Способ каталитического кретинга тяжелого нефтяного сырья

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

«>659598

CIiKI3 Сввв ывх

Ссакзякгкчинюх

Ренфлнн

161) Дополнительное к авт. свил-зу— (22) Заявлено 16.02.77 (21) 2453731/23-04 (51) М.К."..- С 10 б 11 16 с ".ðècoåä Iíåíèåì заявки ¹â€”

Гасудараменных каниит (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.04.79. Бюллетень ¹ 16 (53) УДК 665.53.07 (088.8)

fiO J_#_Bi!N 8 6рв и в вярьл,ий (45) Дата опубликования описания 29.05.79 (72) AI-:ICPI.I изобретения.С. Н. Хаджиев, И. К. Романкова, А. М. Головенко, О. И. Светозарова, В. И. Федосеева, В. П. Трофимова, Э. П. Левашова и Л. Б. Головащенко (71) Заявитель

{54) СПОСОБ КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА

ТЯЖЕЛОГО НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ

Изобретение относится к способам ка raëè TII÷åc (oro крекинга нефтяного сырья

II может быть использовано в нефтеперерабатыва1ощей промышленности.

Известен способ каталитического крекинга, проводимый в контакте сырья с восходящим потоком катализатора (1).

По этому способу осуществляют -последовательно контактирование катализатора с различными видами углеводородного сырья в нескольких стояках-реакторах.

В один из л ирт-реакторов возможна подача смеси ззкоксованного и регенерирован»ого катализаторов.

Наиболее близким к изобретению является способ каталитического крекинга тяжелого нефтяного сырья путем контактирования после„него с восходящим потоком катализатора (2).

Вместе с сырьем в пеактор каталитического крскинга подают только часть сВежего или регенерирова нного катализатора.

Остальнсе ко.-:ичество катализатора подают в реактор по ходу потока.

Недостаток способа заключается в невозможнссти регулирования температуры по ходу потока катализатора и сырья.

Целью изобретения является повышение эффективности процесса за счет регулироваиия температуры потока катализатор: сырья.

Поставленная цель достигается описываемым способом каталитического крекинга тяжелого нефтяного сырья путем контактирсванпя псслсднегс в резкторе крекинга с восходящим»атоко.:1 катализатора с подачей в нижнюю час-,ь рcêêòoðà частично регенерированного катализатора с температурой 550 †5 С, cQ..:cð>Hà»ècì остаточного кокса 0,5 — 0,8,/ масс., в среднюю часть реактора — регенсрированного ка тализатора с температурой 600 — 630 С и содержанием остаточногс коксз 0,1 — 0,2 "> масс.

Предпочтительно крекинг в нижней части реактора проводить при температуре

460 †4" С, весовой скорости подачи сырья

150 †3 ч-, скc:îc-.ii паров сырья 10—

20 12 л сск, крекинг в средней части реактора — при температуре 610 †5 С. весовой скорости подачи, сырья.20 — 30 ч, скорости паров сырья 2 — 3 и."свк. Предпочтительно подавать частично регенерироваиный и регенерировзнный катализатор в весовом соотношен.щ от 1: 1,5 до 1: 2.5.

Отличительные ппизнзки способа заключаются в подаче в нижнюю часть реактора частично регенерп, GBBHHoI катализатора, в среднюю часть — рсгенерированиого ка659598

Па рафино-нафтеновые

Ароматические углеводорады

Смолы

50,0 тализатора, имеющего вышеуказанные температуру и содержание кокса, а также в предпочтительных условиях проведения способа.

47,6

2,4

В качестве катализатора крекинга используют порошковый цеолитсодержащий катализатор с активностью 46 — 50 пунктов.

Фракционный состав, о/о масс.

До 350 С

До 500 С

Выше 500 С

19,6

68,7

31,3

В низ прямоточного реактора подают частично регенерированный катализатор с температурой 570 С и содержанием кокса на катализаторе 0,6 масс. (40/о от общего количества циркулирующего катализатора) и сырье с температурой 350 С.

В среднюю часть реактора подают дополнительное количество регенерированного катализатора с содержанием кокса 0,2О/о масс. (60О/о от общего количества циркулирую щего катализатора) с температурой

630 С.

3акоксованный катализатор регенерируют в,двухсекционном регенегаторе кислородсодержащпм газом (гоздухом). Температура в первой секции составляет 570 С, во второй секции 630 С.

Условия крекинга в нижней части реактора: температура 480 С, весовая скорость подачи сырья 200 ч, скорость паров 10 л /сек.

Условия крекпнга в средней части реактора: температура 530 С, весовая скорость подачи сырья 20 ч —, скорость паров

3 л/сек.

В качестве катализатора используют цеолитсодержащий катализатор Цеокар-2, имеющий насыпную массу 0,75 г/слР и активность 47 пунктов, состава, /о. А40Э 9,4;

Si0, 86; Na,O 0,3; Zn 0, 2,9.

Групповой углеводородный состав, оп- 55 ределенный адсорбционным методом, /о Качество бензина, легкого и тяжелого масс.: газойля представлены в таблице.

Регенерацию катализатора осуществля- l0 ют кислородсо)деря<а щим газом при температуре 550 — 650 С в кипящем слое.

Способ иллюстрируется чертежом.

Исходное сырье, поступающее по линии l5

1, подвергают легкому крекингу (облагораживанию) в нижней части прямоточного реактора 2 в присутствии порошкового частично регенерированного катализатора, подаваемого по линии 8. Продукты реакции 20 вместе с катализатором проходят в среднюю часть реактора 4.

