменту на заданной скорости приводит к снижению частоты включения демпфирующего резистора, что то же самое, к уменьшению эквивалентного емкостного сопротивления фаэосцвигающего элемента. При о6ратном изменении этих переменных частота увеличи-, вается, значит растет эквивалентное емкостное сопро . тивлелие контура, автоматически приспосабливая та- ажесткость механическойхарактеристики ьм 1" А êc О 4-К где — коэффициент отрицательной обратной связи по скорости;

К вЂ” коэффициент неравномерности скоросС

36 ким образом двигатель к режиму, близкому к уравновешенному, формула изобретения у устройство для управления трехфазным асин- . хронным электродвигателем, подключенным к однофаэной сети, содержащее активно-емкостный weмент в свободной фазе двигателя и тиристор, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения симмет@ ричного режима работы электродвигателя от его скольжения, тиристор включен последовательно с фазосдвигающим конденсатором активно-емкостно-.с элемента и параллельно резистору указанного we мента, при этом управляющий переход тиристора соединен с блоком управления, на вход которого додан сигнал обратной связи по скольжению.

520683, Составигель В. Кузнецова

Техред А. Демьянова Корректор Н, Ковалева: Мдактор В, Фельдмаи

Заказ ЗЯбаУ233

Филиал ППП Патенз", r. Ужгород, ул. Проектная 4

Тираж 882 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитет» Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4

Устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем Устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем Устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем Устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем Устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем Устройство для управления трехфазным асинхронным электродвигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления асинхронным электроприводом непрерывного транспорта (эскалаторов, конвейеров, канатных дорог и т.п
Наверх