В среднюю часть по линии 5 дополнительно вводят регенерированный катализатор, 25

Катализатор и продукты реакции из прямоточного реактора поступают в сепаратор-десорбер б. Продукты крекинга из сепаратора-десорбера по линии 7 направля- 30 ют на фракционирование, а катализатор— в зону десорбции 8. Отдувку продуктов реакции с поверхности катализатора осушествляют водяным паром, подаваемым по линии 9. Закоксованный катализатор из зо- 35 пы десорбции 8 по линии 10 направляют в регенератор 11. Регенерацию осуществляют в кипящем слое кпслородсодержащим газом, па даваемым по линии 12.

Частично регенерированный катализатор направляют в реактор 2 из средней части регенератора 11; регенерированный катализатор направляют в реактор 4 с верха кипя|щего слоя регенератора.

Пример. Каталитическому крекингу подвергают мазут сернистой нефти, имеющий следующие характеристики: плотность

Р4 0,9237; содержание серы 1,77 /о масс.; 50 коксуемость 5,37 /о масс.; температура застывания 14 С; вязкость кинематическая п р и 80 С 16,55 с Ст.

При этом получают газ, включая углеводороды, /о масс.: С 3,4; пропан-пропиленовую фракшпо 5,2; бутан-бутиленовую фракцию 10,2; дебутанизированный бензин

С;, 195 С 30,0; легкий газойль (фракция

195 — 350 С) 22,9; тяжелый газойль (фракция 350 С 120 кокс выжигаемь1й 15,3.

659598

Легкий газойль (фракция

195 — 350 С) Тяжелый газойль (фрак|и:я.-350 C) Показатели

Бензин

2,

0.7621

0.9100

0,9990

347..353 т -т .t 95

0,29 !

2,35

2. 70!

38

34

-18 0

46.0

8,0

82

94 ( (г 1

19.7

10.0

+!7 2 J

Плотность;.4

Фракционный состав по ГОСТ

21?7 — 86: т мпеоатмра вача ча пе!)егокки, С тем.".ература конца перегонки, С

Давление вась.гцепных паров,,ч,н рт. ст.

Содержание серы, масс.

1!одное si.ело, г йода на 100 г углеводороды непредельные парафино-иафтеновые ароматические

Смолы

Октаново. число с 0,82 г ТЭС!кг

Mo Top H bi !i метод !

:ññëå 0âãòåëbñêè0:,;åòîä

Б"-.ç:;;::ññòü кинематическ:, сСт: при 20Я С при 80 С ири 100= С

Температура застывания, С

Таким образом, способ, согласно изобретению, позволяет регулировать температурный режим по ходу потока катализатора и сырья, осуществлять в одном аппарате облагораживание тяжелого сырья и крекинг облагороженного сырья в различных режимных условиях.

Формула изобретения

1. Способ каталитического крекинга тяжелого нефтяного сырья путем контактирования последнего в реакторе крекинга с восходящим потоком с порционной подачей катализатора в реактор по ходу потока, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности процесса, в нижнюю часть реактора подают частично регенерированный катализатор с температурой

550 — 570 С и содержанием остаточного кокса 0,5 — 0,8% масс., в среднюю часть реактора подают регенерированный катализатор с температурой 600 — 630 С и содержанием остаточного кокса 0,1 — 0,2% масс.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что крекинг в нижней части реактора проводят при температуре 460 — 480 С, весовой скорости подачи сырья 150 †3 ч-, скорости паров сырья 10 — 12 л, сек.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что крекинг в средней части реактора проводят при температуре 510 — 550 С, весовой скорости подачи сырья 20 — 30 ч,—, скорости паров сырья 2 — 3 л/сек.

4. Способ по и. 1, отличающийся тем, что частично регенерпрованный катализатор и регенерированный катализатор подают в весовом соотношении ат 1: 1,5 до

1: 2.5.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент ClllA ¹ 3679576, кл. 208-74, оп бл. 1972.

2. Патент США ¹ 3639228, кл. 208-158, опубл. 1972 (прототип).

659598

У: !

I ! !

J ! ! . !

:! ,! !

Состав:.пель H. Королева

Редактор В. Минасбекова Текред Л. Орлова Корректор С. Файн

Заказ 308/503 Изд. № 296 г Ра к 520 одпксиое

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и очкрь!тий !

13035, Москва, уК-35, Раушская наб.. д. 4j5

Тип. Харьк. ф. л, пред. «Пате!!т!»

Способ каталитического кретинга тяжелого нефтяного сырья Способ каталитического кретинга тяжелого нефтяного сырья Способ каталитического кретинга тяжелого нефтяного сырья Способ каталитического кретинга тяжелого нефтяного сырья 

 

Похожие патенты:

Реактор // 388774

Изобретение относится к технологии переработки углеводородного сырья, в частности к процессу каталитического крекинга нефтяных фракций до бензина при одновременном получении бутан-бутиленовой фракции (ББФ), обогащенной изобутиленом

Изобретение относится к способам термокаталитической переработки нефтяного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, в частности, оно может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности для переработки нефтяного сырья с целью получения олефинов и высокооктанового бензина

Изобретение относится к установке для проведения термокаталитических процессов нефтепереработки и нефтехимии

Изобретение относится к нефтехимической технологии и касается способа химической переработки нефти и нефтяного сырья на основе каталитической конверсии в моторные топлива и химические продукты

Изобретение относится к способам получения бензина и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к способам получения высокооктанового бензина (АИ-93) путем каталитического крекинга нефтяного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности
Наверх